ХОЧУ В СССР

ПРЕДИСЛОВИЕ

Историю творят большие массы людей под предводительством ярких личностей, представляющих либо самих себя любимых, либо лидеров политических партий или общественных организаций. Пишут историю одиночки, начиная с летописцев и кончая современниками, выполняющими социальный или политический заказ.
Как только у какой-либо этнической группы появляется письменность ( о происхождении и зарождении письменности поговорим отдельно) сразу же возникает потребность запечатлеть это явление для потомства в виде документов. Возникновение народов и государств также становится достоянием мировой общественности, так же как и распад, и исчезновение оных - это уже история. Одной из основных причин возникновения событий, затрагивающих судьбы огромных масс людей, являются ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИИ. Я не ставлю задачу рассматривать ВСЕ случаи колоссальных потрясений как то: землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения и т.д. и т.п.
Я рассматриваю чисто социально-политические причины. Государства образуются,
разрастаются в империи, образуют СОЮЗЫ, федерации, альянсы и иные конгломераты.
разрушаются, сливаются с другими и т.д. При этом ничего бесследно для народов, населяющих государства, не проходит. Одни группы населения обогащаются - их
меньшинство, другие беднеют или нищают - таких большинство. Во все времена
существовало имущественное и социально-политическое неравенство и одновременно с этим шла борьба доброхотов за искоренение этого неравенства. Эта борьба ведётся с разным успехом и в наше время. Она ведётся как в мировом масштабе, так и в рамках отдельных стран. Результаты этой долгой, вековой борьбы мы испытываем каждый на собственной шкуре и можем сравнивать в течение жизни поколений.

                АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Такой экскурс необходим, ибо читателю должны быть понятны основания моих
сентенций и выводов в той или иной сфере жизни. Редко кто из незнатных семей,
не имеющих богатых родословных, может похвастать знанием своих предков за пределами линии дедов. Ни по материнской, ни по отцовской линии я на дворянство не могу претендовать - предки крестьяне и мастеровые.
У своих родителей я единственный сын, февраля 1937 года рождения. Первая дочь
1933 г. рождения умерла прямо в роддоме, мама болела и у неё пропало молоко, а год был голодный и сестрёнка не выжила. Тридцать седьмой год был более благополучным, родители уже имели собственную квартиру, оба работали и у меня даже была приходящая нянька, кроме опеки бабушки, у которой мы с матерью жили во время войны и оккупации.
16-го апреля 1944 года Ялта была освобождена от фашистов, а 9-го мая был освобождён Севастополь и началась мирная жизнь. В 44-ом я должен был идти в первый класс, но заболел "испанкой" и три месяца провалялся в постели, заново учась ходить и получив инфильтрат правого лёгкого. До последнего класса школы
состоял на учёте в тубдиспансере. В 1945 году пошёл в первый класс и закончил школу в 1955 году, получив аттестат зрелости с общим баллом 4,5 (семь пятёрок, семь четвёрок).
И теперь я продолжу означенную тему.
Мне и в голову не приходило задуматься над вопросом, а сколько стоило моё обучение моим родителям. (В 1949 году родители разошлись и все расходы по моему обучению, воспитанию и прочие расходы легли на плечи матери. Отец никогда не отказывался принимать в этом участие, но мама не настаивала и он делал взносы эпизодически на дорогие покупки (велосипед, аккордеон, костюм, и т.п.) и никогда не прерывал нашего общения. Так что ущербности от отсутствия отца в воспитательном процессе я не чувствовал и клаустрофобией не страдал.
Что касается отношения к нашему любимому вождю - товарищу Иосифу Виссарионовичу Сталину скажу - надо вернуть народу его имя и полезные для страны деяния. Осуждений было достаточно и заслуженных, и (по большей части) незаслуженных.
При живом Сталине Союз бы не распался.
А теперь факты:
В самую пору разрухи, когда стране не хватало многого, дети не были забыты и
младшие классы получали бесплатные завтраки в виде куска чёрного хлеба с чайной
ложкой сахара или повидла. Малоимущие семьи получали бесплатные учебники, а общая плата за обучение была символической и те же малоимущие были освобождены от всякой платы. Старшеклассники питались в буфете на переменах, где цены на пирожки, булочки и другие тродукты были в два раза ниже магазинных. И никто не рылся в мусорниках. При товарище Сталине по два раза в год производились снижения цен на все товары.           Рассмотрим денежные отношения особо.

Зарплаты были мизерные у низкооплачиваемых, но и цены в магазинах были смешные.
Забегая вперёд, скажу, что первый свой мопед, стоимостью 220 руб, я приобрёл в первый же год после женитьбы и рождения дочери. Хочу видеть нынешнюю молодую семью с таким же достатком и такими же финансовыми возможностями. Тогда я зарабатывал (1962 - 1965 г.г.) до 120 руб. и нам хватало даже на удовольствия. Бензин по 7 копеек за литр позволял мне без затруднений ездить по всему Крыму, а с приобретением мотоцикла "ЯВА-250", стоимостью 630 руб (1964г.)по всему Союзу.
И каждый отпуск я проводил в поездке либо своим ходом, либо поездом или самолётом.
Стоимость авиабилета Симферополь - Ленинград была 22 рубля. В магазине "Елисеевский" на Невском проспекте покупал чёрную (осетровую) икру тоже по 22 рубля за кило. Теперь трудно поверить, что  мы с женой летали в Питер и обратно с десятидневным пребыванием там, ( у знакомых или родственников) истратив на это одну мою зарплату. Я уже не говорю о стоимости коммунальных услуг -
вода в первые годы после войны вообще была бесплатной, газа в Крыму ещё не было, готовили и стирали на керосинках, керосин был по 4 копейки за литр и его возили по городу в бочке, громогласно предлагая его населению. То же было и с дровами и углём с доступными для всех ценами. 1 квтт/час электроэнергии стоил 4 копейки и
более 20 лет эта цена не менялась. Откуда у нынешних властителей народного богатства такая рваческая хватка? Цены на всё только растут и не предвидится их стабилизации и, тем более, снижения.
После успешного окончания 7-летнего обучения (1952г.) и подав документы в 8-й класс, я был вознаграждён мамой поездкой в Москву и Ленинград. Это было первое знакомство с железной дорогой и всем, что с ней связано и второй раз я покидал пределы Крыма. Первый раз я покидал пределы Крыма на пароходе по маршруту
Ялта - Новороссийск - Туапсе -Поти - Батуми и через 3-ое суток обратно на лайнере "Пётр Великий" в качестве гостя друга нашей семьи - подшкипера Бересан Александра Ярославовича, жившего с женой Любой в Одессе. О ней и об этом событии можно прочитать в рассказе "Платоническая любовь".
О социальных привилегиях работавших, действующих в СССР, надо рассказать особо
тщательно. Кроме прямого вознаграждения за труд в виде зарплаты  в Союзе действовала система поощрения работников по линии укрепления здоровья, интересного и полезного отдыха, премий и наград, массовых мероприятий с выездом отличившихся работников по местам военной славы за счёт профсоюза и т.п.
За годы работы (около 30 лет) в Комбинате Бытового Обслуживания я удостаивался
Ленинской медали, медали ветерана труда(за что получаю прибавку к пенсии), поездками в Минск-Брест (самолёт-поезд), Баку (самолёт) и путёвками вместе с супругой на Пицунду,в Гагру, Одессу-Измаил, в Кострому (Золотое кольцо),
Впечатлений масса, новых друзей и укрепления духа.

                часть вторая

Найти работу и получить профессию в СССР можно было без проблем. Более того - постоянно в послевоенные годы велась, если не борьба, по существу, то широко
обсуждалась тема тунеядства. В ходу был лозунг: КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ.
Этот постулат появился в программе большевиков при разъяснительной работе среди трудящихся и крестьян, что они являются носителями права распределять произведенное и выращенное и представители паразитирующего класса не должны иметь нетрудовых накоплений, не прикладывая к созданию богатств своих рук. Все должны трудиться.
В Советском Союзе этот постулат приобрёл конкретное выражение в том, что не трудиться - безнравственно, каждый член советского общества должен прямо или опосредовано участвовать в создании материальных и духовных благ и злостное тунеядство осуждалось и наказывалось. При этом в КОНСТИТУЦИИ СССР чётко регламентировалось право на Отдых. Права женщин на декретный отпуск и уход за ребёнком, обязанности по ведению домового хозяйства тоже закреплялись конституционно. В контексте этих прав и обязанностей я продолжу своё повествование.
В мае 1962 года у нас с супругой появился первый ребёнок и жена вынуждена была прервать свою работу в Торге и ушла в декрет, получив возможность заниматься воспитанием ребёнка до трёх лет. Пользовалась она этим правом чуть более года и вновь пошла на работу, освоив новую профессию у нас в Комбинате Бытового Обслуживания. Я делаю это примечание, чтобы стало понятно читателю, что мы с супругой стали работать на одном предприятии и отпуска брали уже одновременно и профсоюзные путёвки тоже получали вместе.Замечу, что я был в состоянии зарабатывать единолично на всю семью, и супруга имела право не работать, но ей хотелось работать и я не стал возражать. Без особых проблем наша первая дочь по достижении трёх лет была определена в садик, куда ходила до самой школы.  В 1968 году у нас родилась вторая дочь и, уйдя в декрет, жена вскоре сменила профессию и перешла в другое предприятие.К этому времени и моя мама, и тёща уже вышли на пенсию, так что вторая дочь в садик уже не ходила.
Встал вопрос о расширении жилплощади. Двухкомнатная квартира матери пятерых уже не устраивала и появилась возможность вступить в кооператив.
Скажу сразу - уже в ноябре 1970 года мы переехали из коммуналки в своё отдельное
жилище. И теперь самое главное - двухкомнатная квартира в пятиэтажном крупнопанельном доме стоила 5 683 рубля. Первый обязательный взнос был 2 400 руб, остальная сумма уплачивалась в рассрочку на пятнадцать лет под 1,5% годовых.
Читатель может легко сравнить со стоимостью  нынешней ипотеки.
Рассрочка выплачивалась раз в квартал и была необременительной, я даже не заметил, как выплатил весь оставшийся долг в течение десяти лет.  Сменив ещё на старой квартире мопед на мотороллер, мотороллер на мотоцикл "ЯВА-250", а через год  купил "ЯВу-350" и, успев наездить километраж аж до Луны, уже в 1977 году приобрёл
почти новый (пробег 23 000 км.) Запорожец - ЗАЗ-965, который продал через 10 лет дороже, чем купил, ибо модернизировал его, тюнинговал и улучшил комфортность (подвеска, обогрев и т.п.) И таких семей, как моя, в СССР было большинство, вот и сравнивайте, дорогие читатели, как мы жили в Союзе.Живу я в этой квартире уже 48 лет, старшая дочь уже тоже на пенсии, но должен сказать, что по нынешним ценам на жильё я бы уже не смог приобрести новое жильё. После ЗАЗ-965 у меня двадцать лет была 2-я модель ЖИГУЛИ, которую продал в 2007 году и мне на семидесятилетие старшая дочь подарила импортный МАТИЗ (ДЭУ), которому уже тоже более десяти лет.
При нынешней пенсии ни квартиры, ни машины я уже приобрести не смог бы. Вот за что я ностальгирую по СССР.

За время совместной работы в КБО (12 лет, а я проработал там все 30 лет) мы с
супругой ездили по бесплатным путёвкам профсоюза на Кавказ (Пицунда) - Дом Отдыха
"Колхети", Тур.путёвки Одесса - Измаил, и тур.путёвки в Баку (на самолёте).
Кроме этого каждый отпуск мы проводили в поездках либо своим ходом, либо на поезде или самолёте в Москву, Ленинград, Одессу, Киев, Прибалтику и др. О многих из этих турне я писал - (см. Интернет Проза.ру, Стихи.ру).
Факты я излагаю в ключе нашей жизни в СССР, а сравнивать дано каждому, кто соизволит прочесть мною написанное и выношенное в наше нынешнее время.

Но вернусь в те времена. За время работы в Комбинате бытового обслуживания, я приобрёл профессию первоклассного мастера-парикмахера и широкий круг клиентуры и признание полезности своего увлечения, ибо постепенно работа за хлеб насущный стала ещё и увлечением, поскольку выявились способности мои к преподаванию парикмахерского дела и мне поручили официально вести группы учеников данной профессии и стали приглашать для публичного знакомства общественности с последними достижениями в этой области. На Южном берегу Крыма нет, пожалуй, ни одного дома отдыха, санатория, поселкового Клуба, где бы меня не ждали на вечерах встреч. На своём предприятии я был избран членом Месткома, возглавлял Худ.совет и не сходил с Доски Почёта. Награждён Ленинской Медалью, Медалью Ветерана Труда и почётной медалью Общества Чехословацко-Советской дружбы в г.Пршибрам (Чехия)после
мото пробега (частная инициатива - читай "Из путешествия в ЧССР").
Все поездки на собственном транспорте по Союзу (от Крыма до Ленинграда и
Ташкента) я совершал, пользуясь отечественным бензином,  ценой от 7 до 30 копеек за литр и можно сказать, что эти цены совершенно не учитывались в бюджете семьи, поскольку были, как теперь говорят, "смешные".
Бесплатной была и первая путёвка в Дом Отдыха "Чайка" в Гагре в 1964 году, и только 30%-ая последняя при СССР путёвка в 1985 году на турбазу Лунёво в Костроме, где мне довелось попутешествовать по Золотому Кольцу и увидеть достопримечательности исконно русских городов.

Рассказать я могу ещё о многом, что перенёс после распада единой страны.
О многом из многого я уже поведал в стихах (см. Стихи.ру)На этом заканчиваю данную тему. Всем здоровья и благополучия. Живи, Россия!


Рецензии
Ну, у нас свои плюсы, у всех холодильники, телевизоры ,
смартфоны...Любая книга-доступна к чтению.
Машин у людей полно, а то и две на семью.
И воронок по ночам не приезжает... И не вынуждают отказываться
от отцов, матерей, тех, кого посадили...
При Сталине пятую часть здешних авторов посадили бы и один процент
или пять расстреляли бы.

Марина Славянка   08.12.2023 17:49     Заявить о нарушении
Марина, голубушка. я ведь скучаю не по сталинским репрессиям, а по 60 90 годам, когда бензин стоил 6 копеек за литр, и осетровая икра по 19 рублей за кг, и у меня была машина, (три сменил, и квартиры люди получали БЕСПЛАТНО!!!, а кооперативная квартира стоила однокомнатная около 4 000 руб в рассрочку на 15 лет под 1,5 %,, безработицы не было совсем и работу найти было, что высморкаться и жратва стоила копейки и в ресторан можно было сходить еженедельно всей семьёй за 10 - 20 руб.
и городской транспорт стоил автобус и метро 5 крп, троллейбус 4 коп, трамвай 3 коп. Чтотут можно возразить? Спасибо за отзыв! Целую руки.

Адольф Зиганиди 2   08.12.2023 18:35   Заявить о нарушении
Ну, да ладно.
Только и сейчас за 15 лет можно за квартиру расплатиться.
Люди живут богаче. У меня у самой вот машинка-автомат,
холодильник до потолка и бесшумный,
вы тогда и мечтать не могли о таком.
В Ваше время меня бы посадили за тунеядство,
потому что я нигде ни у кого работать не хочу.
Не надо мне начальников, спущенных на меня планов работы.
Да у меня два высших образования.
Но я работаю дома, обучаю английскому и китайскому.
Обучаю по-своему, как считаю нужным, легко и быстро.
А у меня на это нет диплома. К тому же я еще и
англо-говорящих обучаю русскому. И англ. произношение
у меня как у носителя. Да... при Сталине меня бы
посадили и пытали бы, потому что кто-то из соседей
настучал бы на меня, типа что я шпионка или что-то в этом роде.
Могли бы и расстрелять.
И еще можно писать, творить.
А в то в ваше время это мне было бы не доступно,
очень сложно было пройти через редакторов- к читателю.
А тут, хоть немного у меня читателей, но они есть и я пишу!!!
И Вы пишите тоже.

Марина Славянка   08.12.2023 19:56   Заявить о нарушении
Голубушка, рад за вас. Я не противопоставляю время в СССР с нынешнему, я лишь ностальгирую по тем возможностям и у меня тоже холодильник до потолка и авто и собственное отопление в квартире, но я забыл уже вкус осетровой икры, да и красную теперь не часто покупаю. И самое главное во временах то, что человеку с руками и головой хорошо везде и на том закончим. Всех вам благ, голубушка! Простите за опечатки, зрение уже подводитю Здоровья вам и любви!

Адольф Зиганиди 2   08.12.2023 23:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.