Взорви эти чёртовы двери! Майкл Кейн

1.
В год у меня получается прочитать чуть больше тридцати книг. Много это или мало, не скажу. По мне так нормально, за количеством не гонюсь, рекорды ставить не собираюсь. Как и прежде, большая часть прочитанного – это автобиографии и биографии актёров, музыкантов, истории групп. Кроме того, стихи (ещё читаю), новинки от известных и не очень авторов, а также с трудом отыскиваемые артефакты из далёкого моего прошлого. Последних – немного, чтобы не перебрать.
Начну с книги Майкла Кейна «Взорви эти чёртовы двери! И другие правила киноделов». Я её прочёл в электронном виде, хотя больше предпочитаю бумажный вариант. Позже приобрел её и напечатанную (Издательство МИФ). Это не единственная автобиография актёра, но на сегодня самая последняя. Две предыдущих его книги «What’s It All About?» и «The Elephant To Hollywood» в русском переводе пока не нашёл.
Замечательная книга, легко читается. И это объясняется просто: написана она мудрым человеком, который прошёл свой путь к славе с самого низа до самого верха и при этом остался симпатичным человеком – любящим мужем, отцом, дедом.
«По-моему, семья — лучшая организация, созданная людьми. Судьба преподнесла мне много даров, но я все равно считаю свою счастливую семью лучшим из них и своим величайшим достижением. Шакира [жена], мои дочери Доминик и Наташа, внуки Тэйлор, Аллегра и Майлз — лучшее, что случалось со мной в жизни».
«Другая радость для меня — совместные путешествия. В последний раз мы ездили на Барбадос — мое любимое место для отдыха во всем мире — и гостили у моего друга Эндрю Ллойда Уэббера [не удивляйтесь, с кем только Майкл не был знаком!]… Его дом находится в очень живописном месте, на вершине холма над пляжем, он достаточно уединенный; именно там я сидел, писал эту книгу и смотрел, как мои внуки бегают на мелководье в том самом месте, где их мама когда-то научилась плавать. На улице Барбадоса меня подловил папарацци, когда я с костылем проходил мимо постера с надписью «Как ни парадоксально, мне плевать» (незадолго до этого я сломал лодыжку). Но я был так счастлив, что мне было плевать».
Из множества мудрых полезных советов, которые раздаёт в книге мэтр, я выбрал для себя один. Ему я и начал следовать. «Поздновато начинаете» - помните «Москва слезам не верит»? Ну да, это и обо мне тоже. Самое удивительное, уже есть положительный результат.
Что за совет? Вот он. Цитирую:
«Я люблю ходить в театр и в кино, люблю телесериалы. Я обожаю актеров, восхищаюсь их мастерством… Но у меня совершенно отсутствует соревновательный дух: я не пытаюсь конкурировать со своими предшественниками, современниками или последователями». «Если я с кем и соревнуюсь, то только с собой. С первой же роли робота в спектакле театральной студии до самой последней своей роли в кино я старался играть как можно лучше и превзойти самого себя, а не кого-то еще. Я ищу роли, бросающие вызов моим способностям. Стараюсь каждый дубль сыграть лучше предыдущего. И больше всего меня радует, когда мне удается переиграть не другого актера, а себя самого».  «…я говорю внукам. Всегда будет кто-то быстрее, умнее, красивее, богаче, удачливее вас. По этой причине даже не думайте соревноваться с другими людьми: это приводит лишь к разочарованиям, жалости к себе и несчастью. Занимайтесь своим делом и делайте его как можно лучше. В молодости я прочел одну фразу об олимпийских атлетах и запомнил ее. «Пытайтесь догнать мечту, а не своего соперника». Всю свою карьеру я помнил об этом. Очень мудрый совет».
От себя добавлю: «Попробуйте. Не пожалеете. Оно того стоит!»
2.
Есть ещё одна немаловажная причина, почему я рекомендую именно книгу Майкла Кейна.  Кроме, собственно, самой книги, которую можно прочесть за два-три дня, а то и быстрее, появляется острое желание, что-нибудь из упомянутых в ней фильмов посмотреть. Мы, например, занимались этим весь год. Да и до сих пор продолжаем. И всегда находим что-то новенькое. 
Вот вы лично помните, в каких фильмах снимался Майкл Кейн? За себя скажу, что лично я не помнил. До того, как книгу прочитал. Хотя фильмы с ним смотрел десятки раз. Попробую сформулировать самое основное моё открытие. Как он пишет в автобиографии, главное в профессии актёра серьёзно подготовиться к роли. Какая бы та ни была, маленькая, большая, главная, эпизодическая. Продумать образ до мелочей. Что Майкл Кейн с успехом и делает на протяжении уже почти шестидесяти лет. В результате в памяти зрителя (например, меня) остаются именно образы, а не воплотивший их на экране актёр.
Зайдём с другого боку. Когда вы смотрите фильм, допустим, со Сталлоне вы кого запоминаете? Образ его героя? Нет, конечно, вы запоминаете самого Сильвестра. Такая же байда и с Арнольдом, да и вообще с большинством современных актёров. Они же себя любят сильнее, чем персонажей, которых играют. Даже наши советские фильмы – замечали? – пересматриваешь порой, хорошо помнишь сюжет и всё такое, вдруг – ба, да это … (Куравлёв, Мягков, Крючков и т.д., сейчас конкретно не буду называть), а я и не помню, что он здесь играл. Что сказать, и у нас блестящие актёры были. Но сильно в сторону уходить не будем. Как часто говорил мне зять перед просмотром очередного фильма (хорошо помню, что это были «Сыщик», «Правила виноделов»): «Там очень известный актёр играет, ну, вы его узнаете, папа». Начинается фильм: «А, этот… конечно, знаю». И опять забыл, что за актёр. Многие фильмы – а их у Майкла Кейна более ста – как откровение. Пересматриваешь: Боже, да это оказывается, Майкл Кейн! 
И «Отпетые мошенники», и «Во всём виноват Рио», и даже «Челюсти 4: месть» - вот так и было: Боже, да это оказывается, Майкл Кейн! 
Я уже про «Бэтмена» и «Тёмного рыцаря» молчу.
Снимался много, редко от чего отказывался. Особенно в начале карьеры. За что его поругивали, конечно. А по мне – так он везде хорош. Даже если у фильма рейтинг небольшой, как, например, у картины «Сладкая свобода». Алан Алда там в главной роли, решил что-то похожее на Вуди Аллена закосить, но не получилось. У него. А Кейн там хорош!
И за «Челюсти» его ругали: как ты мог! На что он отвечал: я сам фильм не видел, зато мамин дом, который я ей на гонорар за «Челюсти» купил, вижу часто.


Рецензии