Фундамент

    Это было первое лето, когда мы решили поработать в стройотряде. Организовывал весь перечень мест приложения нашего труда, кажется студсовет. Список был приличный, например, нужно было сооружать вертолетную площадку в глухой тайге. Но это было далеко от Томска, и мы выбрали возведение фундамента, это было значительно ближе. Прямо скажу ни навыков работы с топором, ни работы с цементом у нас не было – мы были простые советские школьники, оторванные на целый год от родителей. У нас, зато был неразлучный коллектив – одногруппники и, главное, друзья.

    Мы прибыли на место пароходом, как мы его называли, хотя конечно, двигатель был не паровой. Само путешествие по реке Обь уже было для нас праздником, который навсегда остался с нами.

    От пристани мы пошли к конторе, найти которую не составляло труда, так-как поселок был небольшой. После обустройства в выделенном нам жилье, мы, в сопровождении группы заказчиков,  осмотрели стройплощадку с размеченным колышками местом для фундамента, который нам предстояло возвести. 

    Для чего он предназначался, я не помню, а как его нужно строить я не знал. Инструкции, конечно, были даны заказчиками, но позже, после выбора из нашей немногочисленной среды, бригадира, который все должен был усвоить.

    Выбор бригадира произошел быстро – нас построили и стали всматриваться в наши лица и позы. В одежду не всматривались, она была у всех одинаковая, бомжеватая. Лица, конечно, имели выражение, но Боб нахмурился и сдвинул брови, как это он умел, когда сердился.

    Вот он лидер, подумали заказчики и не ошиблись – Боб через несколько лет по окончании нашего уважаемого и сложного ВУЗа ТИРЭТа стал начальником отдела и успешно добывал заказы и зарплаты рядовым сотрудникам, выстраивал дисциплину и высокую активность в разработках НИР и ОКР.

    Но это было потом, о чем мы даже не думали. А сейчас надо было таскать гравий, цемент, песок и смешивать его лопатами в большом чане. Потом, правда, подвезли небольшую бетономешалку. Главное было соблюсти пропорции компонентов. Было бы нетрудно это сделать, если бы у нас было четкое описание объемов ингредиентов в доступных нам измерителях.   

    Сейчас, при наличии интернета, любой из нас сделал бы это играючи. Например, для бетономешалки на 130 литров нужно:
   2.5 совковых лопаты цемента;
   6 лопат песка;
   8 лопат гравия.
   Мы таскали все к бетономешалке издалека носилками, которые переворачивали прямо в этот аппарат.

    Сколько лопат чего сыпалось туда - как-то скрадывалось в общем потоке. Кроме того среди нас оказались рационализаторы, вероятно имевшие когда-то дело с цементом, по-видимому, на отцовских дачах, где всегда экономят. В конце нашей стройки они начали зачем-то экономить цемент.

    Бедный Боб, как он боролся с этим безобразием! объяснял, что цемента много и он халявный, даже кричал на нас. Вот в этих условиях рос фундамент, мы периодически поднимали опалубку. Фундамент уже был нужной высоты и достигал нам до плеч.

    Работа была закончена. Пора было идти в бухгалтерию за зарплатой. Однако мы кое-что заметили – если постучать камушком по нашей конструкции в верхней части, она слегка осыпалась. Внизу, средней части и в земле (мы поковыряли там лопатой) таких отслоений не было. Правда этот эффект был заметен только на самом верху фундамента, там, где начали настойчиво продвигать свою точку зрения наши рационализаторы.

    Это нас насторожило, а тут еще пришли заказчики и тоже стали ковырять сооружение. Мы их убеждали, что цемент наверху еще не совсем застыл и на днях он станет, как камень, а внизу, когда уже прошло несколько дней, он уже окаменел.  Но заказчики, особенно один из них, были злые и пообещали нам, что не оплатят работу – это было уже слишком.

    Нам нужно было уезжать, и мы пошли в контору за зарплатой, но бухгалтера нигде не было – в кабинете он отсутствовал. Пришлось его разыскивать. Мы всей толпой ходили по поселку с инструментом, для удобства заткнутым за кожаные ремни потрепанных, давно нечищеных брюк.

    На завершающей стадии работ мы демонтировали топорами опалубку, поэтому за поясами у нас были топоры. 

    Мы были раздражены, громко возмущались тем,  что нам задерживают зарплату, что бухгалтер бегает от нас по всему поселку и яростно спрашивали у случайных прохожих, где этот нехороший бухгалтер.

    Когда, кто-то, похожий на бухгалтера, мелькнул за угол, мы побежали за ним. Это оказался бухгалтер и бежал он в контору.

    Мы чинно, всей толпой, вошли в его кабинет, расписались в ведомостях на зарплату, пересчитали причитающиеся нам деньги. Нам все выплатили, кроме премии, которую, как объяснил бухгалтер, не подписал начальник.
    Но мы спорить не стали.

               12.02.2022, Санкт-Петербург.


Рецензии