Аристотель на все времена

В ста километрах от Салоник, второго по величине после Афин города Греции находится посёлок Олимпиада. Он назван так в честь матери Александра Македонского, которую больше двух тысяч лет назад сослали в эту местность, и где она умерла в 316 году до н.э. Сейчас Олимпиада - уютное селение на полуострове Халкидики, где лазурные волны Эгейского моря омывают гористые зелёные берега.

Здесь можно увидеть руины античного города Стагир. Стагир (Стагира, Стагиру) основан в VII веке до н.э. на берегу залива Орфанос напротив маленького острова Капрос (Кабан), который сейчас называется Кафканас. Изображение острова есть на монете древних Стагир.
Недалеко отсюда расположена знаменитая гора Афон, впрочем, знаменитой она стала гораздо позже, через тысячу лет, во времена христианской Греции, а во времена Эллады она особой известностью не пользовалась. В эпоху классической Древней Греции и на месте современного города Салоники была пустыня. Фессалоники, как прообраз современного греческого мегаполиса с крупнейшим на Балканах университетом имени Аристотеля, основаны в 315 году до н.э. уже после смерти философа.
Тут стоит заметить, что христианство в своей богословской концепции активно использовало учение Аристотеля, применяло его сообразно своим взглядам и нуждам. Эпохи и религии имеют свои границы, беспредельно человеческое стремление к познанию, смыслу, истине.

В античное время данная территория являлась пограничьем между Македонией и Фракией, где строили свои города греческие поселенцы.
Стагир в начале своего существования входил в Афинский союз. Во время Пелопонесской войны Стагир сдался полководцу Врасидасу и перешёл на сторону Спарты. Позже Стагир вошёл в Халкидскую лигу – союз из 32 городов Халкидики со столицей в Олинфосе. Лига набирала силу и стала соперником македонского царя Филиппа II, за что тот уничтожил большинство её городов, Стагир македонцы сравняли с землёй.
Когда Филипп II пригласил известного учёного и философа Аристотеля стать воспитателем своего сына Александра, Аристотель согласился при условии восстановления своего родного города.

Аристотель (Лучший, превосходный) родился в Стагире в 384 году до н.э. в семье потомственного врача Никомаха и его супруги Фестиды. ( По древнегреческому летоисчислению Аристотель родился в первый год 99 Олимпиады. Греки тогда вели хронологию начиная с предполагаемого первого года 1 Олимпиады, т.е. с 776 года до нашей эры.) Фестида происходила из города Халкиды на острове Эвбея, Никомах был родом с острова Андрос, выходцы из которого основали Стагир.
Таким образом, родители Аристотеля были чистокровными греками, что не помешало философу до конца своих дней оставаться политически настроенным промакедонски.
 Македония (от греч. «высокий») – античное греческое государство, которое основано в VIII веке до н.э. преимущественно выходцами из греческого города Аргоса. Отсюда правящая династия – Аргеады. Македония на юге граничила с Фессалией, на западе с Эпиром, на северо-востоке с Фракией.
Древнемакедонский язык – это диалект греческого языка с элементами иллирийского и фракийского. (Современный македонский язык является славянским, близок к болгарскому и к древнемакедонскому отношения не имеет.) Первая македонская столица располагалась в городе Эги, руины которого и захоронение Филиппа II можно видеть в современной Вергине. Затем столицу перенесли в Пеллу, где родился Александр Македонский, и от которой сейчас почти ничего не осталось.
В местной религии прослеживается фригийское влияние, в частности культ богини Кибелы. В Элладе к македонцам относились пренебрежительно, сближали их с варварами.

О самих македонских правителях необходимо сказать, что они преклонялись перед греческой цивилизацией, образованием и культурой, но при этом всеми силами пытались стать во главе так любимых ими греков. Стать выше Эллады в политическом и военном отношении было главным стремлением Македонии в IV веке до н.э., этому посвятил свою жизнь царь Филипп II, а сын Александр продолжил его дело.
Никомах (Победитель в бою) возводил свой род к гомеровскому герою Махаону, сыну Асклепия, то есть был потомственным асклепиадом. Божественный врач Асклепий являлся, ни много, ни мало, сыном самого солнечного бога Аполлона. Кстати, всемирно известный «отец медицины» Гиппократ (460 – 370 г до н.э.) тоже считался асклепиадом. Сочетание мифологических представлений и жизненной практики являлось характерным для греков древности. Для религии и культуры Эллады характерно очеловечение олимпийских богов и сближение их с миром смертных, наглядным примером чему служат «Илиада» и «Одиссея». Современным людям такое трудно понять, но и Никомах, и сам Аристотель нисколько не сомневались в своей родословной.

Отец Аристотеля был доверенным врачом македонского царя Аминты III, отца Филиппа II, деда Александра Македонского. Кроме врачебной практики он известен как автор шести книг по медицине и одной по натурфилософии. Медицина в те времена была неотрывна от философии и религии. Никомах стал первым учителем своего сына, но, к сожалению, Аристотель рано лишился отца и учителя, а вслед за ним и матери. В детском возрасте умер и младший брат Аристотеля. Как видим, в Древней Греции смерть приходила очень часто и нисколько не щадила даже представителей привилегированного врачебного сословия.

После смерти родителей Аристотелю пришлось перебраться в город Атарнея в Малой Азии. Воспитанием подростка там занимался Проксен – второй муж (после смерти первого) старшей сестры Аристотеля Аримнесты. Под руководством опекуна Проксена Аристотель занимался изучением животных и растений, фармакологии и медицины. Ещё Аристотель начал там собирать свою библиотеку. Книги, точнее папирусы в свитках, стоили очень дорого, следовательно, после смерти родителей он унаследовал приличное состояние.
К семье старшей сестры Аристотель навсегда сохранил добрые чувства, усыновил сына Аримнесты и Проксена Никанора после смерти родителей (опять ранняя смерть!). Каллисфена, сына Геры, дочери Аримнесты от первого мужа воспитывал вместе с Александром Македонским. Каллисфен (360 – 328 гг до н.э.) известен нам как древнегреческий историк, соучастник и летописец походов Александра Македонского.

В 17-ти летнем возрасте Аристотель отправился в Афины – самый главный город Древней Греции, где преподавал в основанной им Академии знаменитый Платон. Его настоящее имя было Аристоклес, но ещё в юности за широкий лоб и лицо его прозвали Платон, а собственное имя философа забылось.
Академия располагалась в загородной оливковой роще, где поклонялись мифическому герою Академу, откуда и произошло название. В своей основе она представляла собой гимнасий – воспитательно-образовательное учреждение Древней Греции. Тут необходимо сказать, что пайдейя - воспитание и образование подрастающего поколения (свободных граждан мужского пола) в Элладе считалось неотъемлемой задачей общества.

Платон видел в Академии не просто школу, а объединение мудрецов, служивших Аполлону и музам, религиозно-философский союз. Платон соединил учение Сократа и учение Пифагора, с которым познакомился во время своего первого путешествия на Сицилию.
В элитной афинской школе изучались музыка, поэзия, политика, философия, математика, астрономия, естествознание и медицина… Особая роль отводилась математике, надпись над центральным входом гласила: «Не геометр да не войдёт суда». Главным методом обучения служила диалектика – «искусство спорить, вести рассуждения». Диалоги между учениками и преподавателями велись или под открытым небом, или на симпозиумах с вином, инжиром и оливками, без которых непредставима цивилизация Эллады. Обучение в Академии первоначально проводилось бесплатно. Целью Платона являлось решение научными способами любых поставленных задач.

Аристотель быстро стал одним из самых перспективных учеников Платона, который сразу отметил острый ум, любознательность, настойчивость в достижении цели и другие добродетели юноши. Хотя достоверно известно, что Платон осуждал стремления юного Аристотеля к щегольству и считал их недостойными настоящего философа. В младые годы начинающий учёный любил драгоценные перстни на пальцах, красивую дорогую одежду и обувь, умащивал тело, тщательно следил за бородой и причёской.
Дом своего ученика Платон называл «дом читателя», потому что Аристотель собирал у себя лучшую библиотеку того времени. Аристотель отличался исключительным умением изящно и логично излагать свои мысли, вести научные беседы, ведь некоторое время до академии Платона он обучался красноречию у известного ритора Исократа.

Постепенно из ученика он вырастал в учителя и мог вести самостоятельно преподавание различных научных дисциплин. Он читал лекции, писал научные работы. Платон доверил ему вести специальный курс по риторике.
Аристотелю принадлежит цикл из 6 книг «Органон», который позволяет назвать его родоначальником логики, хотя сам термин ему не принадлежит. Он ввёл понятие силлогизма или дедуктивного умозаключения. Пример простейшего силлогизма: Все люди смертны. Сократ – человек. Сократ смертен.
Формальная логика (по Аристотелю «аналитика») занимается выводом нового знания на основе ранее известного без обращения к опыту, а следуя законам мышления.

Аристотель занимался также политикой, философией (метафизикой), физикой, естествознанием, метеорологией… В афинской Академии Аристотель состоял около 20 лет, в течении такого временного срока сформировалась система собственных воззрений Аристотеля, который поэтому мог сказать: «Платон мне друг, но истина дороже». На что Платон отвечал: «Аристотель брыкает меня, как жеребёнок-сосунок свою мать».
Даже на бытовой почве у них случались трения и стычки, ведь Аристотель отличался честолюбием и дерзостью.
«Остроумие – это дерзость, получившая образование», - утверждал Аристотель, который самое лучшее образование в Академии получил.

После смерти Платона в 348 году до н.э. главой Академии стал его ученик и племянник Спевсипп. Аристотель покидает Афины и направляется в Троаду в Малой Азии, где стал правителем знакомый ему ранее Гермий. Вместе с Аристотелем следуют Ксенократ и ещё двое платоников, потому что правитель (тиран) Троады слыл известным поклонником их умершего учителя. Платоники верили в политическое и культурное превосходство Эллады над всеми странами и народами.
В Малой Азии Аристотель женится на Пифиаде, племяннице и приёмной дочери Гермия. Пифиада была одной из очень редких, исключительных женщин того времени, занимавшихся биологией и эмбриологией. Таким образом, Аристотель обрёл не только супругу, но и сподвижницу, соратницу по научной работе.
Когда в семье родилась дочь, то её назвали Пифиадой в честь матери. Семейное счастье, к сожалению, продлилось не очень долго, супруга Аристотеля умерла молодой.

Известно, что позже Аристотель стал жить в незаконном браке с рабыней Герпилис (Герпилидой). Она родила ему сына, названного в честь деда Никомахом. В юношеском возрасте Никомах не стал победителем, а, к великому горю родителей и близких, погиб в бою. Погибшему сыну Аристотель посвятил свой известный труд «Этика Никомаха». Кстати, всем известная крылатая фраза - «Из двух зол выбирают меньшее» - взята именно оттуда.
«Чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади» - тоже из «Этики Никомаха».
А ещё «Жить – значит делать вещи, а не приобретать их», то есть созидание важнее накопительства.
Эллины не верили в рай, в посмертное воздаяние за все тяготы земной жизни, они жили здесь и сейчас, поэтому у Аристотеля находим: « Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования».

Известно, что Аристотель при жизни своей наследницей объявил Герпилис, хотя такое и не вписывалось в греческие законы и традиции.
Ещё вспоминается тут средневековая гравюра, где обнажённая Герпилис едет верхом на философе. Эта гравюра стала символом победы чувственных наслаждений над возвышенным философствованием. Хотя есть ещё мнение, что оседлала на ней Аристотеля не Герпилис, а гетера Александра Македонского Кампасна.
Можно по разному относиться к такой победе, можно просто отрицать её, говорить, что это позднейшие скабрёзные и бездоказательные вымыслы, вульгарное зубоскальство невежд перед лицом мудрости. Но историческим фактом является то, что и учитель Аристотеля Платон до конца дней восторгался своей любовницей Археанассой. Понятие «платоническая любовь» произошло потому, что довольно долгое время Платон не мог добиться от Археанассы телесной близости, гетера держала его на расстоянии.

В широко известном диалоге «Пир» Платон рассуждает о любви земной (Афродита Пандемос) и любви небесной (Афродита Урания), где небесная, конечно, несравненно выше и предпочтительнее. Так философы писали, но не всегда так поступали, ведь согласно учению Платона о мире идей и мире вещей, второй является слабым отражением идеального мира.

Здесь уместно вспомнить о самом знаменитом греческом ораторе того времени (родился в 384 г до н.э., в один год с Аристотелем) Демосфене, том самом, что исправлял врождённые дефекты речи декламацией с камешками во рту на берегу моря. Удалось ему устранить и другие свои природные недостатки. Так вот, Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену для продолжения рода, рабыню для чувственных утех, гетеру для душевного комфорта. Оратор Демосфен спорил с уже упомянутым великим ритором Исократом за любовь гетеры Лагиски.
Институт др.греческих гетер слишком обширная тема, не будем уклоняться в сторону; а про Герпилис можно думать, что она для Аристотеля стала, что называется, три в одной.

Любовь к женщинам у эллинов сочеталась с любовью зрелых мужчин к мальчикам. На эту тему до нас дошло высказывание Аристотеля: « Почему любят красивых мальчиков? Это вопрос слепого!» Живший ранее него Солон Афинский, один из «семи мудрецов» Др.Греции высказывался ещё конкретнее: «Всякий мужчина в прекрасные годы свои
Мечтает потешиться с мальчиком нежным».
Тут приходит на ум ещё одно высказывание Аристотеля: «Властвует над страстями не тот, кто воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблём или конём».
Вообще, греки разделяли любовь на 8 типов, но если мы будем останавливаться на всех нюансах и подробностях их жизни, взглядов и верований, то наш очерк рискует стать бесконечным.

После трехлетнего пребывания в Троаде Аристотель переселяется на остров Лесбос к хорошо знакомому платонику Теофрасту (Феофрасту), настоящее имя которого Тиртам. Теофрастом (Богоречивым) его стали называть с подачи Аристотеля. Аристотель на Лесбосе пишет свои научные труды и читает лекции в городе Митилена. Вместе с Теофрастом они изучают богатую флору и фауну острова и его прибрежных вод, причём Теофраст занимается преимущественно растениями.

Усердные и плодотворные занятия Теофраста привели к тому, что он теперь известен во всём мире, как «отец» ботаники. Аристотель же стал основателем зоологии. Учёный впервые в мире систематически занялся изучением строения, препарированием животных. Он опубликовал десятитомную «Историю животных», где описал более 500 их видов. Он создал первую классификацию животных, разделил их на имеющих кровь и не имеющих. Это примерно соответствует современному разделению на позвоночных и беспозвоночных.
Аристотель написал также следующие зоологические трактаты: «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных». Только за одни свои зоологические работы Аристотель достоин того, чтобы остаться навсегда в благодарной памяти человечества.

В трактате «О душе» он соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) различал три души или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную. По учению философа, энтелехия (греч. «осуществлённость») - это внутренняя сила, заключающая в себе цель и окончательный результат. Душу Аристотель именует «первой энтелехией организма, имеющего способность к жизни». Человеческая душа стремится к Богу и в то же время она неотделима от тела. Таким образом, Аристотель с полным правом может считаться основателем психологии.
В своих размышлениях Аристотель, конечно, не мог обойти устройство Вселенной, нам известен его трактат «О небе». В нём философ пишет о шарообразной форме Земли и Луны. А вот о положении Земли в Космосе Аристотель вслед за Платоном придерживался ошибочной геоцентрической концепции: Землю он объявил центром Вселенной, вокруг Земли вращаются Луна, Солнце и звёзды.
Авторитет философа был настолько велик, что геоцентрическая система мира просуществовала две тысячи лет до её свержения Коперником.

В 343 (342) году до н.э. знаменитый учёный и философ был приглашён Филиппом II для воспитания своего сына Александра. Есть сведения, что в Македонию Аристотель явился не с острова Лесбос, а из Афин, где он подводил итоги своим практическим исследованиям, теоретизировал и философствовал. Это приглашение связано, конечно, с давним знакомством македонской династии с отцом философа, но в большей степени обусловлено тем огромным авторитетом, который уже обрёл в Греции Аристотель. Как уже говорилось, философ принял приглашение при условии восстановления своего родного города Стагир.
Аристотель Стагирит и Александр поселились не в македонской столице Пелле, а в уединённом селении Миеза. В компании с ними жили племянник Аристотеля Каллисфен и несколько знатных македонских юношей.

Знаменитый учёный и философ восемь лет был наставником Александра Македонского. Стагирит внушил ему, что образованный человек отличается от необразованного, как живой от мёртвого. Он учил его риторике, логике, этике, политике, математике, географии, естествознанию и медицине. Хорошо известно, что Александр Македонский навсегда сохранил любовь к медицине, обладал в ней большими знаниями и практическими навыками.

Александр изучал растения и животных, а в последствие присылал учителю редких представителей флоры и фауны дальних стран.
Бытует мнение, что под руководством Аристотеля соорудили подводный колокол, в котором Александр спускался на морское дно для изучения жизни его обитателей. Скорее всего – это легенда, но какие-то попытки, видимо, имели место в действительности.
Настольной книгой Александра стал свиток Илиады с пометками Аристотеля, который сопровождал великого полководца во всех его походах до самой смерти. Ахилл стал его любимым героем.

Учитель Аристотеля Платон описал царя-философа, управляющего утопическим полисом. Аристотель же в работе «Политика» думал о том, как управлять реальным государством. Человек реализуется в обществе, так как живёт не для себя одного. Аристотель Стагирит выделял 3 положительных и 3 отрицательных варианта правления. К правильным, преследующим цель общего блага он относил монархию, аристократию, умеренную демократию. К неправильным - тиранию, олигархию, охлократию.
При этом нельзя забывать, что Стагирит считал обязательным наличие рабов, которые существуют «от природы», удел которых – физический труд. Рабами должны быть варвары ( не эллины).

В глазах Аристотеля лучший вождь – это гомеровский герой, подобный Ахиллу, усвоивший новейшие достижения греческой цивилизации.
Влияние философа на формирование будущего великого полководца трудно переоценить, Аристотель напитал его обширными знаниями в самых разных искусствах и науках, научил его ясно и логически мыслить, приобщил к элите Эллады.
Аристотель твёрдо верил в необходимость общегреческой коалиции против Персии, а во главе её видел своего гениального воспитанника. Александр с младых лет обладал огромной энергией, железной волей, редкими физическими и духовными силами, помноженными на фанатическое честолюбие. В юности он оставался равнодушным к наслаждениям и богатству, а стремился превыше всего к войнам, власти и славе.

Персы пытали, а потом распяли малоазийского правителя Гермия, покровителя и давнего друга Аристотеля, который достойно встретил свою смерть, не покорился врагам и не поступился греческими принципами. Аристотель считал, что дружба – одна из главных ценностей в человеческой жизни. Героической гибели Гермия философ посвятил поэму- арете, превозносящую доблесть и добродетель.
Александр III стал македонским царём в двадцатилетнем возрасте после гибели своего отца Филиппа.
Он усмирил волнения во Фракии, Македонии и самой Элладе, чтобы отправиться в поход на извечного смертельного врага Греции – Персию, которая недавно разорила Афины и другие города эллинов, поставила всю греческую цивилизацию на грань уничтожения. Мира между Грецией и Персией быть не могло, вопрос стоял «или – или». Впрочем, Персия была только первым этапом завоеваний Александра Великого, он хотел дойти до конца Ойкумены и доказать всему миру несомненные преимущества греческой цивилизации.

Александр приглашал в свой великий поход Аристотеля, но его знаменитый учитель отказался, и туда отправился Каллисфен. Каллисфен в походе из-за прямоты и резкости суждений впал в царскую немилость и умер в заключении, в цепях и голоде. Есть даже указание, что Македонский отдал его на растерзание льву. Вот так, своему учителю отправлять экзотических зверей, а его племянника и друга своей юности отправить на съедение свирепому хищнику.
Некоторых своих друзей и близких подвижников великий завоеватель мог в порыве гнева собственноручно убить. В походах и войнах, вдали от облагораживающего влияния своего великого учителя Александр Македонский ужасно изменился, но это уже будет совсем другая история, где жажда власти и честолюбие трансформировалось в патологическую мегаломанию, отравленную вседозволенностью, вином, физическим и духовным развратом.

После расставания со своим знаменитым учеником, великим полководцем и покорителем мира, Аристотель Стагирит отправился в Афины. Там он возле храма Аполлона Ликейского, где раньше учил Сократ, основал собственную философскую школу, которая стала известна во всём мире, как Ликей (Лицей). Ещё она известна, как перипатетическая школа, потому что Стагирит излагал свои мысли и взгляды во время прогулок. Перипатетик означает на др.греческом «прогуливающийся».
«Человек, который знает всё» - так уже при жизни называли Аристотеля, потому что он был учёным-энциклопедистом с поистине всеобъемлющим кругом знаний. Ему принадлежат сочинения по этике и художественному творчеству, по риторике, логике, политике, метафизике, натурфилософии, естествознанию, биологии и медицине…
Философ стал знаменитым учителем, преподавателем своего времени. Именно учителем, а не педагогом, ведь педагогом тогда называли раба, следящего за детьми. Он воспитал многие сотни учеников, среди которых Теофраст, Евдем, Аристоксен, Дикеарх, Птолемей, Кассандр.

Все науки Аристотель разделил на: 1)теоретические, 2)практические, 3)творческие. К первым он относил физику, математику, метафизику. Ко вторым – политику и этику, так как благодаря им строится жизнь государства. К третьим он относил все виды искусства, риторику и поэзию.
В сочинении «Поэтика» философ пишет о катарсисе, что значит по-гречески «очищение», как о возвышающем эстетическом воздействии искусств на человека. Трагедия через страх и сострадание способствует очищению аффектов, подобным образом влияет на человека и музыка.

Аристотель Стагирит представлял философию как науку, которая стремится к систематическому, строгому, доказательному знанию. Стагирит отвергает платоновскую теорию эйдосов – сверхчувственных, трансцендентных идей. Место «эйдоса» в его учении занимает «форма», как сила, которая преобразует материю. Именно Аристотель ввёл в философию термин «материя» (буквально: лес, строительный материал) как обозначение субстрата, который в основе всего сущего. Форма – это действующее начало, переводящее потенциальное бытие в действительное. Любая вещь в природе получается в результате взаимодействия материи и формы.
Аристотель в «Метафизике» и других работах называет 4 главных причины или первоначала: материя – «то, из чего», форма – «то, что», производящая причина – «то, откуда», цель – «то, ради чего».

Философия Платона представляет собой классический образец объективного идеализма, учение Аристотеля – это движение к материализму, за что его так уважали через две с лишним тысячи лет Маркс, Энгельс, Ленин. Карл Маркс назвал Аристотеля величайшим мыслителем древности. Философию Аристотеля, если исходить из категорий «идеализм» и «материализм» нельзя отнести к материалистической, её следует назвать дуалистической.
Взаимодействие материи и формы осуществляется в результате движения. Бог или перводвигатель - конечная цель всех видов движения и всех форм жизни. Суть деятельности божественного перводвигателя состоит в мышлении как безграничной деятельности, не обусловленной ничем материальными и являющейся полной осуществлённостью – энтелехией.

В трудах философа хватает неясностей и противоречий, что дало христианским средневековым схоластам пищу для разных угодных им интерпретаций. Особенно известен замалчиванием материалистических идей Аристотеля и приспособлением аристотелизма для основания христианского вероучения католический теолог Фома Аквинский.
А за несколько веков до того учение Аристотеля широко использовалось арабскими учёными, которые стали связывающим звеном между античным миром и средневековьем. Как видим, аристотелизм оказал огромное влияние на развитие всей мировой научной и культурной мысли.

Но вернёмся во времена Аристотеля. В 323 году до н.э. в Вавилоне скоропостижно скончался Александр III Македонский. Он умер на пороге своего 33-летия, причина смерти точно не известна, существует много различных версий, останавливаться на которых здесь не будем.
За смертью Александра Македонского тут же последовал распад созданной им империи. Афины, которые считали его варваром и узурпатором, отреагировали антимакедонским восстанием.
Аристотель Стагирит для афинян и раньше был метеком, то есть пришлым, чужаком. А теперь ему, конечно, в большую вину поставили близость к умершему Александру. Формально поводом для обвинений послужило его давнее восхваление Гермия, в котором он воздавал тому почти божественные почести. Теперь афиняне посчитали поэму-арете на гибель Гермия кощунственной, богохульственной.
Такие обвинения могли закончиться самым трагическим образом, вспомним совсем недавний смертный приговор Сократу.

Аристотель предпочёл удалиться из Афин – «хочу избавить афинян от нового преступления против философии».
Стагирит был вынужден оставить Ликей на своего талантливого и любимого ученика Теофраста и отправиться в город Халкиду на родину матери остров Эвбей. За философом в изгнание последовало много его преданных учеников.
Но жизнь Аристотеля там долго не продлилась из-за прогрессирующего тяжелого заболевания желудка, а не в результате самоубийства, о чём распространялись ложные слухи. Земная жизнь философа закончилась в 322 году до н.э. ( 3 год 114 олимпиады по древнегреческому исчислению) в Халкиде Эвбейской. Его прах перенесли для захоронения в склепе в родных Стагирах. До наших дней захоронение не сохранилось, да и от самих Стагир почти ничего не осталось.
Аристотель говорил, что жизнь философа должна быть постоянным приготовлением к телесной смерти, к освобождению души. Он умер в возрасте 62 года, искренне веря, что «смерть тела – воскрешение души к вечной жизни».


Рецензии