Экзамены

    Яблони уже отцветали, книги и тетради, разложенные с утра на столе, успели покрыться кое-где нежно-розовыми цветочными лепестками, которые, впрочем,  сдуть не составляло труда. Пчелы гудели где-то вверху и не обращали на меня никакого внимания. 
 
    Деревянный столик с ножками-крестовинами, скрепленными удобной для ног перекладиной в окружении тенистых яблонь, обычная табуретка, стали на все лето моим кабинетом, где готовился к поступлению в ВУЗ. Зеленая прохлада, тишина, нарушаемая едва слышным жужжанием пчел, помогали сосредоточиться.  Каждое утро я садился под яблоню, придвигал поудобнее к столу табуретку с кожаным верхом и раскрывал в нужном месте учебник.

    После выпускных экзаменов мы выбирали ВУЗы, куда поступать. Сашка сразу решил подать документы в Ташкентский институт железнодорожного транспорта на заочный факультет. Сашке нужно было думать о маме – отца недавно не стало,  нужно было работать. А специальность слесаря по ремонту тепловозов у нас уже была. Не зря  одиннадцать лет учились.

    А я все раздумывал. Кто-то из нашего класса рассказал, что будет поступать в Томский институт радиоэлектроники. Мне туда тоже захотелось. Мы с Сашкой зимой ходили в радиокружок дома пионеров. Ламповый стереофонический усилитель делал с удовольствием. Было интересно и детали для схемы в магазине были. Собрал деревянный корпус с ручками от зубной пасты и небольшие самодельные колонки. Усилитель выглядел красиво, особенно вечером, когда светились две красные лампы и звук был очень чистый.   

    Радиоэлектроника мне уже нравилась. В Алма-Ате подобных ВУЗов не было и в Россию почему-то потянуло. Вспомнились кедровые леса, где взрослые били шишки и мы их собирали в мешки. Высокие малинники и ведра полные ягод, стоящие у меня в ногах, когда мы поздно вечером ехали с родителями на мотоцикле с коляской домой в Абакан. Рыбалка на реке Чулым в Ачинске, где мы с папой снимали язей с закидушек у обрывистого берега. Прелый запах Волжской воды, где мы ловили раков, когда жили в Энгельсе. Вспомнились цветистые луга, березнячки, заросли черемухи и смородины. Все, решено, еду в Томск, родители не возражали.

    В ТИРЭТе главным экзаменом была математика. За физику, химию и сочинение я переживал меньше. Напишу сочинение на трех страницах, как посоветовала наша учительница литературы, меньше ошибок будет. «Только за ошибки вам могут снизить оценку, ну, и сжато по теме пишите», - говорила она. Спасибо Антонине Михайловне, помогла – за сочинение мне поставили четыре, но это было позже.   

    Я обошел книжные магазины и выбрал все, на мой взгляд, лучшее для поступающих в ВУЗы. Среди книг на столе лежал толстый решебник задач по математике. Мне он сразу понравился - там была теория, задачи, примеры их решения и развернутые ответы в конце учебника.

    В своем уютном кабинете под яблоней уже много дней штудировал эту умно составленную книгу. Долго не давались задачи типа: из трубы вода вытекает, в другие трубы втекает, сколько и т.д., или из пункта А выехал, навстречу из пункта Б и т.д. Мысленные образы типа: я, молекула,  теку в трубе или я, пассажир, еду, не гарантировали быстрого решения, а на вступительных экзаменах в ВУЗ, такой важный как ТИРЭТ, давали на все про все два часа.

    Рано утром, когда в саду еще веяло прохладой и цветы на клумбах были влажными, в полной тишине с большим вдохновением и хорошо отдохнувшей головой, садился за учебники.  Поздно вечером, когда с гор спускался холодок и становилось темно, шел спать. Перерывы на обед и ужин, были, конечно. Мама за этим строго следила. Очень помогало, что по телевизору смотреть, на мой взгляд, было нечего и вообще мы этим не увлекались.

    Спал я, чаще всего, в беседке, окруженной сверху и со всех сторон старыми, обильно покрытыми широкими листьями виноградными лозами, не позволявшими беседке нагреваться от дневного зноя. В открытые окна проникал прохладный горный воздух и сон был как никогда крепким, давая особенную утреннюю свежесть и быстроту мысли.

    В один прекрасный момент, поутру, когда голова была особенно ясная, меня осенило – а дай-ка я составлю систему уравнений. Бездумно буду обзывать переменные Х, У, зет и т.д. особо не вдаваясь в смысл этих переменных, то есть бессмысленно, сколько неизвестных, столько и переменных. И, как ни странно, эта необычная легкость в мыслях приводила к единственно верным решениям за считанные минуты. Я стал профи в этом разделе математики и сэкономил много времени для освоения и запоминания тригонометрических, дифференцирующих, интегрирующих задач, задач с пределами и т.д.

    На поезд Андижан-Томск меня провожали всей семьей. Чемодан и большой арбуз несли мои школьные друзья Саша и Бахыт. Брат Вова перешел уже в шестой класс, но был гораздо ниже меня, худенький и я держал его за руку. Потом он тоже поступил в ТИРЭТ на тот же Радиотехнический факультет. Папа и мама шли рядом под ручку и давали последние напутствия, ведь для них это было важное событие – ребенок едет в неизвестное и становится самостоятельным.

    В Томске, оставив чемодан в привокзальной камере хранения, разыскал ТИРЭТ и с трепетом вошел в грандиозное здание с мраморными колоннами на центральной улице Ленина. В портфеле у меня были документы.

    В широком фойе стояли столы с табличками, за которыми сидели члены приемной комиссии. Я выбрал столик со свободным стулом и положил документы на стол. Документы мои приняли, а меня отправили, снабдив нужными бумагами, в общежитие на улице Кирова.
   
    Поселившись в общаге на Кирова в статусе абитуриента, я с товарищами по комнате в первый же воскресный день пошел в парк, где произошел неприятный случай, который можно объяснить только избытком сил и ребячеством.

    Нас заинтересовало колесо обозрения. Купив билеты, мы поехали вверх. В кабинках над нами заметили девушек, которые поглядывали на нас и задорно смеялись. Родилась мысль перебраться к ним. Мы полезли по арматуре в их кабинку. Это было нетрудно и достаточно весело. Почти добравшись до девчонок, мы заметили трех милиционеров, которые с интересом смотрели, запрокинув головы, на нас. А завтра экзамены, не хватало еще этого приключения, поэтому мы не стали дожидаться, когда земля достаточно приблизится и, спрыгнув в кусты, убежали в противоположную от них сторону.

    Первый экзамен по математике письменно проходил в торжественной обстановке. Мы расселись напротив своих чистых листков с печатями. Листки располагались далеко  друг от друга в рядах, расположенных амфитеатром. Однако товарищи сзади и спереди были не дальше вытянутой руки.

    Экзаменационный билет каждый из нас взял на столике в центре аудитории. Нужно было решить три задачи: из пункта А в пункт Б, тригонометрическую и на пределы. Ответ должен был быть развернутым и содержать области определения и задания. Мне это было хорошо знакомо благодаря долгой работе в саду под яблоней.  Справившись с работой за час, я дважды и трижды перепроверил черновик и аккуратно переписал все на чистовик. До сдачи работы оставался еще час. Кто-то из соседей, видя, что я освободился, незаметно передал мне записку. Я помог товарищу решить задачу, потом отнес листки с печатями экзаменатору и вышел из аудитории.

    Следующие экзамены, проходившие каждые несколько дней, были немного проще. Увидев пятерку по математике в зачетном листе, члены комиссии на экзаменах по физике и химии уже с большей учтивостью разговаривали и ставили пять или четыре. Сочинение я написал вообще на трех страницах, чтобы было меньше ошибок, как учила наша учительница по литературе, и получил четверку.

    Экзамены закончились, результаты вывесили на стене на огромном листе высотой до трех метров. Это были списки поступивших счастливчиков и их баллы.

    Я вновь и вновь искал свою фамилию и не находил. Меня прошиб пот. Вдруг, заглянув в самый верх, увидел - Ушев Юрий Александрович. Я был почти первым. Немного постояв, чтобы успокоиться и, охваченный радостью, почти побежал на почту давать телеграмму родителям.      

                10.02.2022, Санкт-Петербург.


Рецензии
на заочное было поступить легче.экзамены были не такими строгими как на очном.по крайней мере мне так показалось.

Александр Комаровский   28.09.2023 16:11     Заявить о нарушении
Качество обучения на очном гораздо лучше. Столько дисциплин! Сдали 64 экзамена, кроме того зачеты, коллоквиумы. Особенно сложно было с математикой, не все выдерживали 15% отчислили. Голова пухла. Но и отдыхали тоже. На заочный бы перешел, если женился. Спасибо родителям помогали и стипендия 45 р. по тем временам была очень хорошая - сейчас это 18 т.р. Спасибо, Александр, за отклик.

Юрий Ушев   28.09.2023 18:35   Заявить о нарушении
у меня не было возможности учиться очно. но может и к лучшему. сейчас очную учёбу из стажа выкидывают.

Александр Комаровский   28.09.2023 18:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.