Ода перу и чернильнице

Ушли в небытие перьевые ручки и чернильницы-непроливашки. Фарфоровые белоснежные чернильницы и самодельные чернила к ним... Мы носили эти чернильницы на занятия в специальных мешочках с тесёмками на ранцах, а перьевые ручки и запасные перья к ним в специальных пеналах. Урок начинался с торжественного извлечения ручки из пенала и  чернильницы из мешочка. На парте (о, парты с откидными крышками!) для ручки и для чернильницы имелись специальные углубления.

На бегу чернила расплёскивались из непроливашек и заливали мешочки. Пальцы и носы, испачканные чернилами, выдавали настоящих школяров. Чернила не всегда покупались готовые к употреблению, а часто готовились из специальных таблеток, разведенных водой, что было более доступно по цене. Если  воды для раствора вливали в сосуд для чернил  слишком много, то чернила делались водянистыми, бледными, а в малом количестве воды они выглядели насыщенно и благородно. Писать таковыми было сущее удовольствие, но их хватало не надолго!

Нынешние ученики не понимают слова промокашка и ее назначения, а нас наказывали, если в каждой тетрадке не имелось таковой, ибо без нее всё написанное отпечатывалось на предыдущей странице и расплывалось в бесформенные знаки в тетрадке в косую линейку, если ты не промокнул написанное. Когда тебе разрешали писать в тетрадке без косых линий, ты переходил в разряд старослужащих и готовился вскоре покинуть добрую, как мать, первую учительницу Прасковью Ивановну, перейдя в пятый взрослый класс средней школы.

Мало у какой ученической тетрадки имелись все её 12(?) листов! Ты или сам вырывал испорченный кляксой или неправильной каллиграфией лист, чтобы избежать позора, или это действие производила строгой рукой мама, вырывая испорченное упражнение вместе с листом,  и несчастному писарю предлагалось повторить его без помарок, клякс и исправлений.

Где, за каким поворотом скрылось то беспечное время и непоколебимая уверенность, что с мамой и полной чернильницей завтра будет лучше, чем вчера?...

Хочу поблагодарить Ирину Манырину, автора Прозы.ру, за идею этой заметки после прочтения ее рассказа "Тишка", http://proza.ru/2020/07/21/69


Рецензии
А я только наблюдала, как скребут перьями мои одноклассники, с удивлением рассматривала чернильницы и была освобождена от уроков чистописания. В первом классе я попала в эксперимент. По американской технологии нас, малышей, тестировали. Это были очень трудные задания. Отбирались дети, которые уже умели читать и считать. Уже потом, будучи взрослой, узнала об американской системе тестирования. Нам сразу раздали американские шариковые ручки (1964 год), тетрадки в линейку. Предметы были необычные: математика с неизвестными и основами геометрии, техника чтения, картиноописание, природоведение, уроки сочинительства и ещё какие-то. Было отобрано 30 детей. Учительница была злая, кричала на нас, неуспевающих называла "дураками" и переводила их в обычные классы. Ученики смеялись над такими детьми. К концу первой четверти нас осталось 20 человек. На уроках всегда было много присутствующих. Каждый урок был похож на спектакль. Учиться было тяжело. Учебников не было, все на память, которую нам постоянно тренировали. Но я стала отличницей. Родителям сказали, что поле двух лет обучения, дети сразу пойдут в пятый класс. Но мои родители на моё большое счастье переехали, и я пошла в обычную школу. Учитывая мою программу, директор отправила меня в третий класс. Моя мама, увидев детей, воскликнула: "Какие большие дети! Они будут обижать мою малышку!" Надо сказать, что я была самой маленькой в своём классе. Она попросила, чтобы меня отправили в обычный первый класс.Там я и продолжила обучение в своей любимой школе и со своими любимыми учителями.Однако знания, полученные в первой школе, мне помогали до шестого класса.
Спасибо за Ваши воспоминания о милой советской школе.
С уважением, Галина.

Галина Пономарева 3   18.01.2023 07:10     Заявить о нарушении
В поразительный эксперимент Вы попали, Галина! 64 год. Оттепель в отношениях с США заканчивалась. Поездки Хрущева в Америку. Очевидно, пытались и по линии просвещения обмениваться опытом.

Я учился в малокомплектной начальной школе. Прасковья Ивановна, как впоследствии моя родная сестричка Любовь Ивановна(Заслуженная учительница России) вела занятия сразу с двумя классами.
Я в первом классе, выполнив раньше всех задание, развешивал уши и слушал урок третьего класса, а во втором - четвертого. Помню, я обожал уроки природоведения, литературы и языков (нам их преподавали два, причем с первого класса) и иногда даже особо тупым старшим подсказывал. :)
Помня свой детский опыт, я для своих малышей на последних уроках устраивал уроки -игры азов астрономии, физики. Мы путешествовали по планетам Солнечной системы, собирали простейшие электрические цепи, работающие от низковольтных батареек, делали инсценировки текстов из букваря, а со второго полугодия первого класса. мои дети выпускали стенгазету с собственными сказками и рисунками и т.д.
Ваша учительница нервничала потому, что оказалась не в своей тарелке, а я бы в молодости не отказался поработать с подобной экспериментальной программой, развивающей творческий потенциал учеников... Ох, зацепили Вы душу старого педолога(!) этим сообщением, Галина!

Рой Рябинкин   18.01.2023 13:27   Заявить о нарушении
Вот с тех пор и люблю сочинительство!В детстве сочиняла разные сказки, которые с большим удовольствием рассказывала одноклассникам.О результатах эксперимента знаю мало.Первый класс закончили всего 15 человек.Детей после двух лет обучения отправили в обычный пятый класс.Двое после окончания школы в возрасте 15 лет поступили в Вузы: одна девочка в мединститут и один мальчик в университет на исторический факультет.Про остальных не знаю.Мне в обычной начальной школе учиться было скучно. Правда моя замечательная учительница придумывала для меня особые задания. Так на уроках арифметики и чтения я была помощником учителя, назначала наставником слабых учеников. Родители некоторых детей просили, чтобы я занималась с их детьми.Интерес к учебе появился только в шестом классе, когда началась геометрия. Конечно, я потеряла два года. Но я никогда об этом не жалела. Меня окружали отличные учителя! Школа была лидером в России. Мы часто принимали гостей из других территорий. У нас работала научная лаборатория, которую возглавлял наш замечательный директор,историк,фронтовик, кандидат педнаук.Девочка из моего первого класса говорила о том, что ей было трудно в студенческой среде, где ее считали ребенком. Разница в возрасте сказывалась.

Галина Пономарева 3   18.01.2023 15:09   Заявить о нарушении
Война не только забрала у меня жену, но и покалечила судьбы трёх моих внуков. Два из них - выпускной класс и один восьмиклассник, который толком не знает ,в каком классе учится.
Два года школа не работает. Просто замкнута на ключ. Мужик-директор из Подмосковья так и не приехал, хотя обещал открыть школу еще 1 декабря, а потом 9 января.
Очевидно, последний обстрел и четверо погибших повлияли на его решение. Я его не виню. Я уже никого ни в чём не виню, Галина.

Рой Рябинкин   18.01.2023 15:56   Заявить о нарушении
Мой муж сказал, что если военкомат его не призовет, то поедет восстанавливать образование в новые территории. Пока его не вызывают....Искать виновных не будем.Если немецкие танки с крестами опять поползут по нашей земле,то ...
Вставай, страна огромная!

Галина Пономарева 3   18.01.2023 16:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.