Модная карманная книжка

Пауло Коэльо. «Дьявол и сеньорита Прим».
«Модная карманная книжка»

          Довелось мне как-то оказаться на якобы интеллектуальном слёте девочек-студенточек. Третьекурсницы гуманитарных вузов решили обсудить хорошую литературу. Я должна была писать материал в газету об этом сборище местного значения. На эту встречу я шла с надеждой, что мне повезёт, и я унесу с собой кусочки интересного текста, строчки неподдельных откровений, тезисы объективных мнений и литературный талант в чистом виде. Увы, этого не случилось. Молоденькие эстетки цитировали всем известного автора, взахлёб упивались новизной его мыслей и доставали из маленьких брендовых сумочек карманные книжонки с яркими закладками в любимых и часто цитируемых местах. Обсуждать дамы и господа планировали роман Пауло Коэльо… «Стоп!» – сказала я себе. Мне было уже не важно, какой это будет роман… Фамилия этого автора как-то незаметно стала синонимом скуки, нарочитой глупости и уверенности в своей исключительности.
          Пауло Коэльо – бразильский писатель, который никого не оставляет равнодушным. Читатели его либо любят любовью граничащей с безумием, либо так же неистово ненавидят. Надо отдать ему должное, человек со средними литературными способностями сумел не увязнуть в болоте под названием «нейтральность». Я обычно стараюсь не верить на слово критикам, издателям и литературоведам. Чтобы не оказаться в ситуации «я не люблю помидоры, потому что их не пробовала», я решила прочесть мысли этого бразильского псевдо-мудреца и составить своё человеческое мнение о его литературных трудах. Я глотала суть этих карманных книжек как удав кролика. Незаметно прочитались сверхпопулярный «Алхимик», «Вероника решает умереть», «11 минут» и «Дьявол и сеньорита Прим». И что после? Несколько штук карманных книжек, потраченные деньги, убитое время, открытые кавычки и – пустота.
          На встрече интеллектуального литературного клуба пришедшие решили разобрать по косточкам роман «Дьявол и сеньорита Прим». Я уже была знакома с этой литературной жвачкой, состоящей из нудного повествования, чужих притч и, как мне кажется, не особо грамотного перевода. Интеллектуалы пели оды (очень косноязычные) этому роману, а я в уголке чёркала ручкой в блокноте, выводя категоричное: «НЕ ЧИТАТЬ!» Почему этот роман лучше не читать? На этот вопрос можно было бы ответить просто – потому что есть много другой качественной литературы. Это самый несложный способ избавиться от плохого чтива – взять хорошую книгу. Но лучше всё же понять, почему книга не стоит нашего внимания.
          Роман «Дьявол и сеньорита Прим» написан автором в 2000 году и является частью трилогии «И в день седьмой». Это произведение можно читать, не читая при этом остальные романы трилогии. Сюжет романа прост: в маленький городок приезжает некто и привозит с собой золотые слитки. Жителям этот незнакомец предлагает отдать всё золото, но с условием, что они совершат убийство. Вот такая нехитрая завязка. А дальше? А дальше начинается коэльевская самоуверенность в том, что он открывает людям истину. С самого первого предложения начинает тянуться унылое повествование. Я всегда оправдываю много букв, но не тогда, когда слова пустые. Иногда эта пустота украшается чужими на сто раз интерпретированными притчами, которые автор почему-то выдаёт за свои. Он уверен в том, что до него вы этого не читали, не знали и, наверное, не узнаете. За время чтения этой небольшой книги у читателя меняются эмоции. Скука постепенно трансформируется в раздражение. А на смену раздражению приходит ощущение, что тебя втянули в глупое и бесполезное занятие. Текст и мысли автора очень примитивны, точь-в-точь как в затянутых мыльных сериалах. Но в сериалах хотя бы есть интриги и страсти, которые держат зрителя в своих тисках. В романе Коэльо этого нет. Там всё пресно, вторично, много религиозных рассуждений, которые были сказаны задолго до рождения автора.
          Постоянное заимствование чужих идей – вот что является фишкой автора. А те, кто мало читает или не силён в хорошей литературе – аплодируют философу-простаку за то, что он сделал эту выжимку, удалив из неё многие важные вещи. И извечная тема добра и зла уже не выглядит такой мучительной. Коэльо сказал: «Это просто!» И его последователи верят автору. Они растаскивают его примитивные слова по статусам для соцсетей, иногда даже не осознавая, о чём идёт речь в этих коротких фразах. Такова нынче современная философия.
          Поделюсь историей из личного опыта. 12-летняя дочь моей приятельницы позвонила, чтобы обсудить роман «Дьявол и сеньорита Прим». Она сказала так: «Прочла я эту сказку. Детский сад какой-то… У меня возник только один вопрос: почему городок, в котором происходит всё то, что описано в книге, называется как кошачий корм?» Я улыбнулась. Маленькая девочка не разобралась с ударением в названии населённого пункта и, сама того не подозревая, обозначила кратко суть этой книги. Кошачий корм для читательского ума.
          Удивительно, что этот роман попал в рейтинг «1000 книг, которые нужно прочесть». Прочитав роман, я убедилась в том, что если вы не фанат Пауло Коэльо, то вам эту книгу лучше вообще в руки не брать. Это второсортная сказка, где рассуждения о добре и зле слишком уж замусолены, слишком скучны и слишком чужие. А в конце все довольны и счастливы, кроме вдумчивого читателя.
          Искушённые читатели тем более не оценят эту «литературную воду». Их с первых строк будет раздражать скучная серьёзность, отсутствие юмора в целом и качественных шуток отдельных героев. Здесь читатель не найдёт сложных литературных приёмов, контекстов, жонглирования смыслами и всего того, что украшает умный текст. Часто романы автора очень затянуты. Сам он не стесняется называть ЭТО романом. Хотя, если отбросить лишнюю мишуру, то любое его произведение тянет всего лишь на новеллу или притчу. Может, поэтому Коэльо и печатают в маленьких карманных книжках, чтобы они смотрелись весомей. Встав на дорожку под названием «Романы Пауло Коэльо», читатель постепенно перестаёт думать: ему всё рассказали, разжевали, а ум – да зачем он нужен. Убийство интеллекта – не иначе. А автор меж тем несёт гордое звание Маг всея мира.
          Когда-то Коэльо предпринял поездку на поезде по России. Сколько пафоса было во всём этом. Он ехал в благополучном вагоне с дорогой посудой и хрупкими бокалами. А за окном маячил скучный лес – чем не обстановка для философии. Доехал он и до Сибири. У нас в городе его встречали власти, журналисты, богема и я – случайно оказавшаяся на вокзале… Такого раболепия я не видела давно: и зонт над ним держат, чтобы сибирский дождь его не намочил, и дифирамбы поют, и под руки ведут… А он только смотрит странно на жителей тайги. Я задумалась: сколькие из встречающих читали его книги? Романы Коэльо – это наименьший путь сопротивления духовных исканий. Прочтите их сотни, но сакральное вам так и не откроется… Зато появится много цитат для соцсетей – а что, тоже ценно.
          Не тратьте время на роман «Дьявол и сеньорита Прим». Вискас может даже повкусней будет. На полке в магазине над книгами Коэльо кто-то в шутку написал: «Романы для блондинок и тех, у кого нет…». Но на продажах это не отразилось…

Выражаю сугубо свое мнение и никого не хочу обидеть.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.