Храмов всё больше, а духовности всё меньше!

Недавно Патриарх всея Руси Кирилл с гордостью заявил, что в православной церкви за сутки открывается три храма. Цифра фантастическая и, скорее всего, речь идёт не только о возведении новых храмов с нуля, но и о восстановлении разрушенных церквей.
Вообще, Всероссийский пастырь призывает строить церкви по всей стране в шаговой доступности от дома. В Москве такая программа уже принята, и в каждом новом микрорайоне будет свой божий храм. По началу речь шла о двухстах храмах. Однако, патриарх Кирилл заявил, что без церкви жизнь на Руси невозможна, и призвал строить храмов столько, сколько нужно.

В одном из районов шахтёрского города Прокопьевск, моей малой Родины, проблему шаговой доступности храма решили быстро – передали РПЦ дворец культуры. Для того чтобы здание хоть как-то соответствовало традициям русского зодчества, на крыше были возведены православные купола. На выходе получился архитектурный уродец, который «украшает» забытый Богом и властями район.

Ничего страшного, что жители района и их дети лишились возможности интересно, с пользой проводить свободное время, ведь у них появилось огромное «преимущество»- в шаговой доступности от дома помолиться за здравие или за упокой своих близких! Теперь, в случае ухода в мир иной, усопшего не надо везти для отпевания в другой район. Удобно!

Уверен, такую практику надо распространить на всю страну. Назрела острая необходимость отдать все дворцы культуры в лоно православной церкви. Вы представляете, какая это будет оптимизация? С одной стороны, мы получим огромную экономию бюджета, а с другой – повышение духовности населения. Народ будет меньше пить, колоться и заниматься развратом!

Согласен, при таком раскладе возникнет дефицит священнослужителей. Проблему можно легко решить, направив работников культурных учреждений на переобучение в ближайшие семинарии. Участникам народных ансамблей предложить стать певчими в церковных хорах.

После развала Советского Союза количество церквей в России выросло приблизительно с 2000. до 21849! Согласитесь, цифра очень и очень солидная! Казалось бы, какая разница для жителей страны -на какие деньги восстанавливаются и строятся храмы, ведь формально, по Российской Конституции, РПЦ отделена от государства, поэтому должна строить и ремонтировать здания за свой счёт. Но так ли это на самом деле?

Экономическое могущество православной церкви держится не только на её хозяйственной деятельности и на оказании платных религиозных услуг, но и на существенной помощи государства, которая носит как административный, так и финансовый характер. Например, РПЦ освобождена от уплаты налогов. По сведениям Федеральной налоговой службы, в 2014 году необлагаемая налогом прибыль составила 5,6 млрд. рублей.

По данным социолога Николая Митрохина, церковь зарабатывала в 2000 годах более $500 млн в год. С тех пор прошло много лет, и сегодня, скорее всего, данная сумма на порядок выше! Куда тратятся заработанные деньги – большой секрет. С точки зрения бизнеса, Русская Православная Церковь является транснациональной корпорацией, которая объединяет как в стране, так и по всему миру десятки тысяч приносящих прибыль приходов, монастырей и священнослужителей.

Казалось бы, имея такие колоссальные не облагаемые налогом доходы, церковь имеет возможность строить новые храмы на свои деньги. Но это далеко не так! Заметили? Очень часто в сети с просьбой подать копеечку на восстановление храма обращается священник какой-нибудь сельской церквушки. Он вынужден это делать, из-за того, что его приход - несколько бедных деревенских бабушек!

Львиная доля строительства церквей финансируется за счёт пожертвований прихожан и частных инвесторов. Всегда возникает вопрос о степени «добровольности» таких пожертвований, ведь у российской государственной машины есть много рычагов, чтобы «убедить» частного инвестора в необходимости пожертвования! Заметьте, не на строительство или ремонт дворца культуры, спорта или школы, а именно божьего храма.

В стране довольно много государственных корпораций, которые по указке сверху финансируют строительство новых церквей. Выходит, в нарушение основного закона страны – Конституции, государство через свои компании финансирует строительство новых храмов.

А может, действительно нам не хватает православных храмов, и у людей нет возможности удовлетворять свои религиозные потребности? Исходя из численности населения 146, 7 млн. на один храм приходится 3,8 тыс. прихожан. «Маловато!» - скажете вы.

Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться!
По социологическим опросам 80% населения страны считают себя русскими, а значит, и православными. Количество истинно верующих среди них не более 5-6%. В прошлом году, по данным полиции, в Пасхальной богослужении приняли участие всего лишь 4,3 млн. верующих. В среднем, на одну церковь пришлось всего 110 прихожан!
Разве эта цифра свидетельствует о дефиците храмов в России?

В нашем городе возвели громадный храм в честь памяти погибших шахтёров. Возведение такого храма – святое дело, каждый родственник может прийти в храм, зажечь свечу и помолиться за упокой души погибшего. По центральному ТВ показали сюжет, расказывающий об освящении храма. Диктор сообщил, что здание церкви самое большое за Уралом, и лишь немногимт по вместимости уступает главному собору страны – храму Христа Спасителя.

На светлый праздник Пасхи я решил посетить эту церковь. Опасался, что будет много прихожан, и служба будет проходить в весьма стеснённых условиях. Ничего подобного! Центральный зал церкви был заполнен от силы на четверть. Зачем, спрашивается, тратить громадные деньги для того, чтобы даже в Великий Христианский праздник зал был полупустым? Может быть, надо было построить небольшую уютную церковь, а сэкономленные деньги направить на помощь семьям погибших горняков?

Зато на стене здания, на самом видном месте, прикрепили огромную чугунную плиту, на которой были указаны имена местных олигархов, пожертвовавших деньги на строительство. Сначала наворовали, а затем пожертвовали! Складывается впечатление, что наши современные «мамонтовы», «третьяковы» и «морозовы», пожертвовав на строительство храма, купили себе чугунную индульгенцию для отпущения грехов и, тем самым, напомнили Господу о том, чтобы он не забыл о них!

В дореволюционной России благодетели жертвовали на строительство храма, особо не афишируя свои добрые дела. Прихожане воздавали им почести по их добрым делам.

В настоящее время на возведение одного храма вместимостью в 500 человек, инвестор тратит в среднем 300 млн. рублей. Если в день сдаётся в эксплуатацию три храма (более тысячи в год), объём ежегодного церковного строительства приближается к 300 млрд рублей. Строительство современной, с отличным цифровым оснащением, школы на 500 учеников обходится бюджету от 300 до 560 млн. рублей (данные Главгосэкспертизы). Сравните с проектом скандально нашумевшего храма Св. Екатерины в центре Екатеринбурга, в случае реализации которого он обойдётся заказчикам в 3.5 млрд. рублей.

Сегодня в России функционирует 53, 5 тыс. школ, в которых получают образование 13, 4 млн. школьников. Их количество приблизительно в три раза превышает численность активных прихожан.

В результате оптимизации за последнее время были ликвидированы 12 тыс. школ. Причём 10 тыс. - на селе. В то же время, стране не хватает 14 тыс. новых школ.

Будем до конца объективны! Уменьшение численности общеобразовательных учреждений вызвано сложной для страны демографической ситуацией. Но влияние падения рождаемости также действует и в отношении церкви. Тогда зачем возводить новые храмы, если в них некому будет молиться? Больниц становится всё меньше, а храмов всё больше! Прихожанам остаётся надеяться не на здравоохранение, а на божью помощь, которую можно теперь получить в шаговой доступности от дома.

А как у нас дела обстоят с больницами? В начале 2000 года в России работали 10,7 тыс. больниц и поликлиник, а сейчас - 5, 5 тысяч. В среднем, каждый день у нас закрывается одна больница, но зато открываются три храма. Странно! Инвесторы горят желанием построить как можно больше храмов и прославиться, но вот школы или больницы строить не хотят!

С 2019 по 2021 год 45 регионам были выделены субсидии на «Развитие детского здравоохранения» в сумме 70 млрд. рублей, что в разы меньше годового финансирования храмового строительства, которое осуществляется, в том числе, и за счёт пожертвований государственных предприятий.

Странная тенденция получается: храмов всё больше и больше, а духовности всё меньше и меньше. Для того, чтобы убедиться, какая у нас в России «духовность», проедьте в общественном транспорте хотя бы три остановки. Кажется, уровень общественного непотребства растёт в такой же пропорции, как и количество возводимых церквей!

Нравственность зависит не от количества церквей на душу населения, а от общества, в котором живут люди! Как говорил К.Маркс и его друг Ф.Энгельс: «Общественное бытие определяет сознание человека!»
Наше капиталистическое бытие отнюдь не способствует духовности населения, ведь истинная цель общества потребления - обогащение за счёт чужого труда. Сегодня успешным считается тот, кто напрочь забывает о христианских заповедях и за счёт этого сколачивает состояние и добивается положения в обществе. Какая тут может быть духовность?

Христианство когда-то было революционным учением, ибо оно провозглашало равенство всех людей перед богом. Позднее, осознав бесперспективность гонений на христиан, правящий класс принял новую веру, приспособив её для идеологического обоснования эксплуатации человека человеком.

«Любая власть от бога, царь - наместник бога на земле, легче верблюду пройти сквозь угольное ушко, чем богатому попасть в рай» - постулаты христианского учения, оправдывающего существующее несправедливое положение вещей. То есть вы работайте, не ропщите, а на том свете вам воздастся!


Рецензии