Попытки изменить ситуацию
Попытки изменить ситуацию
(1996 – 2000 годы)
Ситуация в Тверской области. События, происшедшие в России в 1990-е годы, имеют огромное значение в дальнейшей жизни народов России. Почти неконтролируемый массовый вывоз из России за границу многолетних стратегических запасов, сырья и капиталов, при внезапно выросшем внешнем долге, длительное время оказывал и оказывает отрицательное экономическое воздействие на российский рынок.
17 ноября 1995 года Тверская областная избирательная комиссия зарегистрировала кандидатом на должность губернатора Тверской области В.И. Платова, 23 октября 1946 года рождения, главу администрации города Бежецка и Бежецкого района.
26 декабря, Платов принес присягу губернатора в киноконцертном зале на торжественном заседании Законодательного Собрания с участием глав городов, районов и общественности области, в тот же день он представил им свою первую команду.
У Платова был решительный настрой на проведение реформ, истинное желание улучшить жизнь людей в Тверской области. Такое же желание было у людей, пришедших в его команду. Правда, мы тогда имели весьма смутное представление о хозяйственном расчете, налогах, кредитах, финансах, инвестициях в условиях рынка.
Ситуация в Тверской области была сложной, одной из важнейших задач была ликвидация безденежья. Были закрыты многие предприятия, ликвидировано большинство колхозов, а фермерство практически не шло. Не хватало денег на заработную плату, пенсии, детские пособия, росла безработица. Долги по заработной плате, пособиям и пенсиям доходили до полугода. Многие предприятия выдавали зарплату рабочим своей продукцией.
Регионы тянули федеральное одеяло на себя, разорвав его на большие финансовые дыры. Почти все деньги страны сосредотачивались в Москве, где среднедушевой доход на одного человека в 9 раз превышал установленный прожиточный минимум. Там на каждого человека денег приходилось в 16 раз больше, чем в Тверской области, которая тогда находилась по финансовой обеспеченности на 67-м месте из 89 регионов страны. Всего лишь 10 субъектов Российской Федерации были донорами бюджетных поступлений, остальные 79 на свои собранные деньги выжить не могли. Иначе они остались бы без зарплаты, детских пособий, надлежащего обеспечения больниц, школ, домов-интернатов и других средств, необходимых для жизнеобеспечения. Но тогда выжили благодаря своим дачным участкам, взаимопомощи и особенностям своего характера.
Продолжительность жизни людей резко сократилась. Если в развитых странах Европы мужчины в конце ХХ века жили в среднем 72 года, а женщины – 79 лет, то в Тверской области мужчины – 58 лет, а женщины – 70 лет. Смертность в области составляла 18,2 на одну тысячу населения в год, или в 1,8 раза больше, чем в Европе. Детская смертность была угрожающей – 18,4 на одну тысячу новорожденных, когда в Европе этот показатель был 7 человек на тысячу. Таким образом, параметры уровня и качества жизни для значительного числа жителей области достигли критических значений [1].
Снижалась рождаемость, росла смертность населения, сокращалось число браков, увеличивалось число разводов и количество безнадзорных детей. По городу Твери показатель рождаемости в 1995 году снизился до 7,05 на 1000 населения против 10,94, что было в 1990 году. Показатель смертности на 1000 населения увеличился с 11,1 в 1990 году до 15,0 в 1995 году [2].
Выросло употребление алкоголя, в Тверской области тогда злоупотребляли им 75,4% мужчин и 52,1% женщин. Число курящих женщин за период нестабильности увеличилось в 31 раз в сравнении с советским периодом. Кто-то в шутку или всерьез сказал, что мужики много пьют, не приносят женщинам радости, остается им одно наслаждение – курить. Отмечался значительный рост психически больных людей – почти в 2 раза, наркоманов – в 10 раз, 30% всех призывников признавались не годными к военной службе по причине заболеваний и психических расстройств.
Первые фермеры, а ими были многие руководители совхозов и колхозов, создав свои фермерские хозяйства, продавали колхозный и совхозный скот, технику, с вырученными деньгами многие из них куда-то исчезали из деревни. Выданные сельским жителям на руки документы о земельных паях, оказались простыми бумажками. Реальных участков никто никому не выделил, со временем их оптом захватили предприимчивые люди под охотхозяйства, бензозаправки, лодочные станции и другие цели. Такова была обстановка к 1996 году, когда мы пришли во власть.
Новой команде губернатора В.И. Платова надо было принимать срочные меры по выводу области из создавшейся ситуации, нормализовать обстановку путем улучшения социально-экономического положения в регионе. Начался лихорадочный поиск путей выхода по всем направлениям: дальнейшее развитие законодательной базы, улучшение системы управления областью, а также поиск денежных средств. Нового ничего не придумали, пошли по такому же пути опережения других регионов, по которому шли практически все дотационные регионы. Перегнать других, оттолкнуть их и в числе первых разработать программы помощи области из центра.
Договор с Москвой. Первым шагом было заключение 13 июня 1996 года Договора о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тверской области. Надеялись на статью 14 Договора, где было записано, что на основе отдельного соглашения разрабатывается проведение эксперимента по новой системе налогообложения и межбюджетных отношений.
Сразу же после подписания этого Договора нами был подготовлен и представлен в Государственную Думу проект Федерального закона «Об эксперименте в области бюджетной и налоговой системы в Тверской области». В этом законопроекте было записано, что область заключает соглашение с Российской Федерацией, по которому аккумулирует у себя все собираемые налоговые доходы и направляет в Центр лишь фиксированную сумму. Кроме того, там было прописано, что область самостоятельно устанавливает конкретные виды и ставки налогов, категории налогоплательщиков, налоговые базы, объекты налогообложения, порядок и сроки уплаты налогов.
Процесс заключения договоров между регионами и Центром был противоречив и неоднозначен. По мере того как мы конкретизировали свои проблемы дополнительными соглашениями и запросами, никакого желания у министерств и ведомств заключать с нами соглашения не было. Таким образом, никакого влияния Договор от 13 июня 1996 года на социально-экономическое положение нашей области не сыграл. А закон об эксперименте в налоговой системе так и не был принят, несмотря на наши значительные усилия в 1996–1998 годах.
Постановление Правительства РФ и федеральная программа. Одновременно, после заключения Договора с Центром, началась наша активная работа по подготовке проекта постановления правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Тверской области в 1997–2000 годах». Это постановление было принято правительством в декабре 1996 года и сыграло определенную роль в оказании помощи области за счет полученных трансфертов. Помощь Центра этим путем составляла примерно 10% областного бюджета, кроме того, трансферты шли в Фонд медицинского страхования.
Другим способом помощи области Центром должна была стать федеральная программа. Поэтому в 1997 году началась активная работа по разработке федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Тверской области на 1998–2005 годы». Мы обивали пороги министерств, ведомств, фондов, проходя от одного федерального чиновника к другому, чтобы заключить соглашения по своим направлениям программы. Потратили на это много сил, времени, энергии, но перспективы оказались призрачными.
Вследствие дефолта 17 августа 1998 года Центр вообще отказался финансировать все федеральные программы по развитию регионов, начиная с 1999 года. На тот год по программе было предусмотрено финансирование нашей области в размере 19 млн. рублей.
Проведение взаимозачетов. В условиях безденежья активно применялась практика проведения взаимозачетов. Так за 1997 год 49% от общей суммы доходов областного бюджета было обеспечено за счет безденежных взаимозачетов между предприятиями, организациями и бюджетом. Значительная часть налоговых и неналоговых поступлений передавалась ими в виде продукции, строительных материалов, погашения взаимных долгов. Подобная практика сохранялась в течение 1998 года, когда безденежные взаимозачеты составили 48,6%. Например, в системе социальной защиты населения области социальные приюты, дома-интернаты на 30% обеспечивались путем взаимозачетов продуктами питания, мебелью, стройматериалами для ремонта и другой продукцией.
Расчеты между предприятиями также проводились через бартер и взаимозачеты, деньги, как наличные, так и безналичные, в 1996-1997 годах составляли всего около 20% в общем торговом обороте между ними. За 1996 год 51,3% из всех взаимозачетов приходилось на Калининскую АЭС. По состоянию на 1 января 1997 года недоимки в областной бюджет могли бы составить около 900 млрд. рублей, но в результате проведения взаимозачетов, они составили 223,8 млрд. рублей. При этом более 70% бюджетных средств нужны были в виде «живых» денег за зарплаты, пособия и компенсации.
В связи с этим, областная власть была вынуждена идти на непопулярные меры. Начиная с 1997 года, в системе образования стали закрывать малокомплектные школы, из-за этого родители с детьми уезжали из родных мест. Сокращали число дней и часов работы детских дошкольных учреждений, одновременно увеличивая размеры оплаты с родителей. Закрыли ряд педучилищ, в оставшихся начали практиковать обучение за счет родителей [3].
Реформирование социальной сферы. Глубокого реформирования требовала система здравоохранения. Участковые больницы не давали необходимой медицинской помощи, так как на селе не было опытных кадров, необходимого оборудования, лекарств и медикаментов. На их приобретение денег тоже не было. В участковых больницах практически лежали не больные люди, а социально незащищенные. Неэффективно, менее половины в год, использовались стационарные койки. Нами было решено укрепить максимально необходимым амбулатории и поликлиники, чтобы там оказывали помощь хотя бы половине обратившихся больных, а не 30%, как было.
А участковые больницы решили превратить в дома сестринского ухода, социальные приюты для престарелых жителей области и другие подобные учреждения, передав их из системы здравоохранения в систему социальной защиты. За два года число таких социальных коек увеличилось в 8 раз. Время было голодное, в больницах не хватало продуктов питания.
27-29 февраля 1996 года в Твери состоялся Российский конгресс врачей «Здоровье человека» под эгидой академика РАМН А.Г. Чучалина. Я выступил с докладом, который практически оказался основой для программы реформирования системы здравоохранения в Тверской области. Сказал, что целью здравоохранения должна стать охрана здоровья, а не забота о развитии отдельных структур системы здравоохранения.
«Население области должно получить право и возможность выбора врача, поликлиники, больницы с ориентацией на профилактику заболеваний, а не на последующее лечение. Для этого необходимо:
1.Введение в региональный компонент образования курса обучения здоровому образу жизни.
2.Охватить финансированием фонда обязательного медицинского страхования все районы области.
3.Увеличить финансирование здравоохранения в следующем 1997 году из бюджета области с 17%, как это в 1996 году, до 26%, достигнув показателя 1990 года.
4.Сократить штат Тверского фонда обязательного медицинского страхования до оптимального числа, согласно расчетам комитета по экономике и прогнозированию, в 2,5 раза – с 155 человек до 62 человек.
5.Использовать средства, направляемы в фонд только по целевому назначению.
6.При реформировании системы здравоохранения Тверской области придать ряду крупных центральных районных больниц статус межрайонных. Установить подушевой норматив по уровню статуса больницы.
7.Преобразовать ряд участковых больниц в амбулаторные клиники, а некоторые участковые больницы – в дома сестринского ухода с переходом их из системы здравоохранения в систему социальной защиты.
8.Разработать областной Закон «Об охране здоровья населения Тверской области» и пакет областных нормативных актов, исходя из целей реорганизации системы здравоохранения» [4].
17 июля 1996 года я провел совещание с руководителями здравоохранения области «О состоянии и реформировании системы здравоохранения». Решили воплотить в жизнь основные положения, озвученные мною на конгрессе врачей в феврале [5].
Было решено создавать дневные стационары, где больные днем лечились, а на ночь уходили домой. За два года, к 1 января 1998 года, число коек в дневных стационарах увеличилось в полтора раза. Открыли 50 офисов врачей общей практики, позднее их стали называть «семейными врачами».
Уже в 1997 году в целях предотвращения коррупции были попытки проведения первых конкурсов по закупкам лекарств, продуктов питания для нужд больниц, домов-интернатов, детских домов. Их организатором выступала Тверская торгово-промышленная палата. Заказы формировали департамент здравоохранения, управления образования и социальной защиты. Закупки обычно проводились на значительные суммы по всему необходимому ассортименту. Поняв несостоятельность Торгово-промышленной палаты в организации конкурсов, было решено передать проведение торгов и конкурсов самим органам исполнительной власти, создав соответствующие структуры.
Таким образом, за 1997 год мы провели значительные изменения в системе здравоохранения. Была начата реорганизация системы стационарной медицинской помощи путем увеличения амбулаторной поликлинической помощи, перепрофилирование коечного фонда и увеличение числа дневных стационаров [6].
Мы начинали работу в областных структурах в сложный исторический момент всеобщего разрушения: материального, духовного и физического. Не получавшие долгими месяцами зарплату врачи, учителя, социальные работники добросовестно исполняли свой долг. При поездках в районы вместо денег я мог предложить лишь графики погашения долгов, которые достигали шести месяцев. Например, в январе 1997 года работникам образования, что я еще тогда курировал, перечислили всего 1/8 часть задолженности [7].
Мы старались досрочно выполнить эти графики и погасить долги в тех районах, где побывал губернатор и его заместители. Было много просьб из других районов приехать и вникнуть в сложившуюся ситуацию. Так вот латали короткое финансовое одеяло.
В 1996 году мы добились финансирования культуры в области на 150% выше, чем было в предыдущем году. За 1996 год мы в диких условиях безденежья сумели ввести в эксплуатацию школы в Удомле, Зубцовском районе, первую очередь Ильинской школы в Западнодвинском районе, капитально отремонтировали 55 школ [8].
Жизнь ставила перед нами много конкретных проблем, которые надо было решать быстро, обдуманно, порою неординарно. Прежде всего, нужно было позаботиться о стариках, которые жили одни, а также о детях-сиротах.
Появилось понятие «социальный сирота», то есть сирота при живых родителях, которые вели аморальный образ жизни и не заботились о своих детях. За два года работы мы в своей области открыли для них 20 социальных приютов, где находились 630 детей. Но еще 28 тысяч детей жили в асоциальных семьях и практически являлись социальными сиротами. Если бы дальше идти по пути открытия приютов, государству необходима была астрономическая сумма расходов. Мы решали, как научить родителей уйти от иждивенческого образа жизни, от своих вредных привычек и начать заботиться о своих детях.
Нужно было законодательно закрепить ответственность не только государства, но и конкретного человека за себя и за свою семью. Как его адаптировать к новым рыночным условиям и научить проявлять инициативу?
В этом направлении начали работать с военнослужащими, которые в ближайшее время увольнялись в запас. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1996 года № 640 я был включен в состав правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Председателем комиссии являлся заместитель председателя правительства Ю.Ф. Яров. В составе министерства социальной защиты был создан департамент по этому направлению работы.
Мы создали Координационный совет по социальным вопросам уволенных военнослужащих и членов их семей при администрации области. Построили один из первых в России Центр реабилитации военнослужащих и начали их учить мирным профессиям еще во время их службы в армии. Наш опыт позднее стали распространять по всей России.
Губернатор Платов полностью доверял мне до осени 1999 года. Нередко я участвовал вместо него на пленарных заседаниях Государственной Думы, когда он выходил с законодательной инициативой. Я ездил на заседания «круглых столов» в Совет Федерации, на совещания в Правительство РФ. Мне самому приходилось готовить свои доклады, с которыми выступал в Москве. Нагрузка была очень большой, выезжал из дома в 6–7 часов утра, возвращался в 10 – 11 часов вечера, но такой расклад устраивал нас обоих.
Например, в течение 1997 года я 23 раза выезжал в командировки в районы области, при этом, изучив конкретную обстановку, оказал необходимую помощь в 15 городах и районах. Рассмотрел около 900 писем, принял у себя в кабинете около 1500 человек и в приемной губернатора еще 151 человека [9].
Работа заместителем губернатора по социальным вопросам была беспокойной, задерживали мизерную зарплату, пенсии, детские пособия. Люди выходили на митинги, перекрывали улицы и железнодорожные пути. Я хорошо понимал, что власть должна идти к народу и вести с ним диалог, чтобы было хоть какое-то доверие людей к власти.
Получив сообщение о перекрытии Советской улицы напротив администрации области и остановке всего общественного транспорта, я сразу же одевался и выходил на улицу. Офицерам милиции говорил, чтобы они за мной не следовали, а наблюдали со стороны. С возгласом: «У кого есть вопросы ко мне?» я стремительно входил в толпу митингующих и начинал что-то говорить. Толпа на минуту затихала, ее агрессия переходила на меня, чего только не приходилось выслушивать. Отвечая на вопросы, я медленно продвигался поперек Советской улицы от дома №44 к дому № 23. Передо мною люди расступались, образуя проход и следуя с боков и сзади от меня. Так постепенно я увлекал толпу к входу к дому №23, где останавливался и продолжал отвечать на вопросы.
Милиция моментально запускала движение троллейбусов и автобусов, так происходило несколько раз. Однажды мне сообщили, что митингующие прошли маршем за железнодорожный вокзал и там перекрыли железную дорогу. Я приехал к толпе, начал уговаривать уйти с железной дороги и не перекрывать ее. От этого не увеличится ни зарплата, ни пенсия, наоборот, страдают люди в поездах и идут дополнительные убытки. Толпа начала медленно окружать меня, ко мне пробрались два милиционера в штатском, тихо сказали, что они хотят взять меня в заложники и усадить на рельсы. Они сами слышали в толпе такие разговоры. Мы с милиционерами стали пробираться сквозь толпу людей, они нас пропустили. После этого, простояв на путях еще с полчаса, толпа разошлась.
Позднее, наблюдая за митингами в Москве, других городах, я радуюсь тому, что тогда не было в толпе митингующих разных провокаторов и пьяных молодчиков. Улицы и железнодорожные пути перекрывали пенсионеры, требующие увеличение пенсии, матери, требующие выплаты детских пособий, рабочие, требующие погашения долгов по зарплате. Были и политические плакаты об отставке президента страны Б.Н.Ельцина и губернатора области В.И.Платова.
Постепенно были намечены пути выхода из кризисной ситуации по ликвидации задолженности выплаты заработной платы бюджетникам, детских пособий и пенсий.
Итоги работы в социальной сфере я подвел на совещании с заместителями глав городов и районов области по социальным вопросам 9 декабря 1999 года. К тому времени мы принимали участие в 12 федеральных социальных программах, были приняты 10 областных программ социальной поддержки населения. Показатель обеспеченности детей, престарелых и инвалидов стационарными учреждениями в области в 1,6 раза превышал общероссийский.
При домах-интернатах были созданы 13 подсобных сельских хозяйств, которые обеспечивали себя продуктами питания, в том числе картофелем и овощами – на 100%, мясом и молочными продуктами – на 75%. Мы смогли открыть 7 новых приютов для детей-сирот в Твери, Кашине, Лихославле, Андреаполе, Молокове и Конаковском районе.
Активно работала комиссия по ликвидации долгов в Пенсионный фонд. В 1996–1999 годах после отчетов на комиссии руководителей предприятий и организаций была погашена задолженность во внесудебном порядке в сумме 150 млн. рублей, в арбитражный суд направлено 1,5 тысячи исков, по которым взыскано 300 млн. рублей.
Долг по выплате детских пособий к концу 1999 года составил 150 млн. рублей, в бюджет 2000 года были заложены средства с целью погашения долга за 1997–1998 годы. 300 тысяч граждан области тогда получали льготы в оплате за жилую площадь, коммунальные услуги, радио, телефон, газ, электроэнергию. Для инвалидов и ветеранов труда сохранялся бесплатный проезд в городском транспорте и льготы на пригородных автобусах.
Мы находили возможности в то экономически и политически тяжелое время для строительства новых объектов и реконструкции старых. За 4 года работы были дополнительно открыты 8 домов сестринского ухода, 9 врачебных амбулаторий, 41 дневной стационар. Мы построили и ввели в эксплуатацию 16 объектов здравоохранения.
Среди них Луковниковская участковая больница в Старицком районе, детские поликлиники в городах Бежецке и Конакове, терапевтические корпуса в городе Осташкове и поселке Пено, станция «Скорой помощи» в Кашине и другие крупные объекты. В стадии строительства и реконструкции в конце 1999 года были еще 18 объектов здравоохранения, в том числе: областная детская больница, областной кожвендиспансер, районные больницы в Лесном, Пено, Кувшинове. Строили поликлиники в городах Бежецке, Осташкове, Весьегонске, Ржеве, микрорайоне «Южный» города Твери. Готовили к сдаче родильные дома в Бологое, Нелидове, Ржеве и Твери.
Учитывая бедность нашего населения, я 24 декабря 1998 года обратился с письмом к заместителю председателя Правительства РФ Г.В. Кулику, в котором просил включить нашу область в перечень регионов, нуждающихся в поставках гуманитарной помощи из США и Канады. Проходило время, помощи не было, мы по-прежнему ее настойчиво добивались. И добились поступления помощи, организованной Московским Патриархом совместно с Международным православным благотворительным объединением Северной Америки.
Постановлением губернатора от 7 июля 2000 года я был назначен председателем подкомиссии по распределению полученной международной гуманитарной помощи. За три транша мы получили груз в объеме более двух тысяч тонн. По каждому траншу помощь была оказана 34 тысячам граждан области, а по трем – более ста тысячам населения. Каждый человек получал набор по 20 кг весом, куда входили: 8 кг риса, по 4 кг муки, гречи и подсолнечного масла. Одновременно мы добились, чтобы вся неорганизованная гуманитарная помощь проходила через нашу комиссию, чтобы не допустить фактов ее хищения и нецелевого использования.
У меня лично сложилось неоднозначное отношение к этой помощи. С одной стороны, большое желание и возможность помочь нашим бедным людям. С другой стороны, обидно за нашу большую и богатую страну. Имея все возможности для нормальной жизни, мы просили милостыню у зарубежных стран. Но мы тогда надеялись, что переживем еще какой-то период, потом все встанет на свои места, и жизнь наладится.
Эта уверенность была подкреплена избранием в 2000 году на пост Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Список первоисточников
1. ТЦДНИ, ф. 2373, оп. 1, д. 1452, л.д. 117.
2. ТЦДНИ, ф. 2373, оп. 1, д. 1457, л.д. 77.
3. ТЦДНИ, ф. 2373, оп. 1, д. 1453, л.д. 35-37.
4. Материалы Российского конгресса «Здоровье человека», Тверь, РИО ТГМА, 1996 год, стр. 65-67.
5. ТЦДНИ, ф. 2373, оп.1, д. 1611, л.д. 99-121.
6. ТЦДНИ, ф. 2373, оп.1, д. 1631, л.д. 31.
7. ТЦДНИ, ф. 2373, оп.1, д. 1612, л.д. 18.
8. ТЦДНИ, ф. 2373, оп.1, д. 1457, л.д. 8.
9. ТЦДНИ, ф. 2373, оп. 1, д. 1631, л.д. 27.
Свидетельство о публикации №223011701742