В её ладони зябкой, маленькой...

Стало холодно. Что делать?
А кому теперь тепло?
То, что было - снегом белым,
замело, заволокло.
То, что будет, нам, как видим,
знать пока что не дано.
И, подобно Атлантиде,
опускаюсь я на дно.
Не права - я это знаю.
Хоть жива, да не живу.
Помоги ты мне, родная,
продержаться на плаву.
 Ада Якушева

 
Ганс Христиан Андерсен
ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ

               
 Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать — вот какие они были большие,— и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их,— и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

«Кто-то умер»,— подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: «Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу».

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

— Бабушка,— воскликнула девочка,— возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке,— вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха,— они вознеслись к Богу.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

— Девочка хотела погреться,— говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.


1845 год. Замок Августенборг. Дания.



  Сказки... Новогодние, рождественские... "Святочные гадания" на спичках...
 Андерсен. "Дитя со спичками..." Посты и комменты с самых разных сайтов-полная картина мира. Сахарные, сентиментальные, слезливые, "филологические", психологические, наивные, дидактически -педагогические" - на тему "что делать" и "кто виноват", " с погружением" и без... Надеюсь, что ни на чье авторское право не покусилась... Без единой собственной реплики. =====================================================

 "Может ли вычитать святочность в сказке «Девочка со спичками» советский первоклассник, не видевший церковных зданий в глаза? Я воспринял эту сказку как быль о судьбе ребенка до революции, что-то типа «Дети подземелья» Короленко. Было жалко, неприятно, непонятно торжество нищеты, голода, мороза."


"Ночь, зима, вьюга. Я одна. Мне 7 лет, в руках "Девочка со спичками". Так я узнала, что все смертны. И даже я. Но люблю. Хотя, тот ещё был товарищ. Сейчас бы ему впаяли Аспергера пожалуй.  Или педзапущенность на худой конец.

"Все эти сказки б. Гримм, Шарля Перро и т.п. — ужас просто — кровь-кишки, распидорасило. Рубят бабушек, морят детей, бросают в лесу, поедают живьём, пауки какие-то, поедающие лицо. Зачем это детям?
Даже Карлсона можно читать только в нашем переводе, шведский оригинал вообще барахло (мнение моих нескольких друзей—подруг, отчаливших в Швецию на волне эмиграции в 90х)"

-A вот корифей высшей социологии Григорий Климов считал что было всего двое поэтов, неподверженных инфернальной дегенерации - Пушкин и Андерсен -;-
=
- Ну что вы? Обычный невротик! Мы его некоторые сказки, особенно « Свинопаса» разбирали именно как типичные проявления невротизма. Ну и так- по мелочи, всякое. К примеру, в « Свинопасе» принц даже не думает, что принцессе может не быть сокровищем соловей и роза, что она в розовом саду выросла, а соловьев там как воробьев. Но он обижается и мстит , как раз как месть проявляя нормальное поведение парня, который может принцессу заинтересовать. Начинает делать вещи, которые именно принцессу и интересуют. И потом оскорбляет ее.
Так что там много про то, что есть он и есть мир, который посмел думать не так, как он решил, что мир должен думать.
-Однокурсница восхищалась «Дюймовочкой» Андерсена, что многое поняла только во взрослом возрасте. Цитировала по мультфильму, что вот же Крот — идеальный кандидат в мужья: старый, слепой, богатый
-Безусловно, сейчас большинство Дюймовочек ищет таких кротов. При этом стереотип все же срабатывает, — затем они ищут способ от крота убежать (прихватив его богатство).
======================================
 - Первый детский декадент.
===================================================

"Исполнилось и заветное желание девочки со спичками: она получила наконец любовь, заботу и тепло, которых ей так не хватало..." - эти строчки из аннотации звучат, как насмешка. Неужели нет счастья для бедных в этом мире? И тогда хеппи эндом становится смерть. Моя душа не хочет мирится с подобным "счастливым концом"...
Да, последние видения девочки - любимая умершая бабушка. Но я так надеялась, что найдётся в мире живой человек, который расщедрится на тепло и еду в новогоднюю ночь.

====
"Помню, как в детстве любила сказки Андерсена, как рыдала от жалости к героям и героиням. Оказывается, знаменитый сказочник может тронуть сердце взрослого человека не меньше, чем детское.."
"Очень грустная сказка.
То что девочка умерла как то глупо мне не понравилось а сюжет очень специфичный.
==========
"Если прочитать все сказки Андерсена, и хоть немного понимать христианство, то смысл его сказок очень простой. Главное благо - спасение души. И когда девочка умирает, она попадает из довольно сложных условий к Богу и любящей бабушке. Эта сказка заканчивается хорошо, если понимать благо не как здоровье и богатство, а как конечное единение с Богом.
============
 "я читала, что после появления этой сказки в Копенгагене в Рождество стали ночью жечь костры на улицах - чтобы девочки со спичками не мерзли.

===============================


"Не могу читать без слез эту сказку, но это очень многоуровневый рассказ, и про лишних в целом людей, и про лишних детей, и про духовность.. Финал всё-таки счастливый - она достойно прошла испытания земного пути и улетела туда, где ей светло и тепло, и ее совсем не заботит, что здесь, где-то в грязи и холоде, она умерла и это наверное плохо.
==============================================
"Знаете, я вижу здесь смерть - как избавление от боли, как высшую радость, и поэтому она и не стала бороться ( да и были ли силы и возможности? а по поводу тяжёлого детского труда - это нормально для времени написания произведения)
=========================================================


" Готова поспорить, что после просмотра этого мультфильма, Вы задумаетесь буквально на несколько минут и будете философствовать, как поступили люди, но скорее всего, Вы бы поступили именно так, как и все... Даже я бы прошла мимо не обратив никакого внимания на девчонку. А оказавшись на её месте, может, Вы бы и поняли, что она чувствовала.
==============================================
 "За то я и люблю сказку Терри Прачета "Санта Хрякус" ХОТЬ У КОГО ТО ХВАТИЛО СИЛ И СОВЕСТИ переписать там финал этой сказки и спасти этого НЕСЧАСТНОГО ребенка!=
====================================================
" что вспомнили. А кто читал "мальчик у Христа на елке"? Но там еще показывается жестокость СВЕРСТНИК0В к таким же бедным детям.
"Она же могла попросить помощи у прохожих, зайти туда, где нет холодного ветра и снега? В конце-концов вернуться домой.
 Но она просто тихо и споконо ушла к своей бабушке на небеса.

"-Почему не поборолась за свою жизнь? Это похоже на то, что лет 200 назад задать нищему вопрос - а чо ты в цари не пошел? были же цари, чего ты сдался? шел бы в цари - жил бы прекрасно...Это просто показ реальной жизни: звенящее одиночество в толпе. Мы в этой жизни все никому не нужны (по большому счету даже себе).


"-очень лёгкая история про красивую смерть маленького ребёнка."


Вероника Долина:

 ...У нас одних такое станется:
С pезным кpылечком теpемок,
А пpигляжусь - из окон тянется
Сыpой удушливый дымок.
Она стоит - платочек, валенки,
Бездумный взгляд её глубок.
В её ладони зябкой, маленькой
Зажат пpоклятый коpобок.

О, это наши поджигатели...
Hичтожна миpовая связь.
Какие силы мы потpатили,
С сиpоткой этою боpясь!
Какими нежными пpивычками
Hам защитить себя тепеpь,
Когда опять дитя со спичками
То в окна постучит, то в двеpь?
Когда опять дитя со спичками
То в окна постучит, то в двеpь?
 

Век 21, год 23-й. Январь.


Рецензии