Луг

                Л у г.
         Одним из самых узнаваемых мест в нашей деревне был луг за Ежовкой. Весной, в половодье, его всегда заливал вышедший из берегов Чулым и мы, сразу после школы, спешили посмотреть, как огромные льдины наплывали на то место, где вчера ещё лежал не дотаявший снег, а сегодня бушевало море. Самые удачливые из нас, у родителей которых были лодки - долблёнки, как-то ухитрялись подогнать их к Ежовке, подвергая себя опасности быть снесёнными в русло, катались по ушедшему под воду лугу. Другие же делали толпою плот, рискуя «искупаться» в ледяной воде, плавали по этой стороне Ежовки и только самые отчаянные заплывали на ту. Взрослые, у кого были ружья, делали плавучие скрадики из веток и сена и охотились на уток. Дней через пять вода спадала и Чулым возвращался в своё русло, оставив на лугу лёд и небольшие лужицы, сплошь наполненные рыбой. Рыбу эту надо было выловить как можно скорей, иначе она становилась добычей сорок и ворон, но детей на нашей улице было так много, что птицам едва ли удавалось хоть немного поживиться.
      К маю этот заливной луг превращался в отличное пастбище для скота и почти до самой осени можно было наблюдать с высокого берега огромное стадо коров, рядом лошадь пастуха и самого пастуха, подрёмывающего на солнышке. Коровам сбегать было некуда, слева Ежовка, справа река, а между ними небольшое болотце.
     В жаркие июльские дни коровы, спасаясь от гнуса, по вымя заходили в реку на Песках, размесив весь берег своими копытами и мешали нам рыбачить на бредень, да и просто купаться. Ребята повзрослее и другие умеющие хорошо плавать купались чуть выше Песков на косогоре, ближе к деревне, там, где Чулым крутил свои воронки, а рядом была рытвина, яма, залитая водой, где купалась «мелюзга». Луг за лето был так вытоптан коровами, что на него садился самолёт Ан-2 без всякой предварительной подготовки.
        В этом году я, как всегда летом, приехал на малую Родину и гуляя по берегу Чулыма по хорошо наезженной грунтовой автомобильной дороге, от Песков повернул налево и решил выйти на стык Ежовки и моста. Пройдя метров сто, я заметил, что иду по высокой траве и, чем дальше я шёл, трава становилась всё выше. «А где же теперь пасут коров?» - сверлило у меня в голове. Пройдя ещё немного, я вышел на поляну, сплошь усеянную клубникой, удивлению моему не было предела, у нас, на лугу, клубника. Сорвав несколько кустиков, я заспешил домой, уже продираясь через настоящие заросли травы, а ближе к Ежовке и осоки.
       Войдя во двор, не скрывая своего изумления, я показал брату клубнику и с ехидцей спросил: «Как думаешь, где нарвал?» - надеясь, что он скажет, что в Солонцах. Там, за железной дорогой, обычно, собирали мы клубнику, или за рекой…  «На лугу» - спокойно ответил брат. Я ещё волнуясь спросил: «А где же теперь коров пасут?». «А нет коров» - ответил он: «Штук пять на всю деревню, а травы завались, хоть в Солонцах, хоть на полях, хоть на Рендовке».
      На следующий день утром, мы пошли с ним за творогом на соседнюю улицу, теперь тоже называемую Ежовкой, в честь леска рядом с ней. У ворот толпилось человек пять, кое кого я даже узнал. Через какое-то время на улицу вышел хозяин, уверенный в себе мужчина, лет сорока. Он раздал емкости со сметаной и творогом, кому-то вынес трёхлитровую банку молока. Брат, взяв творог, спросил ещё сметаны. «А нет, Саня» - сказал хозяин: «Надо было вчера заказывать... А, это твой брат что ли из Москвы?» - кивнул он в мою сторону и уже обращаясь ко мне: «А ты в центре живёшь или в пригороде?»  «В центре, в центре» -ответил я.
        Довольные, что нам хотя бы достался творог, мы возвращались домой. «А почему, Саня, коров никто не держит?» - задал я вопрос.  «А, телевизор…» -  просто ответил он.  «Заведёшь корову, а телевизор, когда смотреть?»
                Январь 2023г.


Рецензии