Солдаты! Простите нас

             

                "ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЁН
                НЕ ОСТАЛОСЬ ПОРОЙ ИМЁН …"      

      - Раньше эти слова популярной песни часто звучали из эфира по памятным военным датам. Но они проходят и будни захлёстывают своей повседневностью, до очередного юбилея или события. Жаль, что безымянных солдат от этого не становится значительно меньше! Никто вам не скажет сколько их на текущий момент числится в списках, пропавших без вести!
 
          Здесь нужна не спонтанность, кампанейщина, а кропотливая, повседневная забота по идентификации павших, тогда лозунги и клятвы, что «Никто не забыт! ...» - претворятся в жизнь! Это особенно важно в сегодняшней действительности, когда на Украине проливается кровушка народная …

           Посмотрите, что происходит в Израиле:  там и через многие десятилетия находят, возвращают на родину останки солдат, идентифицируют их и с почестями хоронят, не безымянными, а как заслуживших вечную память потомков! Патриотическое воспитание в лучших традициях!

                Дорого!? А сколько стоит одна жизнь!?

         Почему мы возимся годами, определяем родственную принадлежность останков исторических личностей, забывая о сотнях тысяч бойцов, лежащих в безымянных могилах, братских захоронениях, простых людях, отдавших свою жизнь за Родину, за наше сегодняшнее бытие!

        У нас, несомненно, тоже многое делается по увековечиванию героев войн. «Дорога памяти», другие проекты социальных сетей - это прекрасно! Но надо постоянно искать и находить, по генному материалу определять, перезахоранивать, писать обо всех погибших, а не только на основании запросов родственников. Современные технологии это позволяют сделать!

           Может пора, пока не поздно, взять необходимые для экспертизы материалы у живых потомков, пропавших без вести воинов, чтобы хоть и затратно, долго, но всё-таки определять со временем, где лежат нетленные кости их отцов, дедов, прадедов …

             По зову святой памяти, по долгу службы, реализуя наш много десятилетний патриотический призыв - "Назовём всех поимённо!"

                ***

        … Немцы отступали на Северном Кавказе довольно стремительно, оставив позади союзнические войска румын, которые догоняли их со своими конными обозами. Однако, на некоторых рубежах фашисты задерживались, создавая оборонительные позиции, проводя арьергардные сражения.

                Из сводки Совинформбюро за 18 января: - «… На                Северном Кавказе наши войска овладели городом Черкесск, железнодорожной станцией Баталпашинск, крупными населёнными пунктами Суркуль, Красноярский и другими».
 
          Наверняка, 17 января состоялись десятки боёв на огромном фронте, протянувшемся от степей Калмыкии до Черного моря. Схватка за станицу Чапаевская, - а это в нескольких километрах от столицы автономной области, города Черкесск – обычная стычка, не на главных направлениях, в информацию попала как «… и другими». А между тем, вот с тех высоких холмов, господствующих над хорошо просматриваемой огромной долиной, грянули роковые выстрелы.

          Как всё страшно и просто! Полуторка, гружённая боеприпасами, Николай за рулём, командир полка подсел рядом, возможно, решил проведать отдалённое подразделение. Артиллерийский и миномётный обстрел с высот, где располагался противник, начался неожиданно.

           Попадание! Сильнейший взрыв! Произошло это на глазах многих свидетелей. Поэтому и надпись на братской могиле такая (дословно): «ЗДЕСЬ ПОХОРОНЕНЫ командир 1161 с. полка м-р Хоботин Андрей Алексеевич     р-ой Салло Николай Николаевич и 26 неизвестных воинов ВОВ. 17.01.1943 г.».

           Не хватило местным чиновникам средств на мраморную доску поболе, чтобы вместо «ВОВ» написать - «Великой Отечественной войны». Вот так мы и учим новые поколения, что после смерти героев, они, на той земле, за которую полегли, никому особо не нужны – лишние хлопоты и затраты для администрации.
 
          Но, я совсем и не только об этом!

        Мне до слёз обидно за тех, 26 неизвестных солдат! Ведь не отступали советские войска, не вели постоянные кровопролитные сражения, не несли крупные потери, на месте был весь средний командный и сержантский состав – так почему же неизвестные? Это же боевые товарищи оставшихся в живых! Тем более, стояла зима, все в шинелях или телогрейках, личные документы, в виде книжки красноармейца должны быть у каждого на груди, в карманах. Конечно, их забрали перед тем как тела предать земле. Кому-то, как положено, сдали, записали имена и фамилии в список потерь. Где он?

         А если реестр не сдали, то почему его не затребовали вышестоящие офицеры-штабисты? Для отчёта-учёта, для общего порядка, в конце концов! Хорошо, если эти сведения есть и до сих пор пылятся, рассыпаются от старости в неразобранных бумагах архивов Министерства обороны.
Вот где тоже надо «копать»! Не только энтузиастами-волонтёрами с лопатами на полях былых сражений! Немедленно составлять оцифрованные списки всех погибших, воевавших, пропавших в концентрационных лагерях (Германия, ведь передала нам имеющиеся поимённые списки), и ещё неизвестно где.   
                ***

          Когда писал эти строки – заглянул в историю стрелкового полка 1161, входящего в 351 дивизию. Второе его формирование состоялось в августе 1942 года в Грузии. Далеко в тылу, не на марше, и списки личного состава обязательно были поименно составлены. И кто-то в дальнейшем делал в них отметки, выдавал документы, оружие, снимал и ставил на вещевое, и прочее довольствие, отправлял в госпиталя …

          Сколько бы времени не прошло после окончания войны - хоть 80 лет, как сейчас, или 100, но до сих пор за каждым из бойцов стоят их родственники и близкие, которым совсем не безразлична судьба погибших или пропавших без вести солдат.
ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ нетленна и выстоит, сохранится там, где не забыта боль давних утрат, помнят и ценят вклад каждого в общую Победу! Убедился в этом, листая нынешние интернетовские странички, видел запросы, письма. Уже очередное поколение родни хочет, пытается выяснить, где лежат бренные тела их предков, павших за Родину, за Отчизну!
 
         Не дадим потухнуть этому народному стремлению прикоснуться не только к истории всех сражений, но и к отдельно взятой судьбе каждого близкого им солдата!

                ***


          Братская могила с 28 погибшим, расположенная ранее на границе станицы Чапаевская, оказалась с годами в центральной части населённого пункта, в небольшом закоулочке, почему-то за частным домом и участком. Хоть и вблизи главной улицы, но с дороги её не видно.  Хозяин не посчитал зазорным построить какие-то сарайчики, подсобки за кустами, прямо рядом с мемориалом, с костьми павших героев (мы ведь знаем, что располагают подальше от жилья).

         Неужели нельзя было на месте частной усадьбы разместить маленький скверик?!

         Справедливости ради, надо отметить, что обустроено захоронение достойно: постамент из белого кирпича, памятник со склонившей голову скорбящей женщиной, ухоженная небольшая территория за общей оградкой. К дню Победы возлагают венок.

         Для чествования жителей станицы, погибших и воевавших в Отечественную войну, нашли почётное место прямо на центральной улице – на виду у всех! Возле мемориала по знаменательным датам проходят торжественные мероприятия, всегда много цветов. Несомненно, они это заслужили! Вечная им память! …

         А за двадцать шесть безымянных, неизвестных воинов похлопотать некому! Выпустить их последнее пристанище «на свободу» из задворок чьих-то личных владений. Не дать затеряться среди многочисленных домов и переулочков!

        Так и звучат в ушах, как набат, слова баллады Есенина, ставших в этом случае вдруг знаковыми! Помните?
                - «26 их было, 26.
                Их могилы пескам
                Не занесть.
                Не забудет никто Их …».

         … Рядовой Николай, в свои неполные девятнадцать лет, повоевать успел менее года. Сперва ускоренные курсы шоферов, затем фотографирование на документы … Вот он на том снимке - маленький клочочек бумаги, видно экземпляр, отданный солдату для памяти, и отправке родным. Молодой парень в гимнастёрке, форменной фуражке, одетой влево набекрень, немного опущенными уголками ещё по-мальчишески пухлых губ, грустными глазами, и как бы чем-то недовольным выражением лица. Надпись на обороте: «На память братишке Миши от братишки Коли 03.07.42г.». Знай, что это последний снимок в жизни, может, хоть бы улыбнулся всем нам, кто его больше никогда не увидит…

        … Игра случая! Как раз в то время, в июле, после ранения, из рядов Красной Армии был демобилизован Колин 47 летний отец, Николай Харитонович, успевший с осени 1941-го года послужить и в гужевой транспортной роте, и стрелком в пехотном полку. Хватило с него сражений, навоевался потомственный терский казак ещё с Первой мировой войны, не одиножды был ранен!

        … Спустя десятилетия, дедушка рассказывал мне, что о смерти сына узнал сразу от знакомых – бывших сослуживцев. Немедля, поехал туда на подводе, думая забрать тело и похоронить дома, в Нальчике. Ничего не нашёл! Очевидцы сказали, что разнесло его в клочья…

        … Разные истории можно написать о каждом из захороненных в братской могиле бойцов! И они были бы совсем не лишними для их потомков, до сих пор страдающих, мучающихся от отсутствия информации о гибели и месте захоронения своих предков. Вполне возможно, по адресатам в те военные дни, пошли сообщения, что их отцы и сыновья без вести пропали на полях сражений …

          Но «безымянные» кричат, стонут из-под земли: - «Мы здесь! Мы не заслужили такой участи, стать просто «...без вести…»! Где бы мы не погибли и не захоронены – мы сражались за Родину! И за неё отдали самое дорогое - свои жизни!».

           Лежат в братской могиле станицы Чапаевская под Черкесском НЕИЗВЕСТНЫЕ солдаты! Как будто и не жили, не работали, не любили и страдали, не воевали…

           Нелепо! Не хочу верить, что они так и останутся БЕЗЫМЯННЫМИ!


Рецензии