Максин

       Все самые важные международные новости прославленного вуза ВИИЯ обсуждались в туалетах или, кто имел отношение к флоту, в гальюнах во время перекуров и смены воды в аквариумах курсантов.

       Незадолго до начала государственных экзаменов и окончания учебы в один из дней весны 1975 года Павел Максин светился тихой радостью, как будто на него спустилась благодать всевышнего.

       Он был просто не в силах не поделиться ею с товарищами. А товарищи были готовы внимательно слушать и прикоснуться к этой благодати, пока, даже не ведая, о чем пойдет речь.

       Тем не менее, хотя время перекура было строго ограничено временными рамками, рассказ свой он начал не сразу, а лишь намекнул, что для него все трудности выпускного курса благополучно закончились. А в силу счастливо сложившихся обстоятельств он нас скоро покинет. Это только подогрело интерес к предстоящему рассказу. Курсанты обступили его со всех сторон, стараясь не пропустить ни единого слова.

       Не каждый день бывает, чтобы, не доучившись всего пару месяцев до окончания пятого курса, не получив диплома и первого офицерского звания «лейтенант», курсант уходил из одного из самых престижных институтов страны и при этом светился радостью. Все, конечно, навострили ушки. Особенно сердобольные и нетерпеливые товарищи, не зная обстоятельств случившегося, принялись его отговаривать.  А Максин продолжал светиться и тихо радоваться, начал свой рассказ:

       -Находился я в самоволке, поэтому не расслаблялся, смотрел по сторонам и прислушивался, был предельно внимательным. Почему я оказался в районе Гоголевского бульвара и ГРУ ГШ ВС СССР, не могу объяснить. Какая-то неведомая сила привела меня туда. Вокруг было много полковников и даже генералов.  Через кусты я максимально приблизился к группе офицеров и генералов, которые обсуждали что-то чрезвычайно важное. Мною двигало любопытство. И оно было вознаграждено сполна, поскольку я услышал очень важную информацию, которая не предназначалась для моих ушей.  Один из полковников говорил:
-Все подготовлено. Войска к Москве стянуты. Настало время действовать. Завтра, в 14-00 генерал Уткин встречается с министром обороны. А через десять минут, после того как генерал выйдет из кабинета министра обороны, там произойдет взрыв.

       -Как вы догадались, - продолжил наш товарищ, - я, конечно, не терял ни секунды, не жалея денег на такси, поехал к министру обороны. Но меня никто и слушать не хотел, что у меня дело государственной важности. Какой-то курсант пятого курса хочет что-то важное сообщить непосредственно министру обороны.   Добрался до его приемной и дежурного генерала. Объяснил ему, что информация предназначается только для маршала Советского Союза Гречко А. А.   Генерал покрутил пальцем у виска, рассмеялся в лицо, намекнул, что я не в своем уме. Но у меня не было времени дискутировать с генералом. Надо было спасать Родину, которой угрожали. А время шло и могло произойти непоправимое. Это я отчетливо понимал.  Поэтому начал разговаривать с генералом более жестко. Напомнил ему, что важность и конфиденциальность информации не позволяет передать ее через посредника. И тот, кто будет виновником не доведения этой информации до министра обороны в ближайшие минуты, понесет самое суровое наказание. Очевидно, генерал был не глупым малым, не даром лампасы получил, мои слова возымели действие. Он наконец-то согласился сообщить обо мне министру обороны. Выйдя от министра обороны, он сообщил, что у маршала Советского Союза есть несколько секунд выслушать меня, чтобы я не злоупотреблял его вниманием своей «конфиденциальной информацией».

       Все внимательно слушали, затаив дыхание. Ждали продолжения. Наш однокурсник сиял, как начищенная медная бляха курсантского ремня, не спешил завершить свой рассказ. В его воспоминаниях с фотографической точностью отложились некоторые подробности встречи. Например, интерьер кабинета министра обороны, его стол, люстры.
      
       -Знаете, - делился он своими воспоминаниями, - меня поразили размеры и вид кабинета А. А. Гречко. Примерно, как наша столовая. Большой стол мне напомнил раздаточный стол в столовой.  Он стоял в другом конце кабинета, до него надо было еще дойти и увидеть сидящего за столом маршала. Я, как учили, строевым шагом направился в сторону стола, остановившись в нескольких шагах от него.

       -Ну, рассказывай, сынок, что привело тебя ко мне, - устало проговорил А.А. Гречко.

       -Я немного даже растерялся. Не каждый день ведь удается видеть живого маршала, - продолжал наш товарищ, - но когда вспомнил, что на мне лежит огромная ответственность за судьбу Родины, успокоился и спросил:

       -Товарищ маршал Советского Союза, Вы встречаетесь завтра в 14-00  с генералом Уткиным?

       -Да, встречаюсь, - просто ответил А. А. Гречко.

-Тут-то я всю информацию и выложил, - продолжал наш товарищ. Про случайную встречу на Гоголевском бульваре, про готовящийся взрыв, про стянутые к Москве войска. Маршал, несмотря на свой преклонный возраст, действовал быстро и решительно. Нажимал какие-то кнопки, отдавал распоряжения, кого-то вызывал и ругал, кого-то хвалил. Но минут через пятнадцать все распоряжения были отданы, злоумышленники арестованы, войскам был отдан приказ возвращаться к местам постоянной дислокации.  И он вспомнил про меня, скромного курсанта пятого курса. Вытирая пот со лба, довольный хорошо проделанной работой, по-отечески тепло сказал:

       -Ну, сынок, ты оказал неоценимую услугу мне и государству, проси, что хочешь. Все исполню.

       -Товарищ маршал Советского Союза, - продолжал Павел Максин, - я учусь на пятом курсе ВИИЯ, а учиться уже так не хочется, а тем более сдавать государственные экзамены.

       -Не продолжай, сынок, - остановил он меня движением маршальской руки, - я все понял. - Считай, что все экзамены ты уже сдал. И тебе досрочно присвоено звание не лейтенанта, а старшего лейтенанта.
И тут же отдал соответствующее распоряжение начальнику Главного управления кадров на подготовку приказа. А затем внимательно посмотрел на меня и сказал:

       -Сынок, это такая мелочь, проси что-нибудь более существенное, соизмеримое с твоим подвигом.   Ты ведь даже не представляешь, какой героический поступок совершил.  Я в долгу перед тобой.

       -Товарищ маршал Советского Союза, я жениться собрался.
-Молодец сынок, одобряю, я тебе помогу, - и с этими словами А. А. Гречко выдвинул ящик и выложил на огромный письменный стол стопку цветных фотографий обнаженных красавиц. 

       Девушки были действительно хороши. Глаза разбегались. Усилием воли Паша оторвал от них взгляд и тихо обреченно произнес:

       -У меня уже есть невеста.
       -Тогда, чего же ты хочешь, сынок? - удивился А. А. Гречко, сгребая фотографии в ящик стола.

       -Квартиру, товарищ маршал Советского Союза.  Для полного счастья мне не хватает квартиры на ул. Танеева.

       -Правильно мыслишь, сынок, - похвалил его А.А.Гречко, вызывая в кабинет заместителя министра обороны по расквартированию.
-Вот тебе ключи от трехкомнатной квартиры на ул. Танеева. Я буду помогать тебе. Будь счастлив.

       Прозвенел звонок. Надо было идти на занятия. Не все слушали историю с самого начала, поэтому задавали вопросы рассказчику, хотели узнать подробности.

       Паша, казалось, мог бы уже не ходить на занятия. Однако, он, продолжая радостно улыбаться, предпочел поспешить на следующую лекцию, переваривая подробности своего фантастического приключения.
 


Рецензии