Юрий Лотман о патриотизме и культуре

"Патриотизм - это страдающая любовь к Родине, привязанность к своей культуре и своему народу".

"Холопский патриотизм" - без критического отношения".

"Интеллигентный человек сам страдает от недостатков своей родины.
Рабская любовь к родине связана с постоянным самовосхвалением.

Гоголь "сгорел" на пламенном чувстве любви к Руси. Он видел все недостатки.
Он предвидел, что его обвинят в отсутствии патриотизма. Он писал:
"Устраивают судьбу свою за счет других, сидят в углах, не хотят слушать дурного мнения о себе, не "выносят сор из избы" Н.В. Гоголь...

Самокритика делает человека интеллигентной души всегда одновременно занятым работой собой и заинтересованном в исправлении дел свой родины.

Жизнь интеллигентной души всегда мучительна.

Среда, из которой выходят люди интеллигентного сознания: высокие душевные чувства вырабатываются в тех социальных кругах, которые прочно связаны с национальными традициями; кругах, которые крепки некоторому укладу жизни.

Среда философов-просветителей, оторвавшихся от монолита, создает условия для создания ярких личностей. Духовные ценности накапливаются в медленно развивающихся механизмах. В монастырской средневековой жизни. Самосознание. Внутреннее чувство должно накопиться во внутренних пластах, накопленная народом ценность превращается в осознанность и поведение.

История русской интеллигенции. Первая половина 18 века.
Два социальных механизма: русская и европейская культура.
Герцен:" Семь лет царствования Александра второго", вызванная гражданской казнью Чернышевского, с которым были сложные отношения и разногласия. Написанная кровью статья Герцена и статья "Семь лет", исторический обзор той среды, которая Герцену была чужда, среда революционной молодежи...   

Эта среда была тем раствором, из которой выпадали кристаллы. Начиная с петровской эпохи, возник вопрос о людях нового типа образования и склада. Учебные заведения носили сословный характер. Разные школы открывались, чтобы готовить канцеляристов и младших офицеров, и другие профессии. Дворяне предпочитали получать чины и уезжать в деревню после службы... 

Солдат, рекрут в молодости был крепостным, но его сын крепостным уже не был. Солдатские дети и разночинцы откупались от военной службы. Учебное заведение тоже считалось службой. Солдатские дети составляли значительную часть школяров, из которых вышли талантливые люди.

Дети священников были привилегированным сословием, не принадлежащие к европейской культуре, сословие замкнутое на национальной культуре...

Из семинарии брали кадры Ломоносов и Третьяковский в учебное заведение при академии наук. Почти все стали крупными учеными. Карамзин был учеником Барсова. Люди науки. Самый талантливый ученик Ломоносова Барков, латинист и переводчик, рано заболел пьянством. Это часто встречающееся трагическое сочетание в среде творческих образованных людей с нищим детством.

Московский университет был создан усилиями Ломоносова и наполнен учениками, и иностранными, в том числе, которые внесли свой вклад в науку и медицину.
Большой отряд людей, которые влили в культуру сознание.
Число крепостных мальчиков было невелико. В академии художеств их было больше. Художество означало ремесло, и дворяне не шли туда. Для аристократа профессия художника была унизительной. К сцене тоже относились как к сомнительному поприщу.

Судьба Рокотова. Он был сыном крепостного и получил отпускную.

Судьба Воронихина. Крепостной высокого образования, получил свободу и поехал за границу со Строгановым. В Париже, в Женеве учился, стал архитектором.
Казанский собор в Санкт-Петербурге. Широко образованный человек, соединял две среды: образования и народа...

Театр обслуживался людьми низкого происхождения. Актеры были бесправными.
Этот мир был привлекателен для молодых дворян не только доступностью балерин.
В театре он "дышал" искусством.

18 век отличается от пушкинской эпохи, когда Культура создается дворянами.
Мир разночинной культуры и дворянской культуры, которые благотворно влияют друг на друга.

Юрий Лотман "Беседы о русской культуре"   


Рецензии