Сиена. Ароматы Средневековья

В последнее время я всё чаще вспоминаю те чудные отпускные дни, когда ещё была у нас возможность свободно перемещаться по Европе. Ещё летали чартеры и возили автобусные туры на Аппенинский полуостров в мою любимую Италию. Да и в другие страны, в которых мне довелось побывать и куда так и сложилось добраться.

Одним из самых ярких воспоминаний в Итальянском моём Лете, коих было три, сталось путешествие в Сиену - совершенно аутентичный средневековый городок, и до сих пор сохраняющий дух старины. С туристической группой мы высадились возле старых крепостных стен, какими в те неспокойные и воинственные времена защищали любой город, представлявший собой в абсолютно раздробленной Италии отдельное самостоятельное государство, подчас противостоящее не только Риму, но даже Ватикану.

Пройдя внутрь за два ряда крепчайших стен, мы оказались в лабиринте узеньких и кривеньких улочек. Узеньких настолько, что от окна одного дома к окну другого жильцы протягивали верёвки и на них сушили бельё. Накануне нашего приезда в Сиене был сильный ветер. От него не защитили ни стены, ни дома. Последствия были налицо: очень колоритно выглядели развешанные на уровне 2-3 этажа труселя и бюстгалтеры, некоторые из которых, ибо к верёвкам их не крепили, были сдуты ветром и вольготно раскинулись на карнизах окошек первого этажа, а то и вовсе валялись под ногами.

Именно в Сиене особенно вспоминались кадры из фильмов про Средневековье, гда прямо из окон на улицу выливались помои, а мимо цокали подковами лошади, оставляя остро пахнущий "клад". И полное ощущение аромата Средневековья становилось еще более впечатляющим. На уровне подсознания где-то. Разумеется, сейчас, сохраняя внешний антураж, с запахами и антисанитарией власти уже покончили.

Мы шли вдоль сплошного ряда фасадов с окнами, загороженными традиционными поперечнополосатыми ставнями, и разглядывали совершенно необычные детали на стенах и дверях домов. Поражало разнообразие форм и образов дверных ручек. В основном они были представлены в виде изображений животных. И часто перекликались с рельефными изображениями на фасадах: иногда просто барельефами, иногда эмблемами или гербами. Оказалось, что город и по сей день сохранил своё средневековое административное деление - на контрады.
Контрады - это небольшие обособленные от других части города со своими местными властями, традициями и даже гербом. И, как правило, декор домов контрады образно связан с главным изображением герба.

Всего в Сиене насчитывается 18 контрад.
      
Помню, что меня поразили здания в контраде Улитки, где на ручках и на фасадах стен, на наличниках и косяках примостились эти небольшие создания. А в контраде Черепахи на узеньких улочках возле домов, карнизах и стенах можно было увидеть изображения черепах.

Множество разнообразных ракушек украшали пространство контрады Ракушки. Не менее колоритно выглядели дома и в контраде Розы. Здесь будто сады расцветали на стенах. И это даже несмотря на то, что изображения не были раскрашены.

О Риме, о мифе про Ромула и Рема напомнила контрада Волчицы. Что-то по прошествии времени здесь не припомню в декоре её изображений. Разве что на центральной площади контрады, хотя она и на площадь-то мало походит, настолько маленькая, расположилась на своем колоновидном постаменте римская Волчица - точная реплика той, что на Капитолийском холме. Хотя, может, размером поменьше… Но сейчас оценить это уже довольно сложно.

Весьма симпатичной показалось мне оформление контрады Единорога. Удивительное, надо сказать, существо! Поселившись на зданиях контрады, оно превратило место в мистический, сказочный лес, хотя собственно о лесе здесь ничто не напоминает. Потому что Лес - это совсем иная контрада. А вот как выглядит её декор, я совсем не помню.

Наименее запомнились мне контрады Башни, Барана, Дикобраза, Гуся и Жирафа. А вот контрада Волны весьма необычна по своему оформлению.

Одна из наиболее привлекательных лично для меня контрад была контрада Пантеры. Понравилось оформление и контрады Дельфина. Ну, люблю я этих животных! Вероятно поэтому зацепило. Грандиозно по своему оформлению и пространство контрады Орла. Кстати, это - одна из тех контрад, которые наиболее высоко поднимаются в рейтинге Сиены с точки зрения одержанных побед в иль пальо (il palio) - виде конных состязаний, не менее популярных в Сиене, чем футбол в Италии. Но это - совсем другая история. Хотя к ней имеет отношение с точки зрения высокого рейтинга и ещё одна контрада - контрада Дракона.

Каждая контрада имеет свою площадь, церковь, конюшню, колодец. А также - свои символические цвета, отражённые не только в гербе, но и во флаге. Потому ни одну из них не спутаешь с другой в буйстве главного праздника Сиены -  il Palio.


Рецензии