Нам снится родная Овсянка

Наверное, многие хотят, чтобы после смерти о них не забыли, а на могиле была хотя бы фотокарточка с двумя датами. У кого-то «тире» между этими числами вмещает в себя очень яркую и плодотворную жизнь, у других – ничего не значащие дни. А ведь потомки запомнят только тех, кто этого по-настоящему заслуживает. Думается, такое преимущество касается, прежде всего, людей творческих, созидающих, гармонично изменяющих жизнь. Одними из них являются писатели. Ведь только книга, а точнее – Слово - переживает сотни и тысячи лет, а всё остальное подвергается ржавчине, тлению, разрушению, забвению.

Люди с чуткой душевной организацией составляют довольно тонкую прослойку общества. Но отрадно, что они всё-таки есть. Поэт, писатель, мыслитель, публицист – это тот, кто старается объяснить и высказать людям что-то новое или просто даже открытое для всех, но понимаемое единицами. Мастера Слова в большинстве своем являются летописцами эпохи – так или иначе они отражают мысли, нравы и судьбу своего поколения – каждый по-разному, в соответствии с индивидуальным мировидением. Конечно, в таких личностных подходах к миру есть доля субъективности, и всё же в своей совокупности эти «беспокойные» люди составляют единую «братию», которая и образует своеобразный нравственный «ярус» общества. Одними из его представителей являются провинциальные писатели и поэты.

Лариса Евгеньевна Холодилова (1932 - 2013), доцент кафедры русского языка филологического факультета НГПУ, писала: "Известно, что любая национальная литература – это огромный «поток», где есть свой фарватер с его глубиной, но есть и мелководье. Каждый поток питается притоками, причем разными: реками, речками, речушками, даже ручейками.

Провинциальные писатели и поэты – это и есть притоки, которые могут влиться в общее течение, а могут потеряться по пути и остаться незамеченными. Однако без них основное русло обречено на высыхание. Провинциальная литература – это своего рода «литературный фольклор», это произведения, идущие из самой гущи народа, его самых ярких и талантливых представителей. Да, есть самородки на Руси, есть люди душевные и неравнодушные, не сумевшие зачерстветь, хотя едва ли их жизнь была легкой.

Такие авторы, будучи, как правило, людьми немолодыми, сохранили зачастую юношеский, свежий взгляд на мир. Подкупает их неподдельная, искренняя любовь к природе и родному краю. Подобная литература, безусловно, отражает духовное состояние народа, его здоровой и, следовательно, лучшей части".

...Хочется представить творчество поэта-земляка Георгия Сергеевича Карасёва, чье детство и юность прошли в деревне Большая Овсянка Семеновского района Горьковской области. Несколько слов об этом человеке.

Родился за три недели до Великой Отечественной войны, 30 мая 1941 года. Эпиграфом к своей жизни называет собственные же строки:

«Вот бежит белая полоска.
Потом черная пошла.
Ведь наша жизнь – тернистая дорожка,
И не пройти ее спокойно никогда...»

В семье, где вырос Георгий, было шестеро детей. Родители – крестьяне. Будущий поэт оказался старшим. Семилетку закончил в Овсянке, 8-й класс – в Шалдежке. Потом – Горьковское ремесленное училище, вечерняя школа, судоремонтный завод. И снова – перемены: должность заведующего Овсяновским сельским клубом, еще раз Горький - завод «Двигатель революции»... Жизнь крутила, как в водовороте. Об этом говорят и строчки из автобиографии: «Работал котельщиком-сборщиком 6 разряда, потом – бригадиром, мастером. А по вечерам учился в институте (поступил на вечернее отделение в политех). Горьковский политехнический закончил с отличием по специальности «Сварочное производство». Затем - еще три ПТУ, и тоже с отличием. Теперь мог работать автослесарем, столяром, сварщиком».

…На «Двигателе революции» стал начальником конструкторского бюро. После этого трудился в отделе главного механика. Являлся заместителем председателя профсоюзной организации. Был постоянным членом избирательной комиссии. А потом ушел на пенсию, но работал - в школе.

Готовил абитуриентов к поступлению в ВУЗы (по математике). Руководил курсовыми и дипломными работами. Читал лекции, принимал экзамены....

Награжден знаком «За трудовую доблесть». Имеет много похвальных грамот.

Неотъемлемой частью всей жизни Г. С. Карасева является спорт: легкая атлетика, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, городки, туризм… 28 лет тренировал волейбольную команду. Еще – парашютизм, альпинизм (участвовал в различных «горных» сборах Советского Союза). И это далеко не всё: «Занимался боксом, самбо-борьбой, штангой и гирями, акробатикой, плаванием, лыжами» (здесь и далее в кавычки заключаются слова, цитируемые из автобиографии Г. С. Карасева). Имеет шесть спортивных медалей и  шестьдесят три грамоты и дипломы разных степеней. Обожает шашки и шахматы... Стоит только удивиться, сколь разносторонни интересы Г. С. Карасева. И ко всему нужно прибавить: поэзия, жажда творчества, стремление «дойти до самой сути» сопровождали его всё это время.

А жизнь не давала расслабляться с самого начала. Уже в свои первые годы Георгий испытал тяготы войны. Неслучайно его ранние  воспоминания передают атмосферу сплоченности людей, которые старались, превозмогая собственные возможности, делать всё, чтобы приблизить Победу. И она пришла.

Георгий Сергеевич вспоминает: «…Остались в деревне, в основном, только женщины, дети и старики. Груз военного лихолетья почти целиком лег на их плечи. Вся страна помогала фронту. Ребятишки тоже делали, что могли: работали в огороде и в поле, гоняли в ночное коней, пасли поросят и гусей. Подростки чуть постарше выполняли на лошадях более ответственные задания.

Когда привозили что-то, разгрузку (а когда нужно – и погрузку) производили женщины – они делали всю мужскую работу. В поле выходили с рассветом, а домой возвращались в потемках. Вот такое было поколение наших матерей – о них надо бы гимны писать.

Жили голодно. Весной собирали перемороженную потерянную на полях картошку, потом ее терли, жарили и ели с большим удовольствием. Из крапивы варили щи. Летом собирали ягоды, грибы, орехи, ловили рыбу».

…Еще минувшей зимой овсяновские учителя начали готовиться к торжеству, приуроченному к полувековому юбилею открытия нового школьного здания. Ребята под руководством педагогов наведались к местным старожилам, попросили их поделиться воспоминаниями о прошлом. Школьники собрали довольно много увлекательного краеведческого материала, подготовили интересные презентации, но, основная работа, конечно, - впереди. Г. С. Карасев тоже оказался вовлеченным в это дело. Такой вопрос, как «откуда есть пошла земля Овсяновская» - требует, естественно, скрупулезной и дотошной работы в архивах (костромских, нижегородских и московских), а воспоминания о детстве – всегда живут в сердце каждого человека, с ними не расстаешься никогда, и потому память о ребяческих годах Георгий Сергеевич сразу же, по просьбе директора школы Л. Л. Осокиной, отобразил в своих мемуарных записках «Немножечко истории» (частично они отображены в этой заметке).

Г. С. Карасев начертил большую, в ватманский лист, карту-схему Большой Овсянки. Деревня расположена на берегу речки Люнды. «Красный» порядок домов был полный, а другой – нет. Между ними пролегала дорога – тележная колея, которая осенью размывалась дождями и делалась труднопроходимой. По первому порядку шла утоптанная тропа. В обоих концах деревни стояли ворота. А пустые места между домами огораживали плетнями - от коров, чтобы не забрели на чей-нибудь участок. К схеме прилагается подробный перечень всех хозяйственных и жилых объектов, а также список деревенских жителей.

В карте очень точно, детально воссоздан облик Овсянки – той, какой она была в далеком 1950 году, когда девятилетний Георгий жадно впитывал в себя впечатления окружающего мира. Память детства – самая яркая, и то, что увидишь  в начале жизни, запомнишь навсегда. За прошедшие 63 года деревня сильно изменилась, осталось совсем немного тех, кто сейчас по-прежнему живет в своих домах. Это - Ф. Е. Кузнецова, А. Н. и В. Н. Мурины, Е. И. Груздева, М. Б. Дунаева. Остальные дома – или исчезли, или пустуют, или в них живут другие люди; несколько домов построено позже. Г. С. Карасев грустно отмечает: «Раньше в деревню едешь – везде народ радостный, кругом веселье, смех, и всегда встретишь множество людей. А сейчас придешь – не встретишь ни одного человека. А ведь Большая Овсянка в то время была центром цивилизации для всех окружающих деревень».

Одно из ярких впечатлений детства – пожар: «Помню, как горела мельница. В грозу в нее попала молния. Люди прибежали тушить, но ничего сделать не смогли. Мельница, как бы прощаясь с нами, вращала крыльями, а все плакали».

Пожалуй, самую прочную и светлую страницу в памяти Г. С. Карасева оставила Овсяновская школа (построенная в 1899 году на средства Варнавинского земства, она располагается возле церкви, и в ней живет сейчас педагог В. Ф. Левченко). Часть классов размещалась в доме бывшего купца И. П. Тренина. С ноября 1963 года занятия проходят в другом здании. Его выстроили благодаря усилиям директора Б. И. Дунаева. Георгий Сергеевич учился еще в старой школе.

Учеба запомнилась, в основном, только хорошим - оно-то и тянет назад, в Овсянку. А ведь здесь получали знания дети не только из самой Овсянки, но и всех близлежащих деревень – Боковой, Чудова, Малой Погорелки, Большой Погорелки, Люнда-Шипова, Хмелевки, Малого Гришенина и даже Дуплишки. И кто знает, сколько еще выпускников так же, как Г. С. Карасев, стремится к родным пенатам, к своей единственной «alma mater»… Наверное, многим из них близки строки из его стихотворения - «Всё время нам снится родная Овсянка. Она не забудется никогда, никогда»…

Не обошлись ребячьи годы и без озорства. Георгий Сергеевич вспоминает: «Однажды мы, мальчишки, во время перемены залезли на чердак, а оттуда - на железную крышу (школа в доме И. П. Тренина). Была весна, проклевывалась трава. Вылезли на крышу - и давай бегать по ней. Но недолго длилось наше счастье. Из чердачного окна неожиданно появился (кто бы мог подумать!) Дунаев Борис Иванович – сам директор! Пацаны так и ахнули - его все уважали и в то же время боялись. И, не сговариваясь, спрыгнули со второго этажа прямо на землю. Никто не покалечился, а ведь было очень высоко.

…Когда наступала осень, брали дыню, в ней вырезали зубы, глаза, а внутри всё вычищали, ставили свечку и ходили пугать односельчан, особенно девчонок – с восторгом слушали, как те дико визжат от испуга… Зимой прыгали с крыши двора в снежный сугроб. Самый высокий «трамплин» был у Володи Мурина… Когда начинались святки, разваливали поленницы дров, а с наружными дверьми экспериментировали: обольют, бывало, косяки водой, и к утру дверь примерзает намертво».

С юмором и ностальгией вспоминает Г. С. Карасев прозвища, которыми жители в шутку «награждали» друг друга: Чугуниха, Миляська, Летчик, Мулька, Романиха, Романчик, Саввушка, Куделя, Шура Жирный, Пача, Гитлер, Парамоха, Палкин, Саур, Лёса, Соня Беба…

…«Все жили под лозунгом «За демократию и социализм. Вперед к победе коммунизма!» Во главу угла ставили честь и совесть. А сейчас всё перевернулось с ног на голову. Главное – деньги, да еще все черные деньги»…

Сейчас Г. К. Карасев – редкий гость на своей малой родине, большую часть времени проводит в Нижнем Новгороде, и потому перемены, происходящие с деревней, для него вырисовываются особенно контрастно. Связь с любимыми местами поддерживает через своего друга-ровесника В. Н. Мурина, который приезжает в Овсянку каждое лето. И еще родная земля яркими полновесными образами живет в воспоминаниях, которые выливаются в правдивые, идущие из самого сердца, стихи.

Его первые поэтические опыты - об альпинистах - появились, когда молодому автору исполнилось всего двадцать. Это было в горах Тянь-Шань в альпинистском лагере Ала-Арча. Своей музой-вдохновителем поэт называет Капитолину – «жену, красавицу». Пишет много песен, причем стремится, чтобы слова «трогали душу и несли добро». Оплотом умиротворения, символом размеренной, полновесной жизни для него является родная деревня.

Рабочий день строит «в зависимости от тех дел, которые нужно выполнить». Но в любом случае встает ровно в шесть.

Георгий Сергеевич раскрыл некоторые секреты своей поэтической «лаборатории». Творить может в любое время дня и ночи – когда приходит вдохновение. Пишет только от руки. Потом уже, будучи готовыми, стихи приобретают привычную печатную форму.

Художник Слова, по мнению Г. С. Карасева, не изолирован от окружающего мира: он пишет для народа, причем языком самих же обычных людей. А у других собратьев по перу поэт может и должен учиться более правдиво освещать историю, события, факты – саму жизнь. Своим любимым писателем называет Николая Островского, а книгой, вдохновляющей на творчество и дела, - «Как закалялась сталь». Восхищается смелостью и мужеством тех, кто отдал себя борьбе за счастье человечества, - Павкой Корчагиным, Зоей Космодемьянской. Из современной поэзии предпочитает бардовские песни В. Высоцкого и Ю. Визбора. А вообще читает «всё, где добро побеждает зло».

В любом случае, независимо от жанровой предрасположенности, поэт несет своим созидательным трудом «всё светлое, доброе». Жизненный и творческий девиз С. Г. Карасева - быть честным и справедливым. Главными человеческими чертами считает порядочность и настойчивость.

Как и в жизни каждого, у Георгия Сергеевича были дни, наполненные горечью, но о них вспоминать не стоит (хотя и они принесли определенный жизненный опыт), ведь позитивного в мире всё-таки намного больше.

Ближайшие творческие планы – издать книгу стихов и песен «Овсянушка» (название звучит как ласковое название родной деревни).

…Передо мной – «самиздатовский» вариант сборника стихов и песен Г. С. Карасева. Вышел он в количестве двух экземпляров 20 июля нынешнего года. В роли редактора, составителя, наборщика и непосредственно «издателя» (на домашнем принтере) выступил автор этих строк. Сборник насчитывает 82 страницы. По личной задумке Г. С. Карасева, на передней обложке – церковь Покрова Божьей матери в Овсянке (построена в 1845 году). На последней – тот же храм наших дней. При сравнении фотографий можно найти много отличий: сегодня - разрушен второй купол, нет колоколов, исчезли деревья и каменная ограда вокруг здания, давно сравнялись с землей могильные холмики церковного кладбища. Храм представляется автору духовным центром народа, символом самой деревни, именно поэтому его изображение «презентует» книгу. Церковь разрушена, а что же стало с духовностью людей?..

В целом творчество Г. С. Карасева разнообразно по ключевым образам, но всё же можно четко выделить несколько основных тем: малая родина (деревня Большая Овсянка); сельская школа; церковь; родные и близкие (мать, тетя, жена); друзья (В. Н. Мурин, М. Б. Дунаева, Г. А. и Е. А. Кручинины); первая любовь (Н. Г. Оболкова), историческая тема (Гражданская война); импровизации на мотивы популярных песен и поздравления.


2013.
Примечание: Георгий Сергеевич Карасев умер в 2022 году.


      


Рецензии