Превратности судьбы

   ДЕЛЬВИГ
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.
У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.

                АЛЯБЬЕВ
Алябьев сочинял музыку к стихам Дельвига, находясь в заточении. 24 февраля 1825 года Алябьев был арестован по ложному обвинению в убийстве.
На званом ужине у себя дома, отдыхая за карточным столом, он ударил отставного полковника Т. М. Времева за карточное шулерство. Через несколько дней полковник, который был давно болен, скоропостижно скончался от разрыва селезенки, и Алябьева обвинили в убийстве.
Он оказался в тюрьме, затем в ссылке, оторванный от привычного уклада и окружения. Образ соловья воспринимался символом тех невидимых уз, которые связывали насильно разлученных — влюблённых ли, друзей ли, родных ли — неважно. Это разлука с теми, кто дороги. И с той жизнью, которая была привычна и дорога.


Все источники придерживаются версии, что Алябьев сочинил этот романс, будучи заключенным в тюрьму. И фортепьяно было доставлено ему как узнику прямо в камеру — это удалось выхлопотать старшей сестре композитора, которая затем добровольно отправилась с братом в ссылку.
В сырости подземелья композитор заболел ревматизмом и начал слепнуть. Единственным духовным спасением в таком положении оказался музыкальный инструмент. По некоторым источникам, композитор посвятил этот романс возлюбленной — Екатерине Римской-Корсаковой, в которую влюбился с первого взгляда на новогоднем балу и с которой так и не успел объясниться.
 
Через много лет они вновь встретились, и Екатерина Александровна, уже к тому времени была вдовой Офросимовой. Наконец-то они обвенчались; произошло это 20 августа 1840 года в селе Рязанцы Богородицкого уезда в церкви Святой Троицы, в имении зятя композитора В. М. Исленьева. Екатерина Александровна тоже принадлежала к знатному роду.  Сама она писала об этом браке: «Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость». Достоверность, что любовь   началась ещё до ареста и именно ей посвящен романс «Соловей» — установить не удалось.
Романс очень быстро завоевал популярность. Он зазвучал в дворянских салонах и гостиных. Его стали включать в свой репертуар многие певцы, причем не только в России. Среди множества первых исполнителей: Прасковья Бартенева, знаменитая
немецкая оперная певица Генриэтта Зонтаг, итальянка Аделина Патти, в 1840—1850-е годы романс включала во все свои программы Полина Виардо и даже использовала его, вставив в сцену урока пения в «Севильском цирюльнике», что вызывало шквал аплодисментов. Было много и других исполнителей романса «Соловей», он популярен и любим по сей день.                До сегодняшнего времени «Соловей» остается одним из самых известных русских романсов, давно войдя в классику всей российской культуры. Такой популярности способствовала удивительная выразительность и душевная простота музыки. Иногда в музыке нравится что-то совершенно неуловимое и не поддающееся объяснению.                Романс не сходит со сцены вот уже почти два столетия.


              Иллюстрация: АЛЯБЬЕВ Александр Александрович
                Родился 15 августа 1787 г., Тобольск
                Умер 6 марта 1851 г. (63 года), Москва


Рецензии