Попай пришел

«Французский связной 2». Режиссёр Джон Франкенхаймер, оператор Клод Ренуар. В главных ролях Джин Хэкмэн, Фернандо Рей, Бернар Фрессон, Кэтлин Несбитт. США, 1975, триллер.
---
Хочу напомнить еще об одном замечательном фестивальном фильме 70-х. Во-первых, потому, что среди фильмов МКФ той поры всегда попадалось немало шедевров, которые потом покупались, замечательно дублировались, иногда слегка подрезались и годами шли в кинотеатрах на радость нашей не слишком избалованной публике. Я хочу сказать, не слишком избалованной детективами, триллерами, вестернами и другими буржуазными жанрами. Высокохудожественной отечественной продукции у нас хватало, но на нее граждане ходили почему-то не так охотно.
Еще не могу не сказать несколько слов о фестивальной кинопублике того времени, которая разительно отличалась от кинопублики обычной. Потому что среди обычной публики, особенно где-нибудь на окраинах, попадалось немало довольно неприятной шпаны, которая имела обыкновение громко ржать в самых неподходящих местах, отпускать идиотские комментарии, приставать к девушкам и вообще всячески портить впечатления от самого прогрессивного вида искусства, каковым, как известно, и является кино.
Среди фестивальной публики ничего подобного быть не могло. Фестивальная публика была подчеркнуто вежлива и предупредительна, охотно делилась впечатлениями о просмотренных фильмах и вообще всячески демонстрировала приязнь к соседям. Чувствуя, видимо, особое духовное родство с гражданами, которые вместо того, чтобы укатить из жаркой июльской Москвы в сочинскую «Жемчужину», торчали в очередях за билетами, а потом томились в темных кинозалах. Хотя, надо отметить, что вентиляция в фестивальном кино обычно работала отлично.
Надо ли говорить, что многие фестивальные ленты той поры, о чем я уже писал, запомнились надолго. Как и обе части фильма «Французский связной» («French Connection»), особенно, вторая, которую снял Джон Франкенхаймер («Ронин», «Гран-при») и которая, на мой взгляд, чуть живее первой. Хотя бы потому, что дело происходит во Франции, в Марселе, и помимо чисто криминальной истории, мы наблюдаем и довольно забавной временами конфликт двух культур – американской и европейской.
Хотя и первая часть, снятая Уильямом Фридкиным («12 разгневанных мужчин», «Изгоняющий дьявола»), просто превосходна и отлично показывает тяжелую многомесячную работу полицейского, для которого поймать наркодилера – дело всей жизни. Не говоря о том, что фильм получил пять «Оскаров», Американский институт киноискусства признал его одной из величайших кинокартин в истории, а сцена автомобильной погони под линией нью-йоркского метро заслуженно вошла в мировые киноучебники.
Так что если вы посмотрите оба этих фильма – не пожалеете. Оба сняты замечательными мастерами и буквально по-годаровски пугающе реалистичны - как документальное кино про реальных преступников. И, конечно, оба объединяет великолепная работа Джина Хэкмена – Попая, полицейского без страха и упрека, которого, как бультерьера, оттащить от преступника невозможно. Актера, из плеяды ковбоев не только в кино, но и в жизни.
А второй фильм я вынес в заголовок только потому, что именно его я посмотрел на давнем Московском кинофестивале одним далёким прекрасным летом.
 


Рецензии