Объектив России

 "Живого времени приметы..."

  Фотография — удивительная вещь. Ты снимаешь лишь то, что вмещается в твой объектив,  но то, что увидят зрители на снимке, должно вместить и тебя, твое отношение к тому, о чем рассказываешь, и к миру вообще, твое настроение и состояние твоей души. В одном снимке – целый мир! Увы, это удается далеко не всем и не всегда, но, если удалось, значит, произведение состоялось
 
  Зрителю, приходящему на III Всероссийскую фотовыставку «Россия – отчий дом» трудно будет сразу разобраться во впечатлениях – экспозиция очень большая, многотемная, разностильная и разножанровая. Но, мне кажется, мимо талантливого они не пройдут, хотя кого-то больше заденет за живое горькая ирония А. Агафонова в его цикле «Слава труду», безысходность «Общежития» В. Ященкова или «Одинокая старость» В. Ковалевича. Кого-то тронут пейзажи Виктора и Александра Широбоковых из Орла, О. Буланова из Серпухова, С. Донина из Вологды, Д. Киреева из Владимира.
 А кого-то восхитят фантастические сюжеты цветных снов Ю. Жванко из Кисловодска.
    Судить о работах профессионалов, среди которых признанные мастера фотоискусства, не будучи фотокритиком, пожалуй, нескромно – мои впечатления лишь зрительские. Да, вне сомнения, нашему неизбалованному фотозрителю есть  чему поучиться,  удивиться и восхититься на этой большой и серьезной выставке. И хотя, по мнению иных участников, ей не мешало бы быть покомпактней, сбалансированней, сам факт проведения республиканской выставки в нашем городе неординарен для его фотокультуры.

Не знаю, отнести это к достоинствам или недостаткам, но зрителя не покидает ощущение нашего «Сегодня» – серого или очень черного, сумбурного и беспросветного,  со всеми вдруг разом обнажившимися язвами и ранами, но порой просто нелепого до смешного или убогого до чрезвычайности.
К так называемой социальной фотографии можно отнести многие снимки. Одни только названия чего стоят – «Пришли сюда умирать», «Боль моей земли», «Трагедия на 1713-м км», «Читинская психбольница»… Нищенски убогое общежитие и «дом призрения»,  кладбище; больница, авария на железной дороге... Никому не нужные (одиночество в глазах, руках, в каждой складке одежды) старики и психически неполноценные  дети. Или просто крышки гробов — целая серия так и называется – «Крышки». Внутренняя динамика и предельная напряженность свойственны всем этим работам.
Две пожилые полные женщины в зале ожидания, положив на чемодан опухшие ноги,  бесстрастно взирают на вокзальную суету.  «Что наша жизнь!..» называется снимок Б. Кремера, и в нем тоже, увы, наше сегодня, позиция многих.
 
Не слишком ли много «чернухи»? –  возмущаются иные. Журналы и газеты уже открывать нельзя. Как только «табу» сняли, так и полилась рекой. Это  уже вчерашний день. Надоело. Хочется красоты, надежды.

Все это правда. И все-таки, если фотограф не просто констатирует чужую боль, но делает ее своей, и «чернуха» может показаться светлей, заставит задуматься и о том, что наша жизнь дана нам лишь однажды и просуществовать в ней нельзя.
Разве можно было представить еще недавно в нашем советском искусстве фотографию под названием «Смерть рэкетира» (П. Агафонов, Пермь) или не счесть лишь бесстыдным натурализмом сцену «любви» в кабине автомобиля, «плечевую» в костюме Евы, останавливающую машину. «Автостоп на российских дорогах» называется эта серия В. Афанасьева из Самары, получившая одобрение жюри.
Совсем другая, прекрасная, целомудренная нагота в работах А, Копалова из Новосибирска, А. Мусина, Н, Черняева, И. Чернова из Орехово-Зуева... Поэзия женского тела, его пластика в фотографиях В. Виноградова (Москва), Г. Богатова (Орел), В. Бороздина из Перми. Популярный в  фотоискусстве сейчас жанр – «арт». В нем небезуспешно пробуют себя и курские фотохудожники  Геннадий Бодров и Виктор Гридасов.

 Ясные, просветленные лица в многочисленных работах, посвященных Вере, независимо от того, идет ли речь о христианских праздниках, обрядах, храмах, или это «1200-летие принятия ислама в Поволжье».
Среди призеров выставки были целые коллективы: кинофотообъединение из Башкирии, фотоклуб «Зеркало» из Ленинграда, Чувашское объединение  фотохудожников.
Свой уверенный почерк и у свердловчан. Запомнились трое. В фантастических импровизациях на тему натюрмортов С. Рогожкина — космос Вселенной и человека. Они изящны. Будто случайно подобранные  предметы на них много рассказывают об авторе и его отношении к миру.
Так же, как и «Стены» А. Черея, – осязаемые и теплые. Хороши и портреты этого автора, Не только предельным реализмом и удивительной техникой (здесь видна даже фактура кожи) – это человеческие типы и, одновременно, индивидуальности, личности.

Небольшие по размеру, неброские работы С. Крылова кажутся, на первый взгляд, лишь безыскусной попыткой возрождения жанра семейной фотографии, но почему-то заставляют «остановиться – оглянуться», чем-то привлекают зрителя. Может, той самой простотой и правдой, узнаваемостью, добротой, которой дышат!..

Т. Данилова — единственная из авторов-женщин, ставшая призером. Ее мягких тонов фотокартины — будто гравюры из прошлого века. Нарочито старомодны натюрморты, но как они ласкают глаз, как уютно, наверное, жить среди. этих вещей. А элегические пейзажи поселяют в сердце тишину, гармонию, радость, Здесь и ретро, и современность, мастерство профессионала и чуткий женский взгляд на все, что вокруг.
 
Разлом, хаос в коллажах В. Гамурака из Белгорода. Здесь все перепутано, смещено, разорвано — дома, деревья, человеческие тела. Это — наш разлад с самими собой, раскол нашей духовности, и вырванное с корнем дерево долго еще тревожит, будоражит воспоминания.
Фотомонтажи, коллажирование, фотожурналистика и художественная фотография, авангард и ретро, самые современные и самые традиционные приемы, темы, направления можно увидеть на выставке.
В эти дни в Курске проходил настоящий праздник фотоискусства, Персональные выставки трех курских фотографов – И. Захарова, А. Гражданкина, Ю. Ковалева  открыты в краеведческом музее, еще одна выставка размещалась на улице Горького в ОНМЦ,
Областной научно-методический центр вместе с областным управлением культуры взяли на себя очень ответственную задачу:  не только республиканская выставка, но и первый учредительный съезд фотохудожников России состоялись в нашем городе. С миссией хозяев, по отзывам гостей,  куряне справились успешно.
А гостей было немало – две с половиной сотни делегатов, Три дня проходил съезд. Немало было горячих дебатов в Доме знаний, Много неформального общения единомышленников в гостинице «Курск», которая  была буквально до краев заполнена в эти дни фотографами,  фотоаппаратами и фотографиями. На выставку попала лишь малая часть того, что привезли фотохудожники; Коридоры были превращены в филиал выставки –  вернисажи организовывались прямо на полу. Фотографам было о чем поговорить друг с другом, Ради этого – объединения людей. очень часто варящихся в «собственном соку», без поддержки и выхода на широкого зрителя, –  создается российский Союз.
Почти год назад был организован Союз фотохудожников СССР. Задачи обоих Союзов во многом совпадают, но в масштабах республики они более конкретны. Здесь есть возможность для того, чтобы в поле зрения попал каждый талантливый человек.
Немаловажная задача Союза –  образование фотохудожников, создание фотошкол, а впоследствии и вузов для обучения фотоискусству. Ведь наши фотохудожники — все самоучки, до всего  доходят опытным путем.

Союз должен помочь получить доступ к хорошей аппаратуре и материалам. Нужно освободить их от унизительных доставаний, ненужных экспериментов. Для этого нужна мощная экономическая база, валютные средства.
Немаловажную роль сыграет правовая защищенность фотохудожника. Создав для него возможность работать и зарабатывать, (например, обкатывание выставки по разным городам — это приличный гонорар, не говоря уже о продаже фотографий, в том числе и на западном рынке). Союз даст ему возможность заниматься только творчеством, быть, если он того захочет,  свободным художником.
И еще важно, как сказал один из организаторов нового Союза А. И. Баскаков, объединение всех позиций, которые существуют внутри фотоискусства, чтобы иметь возможность работать каждому. Объединение сил для выполнения одной задачи просто необходимо в наше сумбурное время. Недаром напутствие начальника областного управления культуры П. И. Надеина фотохудожникам России было так созвучно с тем, что сказал им представитель того мира, который мы еще недавно с культурой не связывали,
В один из дней съезда участники ездили в Свободу, в Коренную пустынь, присутствовали на богослужении, разговаривали со священниками. Отец Андрей, нимало не смущенный щелчками сотен фотоаппаратов в е божьем храме, благословил их всех и новый Союз для служения красоте и правде, для очищения от скверны человеческой души, пробуждения духовности в человеке. 
В огромных количествах снимков останется навсегда этот зимний день, купола возрожденных человеком церквей и еще множество фотопейзажей нашего города с высоты тринадцатого этажа гостиницы «Курск».
(Курская правда, 3 января 1991 года)  Автор фотоиллюстрации - Александр Назаров, Пенза.


Рецензии