Актриса Татьяна Пельтцер

Недавно, готовя свою заметку об актере Виталии Доронине, пересмотрел знаменитый фильм начала 50-х годов, который называют первым советским мюзиклом, потому что там много песен.  И в этом фильме увидел актрису, которая много позже сыграла роль жены участкового милиционера Анискина в фильме «Деревенский детектив». Да и во многих других советских фильмах играла тоже. То же она, так любимая всеми зрителями актриса.

Татьяна Пельтцер, по национальности наполовину немка, наполовину еврейка, была без преувеличения великой русской актрисой. Себя она называла «счастливой старухой», ведь основу фильмографии составляют картины, где она мать, бабушка, няня. У нее не было актерского образования, но уникальный талант до сих пор вызывает восхищение.

Биография народной артистки СССР началась в 1904 году в Москве. Ее предки по отцовской линии были выходцами из Германии. Там они занимались пошивом шуб, которые называли «пельтцы», отсюда и произошла фамилия. Дед по матери был главным раввином Киева.

Выросла Татьяна в семье знаменитого режиссера и актера Ивана (Иоганна) Пельтцера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов, затем играл на сцене, возглавлял театр в Харькове. Мать Эсфирь Боруховна Ройзен после замужества стала зваться Евгенией Сергеевной.

В 1906 году у Пельтцеров родился сын Александр, ставший впоследствии конструктором, автогонщиком, председателем Союза советских картингистов. До начала Первой мировой войны воспитание детей в семье велось исключительно на немецком языке, поэтому артистка знала его так же хорошо, как и русский.

Иван Романович был для дочери не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания. Он научил ее живо смотреть на мир, воспринимая его во всех красках. Неудивительно, что, глядя на него, девочка захотела стать актрисой. Позже Пельтцер с гордостью рассказывала, что не училась в театральных вузах, ведь всем тонкостям профессии ее обучил папа.

Сценический дебют Татьяны состоялся еще в детстве, но поначалу она играла преимущественно мальчишек. В возрасте 9 лет девочку задействовали в роли Авгия в спектакле «Камо грядеши». Уже будучи взрослой, она вспоминала, что первое появление перед публикой оставило ощущение восторга.

Год спустя, в 1914-м, Пельтцер получила роль Сережи Каренина — сына Анны Карениной. Образ получился настолько проникновенным, что особенно впечатлительные дамы лишались чувств от переизбытка эмоций. А за игру в пьесе «Дворянское гнездо» юная актриса получила первый гонорар.

В 12 лет Татьяна уже считалась профессиональной актрисой, она играла в антрепризе Николая Синельникова. Все это время рядом был отец, но уже в 1920 году родители согласились отпустить дочь одну в Ейск. Там она участвовала в постановках Передвижного театра Красной армии.

Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и Театра Военно-морского флота. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. Она выходила на сцену в постановках Театра Корша и Театра имени Моссовета (тогда еще МГСПС, затем до 1938-го — МОСПС), но в начале 30-х по семейным обстоятельствам переехала в Германию.

В Берлине Татьяна вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать машинисткой в советское торгпредство. Но однажды немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что уже год спустя исполнительница вернулась в СССР и продолжила деятельность в Театре имени Моссовета, ее зачислили во вспомогательный состав.

Отношения с руководством труппы в итоге не сложились: через 4 года Пельтцер уволили за профессиональную непригодность, упрекнув отсутствием актерского образования. Из-за этого исполнительница даже на некоторое время покинула сцену, вновь вернувшись к работе машинистки.

В 1936-м Татьяна переехала в Ярославль, где год служила в старейшем драмтеатре России. Там сценическая карьера вновь не сложилась, знаменитость вернулась в Москву, поначалу выходила на сцену Колхозно-совхозного театра, затем пробовала дать очередной шанс Театру имени Моссовета.

Но талант Пельтцер раскрылся в полной мере только после того, как ее приняли в Театр миниатюр. Этой сцене Татьяна Ивановна отдала 6 лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими героинями и в то же время любила их. Со временем у нее появились преданные поклонники.

В 1947 году артистка перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Она играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». Позднее эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер — она проснулась знаменитой.

В 70-е Татьяне Ивановне присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров, поставивший 5 спектаклей, где у знаменитости были главные роли.

С переходом режиссера в «Ленком» у исполнительницы начались проблемы. В итоге после 30 лет служения сцене Театра сатиры она со скандалом ушла из труппы следом за Захаровым. Коллеги сочли это решение безумством, потому что начать с нуля в почтенном возрасте не каждый бы смог. Но Татьяна Ивановна не жалела о своем выборе.

Зрители обожали актрису, ходили на все спектакли с ее участием, а Захаров подбирал для нее яркие образы, в которых она смотрелась гармонично. За годы работы коллеги начали считать Пельтцер талисманом театра, поэтому, даже когда она уже едва могла играть, все равно продолжала выходить на сцену.

Последней постановкой, в которой была задействована знаменитость, стала «Поминальная молитва». Роль Берты была прописана специально для нее. В то время Татьяна Ивановна страдала от проблем с памятью, забывала слова, поэтому реплики за нее проговаривал партнер Александр Абдулов. Он относился к артистке с особой теплотой и заботой, и она отвечала ему тем же.

Кинодебютом Татьяны Ивановны стал эпизод в комедии «Свадьба», в которой она снялась в 1943 году. Но впервые зрители увидели актрису в драме «Она защищает Родину». Вскоре после этого на счету у Пельтцер появилась первая большая экранная роль, исполненная в фильме «Простые истины». Но картина пропылилась на полках 11 лет и вышла лишь в середине 50-х. Все это время артистка довольствовалась короткими сценами в кино, но и с ними справлялась мастерски.

Успех ей принесла роль в комедии «Солдат Иван Бровкин», вышедшей в 1955 году. Татьяна Ивановна настолько блистательно сыграла сельскую женщину, что ее окрестили «матерью русского солдата». В картине «Иван Бровкин на целине» образ Евдокии сценаристы писали уже под нее.

В дальнейшем Пельтцер снималась много, ведь боялась, что ее забудут и станет не на что жить. Не имея родительского опыта, она блестяще перевоплощалась в заботливых мамочек, ласковых учительниц и сопереживающих медсестер. Все героини были столь душевными и любящими, что зрители непременно узнавали в них своих близких, проникаясь к исполнительнице особой теплотой.

Ее персонажи часто затмевали главных героев фильмов. На площадке Татьяна Ивановна всегда выкладывалась на полную, не жалея себя. В ней было столько энергии, что завидовали даже молодые коллеги. Взять хотя бы «Приключения желтого чемоданчика», где 66-летняя актриса спускается по водосточной трубе и ездит на крыше троллейбуса. Лента была отмечена призом Венецианского кинофестиваля.

Среди поклонников знаменитости были не только взрослые, но и дети. Они с удовольствием пересматривали семейный фильм «Там, на неведомых дорожках…», где Пельтцер сыграла Бабу-ягу, а на выпусках киножурнала «Ералаш» с ее участием и вовсе выросло не одно поколение зрителей. Актриса озвучивала мультфильмы и радиопостановки, даря сказки маленьким слушателям.

В последние годы исполнительница уже не снималась, сказывались проблемы со здоровьем. Ее последней работой в кино тоже стала детская картина, это была комедия «Князь Удача Андреевич», где она сыграла бабушку-соседку.

В молодости Татьяна не блистала красотой, такой, чтобы покорять мужчин. Однако девушку среднего роста с довольно крупным носом отличал магнетический взгляд и неуемный характер, именуемый пионерским. Актриса была очень начитанным человеком, любила дружеские вечеринки, могла вставить крепкое словцо и часто шутила.

Замуж Пельтцер вышла только раз — за немца Ганса Тейблера. Они прожили вместе 3 года и развелись, потому что Татьяна влюбилась в другого, о чем стало известно мужу. После развода бывшие влюбленные сохранили теплые отношения, продолжали переписываться. Мужчина женился во второй раз, но, приезжая в Москву, обязательно заходил в гости к актрисе. Его сын тоже гостил в квартире знаменитости.

В театре, где служила исполнительница, неоднократно обсуждались слухи о ее романах и даже тайном браке. Но семьей артистки оставались отец и брат. Последние годы жизни Иван Пельтцер прожил у нее — молодая супруга выставила мужчину за дверь. В 1959 году дорогого для Татьяны человека не стало. Она тяжело переживала этот удар судьбы. Приходилось ухаживать и за Александром, который после аварии превратился в инвалида. От него тоже отказались жена и дети. Брат ушел из жизни в середине 70-х.

О том, почему у актрисы не было детей, рассказала в интервью ее бывшая домработница. По словам Анны Кукиной, уже в зрелом возрасте Пельтцер перенесла выкидыш, после чего уже не смогла забеременеть. Названным сыном исполнительницы стал Леонид Харитонов, чья смерть была для нее тяжелой утратой.

В 80-е Татьяна Ивановна начала забываться, стала подозрительной и страдала от мании преследования. Она продолжала выходить на сцену, но болезнь прогрессировала, из-за чего артистка оказалась в психиатрической клинике. Поначалу ее поместили в общую палату, но усилиями коллег по «Ленкому» удалось добиться перевода в отдельную.

После курса терапии Пельтцер стало лучше, она смогла вернуться домой, но работать как прежде уже не получалось. Вскоре у знаменитости вновь начались проблемы с агрессией, ее пришлось поместить в клинику, где она в итоге и умерла. Незадолго до смерти артистка сломала шейку бедра и уже не вставала.

16 июля 1992 года к ней, как обычно, пришла домработница Анна. Обработала пролежни, сменила постель и угостила Татьяну Ивановну любимой сигаретой «Мальборо». Актриса с удовольствием выкурила ее всю. Через 3 часа медсестра сообщила главврачу клиники, что Пельтцер скончалась. Причины смерти, как писали СМИ, пневмония и инфаркт.

На похоронах народу было немного — лето, пора отпусков, театры на гастролях. Продавцы цветов, узнав, для кого предназначались букеты, отдавали их бесплатно. Могила Татьяны Ивановны — на Введенском кладбище, рядом с матерью, отцом и братом.
Согласно завещанию артистки, квартира досталась помощнице Анне, на протяжении 20 лет ухаживавшей за Пельтцер, книги — близкому другу Марку Захарову, архив с фото — театру «Ленком».

Татьяна родилась в 1904 году. А умерла в глубокой старости, уже после ликвидации страны, в которой она прожила всю свою сознательную жизнь – в 1992 году. Она была той актрисой, не запомнить игру которой просто невозможно.

Я с ней впервые познакомился еще в детстве, когда смотрел фильм-сказку «Там, на неведомых дорожках», где она играла (разумеется) Бабу Ягу. Кстати, в детстве это был один из моих самых любимых фильмов. И такой она мне и запомнилась на всю жизнь, — бабушкой советского кино. Я лишь недавно просмотрел ее фотографии того времени, когда она была молодой.

Еще я прекрасно запомнил ее роль в сатирическом фильме «Формула любви» и эта ее философская фраза: «это он к тому говорит, что каждому свой срок установлен и торопить его не надо» надолго врезалась мне в память. Но этот фильм я смотрел  в 1990-х годах, когда Татьяна Пельтцер уже умерла.

Многие считают, что Пельтцер – это еврейская фамилия и сама Татьяна Ивановна по национальности еврейка. Это не совсем верно. Она действительно еврейка, поскольку у нее мать была еврейкой – Эсфирь Ройзен, но сама она считала себя всегда немкой, хотя и чисто русской немкой, ибо фамилия Пельтцер – чисто немецкая фамилия.

Несмотря на то, что первый ее родственник по имени Наполеон пришел пешком в Россию в 1821 году из Рейнской области (Германии, как таковой, тогда ещё не было, ибо Германию собрал воедино много позднее Бисмарк), а потому можно считать ее отца – Ивана Романовича, родившегося в 1871 году, уже очень обрусевшим немцем, тем не менее до 1918 года Иван Романович был Иоганном Робертовичем… И отец Татьяны одним из первых удостоился звания народного артиста молодой Советской Республики. И именно с его уроков по актерскому мастерству и началась длительная карьера Татьяны, как актрисы.

Сказать о том, что Татьяна всю жизнь желала стать актрисой, тем более актрисой в кино, нельзя. Но отец оказался для нее той основной движущей силой, благодаря которой у нее не оставалось никакого выбора – только в актрисы и больше никуда. Всю свою жизнь она любила и боготворила своего отца. Отец умер в 1959 году, когда самой Татьяне было уже 55 лет, и, последние годы жизни он провел именно со своей дочерью, разведясь со своей молодой женой. Она ухаживала за ним до последнего дня. И очень переживала за его здоровье.

Но Татьяна – во многом – уникум, у нее необычная для актеров и актрис судьба. И девиз этой судьбы, как мне представляется, таков: «не торопись, иди по жизни спокойно и не спеша, и ты достигнешь высот». Так она и работала.

Но ведь тут нужно еще учесть и то, что она могла изменить свою судьбу, у нее был такой шанс. Она ведь вышла замуж (в первый и последний раз в своей жизни) за немца, хотя и коммуниста, Ганса Тейблера, и в 1927 году переехала на постоянное место жительства в Германию. Они вместе прожили всего три  года, и она слезно стала умолять его о разводе, поскольку жить вне Родины – России она не могла.

Она вернулась в Советскую Россию, к отцу и семье в 1930 году. И особо тут ее никто не ждал. Но иначе она не могла. Она стала слишком русской, настолько русской, что многим из нас до ее «русскости» еще расти и расти даже сейчас.
Она не смогла устроиться работать в театр, а потому пошла (по блату) работать на завод ЗИС в Москве, где главным инженером работал ее брат – Александр, на должность машинистки.

Впрочем, есть еще версия, говорящая о том, что, вернувшись в Москву, она сразу (по блату от отца) устроилась работать в театр имени МОСПС (сейчас это театр имени Моссовета), но уже в 1934 году ее уволили «за профнепригодность». Как было на самом деле, сейчас уже сложно определить.

Как бы то ни было, но годы войны и все годы после войны Татьяна проработала в театрах; в основном в театре Сатиры (с 1947 по 1977 годы). Татьяна Ивановна – это прежде всего театральная актриса, а не актриса кино. И хотя у нее около 80 ролей в кино, и все мы знаем ее прежде всего по ролям в кино, но она не является актрисой кино, — кино в ее жизни всегда было на вторых ролях по сравнению с театральной деятельностью.

Характер у нее был всегда (от рождения) достаточно суровым и жёстким. Она была по характеру настоящей немкой – не любила бардак, расхлябанность и отсутствие чёткости. И это именно та черта, которая отделяла ее от присутствующих рядом с ней русских людей – неважно, в какой именно области работали эти люди. Именно эта черта ее характера и воспитания позволила однажды заявить актеру Борису Новикову в ее адрес следующее:
«А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!»
И хотя эта фраза сказана была им в сердцах, а тем не менее Борис был во многом прав. Татьяну Ивановну действительно в театре никто из ее сослуживцев особенно не любил, — уж слишком она была требовательной ко всем. Но! Тут мы видим противоречие, очень ей свойственное: она по характеру была немкой, а в душе всегда оставалась очень русской женщиной, женщиной с широким сердцем и с глубоким пониманием действительности.

И эта ее ментальность, как человека, очень хорошо видна во всех ее ролях, где она играет так, что ты ощущаешь ее внутреннею силу характера и при этом любовь к людям, к народным чаяниям и народным надеждам. Это прекрасно чувствуется во всех ее ролях, где она играла «бабушек» — не важно каких при этом. Даже ее Бабы Яги и то привлекают своей добротой и силой.

Сложно сказать, была ли она счастлива в жизни или нет, ведь вся ее жизнь сводилась к работе, — без детей и семьи, но… народную любовь у нее отнять никак нельзя. Народ всегда любил ее за честность и искренность во всех ее ролях. И за силу… Силу характера русской пожилой женщины… Именно эту силу мы наблюдаем во всех ее кинокартинах.


Рецензии