Родословная - из Сказки для другакофф

Перестройка превратилась в кошмар. На юге война, СССР распался, вдруг началась какая-то приватизация, стали раздавать какие-то ваучеры. Я на них смогла купить себе только штаны-бананы. Ну, такие штанцы были тогда все еще в моде. Кто урвал ваучеров побольше, тот смог прикупить что-то получше. А потом стали раздавать акции, кто работал на заводах. Рабочие на проданные акции купили себе автомобили. К слову сказать, началось сильное расслоение населения на бедных и богатых, а ведь в СССР такого не было, или я не видела и не замечала. Работники науки стали людьми третьего сорта, доценты и профессора по большому счету стали никому не нужны. Но в 1992 и 93 годах это было еще не так заметно. Однако снежный ком все катился и катился. Тут мне вспоминаются слова Cолженицына: надо писать уже не про Красное Колесо, а про Желтое. Вставал извечный русский вопрос: кто виноват и что делать?
Родословная
И здесь я позволю себе, дорогой Читатель, небольшое историческое отступление. Да, Солженицын писал о Красном колесе в своем одноименном романе-эпопее. До этого был его «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ». Наша современность – это  наша история. Мне мало рассказывали о моей семье со стороны матери. Но эта семья была довольно интересной. Прапрадед мой был татарским купцом и жил в одном из центральных  городов Урала. Он был очень зажиточным: имел пять домов, торговал пшеницей и другими товарами. У него было трое дочерей, для которых он купил трое часов Роял (это был типичный подарок для тех времен. Такие часы сейчас идут за 10 тысяч рублей как не очень редкий антиквариат). Три сестры вышли замуж. Одна за муллу и уехала к нему в Казань. Моя мать, когда училась в Казанском университете в 60-е годы, как раз жила у этой женщины. Она была бездетной, мужа-муллу давно схоронила, но осталась такой же суровой по-мусульмански. Рассказывала матери, как она была знакома с самим Габдуллой Тукаем и ездила с ним на тройке вдоль берега Булака.
Про вторую сестру я ничего не знаю. А третья сестра была моей прабабкой. Она дважды выходила замуж. От первого брака у нее была старшая дочь. Но муж-башкирин умер, и отец отдал молодую вдову с дочерью за своего управляющего-татарина. Так родилась моя бабушка и ее младшая сестра. Младшие дочери были красавицами, и старшая им завидовала. Однако именно она очень хорошо вышла замуж. Ее мужем оказался НКВД-шник. Помню, когда мне было 6 лет, я решила играть в шпионов-разведчиков и следить за двоюродным дедушкой. Это его очень  бесило. В то же время этот дед был сдержанным человеком, думаю, суровым, но не жестоким. Он был малоразговорчивым. Его дети оказались несчастными людьми. Дочь осталась старой девой, сын офицер спился. И только внук – сын сына – стал замечательным человеком. Он хирург и живет сейчас в Англии.
Моя бабушка – красавица – вышла замуж рано, но мужа, также красавца, командира, забрали на фронт, на Великую Отечественную. Там он и погиб молодым. Как сказали, сгорел в танке в одной из знаменательных битв Великой Отечественной войны. Так, моя бабушка осталась молодой вдовой с младенцем-девочкой на руках. Ее семейная жизнь была не очень счастливой. Вторично она сошлась с каким-то казахом, и родила от него сына. Дети этого сына – мои двоюродные брат и сестра. Стоит сказать ради справедливости – сын моей бабушки – мой неродной дядя – был неплохим человеком – хорошим мужем и любящим отцом. Он уже умер от сердечного приступа. Недавно скончалась его жена-башкирка.
Третья сестра – вышла замуж за украинца и уехала в Черновцы. Теперь мои родственники по этой линии – украинцы.
Нелегкие судьбы были у моих родичей в ХХ веке. Выжили в революцию, выжили в сталинские репрессии (хотя мою молодую бабушку сажали на один год за то, что рассказала в кругу семьи анекдот про Сталина. Угадайте с трех раз, кто донес). Выстояли в Великую Отечественную. А мы – их потомки - выстояли в Перестройку.


Рецензии