Мои земляки сейчас

Так уж сложилось в моей жизни, что я в силу разных обстоятельств всегда занимался делом, которое было мне по душе.  Мне нравилось учиться в школе, видимо, потому, что учеба давалась мне легко.  Много занимался спортом и даже достиг кое-каких успехов на этом поприще. Например, стал чемпионом Хабаровского края среди студентов по волейболу и по прыжкам в длину, и даже чемпионом России среди студентов медицинских вузов в эстафете 4 по сто метров в беге.

Учиться в институте мне было труднее, и никакая медицинская специальность меня в годы учебы в Хабаровском медицинском институте не привлекала. И даже хорошо, что меня после окончания распределили служить на военно-морской флот, а служба на подводной лодке закалила мой характер, а должность начальника медицинской службы субмарины дала первые уроки по организации здравоохранения.  К тому же исполнение обязанностей комсорга экипажа тоже было первой школой общественной работы.  Там же мне было оказано большое доверие и я был принят в ряды КПСС.

Став врачом-рентгенологом на «гражданке» совершенно случайно, я, тем не менее, занялся деятельностью, в которой смог наиболее полно реализовать свои природные способности — хорошую зрительную память, умение из плоского изображения создавать объемное, логическое мышление.  К тому же я попал работать в медицинское учреждение, где оказывались разные виды медицинской помощи, и разнообразной патологии для её диагностики хватало. Поэтому мое профессиональное мастерство росло очень быстро.

Когда через 3 года работы в больнице меня, самого молодого по возрасту члена партии коммунисты первичной партийной организации избрали своим секретарем, это заставило еще более ответственно подводить и к своей профессии, и к выполнению общественной работы парторга крупной городской больницы с более чем двумя тысячами сотрудников. Мою работу оценили в городском отделе здравоохранения и предложили должность главного врача другой крупной больницы. Мне, в  то время рядовому врачу, не имевшему никакого опыта практического руководства даже отделением.  И мне пришлось приложить немало усилий, чтобы отказаться занять эту должность, к которой я был не готов.

А вот от должностей главного специалиста по рентгенологии вначале города Хабаровска, а потом Хабаровского края я не отказался, и вполне с ними справлялся, что подтвердили итоги проверки работы рентгеновской службы края главным рентгенологом РСФСР профессором П.В.Власовым.  Но положительная справка, написанная им по результатам проверки, привела к резкому повороту в моей жизни.  Меня пригласили на должность заместителя заведующего отделом здравоохранения крайисполкома, и я после длительных уговоров заведующего отделом А.И.Вялкова и размышлений я все же согласился занять эту должность, не представляя, что меня ждет.

Работа краевым чиновником, отвечающего за оказание медицинской помощи взрослому населению края, очень многогранна и потребовала от меня много усилий. Но я и раньше не был «сачком», во время работы в больнице работал на 2,5 ставки, чтобы прокормить и одеть свою семью из пяти человек при неработающей жене.  К тому же должность главного специалиста края и в прошлом парторга больницы были хорошей школой по организации здравоохранения, я знал, какие есть приводные ремни при принятии тех или иных решений.  Поэтому через год Вялков сделал меня своим первым заместителем, своеобразным начальником штаба отрасли в крае. Работать пришлось на изломе истории, при ломке старого строя и построения нового.

Новый хозяйственный механизм, затем обязательное медицинское страхование  привнесли рыночные отношения в здравоохранение. И заниматься этим мне тоже было интересно.  Многое у нас с Вялковым получалось, не зря его затем пригласили на должность начальника Лечебного Главка в министерство здравоохранения России. И там он не затерялся, стал вначале заместителем министра, а потом и первым заместителем. Вялков был настоящий профессионал, при нем никакой «оптимизации» в здравоохранении России не проводилось.  А я продолжал работать в штабе здравоохранения Хабаровского края и при мне сохранились все медицинские учреждения края в таком же количестве, что были при советской власти.

Потом был переезд в Сибирь, работа директором крупной городской больницы, единственной в стотысячном городе Нефтеюганске. Эта больница с большой амбулаторно-поликлинической сетью напоминала ту, где началась моя карьера на «гражданке».  Я работал с увлечением, к тому же, пройдя много курсов повышения квалификации по организации здравоохранения, делал все так, как меня научили, т. е. правильно. Пришел на работу в больницу я в то время, когда город был неофициальной столицей НК ЮКОС, и все дальнейшие события с этой компанией сказались и на мне.  Я входил в число тех руководителей города, которых связывали с опальным олигархом, поэтому отправили на пенсию, хотя я мог бы работать еще лет 10 минимум.  Неработающему пенсионеру на севере с тамошними ценами прожить невозможно, поэтому наша семья перебралась в Тюмень,  где я успел поработать в областной «Медтехнике»,  пока у меня не случился обширный инфаркт миокарда. Далее сложная и рискованная операция на сердце, вторая, неработающая группа инвалидности, и окончательный уход  из общественной жизни страны.

Именно тогда я увлекся написанием небольших произведений. Первый таким произведением стали мемуары, написанные в промежутке между инфарктом и операцией на сердце.  Собираясь ехать в Новосибирский НИИ имени Мешалкина на рискованную операцию на открытом сердце, при которой довольно высокая операционная смертность, я решил оставить для потомков свои воспоминания.  Успел написать и даже отпечатать на принтере в одном экземпляре.

После успешной операции стал активно участвовать в социальных сетях, именно там на сайте «Одноклассники» установились контакты со многими моими земляками с  малой родины — поселков Херпучи и Оглонги, расположенных в Приамгунье, что на севере Хабаровского края.  Одним из них стал известный хабаровский поэт Александр Урванцев.  Именно ему я послал несколько глав своих мемуаров.  Саша, мечтающий издать к 150-летию наших с ним поселков книгу воспоминаний,  попросил меня написать свои воспоминания об отце, у которого он учился и очень уважал. Я это сделал и материал послал Урванцеву. Он все одобрил и попросил написать историю нашего Херпучинского прииска, а так же связаться с другими нашими земляками и попросить их написать свои воспоминания.  Я выполнил обе его просьбы, но уговорить своих земляков что-то написать о жизни в поселках не удалось.

Не сумел уговорить земляков написать воспоминания и Саша. К тому же он заболел, и особого желания заниматься публикацией книги у него не стало.  К этому времени у меня уже появилось много публикаций на литературном сайте о дальневосточниках.  Одним из моих постоянных читателей был профессор Красноярского университета, доктор исторических наук Сергей Тихонович Гайдин.  Он родился в районе имени Полины Осипенко, но давно перебрался в Красноярск, но история  малой родины его интересовала. Мы встретились с ним на сайте совершенно случайно. Он-то и предложил издать в  его университете мою книгу с заметками о Дальнем Востоке. Нашелся и спонсор, мой родной дядя, который тоже читал мои произведения. Я с помощью других своих земляков изучил читательский спрос и решил,  что 200 книг найдут своего читателя точно.  Предисловие к книге написал С.Т.Гайдин. Будучи опытным историком, он высоко оценил все произведения в этой книге.

И когда весь тираж книги был напечатан и прислан мне, началась работа по отправке бандеролями и посылками всех книг. Их я оправил  в 160 адресов, потому что в Хабаровске у меня нашелся добровольный помощник — моя землячка Галя Коршунова.  Ей я послал посылку с книгами, и она их распространяла среди земляков, живущих в городе. Кто-то приезжал за книгой к ней домой, кто-то в школу, где она работала учительницей ИЗО, но более популярными у земляков стали встречи их  в столовой «Восьмерочка» недалеко от известного в Хабаровске кинотеатра «Совкино». Там земляки проводили немало времени, вспоминая детство и юность,  получали от Гали книги, и таких встреч было несколько, пока все, кто хотел иметь книгу, не получали её.

Книга с названием «Возвращаясь к истокам» понравилась большинству земляков. Еще бы, в ней была история появления в Приамгунье наших поселков в конце XIX века, потом на этом месте организация государственного Херпучинского прииска, его становление, развитие и после развала СССР его угасание. Упоминалось много известных всем фамилий драгеров, работников конторы прииска, учителей, врачей и простых жителей наших поселков. К тому же мне удалось уговорить двух моих земляков, которые написали свои короткие воспоминания, и они вошли в мою книгу. В них Люба Димаева рассказала о своей жизни в Херпучинском интернате, а Саша Манякин о том, как ему делали операцию в участковой больнице нашего поселка.

Своё одобрение проделанной мной работы мне в личных сообщениях писали много моих земляков. И это обстоятельство подтолкнуло меня к мысли о продолжении работы над книгой к 150-летию поселков, начатую Александром Урванцевым.  Я снова стал связываться с теми земляками, которые, по моему мнению, могли бы написать свои воспоминания,  а четыре произведения у меня уже были.  Это вспоминания о жизни в районе и на прииске моего родного дяди Виктора Степановича Пастернака, ставшего видным государственным и партийным деятелем советского периода, написавшего свои воспоминания, которые у меня уже были.  Были воспоминания другого Виктора, Глотова, которого я знал долгие годы и который присылал мне свои воспоминания. Они с его разрешения публиковались на моей странице в литературном сайте и пользовались большой популярностью у читателей.  Были готовы и два моих произведения — о Херпучинском прииске и о моем отце.

Видимо, кое-кто из моих земляков, почитав мою книгу, поняли, что я смогу издать альманах с воспоминаниями земляков, и их имена будут в книге о родных местах, и согласились написать мне о их впечатлениях о жизни в родных поселках, о знакомых многим людях. Кто-то так и сделал, кто-то прислал вырезки из районной газеты со стихами Людмилы Кетовой,  Саша Урванцев прислал свои проникновенные стихи о родных местах.  Написали свои воспоминания о жизни в поселках учительница Ангелина Ивановна  Черкашенинова,  Вера Малинина, Альбина Исакова, дочь и внучка учительницы Нины Степановны Глотовой. 

Мне предстояло отредактировать написанное и присланное, набрать текст на компьютере о снова отправить весь материал в книжное издательство университета в Красноярске, где я уже стал постоянным заказчиком. Сергей Тихонович снова написал предисловие.  На этот раз в книге были фотографии, отобрать их помог Саша Манякин. А Ольга Девятова прислала предложение назвать альманах «По волнам нашей памяти».  Моя супруга нашли интересные фотографии для обложки книги, которая на этот раз вышла в твердом переплете. А две землячки, Галя Коршунова и Таня Чеботарь не только написали свои воспоминания, но и  выступили в качестве спонсоров издания книги. После реализации всех экземпляров я вернул им деньги. Все авторы получили по 2 экземпляра бесплатно.

На этот раз я, наученные прошлом опытом, вместо множества бандеролей послал несколько больших посылок, где их получатели распространяли книги.  В Херпучах и Оглонгах — Альбине Исаковой, в Комсомольске-на-Амуре — Саше Манякину, в Хабаровске — Гале Коршуновой. Но было послано и более 30 бандеролей  в разные населенные пункты по России и по всему земному шару. Да, да, и туда забросила судьба наших земляков, которые захотели иметь альманах о родных местах. Книга появилась в школьной, поселковой, районной библиотеках, в также в Дальневосточной научной библиотеке в Хабаровске.  Не думаю, что многие небольшие поселки и города имеют книгу с воспоминаниями своих земляков.

Галя Коршунова снова встречалась в той же столовой «Восьмерочка» в центре Хабаровска. Хотя спиртное в столовых распивать запрещено, администрация столовой, узнав, что встречаются земляки после многих лет разлуки, разрешила приносить и понемногу выпивать.  А Галя Коршунова стала настоящим фотокорреспондентом, после каждой такой встречи выставляет на своей странице в «Одноклассниках» свежие фотографии очередной встречи.

Вообще я хочу чуть больше сказать о Гале. Она окончила нашу среднюю школу на год позже меня, в 1966 году. Вообще в то год выпускников в советских школах было в 2 раза больше, чем годом ранее. Потому что заканчивали 11-й класс те, кто учился с производственным обучением лишний год, и 10-й по новой программе, без последнего.

После учебы вначале в педучилище  Галя стала работать учительницей в Охотске, потом окончила пединститут, и долгое время работала пионервожатой в Хабаровской школе. После распада СССР, когда в России пионерской организации не стало, Галя стала работать учительницей ИЗО. Но та школа общественной работы, которую она получила на прежней должности, сказывается до сих. К ней в гости часто наведываются её бывшие пионеры, ставшими уже взрослыми мамами и папами, но не забывают свою пионервожатую.  Кроме этого, раз в 5 лет Галя проявляла большую активность, чтобы собирать выпускников  Херпучинской школы 1966 года на встречи. Первое время встречались в Херпучах, а последние годы в Хабаровске. Представляете, уже 50 лет прошло с тех пор, как окончили школу, но до сих пор встречаются. Правда, последние годы не только через пять лет, и и после выхода в свет моей очередной книги с материалами о родных местах.

Увы, мы уже в таком возрасте, что далеко не все могут приехать на встречи по состоянию здоровья, а кто-то и по причине естественной смерти.  Я там не бываю, знаю лишь со слов Гали, которая организует земляков на проводы с очередным умершим.  Могу ошибиться, но за последние годы покинули этот мир Александр Урванцев, Павел Винников, Рита Кандала, Галя Лаптева, Люда Шумилова, Саша Толстенков, Сергей Зосимов, Виктор Щербаков, Борис Приходько, Юра Коршунов, учительницы Ангелина Ивановна Черкашенинова и Тамара Матвеевна Чердак.  Давно не выходят на связь живущие в других местах Галина Павлова, Римма Кутякова, Валентина Педенко, и по каким причинам, лично мне неведомо.

Никогда не бывали на встречах одноклассников закончившие Томский политехнических институт Лариса Шарабарина, Рифхат Ширизданов, но они со мной на связи по телефону.  Жизнь многих разбросала по России, например, Лиза Лаврухова и Фануза Почуева, Витя Зайтелло,  Алеша Востриков, Володя Поддубный живут далеко от Хабаровска, как Витя Алексеев и его сестра Галя, ставшая Савченко.  Сейчас поездка из европейской части страны на ДВ накладна, разве что военные пенсионеры Витя Зайтелло и Боря Приходько да Леша Вобликов с Верой Малининой могли себе такое позволить.

Есть группа наиболее активных моих земляков, которые встречаются просто так, или по незначительным поводам. Например, Вася Салкин, ныне пенсионер, а в прошлом прокурор, собрался переехать из Хабаровска и предложил собраться на квартире у Гали Коршуновой, пообещав обеспечить встречу закуской. И на эту встречу пришли  сам Василий,  Владимир Алексеев, Владимир Блох, Михаил Сокур, Саша Кошик, Сергей Черкашенинов, Людмила Садыкова, Евгения Блох, Лейма Миминишкили, Майя Ефремова, Любовь Кошик.  Именно эти мои земляки чаще всего и встречаются.  А на встречи в столовую рядом с «Совкино» приходили Валя Дремина, Люба Захарова, Света Калинина, Витя Ротман, Коля Головин, Рита Кандала.  Когда я вижу их фотографии и рассказы  о встрече, которые мне присылает Галя Коршунова, мне становится тепло на душе.

Когда кто-то приезжал в Хабаровск проездом издалека, они всегда обращались к Гале Коршуновой собрать земляков в той же самой «Восьмерочке». И люди охотно приходили. И на встречу Веры Малининой из Санкт-Петербурга, и Наташи Винниковой, приехавшей в Россию из Израиля. А когда приезжал Боря Приходько, удалось собрать лишь Любу Димаеву, его одноклассницу, и Саша Урванцева, соседа по Оглонгам, конечно, с участием Гали Коршуновой.

Есть еще Лида, младшая сестра Гали Коршуновой,  такая же активистка среди выпускников её класса, но их последняя встреча из-за карантина сорвалась.  Их класс тоже весьма активен. В нем учился мой брат Витя, бывший губернатор Еврейской автономной области Александр Винников,  Александр Антонов и  еще несколько людей, на 8 лет младше меня, которых я не очень хорошо помню. Но посмотрев их фотографии с одной из встреч одноклассников, хочу напомнить некоторые фамилии моим читателям, которые их тоже могут знать. Маргарита Желнина,  Оля Макарова, Наташа Пашутова, Ира Сумарокова, Таня Деньгуб,  Сергей Генераленко, Юра Глотов, Витя Комаровский,  Вова Сысуев, Сергей Зосимов, Юра Симаков,  Люда Алексеева, Галя Гордиевская, Зина Погорелова., Ирина Трегуб, Наталья Мешкова. Приятно было видеть на фотографиях веселые лица, радующиеся встрече со своей юностью хотя бы в таком виде.

Так уж получилось, что я, написав и издав пять книг и множество произведений в электронном виде, где много материалов о нашей малой родине,  стал тем центром, с которым стали связываться мои земляки. Далеко не все из них что-то поведали о том, как сложилась их судьба и где они сейчас живут и чем занимаются, ведь большинство из них имеют уже возраст под или за 70 лет, но кое-что я о них знаю.  Например, Любовь Димаева живет в Эльбане много лет, а сестры Долговы — Люда и Ольга последние годы в Анапе, как и Татьяна Чеботарь. Таня поет в местной вокальной группе и выступает с концертами.  Витя Ротман живет в Хабаровске, и поет в народном хоре, хотя ему уже под 80 лет.  А вот дочь нашей учительницы, а потом директора школы  Аляевой Лена живет в Ханты-Мансийском автономной округе-Югре, работала учительницей, но сейчас на пенсии. Бывший сотрудник МВД Манякин живет в Комсомольске-на-Амуре,  Ольга Шумилова в Биробиджане, Гена Шумбасов в Киеве, Толя  Панков в Омске, Валя Коршунова в Красноярске.   И в Москве тоже живут земляки — Сергей Зорин из Оглонгов, Лидия Завьялова (больше известна по райцентру Полины Осипенко, куда переехала из Херпучей), в северной столице Вера Малинина, Саша Винников (бывший губернатор Еврейской автономной области).

В Николаевске-на-Амуре живут Марина Донковцева и Елена Габитова.

В Оглонгах живет и работает в поселковой библиотеке Альбина Исакова, также  Наташа Полушина, в Херпучах Юлия Астахова.

Есть наши земляки и за границей. Лида Смирнова с детьми живет в Германии, Наташа Винникова в Израиле.

Но больше всего осело наших земляков в краевой столице — Хабаровске. Это те, кто приходил на встречи в столовую «Восьмерочка», а также Ирина Лаптева,  Зоя Девятова,  Зинаида Печатнова, Нина Максименко,  Нина Якимова (Коршунова), Галя Зайцева.

Со мной и Галей Коршуновой, которая стала настоящим фотокорреспондентом и летописцем наших родных  мест, на связи много наших земляков — Валентина Эртель, Ольга Гутенева, Сергей Фурник, Людмила Верховых,  Людмила Волостникова, Мансур Загиров, Илина Блох, Марина Игнатенко, Ольга Норко,  Раис Шагимарданов, Нина Цюпка,  Любовь и Татьяна Величко,Лариса Морозова, Татьяна Фатеенко, Геннадий Быструшкин, Валерий Муратов, Александр Антонов, Нина Колонтаевская, Валя, Нина и Коля Еремины, Лена и Володя Миминошвили  и еще несколько человек, но их фамилии у меня выпали из памяти. 

Хочется обязательно сказать о еще одном нашем земляке, Викторе Глотове. Он старше всех нас, одноклассник Ангелины Ивановны, тогда еще Шохиной, которая вначале училась в Херпучинской школе, а потом стала учителем в ней  и директором.  Виктор Глотов сын учительницы Нины Степановны Глотовой, живет в Благовещенске, автор 30 рассказов о нашей малой родине. У него нет компьютера, все он пишет от руки. Раньше его знакомые печатали его произведения на машинке, размножали несколько экземпляров и Витя рассылал их своим одноклассникам. После того, как мы стали в ним на связи, он переслал мне свои рассказы и разрешил их публиковать на моей странице в электронной виде, и теперь они стали доступны всем желающим прочитать их. У меня на сайте Проза.ру автора Александр Щербаков 5 есть сборник под названием «Виктор Тимофеевич Глотов. Воспоминания».  В них поистине уникальные рассказы о жизни в поселках в довоенные и военных годы, рассказы об учителях родной для нас Херпучинской школы и много других интересных материалов.  У него есть младшая сестра Таня, моя одноклассница, подруга Веры Малининой и Вали Дреминой, живет в Новосибирске. Большинство моих земляков на заслуженном отдыхе, на пенсии, но кое-кто продолжает трудиться, чаще всего учителями, ведь пенсии у бюджетников небольшие, не всегда хватает на жизнь.  Многие имеют дачи и лето проводят там на свежем воздухе и природе.

Вы поняли, уважаемые мои земляки, я пишу о тех из вас, кто примерно одного с нами возраста. Если я буду перечислять всех, кто выходит со мной на связь в «Одноклассниках», это число можно минимум удвоить. Да и с фамилиями некоторая чехарда получается, особенно у слабого пола.  Я называю их по тем фамилиям, под какими они жили в Херпучах и Оглонгах, а не под теми, какие у них стали после замужества, но не всегда так получается.

Я восхищаюсь своими земляками, которые сохранили теплые воспоминания о своей малой Родине,  о людях, которые нас окружали в суровые послевоенные годы, жили в нелегких и отнюдь не комфортных бараках условиях, с общественными туалетами на улице. Попробуйте сходить по нужде в 50-ти градусный мороз или летом, когда тебя кусают за голую попу комары. А сколько нам приходилось помогать родителям — пилить и колоть двора, носить воду из колодца, выносить помои, а кое-кому и доить корову, ездить на покосы. Но все равно у нас было счастливое детство, верные друзья, о которых мы не забываем и через полвека. Спасибо вам, дорогие мои земляки, херпучинцы и оглонгинцы, за вашу любовь и верность нашей малой родине в Приамгунье.


Рецензии