Противоречия, которые видны не всем и не сразу

       Когда в 1993 году я впервые появилась на Кафедре психологии труда и инженерной психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова с целью прикрепиться в качестве соискателя для защиты диссертации на звание кандидата психологических наук и принесла с собой наработки и первые результаты исследований, то меня встретили очень заинтересованно и даже радостно. Психологи труда во главе с деканом факультета психологии и заведующим Кафедрой выдающимся учёным в области психологии труда, профессором Е.А. Климовым сказали, выслушав мою речь на заседании Кафедры, что «в здании российской психологии труда как раз не хватает кирпичика “про бортпроводников”».
       Материал для диссертации я собирала, изучала, анализировала и систематизировала долго, тщательно и кропотливо. Как выяснилось, аналогов подобной работы в мире не было, пример брать было не у кого, и проходить этот путь мне приходилось одной. Да и кто мог мне помочь? Ведь профессия бортпроводника, хотя и демонстративная, но закрытая от посторонних глаз. Даже пилоты видят бортпроводников только «со спины». А пассажиры могут наблюдать, что происходит в салоне самолёта, но не на предполётном брифинге, не в кухне-буфете, не под самолётом, не в пилотской кабине… Я же в среде бортпроводников была своей. Мне доверяли и поверяли секреты профессиональной жизни, данные профессиональных биографий.  Мне легко было проводить интервью, анкетирование, наблюдение и т.д.
       Так что происходит в душе и в сознании носителей профессии группы риска? Что у них с физическим, психическим и психологическим здоровьем? Как складывается личная жизнь стюардесс? И как бортпроводники умудряются выполнять разноплановые и часто противоречивые обязанности, свойственные 145 различным профессиям, которые в опросах называли сами бортпроводники? Всё это и ещё многое другое предстояло выявить в моих исследованиях психологическими методами.
       После защиты диссертации прошло уже 16 лет, с тех пор естественно могли произойти некоторые изменения в статусе профессии и обязанностях бортпроводников. Значительно выросло число авиакомпаний, увеличилась численность бортпроводников в нашей стране и во всём мире. Однако априори сохранился устойчивый треугольник «бортпроводник – пассажир – самолёт», как сохранились и противоречия, заложенные в простом на первый взгляд, но очень сложном и порою опасном для жизни труде.
       Этих противоречий, по крайней мере, двенадцать. Они были вскрыты мною в ходе диссертационного исследования психологического содержания труда бортпроводника.

1) Начать следует с базового пространственного противоречия, которое, заключается в том, что человеку как биологическому существу летать вовсе не свойственно. Жизнь и деятельность человека должна проходить в условиях существования на поверхности земли. Однако родилась в гражданской авиации профессия бортпроводника, когда возникли регулярные воздушные перевозки и появились авиапассажиры. Сегодня, как и раньше, эффективный труд в современных условиях пространственно-временнЫх противоречий требует от бортпроводника сохранения личностной целостности, гармонии и триединства души, духа и тела.

2) Противоречие двойственности ведущих трудовых функций: главная задача, цель и смысл бортпроводника на борту самолёта – обеспечение безопасности пассажиров в полёте, в сбойных и аварийных ситуациях, а при этом в процессе труда его основная обязанность – авиасервис, обслуживание пассажиров, предоставление разного рода услуг воздушным путешественникам, например, медицинской помощи.
       Из истории известно, что самая первая стюардесса Элен Чёрч убедила Boeing Air Transport в том, что использование профессиональных медсестёр в качестве стюардесс повысит безопасность полётов, и желающих летать станет больше.
       Сегодня бортпроводники ассоциируют себя, с одной стороны, с сотрудниками МЧС, спасателями, пожарными, медицинскими работниками; с другой стороны, – с официантами, психологами, барменами. Эта двунаправленность трудовых функций требует от бортпроводника проявления профессионально важных качеств, иногда полярно противоположных (общительность, заботливость, мягкость, терпение, выдержка, и в то же время ответственность, требовательность, настойчивость, жёсткость и пр.).

3) Противоречие, зафиксированное в официальном определении профессии (документы ИКАО), состоит в том, что бортпроводник, являясь членом экипажа воздушного судна, не является членом лётного экипажа, при этом трудовая деятельность бортпроводников и лётчиков осуществляется в одном замкнутом пространстве, ограниченном фюзеляжем самолёта, в идентичных условиях профессиональной жизни (режим труда и отдыха, график полётов и пр.), в том числе, лётный и кабинный экипажи одинаково подвержены неблагоприятным и психогенным факторам полёта.

4) ВременнЫе противоречия. С одной стороны, работа связана с трансмеридианными полётами с разницей во времени в пунктах маршрута; особенности режима труда и отдыха в гражданской авиации, жёсткая привязка к срокам (расписание рейсов, фактическое время полёта). С другой стороны, наоборот – ситуации  полной неопределённости между рейсами, неожиданность и непредсказуемость, связанные с системой планирования труда и отдыха бортпроводников (график работы), сложность приспособления к ритмам полётов, с которыми трудно совместить обычные гендерные и семейные функции человека.

5) Противоречие между содержанием труда бортпроводника с его психологической составляющей и имиджем профессии в обществе. В представлении большинства людей стюардесса – лёгкая, романтичная профессия, а в реальности  – это тяжёлый физический труд, опасный для жизни, включённый в законодательных документах в список №1 профессий с вредными условиями труда, наряду с шахтёрами (по данным на 2006 год).

6) Противоречие, связанное с физическим состоянием и здоровьем бортпроводника, выполняющего функциональные обязанности в самолёте и вне его, при постоянном изменении маршрутов полётов, разнице температур и времён года, резком и частом изменении климатических и погодных условий, когда, по выражению бортпроводников, они летают «из зимы в лето, из осени в весну».
       Важно также упомянуть неблагоприятно влияющие на здоровье бортпроводника профессиональные факторы. Это, прежде всего, – подверженность космической и солнечной радиации в полётах (вне зависимости от типа самолёта) на эшелонах выше тропопаузы; вибрации резонансных частот, вызывающие деформацию органов и тканей; пониженная  влажность воздуха в гермокабинах (6-8% при норме 70%); резкие изменения барометрического давления в салонах во время взлёта и посадки; пониженное порциональное давление кислорода (гипоксия) и др. (А.А. Кочур, 1995). 

7) Противоречие в эмоциональной сфере труда бортпроводника наблюдается, когда, не зависимо от эмоционального состояния, возникающего в процессе продолжительного и напряжённого труда в стрессогенных условиях рассогласования ритмов сна и бодрствования, сбоя биоритмов, накопления физического и психического утомления, бортпроводники обязаны внешне сохранять и демонстрировать уверенность, достоинство, приятный вид, доброжелательность, обаяние, улыбку, спокойствие, приветливость, вежливость и пр. Это особенно значимо в нестандартных, сбойных и аварийных ситуациях (турбулентность, отказ двигателя, разгерметизация, пожар и пр.).

8) Противоречия в коммуникативной сфере труда. В процессе общения и взаимодействия с людьми бортпроводник находится одновременно на разных дистанциях: физической (интимной, личной, официальной, публичной) и психической. Кроме того, бортпроводник осуществляет общение в трёх системах: «бортпроводник – бортпроводник», «бортпроводник – член лётного экипажа», «бортпроводник – пассажир». Все три различаются по качеству, как между собой, так и внутри системы (общение с коллегой, с бригадиром или с инструктором будет разным; общение с пассажиром VIP, первого, бизнес и экономического класса – тоже разное; общение с командиром корабля не такое как со штурманом, инженером или радистом). Сложность заключается в одновременном участии бортпроводника в нескольких коммуникативных актах, требующих способности мгновенного переключения (в субъектно-объектном подходе). Недаром профессионального бортпроводника правомерно называть гением общения.

9) Неравномерное распределение периодов активности в трудовом процессе, напряжённая двигательная активность, сменяющаяся короткими паузами, требует от бортпроводников овладения необходимыми приёмами саморегуляции, которые позволяют быстро расслабиться, снять напряжение, а после краткого отдыха оперативно мобилизоваться для последующей активной деятельности.

10) Существует противоречие между строго регламентированными конкретными трудовыми функциями, зафиксированными в руководящих документах, с одной стороны, а, с другой стороны, необходимостью и потребностью в творческом подходе в выборе способов и методов при выполнении стандартных процедур и решении профессиональных задач. Поэтому одним из критериев профотбора бортпроводников является наличие творческих способностей как профессионально-важное качество.

11) Специфическое противоречие в труде бортпроводника заключается в рассогласовании должностных обязанностей с требованиями реальной рабочей ситуации. Самые опасные моменты полёта – это взлёт и посадка самолёта, именно тогда случается большинство аварий, поэтому всем, находящимся на борту воздушного судна, важно сидеть в кресле с застёгнутыми ремнями безопасности, при этом спинка кресла должна находиться в вертикальном положении до выключения табло «Застегнуть ремни». Однако 55% из 1463 опрошенных бортпроводников (по данным японской авиакомпании ANA (Токио, Япония, 1999 г.)) не остаются на месте бортпроводника, когда самолёт набирает высоту; 51% во время снижения самолёта не находятся на своём месте бортпроводника; 91% в момент приземления самолёта находятся не в кресле бортпроводника. В крейсерском полёте, когда самолёт входит в зону турбулентности, и пилот включает табло «Застегните ремни», бортпроводник не имеет возможности сразу, как рекомендуется, занять своё место, поскольку он обязан проделать ряд операций по обеспечению безопасности пассажиров.

12) Противоречие несоответствия индивидуальных возможностей бортпроводника характеру его профессиональной деятельности. В экстремальных условиях труда, таких, например, как турбулентность, отказ двигателя, разгерметизация, пожар, умирающий пассажир или роды на борту авиалайнера и пр., психическая нагрузка бортпроводника значительно увеличивается, в то время как эффективность и надёжность действий требуют самого высокого уровня психических качеств (скорость принятия решения, ответственность, смелость, решительность, сосредоточенность, находчивость, умение рисковать и пр.), которыми обычный бортпроводник как личность может обладать не в полной мере. Но узнать об этом он может только, оказавшись непосредственно в самой экстраординарной ситуации. Хорошо, если не будет слишком поздно…


       Познакомившись с этой профессией поближе, пусть читатель сочувственно отнесётся к бортпроводникам, мужчинам и женщинам, творящим добро для людей в небесах.

Москва, 2023


       Post Scriptum

       10 ноября 2006 года в мировой психологической науке состоялось уникальное событие. На кафедре психологии труда и инженерной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Филипьева Т.В. успешно защитила диссертацию на звание кандидата психологических наук. Тема диссертации звучит так: «Психологическое содержание труда бортпроводника воздушного судна гражданской авиации». Диссертация доступна на сайте Российской государственной библиотеки (ПРЯМАЯ ССЫЛКА – НА НАШЕЙ СТРАНИЦЕ НИЖЕ, В РАЗДЕЛЕ "ССЫЛКИ НА ДРУГИЕ РЕСУРСЫ").


Рецензии