не пчела, или наедине с собою

Известно, что человек разумный, руководимый инстинктом самосохранения, приспосабливается к окружающему миру и, дабы не изменить человеческому реноме, сосуществуя с себе подобными и прочими, подстраивается под них. Проще говоря, публике человек являет лучшую версию себя: блюдет ради других этикет и все возможные правила приличия. Так требует от него система. У человека разумного вырабатываются условные рефлексы приемлемого для социума поведения. И только, скрывшись от его всевидящего Ока, наедине с собою появляется человек от природы настоящий, словно и не Homo sapiens он вовсе, а насекомое с его примитивными потребностями. Вот здесь и Кафка с Превращением нам в помощь. Безусловно жук Кафки - это метафора.
Однако, согласитесь, насколько же проще все в дикой природе: животному не придет в голову изменить себе, чтобы понравиться окружающим собратьям. Животным руководят инстинкты - не условности.

Например, пчела в естественной среде - фанат труда. Она собирает мед и жужжит, а жалит, не потому что она агрессор, а чтобы не не отвлекали от работы. Ведь мед для пчелы - смысл жизни.

Летит рабочая пчела, торопится домой;
Инстинкт сулит пчеле дела: кормить пчелиный рой.
Несет нектар в зобу, а с ним ни песен, ни побасен
Не вымолвить: жу-жу-бу-бу - мотив однообразен.

Весь век в делах туда-сюда
Вращается юлой.
Она, пчела - фанат труда, а не фанатик злой.
В ней нет желанья помереть иль жертву больно жалить,
Но меда ради жизни твердь
Отдаст, чтоб не мешали.

Пчела концертов не даёт - работы много, жуть.
Жужжит, а думает про мёд про жизни ее суть.
Вот так с собой наедине живет свой век работой,
Предпочитая суете обыденность полета.

Ты никогда не проверял себя на ощущения? Если закрыть глаза и представить себя отрешенным от реальной своей данности, представить себя оказавшимся вдруг вне рамок - кто ты есть, не будь комплекса норм и правил, соответствия ожиданиям окружающих, университетов бытия хомосапиенсом.

Я - однозначно не пчела. Мне нравится, когда моя действительность не требует от меня идти за смыслом, не превращаться в его рабу. Я больше всего люблю, когда мое утро наступает медленно, и я накапливаю неспешно потенциал для продуктивного потом. То есть, если наедине с собою я - не пчела, то, возможно, лишь окружающая среда и прочее дают мне смысл жизни, заставляют «по капле выдавливать из себя раба». (Позаимствовала цитату у Чехова).

И если мой основной инстинкт в накоплении потенции в пользу будущего, значит мои биологические потребности сводятся к сохранению энергии от лишних действий. Вот бы и социум не требовал от меня большего!

Интересно (думаю, и Кафку мучал этот вопрос): возможно ли полюбить таракана без прикрас?

16.01.2023


Рецензии