Секрет

1.

"Страшила ? Привет !!!"

Я оторвал взгляд от зимних туч, мрачных, как телевизионные новости, и опустил его вниз.

Передо мой стоял мужичок неопределённого возраста, но не моложе сорока - сорока пяти лет, средней упитанности, в коричневой кожаной дублёнке, с красными от мороза щеками и носом и седой бородкой.

Если бы его поставили под городской новогодней ёлкой, вооружив серебряным посохом и облачив в шубу до пят, он вполне бы мог сойти за Деда Мороза.

Спустившись с небес, я никак не мог взять в толк, чего этот Дед Мороз от меня хочет и почему обозвал "страшилой" ?

"Не узнаёшь ? Неужто я так изменился ? - с широкой улыбкой, обнаружившей белоснежные искусственные зубы, оживлённо продолжал скороговоркой Дед Мороз - Это же я, Гудвин !"

"Простите, какой Гудвин ? Я Вас не совсем понимаю ! Вы, вероятно, обознались !"

"Страшила, да ты что ? Мы же росли вместе, в одном дворе, в одном классе десять лет учились, за одной партой не раз сидели. Забыл ? Бывшего соседа по лестничной площадке не узнаёшь ? - уже несколько растерянно и с обидой в голосе продолжал Дед Мороз - Ну ? Вспомни ! Мультфильм "Волшебник Изумрудного города"... я Гудвин ! Ты же сам меня так назвал !"

"Волшебник Изумрудного города...Гудвин...- я напряг все свои душевные силы и наконец смог окончательно переключиться с привычных, таких же угрюмых, как зимние тучи, мыслей, с пропахших свинцом и порохом телевизионных новостей, на лицо незнакомца, внимательно всмотрелся ему в глаза и вдруг...вспомнил ! Всё вспомнил !

Я вспомнил, что я, действительно "Страшила", то есть когда-то был им, потому что был самым нескладным среди своих сверстников-мальчишек, и что у меня был друг, самый лучший друг на свете, потому что он жил рядом - дверь в дверь - на лестничной площадке, и был первым моим другом, другом моего детства.

2.

На безоблачном, бездонном, голубом небесном своде, добравшись до точки зенита, ярко светит июньское солнышко. Школьные каникулы в разгаре.

Двор полон детворы. Самые маленькие, те, что ещё ходят в подготовительную группу детского сада, деловито возятся в песочнице, строят крепость из песка.

Те, что ходят уже в старшую группу детского сада, осваивают трёхколёсный велосипед. Носятся на нём туда-сюда по асфальту от первого подъезда до пятого и обратно, благо, что двор непроходной и простора в нём для самых неожиданных маневров предостаточно. Носятся и маленькие души их полны ликования.

Ну, а те, что стали уже совсем взрослыми, потому что пошли в школу, играют в свои, взрослые игры.

3.

Скача через две ступеньки, я спускаюсь с четвёртого этажа на первый - во двор. Последние три ступеньки каждого марша я перепрыгиваю, шлёпая при приземлении на лестничную площадку сандалиями так громко, что за дверью одной из квартир начинает сердито лаять собака по имени Рэкс.

Можно, конечно, спуститься иначе и гораздо быстрее - просто съехать по перилам. Но по перилам я сегодня уже съезжал, когда мама посылала меня в магазин за хлебом, а повторяться я не люблю.

Выбегая на первом этаже из дверей подъезда во двор, я едва не сбиваю с ног своего главного врага - Эльку, что живёт на пятом этаже, прямо над нашей квартирой.

Скажу откровенно : Элька - противная девчонка. Она только и делает, что дерётся, хохочет и получает в школе одни двойки. Мать её за это порой наказывает. Особенно тогда, когда заканчивается школьная четверть и Элька приносит из школы табель с оценками.

Когда мать учит Эльку уму-разуму, Элька истошно орёт, но не столько от того, что ей это учение неприятно, сколько из вредности характера. Она вообще поорать любит.

Чтобы мать была довольна, Элька исправляет в табеле двойки на тройки, но делает это неумело: стирая двойки, слюнявит стирательную резинку ( слюнявить резинку ни в коем случае нельзя ). Из-за этого в табеле на месте двоек возникают дырки. Вот за эти дырки, а не за двойки, мать Эльку и наказывает.

Получается так :

Сначала, вернувшись из школы после окончания школьной четверти, Элька исправляет на подоконнике в подъезде двойки на тройки, потом отважно идёт домой. Через минуту я слышу, как орёт элькина мать, ещё через минуту я слышу, как орёт Элька. Так они обе орут минут пять, но Элька орёт сильнее. А ещё через полчаса я слышу в окно, как Элька орёт уже во дворе и счастливая хохочет, как умеет хохотать одна она - и по поводу, и без повода, просто палец ей покажи.

Обычная история из жизни Эльки.  Элькины вопли, когда мать учит её уму-разуму, я хорошо слышу, так как нас разделяет только потолок квартиры, где я живу с мамой, папой, бабушкой и младшей сестрёнкой.

Всех детей, кто слабее её, Элька постоянно задирает и воспитывает, видимо, набравшись воспитательных замашек у матери. Меня она боится. Я сильнее её, хотя она меня старше.

В тех случаях, когда Элька поднимается по лестнице вверх, а я скачу вниз, она, заняв выгодную позицию надо мной, непременно плюнет на меня сверху. Если я успею её догнать, то даю ей по шее, если же нет, то просто кричу ей вслед "выдра" и тут же забываю обиду до следующего плевка. Да по правде сказать, никакой особой обиды у меня на Эльку нет, но должен же я как-то реагировать на её выпады ? В противном случае она перестанет меня уважать, потеряет ко мне интерес и наши отношения примут чисто деловой характер : она будет носить табель с двойками, а я буду ей, по её же просьбе, помогать их переделывать в тройки.

Расквитавшись с Элькой, с пятого этажа, где она живёт в 50-й квартире, я снова скачу на одной ножке вниз по лестничной клетке, залитой сплошь потоками солнечных лучей.

Солнечные лучи в косую линейку ( как в тетрадках для чистописания ), клубясь потоками золотистых пылинок, льются из окон на каждом этаже, стремительно сбегают, опережая меня, по ступенькам и превращают лестничную клетку в подобие сверкающего алмазными брызгами сказочного водопада, в котором даже такому искушённому мечтателю, как я, немудрено захлебнуться от чувства бесконечного восторга.

 Я пытаюсь перепрыгивать не только через ступени, но и через лучи. Лучи лишь улыбаются, глядя на мои старания, и с улыбкой обливают меня позолотой с головы до ног.

Солнцем залита не только лестница, залито всё вокруг : залита моя душа, мои мысли и мечты, мои друзья, мои родители, школьные учителя, акации, которыми по периметру засажен двор, клумбы с цветами, голуби на карнизе, новый фильм-сказка Александра Роу, что я недавно, как зачарованный, смотрел в кинотеатре "Родина", страницы моего любимого журнала "Юный натуралист" и даже ржавая бочка с помятыми боками у сарая - всё, абсолютно всё вокруг залито потоками летнего тепла и света.

5.

Наконец я выбегаю во двор и делаю глубокий вдох, от которого у меня мгновенно начинает кружиться голова.

Да и как она может не закружиться от этого невероятного наркоза, состоящего из тысяч запахов ?

От запаха тёплого асфальта, только что умытого мимолётным ливнем и прибитой дождевыми каплями дорожной пыли. От запаха ещё не потерявшей весенней свежести листвы клёнов, тополей, каштанов, берёз и буйно цветущих лип. От запаха цветов всех видов. От запаха фруктов и овощей с рынка, что неподалёку. От запаха раскалённого на солнце металла, масляной краски, черепицы, карбида, глины, смолы, битума и цемента со стройки. От запаха резины велосипедных шин. От запаха лошадки, запряжённой в телегу, на которой молочник подвозит каждое утро молоко в бидонах к магазину.

Запахов столько, что мне становится невмоготу от их обилия. Выскочив из подъезда и сделав первый глоток воздуха, я тут же хмелею от них и ощущение счастья, возможного только в детстве, когда ты окончил первый класс и перешёл во второй, усиленное предчувствием волшебства, что должно непременно случиться, если не сейчас, то через мгновение, охватывает меня целиком и, не умещаясь во мне, переливается, как колодезная вода из ведра, через край.

6.

Вдоволь надышавшись и немного протрезвев, я спустя минуту снова попадаю под гипноз, теперь уже - гипноз звуков.

Если бы я был постарше и закончил не первый, а скажем, пятый или шестой класс, я бы назвал эти звуки симфонией. Симфонией, что нисколько не уступит "Временам года "Вивальди или Чайковского, потому что она не придумана, не сочинена - она живая.

Ведущую партию в ней играют детские голоса и детский смех, которыми полон двор. Дом наш пятиэтажный, в нём около ста квартир и в каждой из квартир проживает два-три ребёнка всех возрастов. Сочтите сами, сколько это будет  всего детей, и очень хорошо, что они выходят во двор не все сразу, иначе во дворе было бы не протолкнуться.

Партию детских голосов дополняет множество других :

Это и чирикание воробьёв, и воркование голубей, и раскаты дальнего грома, и звон последних дождевых капель из водосточных труб, и шум листвы, и гудение пчёл, ос и шмелей на клумбах, и голос радио из открытого окна, и шелест газеты в руках пенсионера, и хруст вафельного стаканчика с мороженным, и шипение газировки, и визг велосипедных тормозов, и щелчки скакалки об асфальт, и...и множество других звуков, перечислить которые не хватит одной школьной тетрадки.

7.

Лето, каникулы, потоки солнечного тепла и света, великолепие запахов и звуков, впечатление от фильма-сказки Александра Роу и десять копеек в кармане, что мама дала на новый билет в кино, на фильм с таинственным названием "Всадник без головы", первые книжки, прочитанные самостоятельно, без помощи бабушки, мечта, которая обязательно осуществится, когда  стану совсем взрослым, - побывать в цирке !...скажите, как от всего этого не закружиться мальчишеской коротко остриженной русой голове ?

8.

Я выбегаю во двор и меня тут же разрывают на части мои друзья. И как же, посудите сами, мне не разорваться на части ?

Одни из них играют в футбол и зовут меня занять место в воротах, потому что при всей своей нескладности вратарь я неплохой - у меня отличная реакция на удар.

Другие играют в игру, напоминающую баскетбол. Смысл игры состоит в том, что мальчишки, выстроившись в очередь, бросают теннисный мяч так, чтобы он попал за жёлтую трубу, опоясывающую дом на уровне первого этажа. Когда какому-то мальчишке удаётся это сделать, то следующий в очереди за ним, обязан с этой же позиции тоже попасть за трубу, в противном случае он выбывает из игры. Победитель тот, кто остался последним.

Кто-то из ребят играет в настольный теннис, кто-то - в бадминтон, кто-то - в "чижа", кто-то - в "жмурки", кто-то - в "старики-разбойники", кто-то - "в ножичка", кто-то - в "чехарду", кто-то - в "классики", кто-то ( в основном это девчонки ) прыгает со скакалкой. Но это всё игры известные, игры, в которые играют ребята в любом дворе, однако есть и такая игра, которую придумали мы сами, то есть мальчишки нашего двора. История такова.

Как-то раз, обнаружив на мусорной свалке покрышку от колеса самосвала, мы прикатили её во двор.

Игру назвали "Полёт на Луну" ( моё детство пришлось как раз на эру расцвета космонавтики ). Желающий слетать на Луну ( а таких среди мальчишек хоть отбавляй ), сворачиваясь в клубок, забирается в середину покрышки. Таким образом образовавшуюся "ракету" с "космонавтом" внутри мы лихо пускаем катиться с горки ( в нашем дворе есть такая ).

Если "ракету" запустить умело, то она, набирая космическую скорость, вполне может долететь до Луны ( до клумбы с цветами у первого подъезда ) и преспокойненько прилуниться на ней. Но надо признаться честно, что до Луны "ракета" долетает редко, чаще всего она ударяется о ствол какого-нибудь дерева ( их в пути на Луну много ), отскакивает и опрокидывается, а "космонавт" вываливается из "ракеты" в космическое пространство и долго ещё не может твёрдо встать на ноги из-за перегрузок, испытанных во время полёта. Классно мы придумали, не правда ли ?

Одним словом, игр, как и ребят, много, очень много - глаза разбегаются ! - игры мы изобретаем на ходу и во всех охота поучаствовать.

Но я ищу глазами среди ребят своего закадычного друга Вадика. У нас с ним своя замечательная игра, игра под названием "секрет".

Не знаю, друзья, известна ли она вам ? Моё детство пришлось ведь на те времена, которые стали "теперь почти былинные" по выражению поэта и певца, голос которого тоже дополнял порой симфонию звуков нашего двора, певца по имени Высоцкий. И хоть матери не одобряли нашего интереса к этому загадочному певцу, так как по их, да и по нашим представлениям, он был горьким пьяницей, не раз за хулиганские поступки сидевший в тюрьме, мы тайком от матерей слушали, собравшись гурьбой у магнитофона, его песни, почти ничего, естественно, в них не понимая. Нас прежде всего притягивал и завораживал голос певца - с небольшой хрипотцой, мужественный, резкий, раскатистый и очень искренний, как и мы сами в ту пору.

9.

Итак, игра под названием "секрет", в чём она заключается ? Вот в чём - всё очень просто и очень непросто одновременно.

Чтобы играть в эту игру, надо проявить немало фантазии, изобретательности и стать настоящим волшебником.

Вообразите себе, что вы просто так, без всякой цели стали расчищать песок и вдруг перед вами из-под земли засверкали самоцветы, как в сундуке у Кощея Бессмертного. Вы, конечно, оторопеете от неожиданности. В этом и состоит главная задача игры - поразить неожиданной красотой !

Делается "секрет" следующим образом. Берёте осколок цветного бутылочного стекла, вырываете в земле небольшую ямку, кладёте в ямку что-нибудь яркое, блестящее - лучше всего для этой цели подходит фольга от конфет - накрываете "клад" этим осколком и аккуратно присыпаете землёй. "Секрет" готов !

Игра в "секрет" - наша любима игра с Вадиком по кличке Гудвин. Так я его назвал, потому что Гудвин - это Волшебник Изумрудного города, а "секреты", изготовленные Вадиком, были настоящим волшебством.

Сколько я ни старался превзойти моего друга в искусстве выдумывания оригинальных "секретов", ничего у меня не получалось. Я напрягал всю свою фантазию, всю изобретательность, но вечно проигрывал Гудвину.

Вот я, пропотев с полчаса, вырезал ножницами для маникюра из почтовой марки тайком от отца портрет Юрия Гагарина ( тайком, потому что отец коллекционирует марки - это его хобби ). Наклеил портрет на яркий тряпичный лоскут, что нашёл у мамы в шкафу. Бутылочных осколков у меня целая коробка. За беседкой, что стоит возле первого подъезда, среди кустов акаций вырыл ямку, положил в неё Гагарина и накрыл светло голубым стёклышком. Очень красиво получилось ! Присыпал стёклышко землёй. Всё, мой "секрет" готов, теперь очередь за Гудвином, но и Гудвин тоже давно готов к сраженью.

Теперь нужно взаимно "секреты" разыскать. Я - Гудвина, Гудвин - мой.

Где я спрятал свой "секрет", Гудвин не видел, как не видел я, где он спрятал свой. Я заметил только, что он копался у пятого подъезда, в самом конце двора, за клумбой. Однако сколько я ни расчищал пальцем землю вокруг клумбы, ничего найти не смог.

Мой же "секрет" Гудвин находит в два счёта. Как ему это удаётся, не могу понять. Бинокля и подзорной трубы у него нет.

"Классный секрет !" - говорит он, рассматривая сквозь голубое стёклышко гагаринскую улыбку. Я польщён его оценкой моего труда. У меня появился шанс победить. В положение проигравшего меня ставит только то обстоятельство, что я-то "секрет" Гудвина так и не нашёл.

Я снова ползаю вокруг клумбы и всё напрасно. Гудвин - большой мастер делать тайники. Я сдаюсь.

Гудвин ведёт меня к своему "секрету" и совсем не туда, где я ползал на четвереньках.  Свой "секрет" он спрятал у старого дуба, что растёт в отдалённом углу на пригорке, там, где обитают ужасные двухвостки и пугливые мокрицы и редко ступает нога человека, даже такого любознательного, как мальчишка нашего двора, потому что там непроходимой стеной, весь затянутый вдобавок пыльной паутиной, стоит дремучий лес из злющей крапивы. небритого чертополоха и огромных лопухов, таких огромных, что под их упругими, глянцевыми сверху и нежно-пушистыми снизу тёмно-зелёными крыльями, раскинувшимися в разные стороны на жилистых, сочных стеблях,  можно запросто спрятаться от любого дождя и настырных мам, когда они, просунув в форточку голову, зовут своих заигравшихся чад на завтрак, обед или ужин. Вот в этом, заколдованном чародеями, таинственном углу и растёт столетний великан-дуб, между узловатых, мозолистых, выпирающих из-под земли лап которого Гудвин закопал "секрет".

Гудвин осторожно пальцем расчищает землю и моим глазам открывается чудесное зрелище :
Под ярко-жёлтым стеклом сверкает изумительной красоты снежинка на голубом фоне фольги. Солнечные лучи, падая на неё, делают её сверкание ещё ослепительней.

Какая же она красивая, как искусно вырезана, сколько в ней тонких деталей и граней ! И расположил Гудвин "секрет" не так, как я, где придётся, а нарочно там, где сквозь тень от кроны дуба на землю падает яркий солнечный луч. Оттого такой эффект сверкания ! Я снова побеждён.

На следующий день мы возобновляем игру. И, как всегда, Гудвин легко находит мой "секрет", а его я найти не могу. Ищу, ищу и всё напрасно.

10.

Мы сидим с Гудвином, превратившемся в Деда Мороза, в кафе и он, разомлев от выпитого, рассказывает мне о своей жизни, о своих делах, делах, с его точки зрения,  весьма успешных.

Он отлично "упакован" ( это его выражение ). У него большая двухэтажная дача с гаражом и бассейном, доходный бизнес : он покупает по дешёвке автомобили заграницей и выгодно их здесь продаёт. Жена работает главным бухгалтером в крупной торговой сети. Дочь вышла замуж за немца и живёт в Германии. Немец хоть и староват, но зато очень богат. У него огромная свиная ферма.

По-дружески обнимая, Гудвин приглашает меня в ближайшее воскресенье на свою дачу.

"Попаримся в баньке, поохотимся. У меня ружья классные, с оптическим прицелом - не промахнёшься, даже целясь  белке в глаз !" - смеясь, говорит он мне и шепотом добавляет на ухо :" Можно и девочек захватить. Отлично проведём время !"

Я слушаю его и в голове моей, тоже сильно захмелевшей от выпитого, путается только один дурацкий вопрос, очень горький вопрос, вопрос, который я всё хочу ему задать, но боюсь, что он меня не поймёт :

"Гудвин, дружище, где и зачем ты, да и я, когда-то давно, очень давно так глубоко закопали и спрятали свои "секреты", что уже никогда, понимаешь ? - никогда !, не сможем даже сами их отыскать ?"


Рецензии