Компетенция и творческий процесс

Авторы: Руслан Галифанов, Реджеп Карлиев, Геннадий Галифанов

            Нельзя с уверенностью утверждать, что творческий процесс напрямую зависит от  уровня образования, но с достаточной долей уверенности можно утверждать, что объем имеющихся знаний в сочетании с талантом их практического применения является важнейшим катализатором создания новых устройств, технологий и материалов.  В свою очередь, общая грамотность и объем профессиональных знаний во многом зависят от особенностей личности и характера обучения. Не секрет, что желание овладевать знаниями выражено у разных лиц неодинаково. Есть откровенные лентяи, переползающие из класса в класс, из курса в курс с запасом минимально усвоенных знаний. Однако это не значит, что у них отсутствует творческий склад ума. Очень даже возможно, что благодаря природной лени, они будут изобретать какие-либо облегчающие труд новшества, если же почувствуют интерес к их созданию, могут даже превратиться в неутомимых тружеников. Есть с железобетонным усердием и усидчивостью вколачивающие в себя знания учащиеся. Усвоенные знания для них, как таблица умножения - истина в последней инстанции. Такие личности, очень полезны в качестве экспертов и консультантов при решении различного рода научно-технических проблем. Вместе с тем вследствие консервативности мышления им трудно поддается решение изобретательских задач. Есть также те, кто, не прилагая особых усилий, схватывает знания на лету. Благодаря такому дару они быстро осваивают различные профессии, легко шагают по жизни и успешно решают изобретательские задачи.
           Ученый, изобретатель - не те специальности, которым можно обучить в образовательных заведениях. Можно получить хорошие знания по химии, физике, биологии и т.д. Но что касается наблюдательности, пытливости ума, творческой фантазии и выходу за пределы известного, эти качества определяются в основном природными задатками, хотя развивать их в какой-то мере могут специальные тренировки ума. Не каждому дано быть ученым в истинном значении этого слова, хотя при известном упорстве можно получить ученую степень за наукообразное утверждение известных истин или мало что дающую голую эмпирику. Если в научном сотруднике не будет искры творчества, энтузиазма, трудолюбия и смелого полета мысли в неизведанное он так и останется подмастерьем в науке . То же самое можно сказать и об изобретательском творчестве. Здесь также справедливо все то, о чем сказано выше, с тем отличием, что изобретателю не обязательно быть ученым. Счастливая догадка о решении изобретательской задачи может возникнуть, даже у тех, кто не особенно отличается креативными способностями, но постоянно погружен в проблему.  Те же, кто обладает хорошо выраженными природными дарованиями к усовершенствованию различных устройств и технологий, являются драгоценным достоянием любого народа. Существование всякого рода умельцев, которые «От скуки на все руки» самостоятельно находят способы ускорения различных технологических процессов, и конструируют разные облегчающие жизнь устройства – яркое тому подтверждение. Некоторые из них не знают, что являются обладателями патентоспособных технических решений, а если и знают, относятся к этому с прохладцей. Лишь немногие, благодаря счастливым обстоятельствам, не имея патентов на изобретения, имеют статус известных изобретателей, как, например, создатель легендарного автомата АК-47, изобретатель-самоучка Михаил Калашников.      
            Вообще, строго говоря, способность к творчеству, включая изобретательские задатки, является универсальной человеческой способностью, присущей в той или иной мере каждому человеку, причем не исключена перспектива наследственных изменений заложенного в людях творческого потенциала в сторону его усиления . Вместе с тем следует отметить, что широко бытует и другая точка зрения, согласно которой креативный процесс доступен только отдельным индивидам и неравномерен во времени.
          Как бы там не было, и в том, и в другом случае, крайне желательным является контролирование и «тренировка» креативного процесса в учебных заведениях. Задача состоит в том, чтобы посредством творческого подхода, развить творческое мышление у обучаемых в максимально возможной степени. В частности, педагогам необходимо делать упор на формирование компетентной личности, способной выполнять многообразные виды социально-профессиональной деятельности, в том числе из множества возможных решений проблемы выбирать наиболее оптимальное. Брать на себя ответственность за этот выбор, уметь видеть сильные стороны обучаемых и использовать их  в качестве побудительного мотива для освоения трудно поддающихся областей знания, поощрять неординарный стиль мышления, знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи, духовное и физическое здоровье. 
            Для полноценного развития творческого подхода к разработке новых и совершенствованию существующих технических решений необходима такая организация образовательного процесса, которая способствует развитию независимого взгляда на существующую проблему с выходом за пределы традиционных знаний. При этом одним из мощных рычагов стимулирования изобретательской деятельности является успешное решение технической проблемы дающим ощущение глубокой удовлетворенности от официального признания научно-технического достижения. Наличие успеха – это, тот мощный катализатор, который может разбудить заложенный в личности творческий потенциал и стать источником дальнейших изобретательских удач. 
            Замечено, что безрезультатный, наподобие сизифова, труд отупляет человека и вводит его в уныние. Неудача за неудачей способны создать у человека чувство неполноценности, никчемности, ущербности и в итоге привести к серьезным эмоциональным переживаниям, пассивности, неуверенности, равнодушии и даже отвращения к выполняемой работе. Если же результатом труда является успешное решение поставленной задачи, появляется желание достичь еще больших высот, еще большего профессионализма в выполнении работы. Успех озаряет положительным эмоциональным содержанием жизнь человека и окрыляет его, неудачи же ведут в болото пессимизма, неудовлетворенности и снижению активности.
           В связи с этим основная задача педагога заключается в создании благоприятных условий для развития способностей личности, поддержании ее заинтересованности в овладении и закреплении полученных знаний и тем самым проложить путь к творчеству. Высокий уровень творчества невозможен без профессионального интереса не только к выполняемой деятельности, но и в той или иной мере к другим областям наук, поскольку именно на их стыке рождаются новые нетривиальные идеи и эффективные технические решения. Это означает целесообразность получения образования в разных сферах деятельности, например в области биологии и связи, химии и механики, медицины и электротехники и т.п.
            Одним из наиболее действенных способов повышения такого интереса является формирование профессиональной компетентности обучаемых в ходе учебно-творческого процесса, посредством использования в процессе обучения личностно-ориентированных технологий, направленных на развитие уникальной целостной личности, способной максимально реализовать заложенные в ней творческие возможности. В связи с этим крайне важной является подготовка таких профессионально компетентных специалистов, которые смогут в нашем быстроменяющемся мире быстро обновлять свои знания, и при необходимости легко переключаться с одной сферы деятельности на другую .
           С позиций жизненных требований целью школьного и вузовского образования должно быть не только изучение определенных дисциплин, но прежде всего умение использовать их на практике. Следовательно, необходима подготовка выпускников такого уровня, чья компетентность позволила бы в различной производственной или в жизненной ситуации умело реализовать свои знания посредством принятия оптимального решения. Такая компетентность означает критическое рассмотрение создавшихся обстоятельств, творческую переработку имеющихся знаний применительно к полученной информации и на этой основе изменение ситуации в благоприятную сторону. Различают социальную компетентность, под которой понимают способность к мобильности, коммуникации, взаимопониманию и сотрудничеству;  мотивационную компетентность, понимаемую как способность к обучению, изобретательству, адаптации к новым условиям, постановке целевых задач и путей их решения; функциональную компетентность заключающийся в умении грамотно подбирать и использовать информацию в для решения научно-производственных и бытовых задач, а также в способности учиться на протяжении всей жизни .
           Разумеется, что все перечисленные виды компетентности в той или иной мере связаны между собой, но их выраженность у различных личностей может варьировать в довольно широких пределах. Известно, например, что такой знаменитый ученый, как Генри Кавендиш вообще избегал людей, жил исключительно замкнутой жизнью, занимаясь только своими научными исследованиями. Но при этом, благодаря хорошо развитой мотивационной и функциональной компетентности, весьма преуспел в науке, за что был прозван «Ньютоном современной химии». Неразвитая же социальная компетентность Генри Кавендиша привела к тому, что хотя его работы в области теории электрического поля предвосхитили на десятки лет законы Кулона и закона Ома, тем не менее, не носят его имя. Причина, как полагают, кроется в банальной забывчивости Кавендиша опубликовать результаты своих исследований, чему в значительной степени способствовала его оторванность от людей.
           В связи с этим максимальное сближение между собой различных видов компетентности является весьма желательным. И начинать это сближение нужно с ранних лет, поскольку именно тогда начинается формирование личности. Задача педагога дошкольного и школьного воспитания должна заключаться в том, чтобы процесс обучения ребенка, школьника был сопряжен с одновременным пробуждением в них активности, любознательности, самостоятельности, стремления выяснить причину явлений, желания использовать полученные знания на практике, развития творческого мышления, прививания интереса к решению познавательных и изобретательских задач.
         Хороший результат дают также беседы о перспективах развития человеческой цивилизации, о познанных и непознанных тайнах природы, загадках Вселенной, значении знаний для успешной жизненной карьеры и необходимости соответствия морального облика благонравным критериям с примерами из жизни. В процессе обучения необходимо объединять успешных учеников с успешными в отдельные группы с учетом особенностей их характера и интересов к определенным наукам. Понятно, что могут быть и другие способы усиления у учеников тяги к знаниям. Единственное чего нельзя делать ни при каких условиях – это унижать учеников, называть их бестолковыми, иметь любимчиков, задевать чье-то самолюбие, проявлять несправедливость и прибегать к телесным наказаниям.
         В дальнейшем в процессе учебы в вузах задачей преподавателей является продолжение формирования у обучающихся теоретических знаний, практических навыков, личных качеств и других компетентностных характеристик с учетом требований времени к принимаемым на работу специалистам. Замечено, что основной проблемой многих выпускников российских вузов является недостаток практических знаний и навыков, коммуникативности, способностей к командной работе и умения подать себя. Это означает необходимость повышения удельного веса самостоятельно выполняемых студентами работ, что позволит им творчески осмыслить и углубить полученные знания, освоить новые методы познания, развить способность к самообразованию и сформировать готовность использовать свои знания и умения в практической деятельности.
        Хорошо зарекомендовавшей себя формой усиления коммуникативности студентов является работа по специальности в свободное от учебы время на предприятиях, публичная защита самостоятельно выполненных научных работ, и способствующие выработке командно- волевых качеств организационно-деятельные игры и тренинги. Особенно важно мотивировать будущих специалистов на изобретательскую деятельность, включая самостоятельный поиск недостающих знаний и нестандартных идей для решения технико-технологических проблем. Высшее учебное заведение в таких условиях приобретает характеристики интеллектуального наукоемкого производства, в котором объединяются образовательные, изобретательские и производственные процессы, что способствует конкурентоспособности будущего специалиста .
         Так или иначе, но такое воспитание обязательно сыграет свою положительную роль в дальнейшем профессиональном и карьерном росте бывших учеников и к общественному признанию их знаний и достижений. Чем более компетентен человек в выполнении своих обязанностей, тем выше его общественная значимость не только в масштабах организации, но и в масштабах всей страны. Компетентность является своеобразной формой капитала, приумножение которого является задачей каждого уважающего себя государства, поскольку это один из мощнейших рычагов успехов во всех сферах деятельности. Дело в том, что непрерывный процесс обновления новой техники и технологии в нашем быстро меняющемся мире ведет в ряде случаев к необратимому обесцениванию прежних трудовых знаний и навыков, в связи с чем требуется подготовка либо переподготовка персонала для профессионального овладения новыми трудовыми профессиями. Такое переключение на новые сферы деятельности тем легче, чем сильнее выражена мотивация к их овладению. Как правило, такую мотивацию легче создать у относительно молодых сотрудников и труднее у лиц старшего возраста. Вследствие консерватизма мышления такие лица, с трудом приспосабливаются к новым условиям, причем даже такой сильный мотивационный фактор, как повышение зарплаты теряет свои стимулирующие функции .   
         В известной степени упомянутое явление оказывает негативное влияние и на сферу научно-технической деятельности, проявляясь в том, что наиболее значимые результаты достигаются или закладываются в относительно молодом возрасте. В физике, математике, астронавтике это относится к возрасту старше тридцати лет, в других науках старше сорока. Существуют, конечно, блистательные исключения, но, в основном, по образному выражению американского фантаста Артура Кларка ученые старше пятидесяти лет годятся только для заседаний ученых советов, а от лаборатории их надо всеми силами держать подальше .
          В том случае, когда бюджетную научную организацию возглавляет компетентный руководитель, он быстро может освободиться от бесплодного научного мусора, маскирующего свою недееспособность пустопорожними отчетами, не привносящих каких-либо полезных для общества результатов. Однако чаще всего в нынешней российской реальности он вынужден мириться с таким положением, поскольку не имеет возможности достойно оплачивать работу талантов, и вынужден создавать какую-то видимость работы, чтобы поддерживать на плаву возглавляемую им организацию.
         Про положение дел при некомпетентном руководителе организации особенно говорить не приходится. Здесь, как говорится «темная ночь, ветер гудит в проводах и тускло звезды мерцают». Отдельные энтузиасты науки не в счет, их бескорыстный труд не может серьезно повлиять на общее состояние результативности научных исследований и изобретательства.  Совсем иначе в хорошем смысле слова поставлена работа в области военно-промышленного комплекса. Здесь под руководством компетентных руководителей она поставлена на должную высоту, вследствие чего продуктивная работа ученых и изобретателей выливается в прорывные достижения научной и изобретательской мысли.
           Продуктивной по большей части является также исследовательская и изобретательская деятельность в предпринимательской структуре, в которой либо сам предприниматель является выходцем из ученой среды, либо у него работают компетентные сотрудники, перед которыми поставлена конкретная задача по созданию нового продукта или технологии. Поскольку создание нового продукта, в котором воплощено одно или несколько изобретений сопряжено с немалым предпринимательским риском, предприниматель принимает решение о его создании только после тщательной проработки всех деталей предстоящей работы с привлечением компетентных экспертов. Риск побуждает его внимательно считать деньги. Бесталанные некомпетентные личности у него долго не задержатся. Таким очень скоро будет указано на дверь. Тем же, кто реально способствует процветанию его бизнеса, будет оказана всяческая моральная и материальная поддержка.
         Особенно оптимальным является вариант, при котором и предприниматель и основные члены его команды сочетают в себе качества творцов с предпринимательской жилкой. Такой сплав науки и предпринимательства, как правило, дает обильный урожай новых технических достижений, на основе которых иногда создаются целые научные школы. Именно таким путем развивался, в частности бизнес изобретателя и промышленника, владельца заводов по производству автомобилей Генриха Форда, крупнейшего акционера компании Microsoft предпринимателя Билла Гейтса, пионера эры IT-технологий Стивена Джобса, а также бизнесмена, программиста и изобретателя Марка Цукербергера. 
           Содружество науки, компетентности и бизнеса это тот путь, по которому давно следуют развитые страны мира и их экономические успехи в значительной мере обусловлены именно этим обстоятельством. Конкурентная борьба является мощным катализатором стремлений предпринимателей к улучшению качества своей продукции на основе повышения ее наукоемкости. Но одновременно с этим она может порождать ситуации, когда из конкурентных соображений, опасений банкротства и разорения крупные бизнесмены могут принять меры для предотвращения появления каких-либо новшеств, могущих привести к утрате ими своего бизнеса. В этом случае действия бизнесменов могут стать серьезным тормозом на пути технического прогресса. Это означает, что в предпринимательской сфере не изобретатели, а бизнесмены решают дать или не дать изобретению дорогу в жизнь. Так, например, если будет изобретено вырабатывающее электроэнергию на новых физических принципах малозатратное автономное устройство, способное наращивать или уменьшать подачу энергии в зависимости от существующей в ней потребности, то может существенно уменьшиться или даже отпадет потребность в линиях электропередач и, следовательно, необходимость в функционировании целых отраслей промышленности по производству металлоконструкций, кабелей, проводов, столбов, электрических трансформаторов и т.п. В самом деле, если каждое здание, дом или квартира будут оснащены такого рода крупно- или малогабаритными устройствами, то потребуется лишь оборудовать их соответствующей электропроводкой, а может быть и вовсе обойтись без нее в случае изобретения технологии беспроводной передачи электроэнергии.   
            Понятно, что такое развитие техники не в интересах бизнесменов и занятых в сфере производства энергетического оборудования работников, поскольку это обернется разрушением традиционной инфраструктуры, потерей рабочих мест и рядом других проблем, связанных с изменением социально-экономического жизнеустройства. Поэтому вполне естественно, что они приложат все силы, чтобы воспрепятствовать вхождению в жизнь такого новшества. Не исключено, что именно по этой причине, большинство изобретений так и остаются изобретениями на бумаге. Более того имеется немало публикаций о физическом устранении изобретателей, чьи изобретения могли бы кардинальным образом изменить традиционные источники энергопитания.         
           Так, например, если верить опубликованной в Интернете Большаковым и Шамаевой информации, в 50-х годах ХХ века французским изобретателем Ж. Марсолем был запатентован молекулярный двигатель внутреннего сгорания, работавший на воде, цинке и сурьме. После публикации заявки на патент члены семьи изобретателя, он сам и сотрудники его лаборатории погибли. По мнению авторов, их гибель не случайна и является делом рук транснациональных нефтяных монополий, которые потеряли бы отлаженный бизнес и огромные прибыли, в случае использования в двигателях изобретения Ж. Марсоля .
          Еще одной причиной, по которой новые технические решения не всегда получают необходимое понимание, поддержку и материально-техническое обеспечение является то, что предприниматель не всегда склонен вкладывать свои средства в доведение изобретательской идеи до стадии практического использования. Он, как правило, заинтересован в получении не сырого, а такого технического новшества, которое позволяет приступить к его запуску в производство с наименьшими материальными затратами. В результате даже многообещающие в смысле получения весомой прибыли изобретательские идеи могут не дойти до стадии рыночного потребления. Особенно это касается изобретательских новшеств, освоение которых связано с трудно прогнозируемым коммерческим успехом от реализации нового продукта и существенными затратами материальных и денежных средств. Привлечение профессиональных экспертов для оценки степени благоприятного восприятия рынком интеллектуального новшества, как свидетельствует историческая практика, не всегда оправдана, поскольку изобилует примерами браковки ими перспективных технических решений.
          Согласно имеющимся данным, количество изобретателей-одиночек составляет в России примерно 30% от всего изобретательского сообщества. Как правило, они располагают, ограниченными финансовыми средствами и по своему менталитету находятся ближе к российскому механику-самоучке Ивану Кулибину, чем к успешному американскому изобретателю Томасу Эдисону. Неоспоримым является лишь то, что творческий потенциал российских изобретателей находится на весьма высоком уровне, который в случае задействования в полной мере может быстро вывести экономику страны на передовые позиции.
          Характерной особенностью творцов из народа является завидная смекалка в решении сложных изобретательских задач при крайней некомпетентности в решении вопросов рыночного спроса и прогнозирования потребительского поведения. Они увлечены своим любимым делом – изобретательством. Все остальное - законодательство, выполнение требований определенных регламентов и инструкций, искусство ведения переговоров, разработка коммерческих предложений и поиск инвесторов для них в лучшем случае - темный лес, в худшем - рвотная реакция. И это серьезно осложняет освоение промышленностью их технических достижений. Лишь немногие из созданных ими изобретений благодаря счастливым обстоятельствам получают путевку в жизнь. Чаще всего такое происходит благодаря помощи обеспеченных предпринимателей, которые в случае нехватки средств могут получить дополнительную финансовую поддержку от венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, банков, бизнес-ангелов, а также органов государственной власти. 
         Так, например, департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы предусмотрено предоставление субсидий на поддержку патентно-лицензионной работы и защиту интеллектуальной собственности в размере до 0,5 млн. руб. для выполнения работ на территории России, и до 1 млн. руб. в случае выхода на зарубежный рынок . Вполне естественно, что за небольшим исключением, львиная часть полученной прибыли от использования технических достижений достанется предпринимателям и лишь небольшое вознаграждение Кулибиным. Но и за это следует с благодарностью отнестись к предпринимателям, если принять во внимание, что творческий потенциал большинства изобретателей-одиночек остается в России и странах СНГ в основном невостребованным.
        Бывает и такое, когда творческая энергия творцов из народа выливается в криминальную форму. Именно в такую форму вылился творческий талант Вячеслава Толстопятова, увлекавшегося с детских лет конструированием, черчением и рисованием. Еще подростком он настолько умело подделывал 50-ти и 100 рублевые купюры, что только опытный глаз мог отличить их от настоящих денег. В возрасте 27 лет им была организована банда, которая с помощью сконструированных Вячеславом револьверов и складных пистолетов-пулемётов уникальной конструкции совершила с октября 1968 года по июнь 1973 года 14 вооруженных нападений на кассиров предприятий и инкассаторов магазинов. После задержания банды ее основные участники, включая Вячеслава, в соответствии с решением суда были расстреляны. В этой печальной истории яркий изобретательский талант Вячеслава был, к сожалению, своевременно не замечен и не использован на пользу общества. А ведь могло сложиться так, что он, как и знаменитый оружейник Михаил Калашников, мог стать прославленным конструктором стрелкового оружия и возможно других технических чудес.
           В отличие от Вячеслава Толстопятова другой изобретатель из Ставрополя, Виктор Баранов многократно пытался обратить внимание общества на свой изобретательский талант. Являясь шофером по профессии, он конструировал и предлагал для использования различным предприятиям свои изобретательские новшества. Его хвалили за их создание, не отрицали их полезность, но на том все кончалось. Ни одно техническое усовершенствование Виктора так и не получило путевку в жизнь. Не сумев пробить стену равнодушия к своим изобретательским находкам, Виктор не нашел ничего лучшего, как использовать свой талант изобретателя для изготовления фальшивых денежных знаков. За 12 лет он самостоятельно освоил специальности полиграфиста, гравера, художника, фотографа и химика. В 1974г. его печатный станок выдал первую партию 50-рублёвых купюр. Затем он приступил к разработке техники изготовления купюр номиналом 25 рублей, которые оказались почти неотличимы от настоящих. Целью Виктора было, по его словам, не обогащение, а внедрение с помощью фальшивых денег других своих других изобретений. Однако, неудачная попытка сбыть в 1977г. несколько купюр помешала его планам. Он был арестован и приговорен к 12 годам тюремного заключения. После отбытия наказания Виктор вновь безуспешно пытался, в том числе в новой России добиться использования своих изобретений, но его в лучшем случае выслушивали, в худшем просто отмахивались. Его новшества казались бизнесменам, стремящимся получать прибыль здесь и сейчас, слишком мудрёными и заумными. Лишь некоторые из изобретательских находок ему удалось внедрить и получить за них авторские отчисления .
          Согласно полученным из Интернета сведениям, 34-летний рабочий Тольяттинского автоваза изобрел авторучку стреляющую пулями калибра 5,6 мм.; 20-летний житель Челябинской области  изготавливал и реализовывал приборы, для снятия денег с чужих пластиковых карт; 26-ти летний житель города Шахты изобрел специальное техническое устройство, замаскированное под пачку сигарет, позволяющее проникать в чужие транспортные средства; студент 5-го курса Воронежского госуниверситета изготавливал и реализовывал миниатюрные подслушивающие устройства. Естественно, что упомянутые сообщения повествуют лишь о Кулибиных, чей криминальный талант стал известен органам правопорядка. Думается, что на самом деле их намного больше, и все потому, что талантам трудно найти свое место в жизни. 
          Интеллектуальный потенциал любой страны – это не только ее гордость, но и трамплин для прыжка в будущее. Способности каждого человека, его склонности и привязанности выявляются уже с ранних детских лет. Одаренным от природы детям становится тесно для простора их пытливого ума в обычных школах. Поэтому правильно поступают те страны, которые создают специализированные школы для свободного развития, заложенных в таких детях творческих способностей. При этом крайне важно будить и развивать в обучаемом творческий взгляд на законы природы, а не простое их усвоение. Общество нуждается не в тех, кто много знает, а в тех, кто может творчески применить эти знания на практике. Механическое заучивание учебного материала без умения использовать его в жизни сродни напичканному различной информацией компьютеру, поскольку в том и другом случае мы имеем лишь мертвый запас знаний.
         Всем хорошо известно, каково качество обучения, таков и результат. Если педагоги плохо ориентируются в преподаваемом ими предмете, ожидать хороших знаний от учеников естественно не приходится. В итоге в колледжи, техникумы, вузы приходит молодежь со слабыми знаниями. Те в свою очередь выпускают из своих стен посредственных специалистов. Далее, закономерно следуют неудачно проведенные хирургические операции, выход из строя оборудования, обрушение зданий, различного рода, аварии, пожары и т.п. неблагоприятные последствия низкой квалификации.
          Следовательно, качество подготовки отечественных специалистов должно соответствовать или быть выше квалификации зарубежных коллег. И начинать этот процесс нужно с повышения качества дошкольного и школьного образования. Именно там закладываются основы для взращивания будущего интеллектуального урожая страны. Там, где педагоги используют шаблонные методы воспитания детей, ожидать особенных успехов не приходится. Если же для развития креативных способностей педагоги изыскивают нестандартные приемы пробуждения у детей интереса к познанию окружающих явлений мира, здесь без сомнения дети более интеллектуально развиты, более любознательны и что особенно важно с удовольствием воспринимают новые знания. Школа для них превращается в любимый дом, а педагог в весьма авторитетного, уважаемого ими человека. Добиться такого положения можно посредством будящих фантазию рассказов о неразгаданных явлениях, наглядной демонстрации физических и химических эффектов, конструирования с детьми иллюстрирующих законы природы игровых устройств, проведения интеллектуальных игр, поиска решений по устранению негативных явлений, в том числе путем преобразования недостатков в достоинства и т.п.
          Подготовка педагогов такого уровня невозможна без принятия эффективных мер по повышению квалификации педагогических кадров в специализированных центрах переподготовки учителей, а также посредством их стажировки в лучших зарубежных учебных заведениях. В этих же целях следует установить квалифицированным педагогам достойную зарплату, проводить их периодические аттестации и поощрять самообразование. Следует превратить педагогический труд в один из самых уважаемых и почитаемых видов деятельности и поставить на должную высоту высокое звание народного учителя.
       Результаты не замедлят сказаться. Довольно скоро народ почувствует силу своего интеллектуального потенциала в том, что граждане зарубежных стран будут предпочитать получать лечение, образование и повышать квалификацию в их стране. Это, естественно вызовет законную гордость за достигнутые успехи на поприще образования. Уйдет в прошлое комплекс неполноценности, специалисты разных сфер деятельности будут разговаривать на равных с коллегами из других стран и чувствовать себя достойными их партнерами. И это само по себе весьма серьезно повлияет на вытекающие отсюда успехи в такой исключительно важной сфере для развития страны, как наука и изобретательское творчество.
      Благодаря именно этим преобразующим областям креативной деятельности работают движущие силы развития человеческой цивилизации. Научно-технический прогресс, экономический рост, новое качество жизни и возрастающий уровень потребления в сочетании с улучшением медицинского обслуживания - все это плоды научного и изобретательского творчества. Бег времени неумолим. Каждое новое столетие ознаменовывается все возрастающей лавиной новых научно-технических достижений, с каждым новым десятилетием человечество перешагивает рубежи научно-технической мысли, на которые раньше уходили столетия.
         При этом мало кто задумывается о том, кто стоял и стоит у колыбели всех тех технических чудес, которые сказочно меняют наш мир. Об электрической лампочке мы вспоминаем лишь тогда, когда приходится вкручивать ее взамен перегоревшей. Развалившись, в кресле перед плазменным телевизором мало кто вспоминает, что в этом замечательном устройстве воплощен каскад научно-технических достижений. Сидя в шикарном автомобиле или пассажирском самолете редко, кто задумывается, что эти технические диковины не свалились на нашу голову в виде подарка с неба. Озабоченно потирающим лоб чиновникам безразлично, кто стоял у истоков создания бумаги, которую они должны осчастливить своей благодетельной подписью. Необходимо твердо уяснить - весь прогресс и вся культура человечества обязаны исключительно творческой энергии многих поколений ученых и изобретателей. Там, где руководством страны и обществом понята эта простая истина, где одаренным личностям оказывается помощь и поддержка и создаются условия для плодотворной работы, можно быть уверенным, такая страна не будет находиться на задворках мировой цивилизации. Ее место в первых рядах самых развитых стран мира.
          В принципе в недрах любого народа всегда можно найти золотые самородки крупных талантов в самых разных областях науки и изобретательского творчества. Совсем необязательно уповать в этом поиске на детей зажиточных родителей или крупных сановных чиновников. Дети простых людей из глубинки зачастую могут быть намного талантливее своих именитых сверстников. Это означает необходимость планомерного выявления талантливых детей из различных слоев общества и предоставление им возможности получения высшего образования за государственный счет. Нельзя назвать нормальным положение, при котором в вузах обучается множество заурядных студентов из богатых семей, тогда как действительно талантливая, но малообеспеченная молодежь остается вне храмов науки. Вследствие такого твердолобого подхода страна несет колоссальные убытки из-за упущенных возможностей наращивания своего интеллектуального потенциала. Задача состоит в том, чтобы открыть дорогу всем подлинно талантливым людям. Необходимо обеспечить возможность получения одаренной молодежью высшего образования, вне зависимости от того, из каких социальных слоев общества она происходит. Только при этом условии можно получить великолепный сплав знаний с талантом и ошеломляющий взлет отечественной науки, а также, опережающие нынешний уровень техники и технологии новые, в том числе и впечатляющие своей необычностью пионерные изобретения.
           Разумеется, что труд ученых и изобретателей должен быть по достоинству оценен обществом не только в моральном, но и в материальном отношении. Таланты не должны ходить с протянутой рукой вымаливая крохи милости у сановных чиновников, поскольку в таком случае наиболее даровитые из них могут в поисках лучшего применения своих способностей покинуть Родину и работать на экономику чужих стран. Таких примеров сколько угодно. И в этом нельзя винить таланты. Винить и даже обвинять в предательстве национальных интересов нужно тех, кто в силу своего статуса может и должен создавать условия для взращивания, пестования и использования способностей одаренных людей на пользу экономики своей страны.
         Следует также сказать о следующем. Нередко можно видеть патент на изобретение с множеством соавторов. Ситуация явно анекдотичная. Получается, что идея изобретения одномоментно возникла в головах 10-20 лиц. На самом деле, как мы знаем творческий акт, абсолютно индивидуален. Он не поддается никаким измерениям и присущ исключительно одному человеку. В противном случае мы должны согласиться с тем, что сочиненные Бетховеном или Чайковским музыкальные произведения, одновременно могли зазвучать в головах неких безвестных композиторов, а литературные произведения Шекспира и Пушкина являются клонами неизвестных нам литераторов. Можно допустить участие в доработке идеи изобретения двух-четырех лиц, но и при этом основная идея технического решения проблемы зарождается в голове лишь отдельного человека. Обрастание же изобретения остальными соавторами является результатом доброй воли истинного автора, либо меркантильной договоренности. В последнем случае нередко настоящий автор идет последним в списке соавторов, поскольку моральные соображения отступают перед ним на второй план перед возможностью практического использования изобретения и получения за него приличного вознаграждения.
             Нередко можно видеть и такую ситуацию, когда автор и вовсе оказывается за бортом, а его место занимает лжеавтор из числа высокопоставленных лиц, богатых или влиятельных персон, эксплуатирующих таланты за скромное вознаграждение и «не выпускающих» их в сферу признания и поддержки. Чаще всего лжеавторами являются руководители организаций, которые в силу своего административного ресурса откровенно и беззастенчиво наживаются на творцах произведений. В этих случаях можно говорить о полном попрании общепринятых морально-нравственных норм этического кодекса. В стране, где к авторам и их статусу относятся с недостаточным вниманием, никакой полноценной инновационной экономики и расцвета культуры не будет, поскольку автор творческого произведения не просто инициативная личность, а основной движитель современной экономики. Только в случае его полной поддержки можно надеяться на прекращение «утечки мозгов» .
          Однако, как бы там ни было, с соавторами или без них, для любой страны крайне важно задействовать в полную силу свои таланты для подъема и процветания экономики страны. Необходимо поднять на должную высоту имена одаренных ученых и изобретателей, относиться к ним с должным вниманием и уважением, не забывать, что именно они является главным двигателем прогресса и величия страны. Помнить, что каждая великая идея является продуктом творческой силы одаренного человека. Задача руководства любой страны состоит в обеспечении деятельного участия талантов в решении насущных проблем национальной экономики. Наука и изобретательство должны быть отданы в руки тех, кого само провидение наделило искрой божественного таланта. При этом не имеет значения, какого вероисповедания придерживается одаренная личность, каковы его национальное и социальное происхождение, особые привязанности, предпочтения и даже чудаковатость поведения. Человеческая мысль не знает территориальных границ и иных ограничений своего проявления, в связи с чем научное и изобретательское творчество интернационально по своей сути.
            Понятно, что по мере развития науки появляются новые знания, на основе которых можно разрабатывать новые материалы, устройства, технологии и использовать их для дальнейшего движения по пути научно-технического прогресса. Это означает, что темпы развития науки должны всегда опережать темпы развития техники и производства. Накопленные наукой знания позволяют изобретателю ускорить создание и повысить качество и эффективность разрабатываемых изделий и технологий. Известно, например, что известный изобретатель Т. Эдисон не любил утруждать себя изучением существующих знаний, в связи с чем большинство его изобретений являются результатом эмпирического поиска. По собственному признанию Эдисона над одним изобретением он в среднем работал семь лет, из них как минимум треть уходила на поиски идеи. Н. Тесла, бывавший в лаборатории Эдисона, говорил, что «его методы крайне неэффективны,…, небольшие творческие знания и вычисления сэкономили бы ему 30% труда». Но еще большую экономию труда и средств, по мнению ряда исследователей,  можно получить посредством разработанной Г.С. Альтшуллером Теории Решения Изобретательских Задач («ТРИЗ»), согласно которой ускорить  создание изобретения можно, если использовать специальный  алгоритм (набор определенных приемов), с помощью которого можно избежать многих типичных ошибок и проблем .
        ТРИЗ действительно может усилить изобретательскую активность, если речь идет о рядовых, имеющих небольшое практическое значение, изобретениях. Например, таких изобретений, целью которых является улучшение отдельных технико-экономических характеристик известных материалов, способов, устройств.  Что же касается прорывных пионерных изобретений, прокладывающих путь к принципиально новым технологиям, веществам и устройствам, здесь ТРИЗ оказывается бесполезной. Невозможно путем использования специальных алгоритмов создать, к примеру, антигравитационный двигатель или устройство, аккумулирующее электрическую энергию грозовых туч. Все сколь либо значительные изобретения являются результатом проб и ошибок, случайных творческих находок, ассоциативных явлений и озарений (инсайта).   
          Все положения ТРИЗ следуют из мысли, что возникающие различные производственные или технологические ситуации порождают изобретательские задачи, суть которых заключается в желании улучшить какие-либо параметры системы без ухудшения других. Такую соподчиненность одного с другим ТРИЗ называет техническим противоречием, которую можно преодолеть путем постепенной перестройки исходной формулировки задачи до получения на нее ответа в виде «легкой» догадки. Однако если говорить о технической системе, то, как следует из  закона соподчинения ее частей и функций «изменение одной части системы или отдельной функции неизбежно влечет за собой изменение другой его части или функции». Это означает, что «выиграть и при этом ничего не проиграть» в рамках единой технической системы также невозможно, как невозможно создание «вечного двигателя», если в этой самой системе не произвести замену чего-то одного на нечто другое . Такая замена в процессе перестройки исходной формулировки изобретательской задачи может в ряде случаев иметь место и привести к решению задачи, но выдавать ее за результат использования ТРИЗ неверно. 
        Согласно имеющимся сведениям, современный инженер, пройдя обучение в техническом вузе, получает информацию примерно о 150 физических эффектах и явлениях, тогда как в физике их количество находится в пределах пяти тысяч, большинство из которых может быть успешно использовано при создании изобретений. Несомненно, что объем знаний определяет потенциальную творческую мощь инженера . Они помогают ему быстро принимать грамотные технические и управленческие решения в ходе производственной деятельности. Что же касается изобретательской деятельности, здесь дело обстоит иначе.  Изобретатель в ходе творческого поиска не должен замыкаться в кругу известных ему знаний, напротив он должен выходить за их пределы. Тот, кто связан по рукам и ногам путами известных знаний обречен, словно белка в колесе, совершать бесплодный бег, топчась, по существу, на месте. Это означает, что имеющиеся знания не должны обременять изобретателя. Решение изобретательской задачи ему подсказывают случайно возникшие ассоциации, природные явления, живость творческого воображения, независимость мышления. При этом изобретателю совсем не обязательно глубоко вдаваться в генезис и существо используемых им в изобретении явлений и эффектов. Важно, что такие явления существуют, обладают способностью к воспроизводимости и, следовательно, могут быть положены в основу самых различных изобретений.

Использованная литература:

1. Азерников В. Неслучайные случайности. Рассказы о великих открытиях и выдающихся ученых. // Глава 1. Изд.: Детская литература. – М., 1972
2. Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества. // Глава третья. Научно-методическое пособие для аспирантов и молодых преподавателей. – Институт научной информации по общественным наукам. – РАН. – 2001
3.   Каримова Н. Н. Творчество как фактор профессиональной компетентности студентов и педагогические средства его активизации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012
4. Даньшина А.В. Формирование ключевых компетентностей учащихся. Электронный ресурс. http://festival.1september.ru/articles/549225/
5. Жирнова Е.А.. Влияние самостоятельной учебной работы на формирование компетенций менеджеров. Электронный ресурс. 6. Аюпов Р. Г. Развитие профессиональной компетентности как фактор повышения уровня мотивации персонала. //  Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. – Уфа: 2013. – С. 85-87
7.  Артур Кларк. Черты будущего. Изд. «Мир», М.: 1966. – С.38
8. Большаков Б.Е. Шамаева Е.Ф. Обзор прорывных технологий жизнеобеспечения. // Раздел 4. Энергетика. // Подраздел Альтернативная энергетика. – Электронный ресурс. http://rudocs.exdat.com/docs/index-266833.html.
9. Зезюлин Д., Шлойдо Г. Концепция создания московского фонда поддержи изобретательства // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – № 2, 2011
10. Виктор Баранов - биография, информация, личная жизнь. // Электронный ресурс.
 http://stuki-druki.com/authors/Baranov-Viktor.php.
11. Леонтьев Б. Класс интеллектуальных собственников: вопросы идентификации // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – № 07, 2015
12. Слюсаренко К.С. Изобретательство как особый вид экономической деятельности. // Креативная экономика» № 7 (79), 2013 – С. 94-101
13.  Огнев В. Теория решения изобретательских задач: наука или иллюзия реальности? // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – № 1, 2010


Рецензии