Симферопольский Дали

 
Крым богат своей историей. Крым богат знаменитыми людьми, отдыхавшими или даже некоторое время жившим в нем. Все это знают. Музейные работниками десятилетиями умиленно рассказывают об этом и изучают каждый их шаг. Все правильно. Есть чем гордиться. Есть о чем рассказать хлопающими глазами и ушами отдыхающим. Единственное плохо, это когда при этом забывают о местных талантливых жителях, заслуживающих пристального внимания. Художниках, поэтах и других творцах прекрасного и интересного. Как говорится – Нет пророка в своем отечестве. Вот я и решил вспомнить об одном из них. Был такой художник - бывший летчик симферополец Чиликов М. А. Это семидесятые, начало восьмидесятых. Хороший пилот, достойно отслуживших и ушедший на пенсию. Но еще молодой, еще сильный мужчина не уходит, взявшись за бабушкину ручку на дачу. Не целует в розовые попки внуков, не писает от радости при виде зеленых огурчиков в огороде, а становится художником. И не просто художником, а талантливым творцом. Запричитали тоненькими голосочками дамы – Миша, а как – же огурчики! На фига тебе это надо!? Лучше бы огород вскопал. Но мужик есть мужик. Отбросил Миша ненавистную тяпку – Ша, бабы! Молчать! Может, настал мой день, о котором я мечтал еще мальчишкой, рисуя сказки и животных! А огурцы я вам куплю на рынке. Чай лётческая пенсия позволяет. Потупили глаза бабы. Вздохнули. Махнули рукой – Совсем сбрендил на старости. Поменял огуречно – помидорное счастье на какие – то кисти, резцы. Ну, пущай. Лишь бы не пил. Среди военных художники встречаются редко. Сам девять лет носил погоны – знаю. Народ подневольный, жестковатый, не принадлежащий себе. Тут не до творчества. А если таковы и встречаются, то начальники быстро отшибают все творческие схватки. Духовный аборт и ни каких делов. Ведь не может быть младший по званию культурнее старшего. Это уже вопрос субординации. А кто не желает аборта, того ожидают кресты вместо звездочек на погонах. Поэтому творческих офицеров начальство недолюбливает. Видя в них потенциальных бунтарей лишенных главного на службе - чинопочитания. Но дело даже не в этом, а в том, что художник, натура ранимая, свободная и разгильдяйская. Личность не предсказуемая а, следовательно, опасная. Да и за карьеру не держится, что самое ужасное. А кто ни за что не держится и ничего боится, тот самый страшный человек на свете. Так мне внушал мой мичман. За редким исключением, конечно. И все – же среди военных иногда встречаются художники. Есть такая аномалия. Правда, в большей степени реалисты. Это когда небо только голубое, а море только лазуревое. И никаких черных квадратов. А тут на те вам. Офицер, а по совместительству Сальвадор Дали в дереве. Может и наоборот. Бывший летчик романтику неба успешно переносит в романтику дерева. Видя в материале внутреннюю силу и красоту. Он любуется пластичностью веток и переплетением корней. Красотой структуры и философией природы. Все как у людей. Вкривь да вкось. Да, через пень – колода. Но в этом и заключается вся прелесть нашего бытия. Летчик превращается в увлеченного мастера и талантливого художника по дереву в стиле корнепластики. Или флористического искусства. В неприглядных на первый взгляд корягах он видит образы глубокого и далекого славянского фольклора. Сказочные лица и морды, уходящие своим смыслом далеко в небо. И с помощью резцов и молотка убирает лишнее. Обнажая образ, дремавший под корой или верхним лубочным слоем. Внося лишь незначительные поправки. Шлифовка и покрытие спецсоставами , более ярко раскрывает красоту природы. Потертые временем крымчане и гости, помнят его композиции из дерева в фойе старого симферопольского аэропорта. Его удивительные сказочные работы, украшали внутренние пространства многих крымских объектов здравоохранения. Гордо хранились в ялтинском музее " Поляна сказок".
Искусство корнепластики , является древнейшим в мире. Это естественно. Во все времена были люди, восхищавшиеся природой. В нашей стране наибольшее развитие этот вид искусства получил в семидесятых. Им увлекались поколения туристов - путешественников, геологов и вахтовиков. Кто - то из капа (наросты на стволах) в свободное время под песни Висбарга изготовлял чаши, обнажая с помощью резца и шлифовки удивительной красоты свиеватости структуры, а кто – то вырезал пластичные или наоборот корявые фигурки из корней и замысловатых веток. Дарил любимым или знакомым в качестве прикола уважения. Ведь ручная работа, это вам не зайчик пластмассовый. Но все - же, как правило, работы носили любительский характер. Правда, не без полета фантазии, безусловно. Что, кстати, самое главное. Далеко не каждый художник - профессионал этим даром природы обладает. И не каждый признается, что его нет. У Чиликова же очень гармонично сочетался профессионализм хорошего скульптора с полетом фантазии талантливого любителя не ограниченного академическим образованием. Ну и золотые руки, конечно. Как без них? Это вам не огурчики выращивать. Его деревянные образы плавно переходили друг в друга, неся удивительную доброту и свет. Поэтому я и называю его Дали в дереве. Помимо таланта этот летающий художник отличался высочайшей производительностью и женской выносливость. Дятлу на дереве было бесполезно соревноваться в длительности долбежки с этим упорным до фанатизма человеком. Чиликов, долбил стволы, коренья и все деревянное подряд. Чуть ли не круглосуточно. Словно наверстывал годы службы, когда было не до художества. А может добрыми образами глушил тяжелые воспоминания детства. Военные жестокие годы. А может дамы его достали своими огурчиками и вечными хозяйственными проблемами. Кто знает, кто знает. Даже небольшие деревья в его руках преобразовывались в произведения искусства. Некоторые из них достигали высоты 3 и более метров. И все вручную. Это сейчас какие угодно пилы. . А раньше только бензопила " Дружба", на которой можно было улететь или пахать огород. Радуйся. Ну и как? Впечатляет? И меня впечатляет. Да еще и как. Работы, при этом не теряли высокой художественной ценности. Любимые родственники, конечно, горько плакали при виде не вскопанного поля на даче. Но что поделаешь. Творчество, вещь одержимая.
Офицер, а по совместительству Сальвадор Дали в дереве создал множество интересных и очень сложных произведений из дерева. Ведь это не писать природу на пленэрах, попивая пивцо. Это тяжкая работа скульптора. Когда на гора выходят не легкие художественные полотна, а трех метровые деревья с объемными скульптурами и многочисленными горельефами и барельефами. Бывший летчик романтику неба, плавные виражи самолета успешно перенес на романтику резьбы по дереву. На пластику напоминающую виражи самолета. На  напряженность изгибов и удивительную внутреннюю структуру. В которой можно увидеть не только время,но и целое небо. Каждый виток на срезе – отрезок жизни. Каждая красивая свилеватость, на самом деле, как и у нас – проблема. Которая даже резцу с трудом поддаётся. Летчик превратился в увлеченно мастера и талантливого художника по дереву в стиле корнепластики. В неприглядных на первый взгляд корягах он видел персонажей русских народных сказок, а с помощью резцов и молотка освобождал их от лишнего. Шлифовал, покрывал воском или лаком и показывал благодарным зрителям
Но прошло время. Художника Константина Коровина, который еще при царе горохе наездами бывал в Гурзуфа, все помнят. А вот не менее талантливого симферопольца Чиликова забыли .
Но я не забыл. И, захотел восстановить справедливость. Даже если она никому и не нужна. Некогда в ялтинском музее " Поляна сказок" была его замечательная работа " Дерево сказок" . И я, будучи реставратором пытался продлить ей жизнь. Получилось. Но, не на долго. Предгорье - агрессивная для дерева среда. Что поделаешь.
14 января 2023 года мною была закончена работа по мотивам Чиликовского дерева сказок. Конечно, она сугубо авторская, но в знак уважения к забытому симферопольскому художнику я ее назвал также " Дерево сказок".


Рецензии