Цветок неповторимый

Сергей Александрович Есенин – великий национальный поэт, без имени которого трудно представить себе Россию. Но его творчество, неразрывно связанное с родной землёй, имеет в то же время всемирное значение, охватывает всё жизненно важное для человека, будь это в Иране, Америке или в Японии : любовь и дружба, вера в Бога и неверие, смысл бытия, жизнь и смерть.
К сожалению, в сердечной исповеди поэта так много горечи и разочарований: « …Пусть изменят лёгкие подруги, пусть оставят лёгкие друзья». И есть лишь одна всегда светлая и ничем не омрачённая тема – родная природа, жизнь во всех её проявлениях, которой он поклонялся как богу. Она путеводной звездой освещала трагический путь поэта, возвышала его над падениями, ошибками и невзгодами.

Безграничная любовь ко всему живому звучит в творчестве Есенина с первых до последних дней. В самых ранних, во многом наивных стихах, он пишет:
«…Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней».
Сколько неподдельной любви и жалости к малым птахам слышится в этих немудрёных строках!

Сергей Есенин родился и вырос в крестьянской семье в рязанском селе Константиново, и природа в различных её проявлениях была неотделимой частью его детства. Не надо даже переступать порог дома, живое всегда рядом, - «старый кот к махотке крадётся», а во дворе умные, преданные собаки, кормилица-корова и другая живность. Вокруг села- заливные луга красавицы Оки, поля и леса с многочисленными и такими разными обитателями: это и грозные волки, и черные вороны, таинственные совы, веселые синички, иволги, глухари…
Сергей смотрит на окружающий его мир не обыденным взглядом, он одухотворяет и поэтизирует Природу, видит в ней Храм, у которого купол – «синь небес».

Первое опубликованное стихотворение «Береза»:
«…И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне».
Обычное, всем известное дерево простыми словами живописуется так, что мы попадаем в мир доброго волшебства.

А незабываемый романтический образ «красногривого жеребёнка», который безуспешно пытается угнаться за железным поездом? Здесь Есенин гениально предвосхищает проблему гибельного для живой природы, необдуманного, часто откровенно преступного технического «прогресса», которая с каждым днём становится острее на планете Земля и особенно в нашей обманутой, преданной и проданной России.

«Как в смирительную рубашку, мы природу берём в бетон»,- пишет поэт. Если бы только «смирительная рубашка». Человечество отравило и продолжает отравлять огромные территории химией и радиацией, хищнически истребляет леса и отдельные виды растений и животных, часть которых уже исчезла навсегда, а другие стоят на грани полного вымирания. Почти сто лет назад, когда таких проблем ещё не было, поэт предупреждал о них.

Сам Есенин счастлив тем, что «зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Вот стихотворение «Лисица», сколько боли в душе поэта за несчастного, смертельно раненого зверя:
«Как желна, над нею мгла металась,
Мокрый вечер липок был и ал.
Голова тревожно подымалась,
И язык на ране застывал.
Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах- как прелая морковь…
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.

А вот судьба коровы:
«Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
…Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.»

Испытавший много бед, сполна хлебнувший житейской горечи, поэт не ожесточается сердцем, он чувствует боль каждого живого существа. Анатолий Мариенгоф вспоминал, как в голодный 1919 год шли они с Есениным по стылым улицам Москвы. Сергея Есенина поразило количество мёртвых лошадей, встреченных на пути. Люди, развязавшие революцию и братоубийственную войну, оказались крепче лошадей, а безвинные животные гибли сотнями и падали на мостовые, где их трупы рвали вороны. Потрясённый увиденным, поэт написал «Кобыльи корабли»:
«Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано,
Рваные животы кобыл,
Чёрные паруса воронов».
И дальше: «Звери, звери, прийдите ко мне,
В чаши рук моих злобу выплакать!»

Затравленный ,преданный очень многим людьми (тем же самым Мариенгофом в том числе) Есенин пишет:
«Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать свой лучший галстук».
Конечно, не в каком-то галстуке дело, за горькой иронией поэта чувствуется, как сострадает он животным: «Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит».

А.М.Горький вспоминал: «Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных. – Да, я очень люблю всякое зверьё, - молвил Есенин задумчиво и тихо…»

К собакам у Сергея Есенина отношение особое, сколько прекрасных строк посвящено им! Это и безвестный пёс, носивший в ошейнике послания юного влюблённого Сергея, и знаменитая собака Качалова:
«Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду».

А самое пронзительное, равное которому трудно найти во всей мировой литературе стихотворение «Песнь о собаке» заканчивается как звоном оборванных струн такими строками:
«И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег».

Сергей Есенин по просьбе Горького читал ему « Песнь…» Вот как вспоминал об этом Алексей Максимович: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось… После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…»

За год до своей трагической гибели в декабре 1925 года Есенин завершил работу над циклом стихотворений «Цветы». Их связывает единая мысль, по существу это небольшая поэма, в которой глубоко личные чувства приобретают мировую значимость. Сам Есенин сказал про «Цветы»: «Это философская вещь.» Он писал ,что пред тем, как читать её, «нужно подумать о звездах, о том, что ты такое в пространстве, тогда она будет понятна».
Кровными узами соединенный с родной землей, поэт в тоже время стремится в небо, к звездам, пытается постичь самую суть мироздания. И в этом космическом размахе человек неповторимый, но открытый и ранимый цветок жизни.


Рецензии