Действие 2

Децствующие лица:

Госпожа Здоровье,
Госпожа Смерть,
Господин Человек.

Поднимается занавес. Левая половина сцены тускло освещена. В Центре - яркое освещение, плавно переходящее в менее яркое с правой стороны, которая светлее, чем левая.
Участники на своих местах. Слева от ведущего - пухленькое, розовощекое, веселое существо мужского рода. Справа - Человек (в джинсах, клетчатой рубахе), рядом сидит прекрасная блондинка, в синем строгом костюме с золотыми пуговицами.

Ник-то.
(Встает, слегка подавшись вперед, осматривает участников, обращается к ним).

-Добрый вечер! Я рад, уважаемые мои гости, что вы нашли время и пришли на мой "Квадратный стол".
(Обращается к залу).
-Добрый вечер, мои дорогие читатели и зрители. Надеюсь, что сегодня здесь будет много любопытного. Вы, наверное, видите, а также чувствуете, что мои гости вызывают у вас интерес уже тем, что их вид не соответствует вашим представлениям. Вы знакомы с темой моего сегодняшнего интервью и знаете моих гостей за столом. Не удивляйтесь. Всему свое время... Ну, а тем, кто не узнал или просто не задумывался кто они, я коротко представлю участников. И так, (обращается к Человеку) господин Человек, постоянный гость моей программы. Вы, конечно же, узнали его.
(Человек встает, раскланивается, приложив руку к сердцу, садится).
(Ведущий указывает на розовощекого).
- Этого господина зовут Здоровье.
(Здоровье подскакивает, улыбается, поднимает правую руку вверх, показывает пальцами знак - "Виктория", указывает ими на три стороны, получается, что-то напоминающее "благославление". Садится).
Ник-то
(молча указывает на госпожу справа. Пауза. Она встает, смотрит в зал уверенно и спокойно).
- Госпожа Смерть!
(Человек опускает голову. Здоровье "хмыкает", выражает недоумение, с интересом рассматривает её).
-Теперь все знакомы. Можно и к делу... (садится)
Ник-то.
(обращается к Человеку).
-Господин Человек, я заметил, что Вы, как-то смутились, когда я представлял госпожу Смерть. Это действительно так или я ошибаюсь?
Человек.
-Господин ведущий, Вы правы.

Ник-то.
-Вот как! И что Вас так смутило? ( Смотрит в сторону Смерти).

Человек.
-Для меня оказалось совершенной неожиданностью встретить здесь госпожу Смерть. И, потом...
(пауза, смотрит с интересом на Смерть)
- Ожидал кого угодно, но вот... (задумчиво) Не ожидал, не ожидал...

Ник-то.
с удивлением
-Чего Вы не ожидали?

Человек.
(с волнением).
-Не ожидал... Понимаете, среди нас, людей, бытует представление о госпоже Смерти совсем другое... А здесь, у Вас, я вижу милую даму. Как-то не вяжется... А где та... костлявая, в черном, и с косой? Я в замешательстве. Что-то тут не так!
(смотрит то на ведущего, то на Смерть).

Ник-то.
(улыбается, смотрит на госпожу Смерть, у которой при всей серьезности проскальзывает легкая улыбка).

-Господин Человек, я понимаю Ваше беспокойство. Прошу Вас успокоиться. Здесь нет ошибки. Вам станет все понятно, когда мы дадим слово госпоже Смерти. Хочу заметить, что она давно хотела придти ко мне на шоу, но вот только сегодня выдался такой удачный случай, когда я смог пригласить вас всех вместе.

Здоровье.
(суетливо, вертясь в кресле, улыбаясь).
-Господин ведущий, простите, что перебиваю, я тоже хотел давно придти к Вам, но столько дел, столько дел... Кругом проблемы. Мы с господином Человеком не успеваем поворачиваться...

Ник-то.
(смотрит на Здоровье).
-Я понимаю Вас, господин Здоровье.
(легкая улыбка пробегает по лицу ведущего).
- Вы с Человеком постоянно трудитесь...
Кажется, мы злоупотребляем временем наших читателей и зрителей. Итак, я перехожу к основной части. Мой традиционный вопрос.
(обращается к госпоже Смерть).
-Госпожа Смерть, прошу Вас, расскажите о себе. Вы же заметили, что даже господин Человек засомневался... (Улыбается, смотрит на Человека).

Смерть.
(остается какое-то время сидеть, строго смотрит на участников "стола", смотрит в зал, встает, поправляет волосы, пиджак, трогает золотую пуговицу).
-Уважаемый господин ведущий, дамы и господа! (пауза).
- Вы просите меня рассказать о себе. Хорошо, я расскажу... Но, мой рассказ будет не обычным повествованием моей биографии. Просто рассказать - было бы очень банально и даже неинтересно. Как Вы уже упомянули (смотрит на Ник-то) я давно хотела быть у Вас здесь в студии. Я хочу использовать эту площадку, как заседание суда.
(Пауза, все с удивлением смотрят на госпожу Смерть, что-то выкрикивают, перебивают друг друга, можно понять только одно, что они не хотят быть в этом зале, названном залом суда, в качестве обвиняемых).

Ник-то.
(с удивлением, встает).
-Вот, как! Да, это что-то новенькое, когда моя программа становится залом судебного заседания. Простите за любопытство, госпожа Смерть, правильно ли я Вас понимаю, точнее... (короткая пауза) Ваш костюм... Вы в таком костюме, который напоминает мне форму прокурора. Понимаю, понимаю теперь. Эти золотые пуговицы...

Смерть.
(осматривает свой костюм, теребит пуговицу).
-Да, Вы правы. Это неслучайно.
Ник-то.
-Ну, тогда будет интересно Вас послушать. Я, как председатель высокого суда, открываю слушания. Прошу Вас.
( улыбается, приглашает жестом руки).

Смерть.
(Смотрит то на Человека, то на Здоровье).
-Господин ведущий, Вы просили меня рассказать о себе. Что ж, это логично. Но я хочу задать вопрос господину человеку. Во-первых я хотела бы (смотрит в сторону Человека) спросить господина Человека… Скажите, почему Вы рисуете мой портрет таким уродливым, почему я такая страшная, да еще и с косой? Что это? Вы хотите напугать весь мир мной?
(Человек смущается, встает с места с намерением что-то ответить).
Смерть
- Господин Человек, а Вы видели меня ранее или... Вы задумывались, какая я на самом деле?

Человек.
(медленно, даже чуть заикаясь).
- Госпожа Смерть, я неоднократно сталкивался с результатом, Вашим конечным действием... Это было страшно, вызывало всегда чувство ужаса, бессилия перед Вами... Вот так и родилось среди людей такое представление о Вас... Как Вас можно еще представить? Только скелетом в черном и с косой. Простите, но мне кажется, что Ваш образ у нас выглядит именно так, я могу утверждать, что меня здесь, в этом зале суда, многие поддержат и выступят моими свидетелями, встанут на мою защиту…

Смерть. (слегка улыбаясь).
-Господин Человек, Вы так странно выстраиваете свою защиту... Вы смотрите в зал и ищите поддержку у тех, кому внушили, навязали, как и Вам, мой образ.
Давайте немного порассуждаем... (пауза) Давайте постараемся проникнуть в суть вопроса. Ответьте мне, господин Человек, есть ли для Вас разница в том, как живое покидает этот мир? Есть ли разница, когда кто-то или что-то погибают потому, что падает самолет или Вы сломали ветку сирени, зато другие медленно, естественно угасают, спокойно прощаются с жизнью? Вам кажется мой вопрос странным... Что тут, какая разница? Только не спешите с ответом.

Человек.
(с удивлением смотрит на Смерть).
-Что за странный вопрос? Что тут разбираться, смерть она и есть смерть. Результат один... (смотрит вокруг, как бы ища поддержки).

Смерть.
- Я же просила Вас, не спешить, подумать. Теперь я понимаю, почему Вы так странно меня изображаете... Я не спроста поставила так вопрос. Для Вас нет разницы. Я постараюсь показать эту разницу, и может, тогда изменится Ваше представление обо мне. Мне кажется, что Вы, господин Человек, манипулируете понятиями. Не знаю сознательно это или не от полного понимания. Как же может быть Вам все равно?.. А Вы задумывались над тем, что Вы сами очень похожи на тот образ, который незаслуженно приписываете мне? Вы извратили суть. Сколько страшных ситуаций, в которых погибает человек, когда падает самолет, тонет пароход, сходит с рельсов пассажирский состав, разбивается автомобиль, происходит техногенная катастрофа, идут войны, и так далее, и так далее... Что, для Вас нет разницы между этим и тем, когда человек, с улыбкой, тихо отходит в другой мир, простившись с родными и близкими?
(Смерть с каменным лицом продолжает говорить, слышится металл в голосе, это звучит обвинением).
- Как по-вашему, есть ли тут разница или нет? Отвечайте!

Человек.
(растерянно, смущено, не совсем уверенно).
-Да, какая разница, есть различные ситуации и обстоятельства. Вы же не будете отрицать конечный результат, что приходите Вы, госпожа Смерть, и подводите черту.

Смерть.
(с досадой).
-Вы и сейчас не поняли, хотя я, совершенно однозначно, направляла Ваши мысли, чтобы рассуждать... Жаль, что же я постараюсь объяснить все более доходчиво. Вам, господин Человек, известен такой термин, как гибель?

Человек.
(с легкой самоуверенностью, ухмыляется)
- Естественно, известен. Что из того?

Смерть.
(обводит взглядом присутствующих).
-А вам не кажется, что Вы забыли о сути этого понятия?

Человек.
-Как это?

Смерть.
-В этом понятии заложен смысл причинно - следственной связи, то - есть, должна быть создана изначально ситуация, которая впоследствии приведет к гибели. Не так ли это? Думаю, что Вам будет затруднительно это отрицать.

Человек.
Да, так оно и есть. Только что это меняет?
Смерть.
-Меняет многое... Вы же не будите отрицать, что Ваша деятельность, как Человека думающего, создает эти условия. Вы, сами того не подозревая… А может и лукавите.., делаете все, чтобы наступала гибель. Я подчеркиваю, наступает гибель рукотворная! Где же здесь место мне? Я уже говорила, что прихожу к тем, кто готов перейти в мир иной спокойно, и никого не пугаю. Вот где я! Вы, господин Человек, подменили понятия, может быть, я повторяюсь, только это необходимо. Поэтому я выступаю в этой студии - судебном зале, как собственный адвокат и одновременно обвинитель. Я обвиняю Вас, господин Человек в том, что Вы не всегда поступаете так, как нарекли себя... Я обвиняю Вас в неразумности вашей деятельности! Я защищаю себя от клеветы и той карикатуры, которую Вы, господин Человек, наводите на меня.

Человек.
(суетится, с волнением).
-Стоп, стоп! Что же это Вы так расходились? Может Вы и в чем-то правы, но стоит ли винить во всем меня? Я стараюсь, я думаю... Правда, бывает, что-то идет не так. Но, позвольте! Я борюсь, я исправляю ошибки, я учусь, в конце-то концов! Я, вот не даст мне солгать господин Здоровье, он же может подтвердить, что мы вместе с ним ищем пути, чтобы Вы, госпожа Смерть, меньше и меньше вмешивались в нашу жизнь...
Смерть.
(возмущенно).
-Ничего-то Вы, господин Человек, так и не поняли... Да, Вам кажется, что Вы с господином Здоровье делаете все возможное... Только, это Ваша точка зрения, Вы цепляетесь за соломинку... Вы прикладываете страшные усилия в борьбе за выживаемость. Как же это звучит кощунственно... Вы, в начале, создаете проблемы, а потом мужественно ищите ответы, преодолеваете эти проблемы. Вы напоминаете мне героя господина Сервантеса... Помните, когда он бесконечно ведет бой с ветряными мельницами. Чем не Ваш герой?

Здоровье.
(вскакивает, изумленно смотрит на Смерть).
-Как Вы можете меня и господина Человека обвинять в бесполезности нашей деятельности? Что это такое? Господин председатель, я протестую!
(смотрит в сторону Ник-то)

Ник-то.
(улыбается).
-Господин Здоровье, Вы так взволнованы, что, вероятно, не заметили, как невольно согласились с госпожой Смертью.

Здоровье.
(почти кричит).
-Господин председатель, да в чем же я согласился. Я возражаю, я не согласен с таким ходом событий в вашем зале.

Ник-то
(продолжает улыбаться).
-Господин Здоровье, Вы не волнуйтесь. Почему я так говорю? Вы вошли в роль и уже представляете себя в настоящем судебном заседании, а если так, то Вы почувствовали себя в роли обвиняемого. Простите, это только мое наблюдение.

Здоровье.
(примирительно).
-Господин ведущий, не шутите так, пожалуйста. Какой я обвиняемый... Я стараюсь... Мы с господином Человеком прилагаем очень много усилий в плане сохранения здоровья человечества.

Смерть.
(с сарказмом).
-Да, уж! Стараетесь... Только не понимаю, почему вы иногда доводите дело до абсурда...

Здоровье.
(Возмущенно).
-Что Вы имеете в виду? Да, мы...

Смерть.
(перебивает Здоровье).
-Да, вот хотя бы физкультура.

Здоровье
-Что? Физкультура? Да Вы посмотрите, каких Человек достиг успехов в спорте!

Смерть
(улыбаясь).
-Вот, вот! Я и говорю, что вы доводите все хорошие дела до абсурда. Во что вы превратили физкультуру? Ради удовлетворения своего тщеславия, вы делаете человека инвалидом, насилуете его, более того, вы превратили это из культуры в индустрию по зарабатыванию денег, сделали спорт одним из видов гладиаторства. Мне неловко говорить это Вам, господин Здоровье.

Здоровье
(возмущенно)
-Господин ведущий, что она говорит? (указывает рукой на Смерть).
Мы с Человеком ведем всемерную борьбу с болезнями, создали для этого Всемирную Организацию Здравоохранения. Сколько там наших заслуг! А она укоряет нас, обвиняет. Зачем это?

Смерть
(улыбается).
-Кажется я на верном пути, если так разволновался господин Здоровье. Я уже говорила, что давно хотела придти к Вам, господин Ник-то, на передачу. Вот я здесь. Может быть, кому-то не нравится мое обвинение, но я должна была это сказать. Ваша площадка очень даже подходящий случай. А теперь я вновь возвращаюсь к тем вопросам, которые мы здесь обсуждаем. Кстати, ваша ВОЗ обвиняет, прежде всего, меня в массовой гибели людей. Простите, я не согласна! Я возвращаю вашу память к понятию - гибель... Не забывайте о ней. Она, ваше детище, она вами порождена, она вас и погубит! А я, Ваша слуга, тихая и добрая смерть, как меня осталось мало! Задумайтесь над этим! Меня мало. Вы доводите до ГИБЕЛИ сами себя. Стоит ли винить меня в этом? О, какое кощунство! Вспоминаю мною любимого и уважаемого Христа. За что Вы его так ненавидили? За что довели его до гибели? За что?! А потом стали восклицать... Восстал, Смерть поправший... Он восстал, только не меня, не Смерть поправший, он ваши грехи на себя взвалил, вашу Гибель попрал! Как вы все мне противны! Я обвиняю вас здесь во всех гибельных грехах. Я судья вам, всем тем, кто сваливает свои грехи на чужие плечи. Я обвиняю вас в том, что вы пытаетесь снять с себя ответственность за то, что делаете в этом мире.
(садится, устало, как бы безнадежно, машет рукой).

Человек.
(встает с места, подавлен).
-Госпожа Смерть, спасибо Вам за этот урок. Когда я шел сюда на программу, то мои представления о Вас были совсем иными... (опускает голову). Я согласен с Вами. Вы здесь очень хорошо сыграли роль обвинителя. Я признаю, что Вы во многом правы. Я постараюсь учесть в будущем все, что Вы мне преподнесли. Я желал бы встретиться с Вами такой, какая Вы есть на самом деле...

Ник-то
(встает, улыбается).
-Я знал, что господин Человек скажет эти слова... Мне кажется, я не теряю надежды, что наше заседание в моем "зале суда" прошло не напрасно.
(Все сидят тихо, слышно, как тикают часы. Звук усиливается…) .
- Что же, жизнь продолжается.
(Все продолжают сидеть в заметном напряжении от раздумий.)

Занавес.


Рецензии