Здоровье бортпроводника гражданской авиации

       ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ

       9 февраля 1923 года является официальной датой рождения Гражданской авиации в России. В этом году исполняется 100 лет с того дня. А 50 лет назад 4 сентября 1972 года автор ниже приводимой статьи начала свою профессиональную деятельность на международных воздушных линиях авиакомпании Аэрофлот. Стаж лётной работы составил 25 лет.
       Спустя годы, знание профессии «изнутри», а также результаты диссертационного исследования труда бортпроводника были использованы в докладах о профессиональном здоровье бортпроводника воздушного судна. Эти доклады состоялись в марте 2010 года в Москве и в 2012 году в Киеве на Международных научно-практических конференциях Ассоциации Авиационно-космической, морской, экологической и экстремальной медицины России.
       Кто летает на самолётах, имеет представление о том, кто такая стюардесса. Однако работа бортпроводника видна пассажирам только с внешней стороны. Главное сокрыто от глаз людей. В данной статье речь пойдёт о здоровье носителей этой уникальной и трудной профессии, которой, с момента её возникновения, нет ещё и ста лет.

       ЗДОРОВЬЕ БОРТПРОВОДНИКА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

       Отношение человека к здоровью можно рассматривать как совокупность отношений к своему телесному, душевному и духовному здоровью. По результатам исследований американских социологов интерес и потребность в получении информации о состоянии здоровья у средне статистического человека в течение жизни снижается на 24%. Так, в возрасте 18-34-х лет активно интересуются состоянием своего здоровья 81% опрошенных; в 35-44 года – 74%; в 45-54 года – 72%; в возрасте 55-64 года – уже 61%; а старше 65 лет – только 57% («За рубежом» №12, 1995). Возраст прибавляется, здоровье объективно ухудшается, а интерес к своему здоровью у людей угасает.
       Среди 50 тысяч профессий на земле есть такие, для которых физическое здоровье человека не столь важно. А вот для бортпроводника воздушного судна гражданской авиации хорошее здоровье является не только одним из профессиональных требований, но одновременно и профессионально важным качеством. В соответствии с Федеральными авиационными правилами при поступлении на работу кандидат на должность бортпроводника проходит медицинское освидетельствование, задачей которого является определение годности человека к лётной работе по состоянию здоровья. Существуют обязательные ежегодные, полугодовые и ежеквартальные медицинские обследования (РПП 6.4.), в ходе которых определяется текущее состояние здоровья.
       Врачебно-лётная экспертная комиссия (ВЛЭК) учитывает ряд медицинских противопоказаний в труде бортпроводника, среди них: психические заболевания, неврозы, хронические соматические заболевания (болезни внутренних органов, эндокринной, сердечно-сосудистой, нервной систем, опорно-двигательного аппарата), нарушения слуха, речи, ограничения по зрению, кожные заболевания. Бортпроводник вынужден постоянно и целенаправленно заниматься своим физическим и психическим здоровьем, чтобы быть профессионально пригодным. Многочасовые трансмеридианные полёты, связанные с частой сменой часовых поясов и сбоем биоритмов, ведущих к нарушению ритма сна и бодрствования, работа в ночное время суток, задержки вылетов и прилётов, различные климатические условия, эмоциональное напряжение, сухой воздух в самолёте, приводящий к обезвоживанию организма – это и многое другое может вынести физически, психически и психологически здоровый человек.
       Возраст современных бортпроводников – от 18 до 55-и лет и старше. Молодые бортпроводники – это, в большинстве своём, здоровые люди, которые легко и быстро проходят медицинскую комиссию в объёме 15 обследований (ФАП МО ГА, 2002). Состояние здоровья не вызывает у них тревогу. Однако с возрастом, по мере возникновения профессиональных заболеваний и накопления утомления, бортпроводники всё больше беспокоятся о том, чтобы успешно пройти ВЛЭК и вновь быть допущенными к лётной работе. Беспокойство и тревожность заставляют бортпроводников скрывать заболевания и лечиться «на стороне», избегая лечащих врачей отраслевых поликлиник и больниц из-за опасения быть списанными с любимой лётной работы.
       В «Руководстве по авиационной медицине» под редакцией Н.А. Разсолова описаны объективные неблагоприятные факторы условий труда, которые отражаются на профессиональном здоровье и жизни бортпроводников: «Бортпроводники подвергаются неблагоприятным температурным воздействиям при нахождении вне воздушного судна во время обслуживания пассажиров при посадке в самолёт, при получении грузов, бортового питания, что в холодное время года сопровождается переохлаждением организма. Основной состав бортпроводников – женщины, организм которых более чувствителен к подобным воздействиям» (ФСВТ, 1999, разд. «Гигиена труда бортпроводников»).
       Эмпирические данные по гинекологическим заболеваниям приводятся в кандидатской диссертации Ю.С. Сухановой «Состояние здоровья и оптимизация медицинской помощи бортпроводникам гражданской авиации» (2007). Описывая причины заболеваний, автор отмечает негативное влияние следующих факторов: «…комплекс неблагоприятных производственно-профессиональных и эмоциональных факторов: перегрузки (ускорения) при взлёте и посадке, колебания барометрического давления, гипоксия, переутомление, вибрация, неблагоприятные микроклиматические факторы, ионизирующее, тепловые и радиочастотные излучения, электрические и атмосферные поля, переакклиматизация при перелётах на большие расстояния, смена часовых поясов при трансмеридианных полётах».
       Ю.С. Суханова указывает, что «из всей группы бортпроводниц ГА хроническая соматическая патология выявлена в 66,9 случаях на 100 обследованных: болезни системы кровообращения – в 26,9 случаях, болезни органов пищеварения – в 16,3 случаях, заболевания органов дыхания – в 10,3 случаях, болезни мочеполовой системы – в 6,9 случаях. Распространённость гинекологических заболеваний у бортпроводниц повышается со стажем лётной работы: до 5 лет – 49,7%, свыше 16 лет – 89, 1%. Бесплодие встречается в среде бортпроводников значительно чаще, чем в общей популяции женщин репродуктивного возраста» (Т.А. Сорокина, А.О. Кудинова, 1991 г.). В 73,9 случаях выявлена гинекологическая патология; в 65 случаях на 100 обследованных бортпроводниц выявлены нарушения менструального цикла, причём в 13,6 случаях – стойкие нарушения. Наличие вредных факторов полёта констатировала врач бортпроводников Г.Д. Каминская (1988): «Не исключено, что труд бортпроводников, связанный с вредными факторами полёта (шум, вибрация, гипоксия и т.д.), а также влиянием некоторых химических вредных веществ, играет доминирующую роль в патологии дородового периода…» («Бортпроводники и их роль в обеспечении безопасности полётов» // Медицинские аспекты обеспечения безопасности полётов в гражданской авиации. /Под общей ред. проф., д.м.н. А.Н. Бабийчука. – М., МГА СССР, 1988).
       Вообще тема беременности женщин лётных профессий выступает отдельной проблемой, и в каждой компании мира существуют свои правила в отношении беременности бортпроводников. Меры по охране здоровья экипажа ГА РФ предусматривают, что «с момента установления беременности авиационный персонал признаётся негодным к лётной работе» и списывается «на землю» (РПП, гл.6). Уместно привести данные междисциплинарного научного исследования  ГосНИИ ГА РФ НИЦ по охране здоровья работающих женщин, изложенные в заключительном отчёте «Исследование условий труда и разработка предложений по охране здоровья и социальным льготам бортпроводников гражданской авиации», утверждённом директором НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН РФ Н.Ф. Измеровым (1992): «…у бортпроводниц бесплодные браки встречаются почти в 5 раз чаще, чем в группе контроля…» и более того: «Полученные данные свидетельствуют о том, что условия труда бортпроводниц не только сопоставимы по негативному влиянию на репродуктивную функцию с другими особо вредными и тяжёлыми работами, но даже приводят к ещё худшим показателям».
       Далее там же: «Мало найдётся профессий, труд в которых характеризуется столь обширным перечнем вредных и опасных производственных факторов, охватывающих почти всю Классификацию таких факторов – ГОСТ 12.0.003-74 (с Изменением от 1978 г.) и даже выходящих за её рамки»; «Что касается степени выраженности вредных и опасных производственных факторов, то большинство из них, согласно "Гигиенической классификации труда" N 4137-86, относятся к III классу (вредные и опасные) 2-3 степени. Отягчающим моментом является комбинированное и сочетанное действие этих факторов, усугубляющее влияние на организм каждого из них в отдельности»; «…по совокупности вредных и опасных производственных факторов труд бортпроводниц далеко выходит за шкалу "Гигиенической классификации труда"…».
       В том же отчёте: «Заболеваемость с временной нетрудоспособностью бортпроводников, как женщин, так и мужчин, почти в 5 раз выше, чем у лётного состава», и при этом показатели дисквалификации по состоянию здоровья «значительно превышают аналогичные у лётного состава, а профессиональное долголетие – короче». Изучение авиамедицинских интернет-источников (Ю.В. Дунаев) показало, что ни в одной из стран ИКАО нет ничего равного по значимости информации, изложенной в указанном отчёте.
       Говоря о временной нетрудоспособности бортпроводников, отметим, что по результатам диссертационных исследований 70,2% опрошенных бортпроводников считают, что они «вынуждены брать больничный лист, чтобы отдохнуть от работы», и связано это не с заболеванием, а с утомлением и неудовлетворённостью режимом труда (материалы кандидатской диссертации Т.В. Филипьевой «Психологическое содержание труда бортпроводника ВС ГА». Защита состоялась на кафедре Психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 2006 году. Научный руководитель заслуженный профессор психологии Ю.К. Стрелков).
       Специфичность труда бортпроводника в полёте состоит в том, что неустранимые факторы риска являются следствием вредных, опасных, напряжённых, тяжёлых условий производственной среды и непрерывности трудового процесса. Существует официальный Перечень из 87 неблагоприятных и вредных факторов, приводящих к преждевременному износу организма и утрате профессиональной трудоспособности работников лётного труда (А. Кочур, А. Бортник). Перечень явился основанием для внесения лётного состава и бортпроводников в Список № 1 профессий с вредными условиями труда.
       О профессиональных заболеваниях речь шла на каждом Международном конгрессе профессиональных бортпроводников, где выдающиеся в этой области труда специалисты приводили, например, такие эмпирические данные: а) влияние радиации возрастающей интенсивности на высоте свыше 8 тысяч метров повышает опасность раковых заболеваний; б) алкоголизм считается одним из профессиональных заболеваний (prof. A. Brigg, UK, 12th ICCA Congress. Athens, Greece, 1997). Эти данные подтверждаются результатами опроса бортпроводников Аэрофлота (n - 228) в 2005 году.
       Так, 75% опрошенных бортпроводников считают, что они употребляют алкоголь «для снятия напряжения и расслабления в командировках». Однако эта проблема затрагивает уже не только физиологию, но и психосоциальные основы профессии.
       По данным европейских авиакомпаний, наиболее частым заболеванием у бортпроводников считается рак кожи, который проявляется в возрасте старше 50 лет, когда бортпроводник уже вышел на пенсию. Кроме этого бортпроводники страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, варикозной болезнью и гинекологическими заболеваниями (Documents of the 9th IFAA World Congress. Dublin, Ireland, 1991).
       К неблагоприятным факторам следует отнести правовую и социальную незащищённость бортпроводников на борту самолёта. В иностранных СМИ и интернете встречаются материалы о сексуальных домогательствах и угрозах в адрес стюардесс от пассажиров, членов лётного экипажа и коллег. Поражают данные о том, что «уровень самоубийств стюардесс в возрасте от 23 до 44-х лет в 3 раза выше, чем среди женщин других профессий этого же возраста» (Institute Superiore di Sanita, Italy, 2005).
       Данные, приведённые в данной статье, убедительно показывают значение фактора здоровья для профессионального долголетия и эффективности бортпроводников воздушного судна, ответственных за обеспечение безопасности авиапассажиров на борту самолёта.


Рецензии