Поэт Николай Смирнов 1767-1800

На картинке изображён Тобольский кремль.

Смотреть видео о поэте и слушать романс на его стихи:
https://www.youtube.com/watch?v=WhzpuLo7cbQ


   Поэт. Родился в 1757 году в Москве в семье крепостного. Его отец был управляющим имениями князей Голицыных. В княжеском доме Николай получил прекрасное домашнее воспитание, обучился грамоте, языкам и наукам. Помогая отцу, исполнял обязанности секретаря. Посещал лекции в Московском университете в качестве вольного слушателя, так как официального разрешения от своих опекунов получить не смог. Обучался европейским языкам, истории, географии, мифологии, начальным основам математики, физики и химии. Тяга к знаниям у Смирнова была необыкновенной. Он брал дополнительные уроки по рисованию, архитектуре, геодезии.
   Образованному молодому человеку было тяжело чувствовать себя подневольным, он неоднократно просил господ дать ему свободу, однако постоянно получал отказ. В конце концов Николай попытался вместе с товарищем сбежать за границу для продолжения обучения в европейском университете, но по дороге заболел, был схвачен и отправлен в острог. Летом 1785 года по приказу Екатерины II его приговор был смягчён, и его отдали в солдаты.
   Служил в Тобольске. В 1788 году получил звание сержанта. Его историю Александр Радищев использовал в одной из глав «Путешествия из Петербурга в Москву».
Став членом тобольского поэтического кружка при журнале «Иртыш, превращающийся в Иппокрену», он там же начал публиковать свои стихи и переводы, иногда анонимно. Известен его прозаический перевод Эдуарда Юнга «Смерть Нарциссы».
   Излюбленным жанром Смирнова становится лирическая песня. Его можно назвать предтечей тех жанровых поэтических традиций, в которых потом создавали свои произведения Антон Дельвиг, Николай Цыганов и Алексей Кольцов, также являющиеся членами трагического «Клуба до 40».
   В мае 1790 года Смирнов был переведён в Забайкалье в Кударинскую крепость заведовать солдатским училищем, где он также и преподавал. В 1794 году его направили в Усть-Каменогорскую крепость, где им было организовано ещё одно училище, в котором до августа 1796 года он обучал «малолетних разного звания и чинов».
   В 1794-1796 годы в московском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» увидели свет его одиннадцать оригинальных и переводных произведений, иногда под псевдонимом Даурец Номохон.
   В 1797 году Смирнову удалось уволится из армии, его перевели в штат Иркутской суконной казенной фабрики, как человека «способного и исправного, знающего обычай и язык тамошних народов». В 1799 году он получил чин городского секретаря.
   Умер Николай Смирнов в селе Тельминское Иркутской губернии 6 сентября 1800 года в возрасте 33 лет.


РАССТАВАНИЕ С АНЕТОЙ

Как мне не плакать, ах! как мне не рваться!
Можно ли смерти себе не желать?
С милой Анетой велят расставаться;
Душу велят здесь мою покидать!
    Ах! для чего ж я с Анетой свыкался,
      Если теперь ей «прости» говорю?
      Взором любезным на что я прельщался,
      Ах! и на что к ней любовью горю?
Новые радости мне приносило
Всякое утро, как с нею я жил;
Сердце мое одного лишь просило:
Чтоб неразлучен с Анетою был.
      Всякий час боле Анетой прельщаясь,
      Я почитал всех счастливей себя;
      Пышности, славе, чинам посмеваясь,
      Их не искал я, Анету любя.
Мог ли искать их, любимый я ею?
Ах! ее сердце престол было мой.
Сжалься, любовь, надо мной и над нею
И возврати двум несчастным покой!
      Сжалься!.. Позволь нам ещё ты обняться
      И съединивши уста умереть:
    Лучше не жить, чем всечасно терзаться
      И в разлученьи любовью гореть.
Как мне не плакать, ах! как мне не рваться!
Можно ли смерти себе не желать?
С милой Анетой велят расставаться;
Душу велят здесь мою покидать.

1795


Статью подготовил Александр ГамИ


Рецензии