О живописи и современном искусстве

Задавали вы когда-нибудь себе простой вопрос: а что такое рисование? Однажды мастер с мировым именем ответил так: «Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь». Это был Винсент Ван Гог. Сегодня у нас в гостях жительница Сосновой Поляны петербургская художница Наталия Дмитриевна Тарасова. А что думает она? Говорим о живописи, и не только.

«– Очень трудно – писать картины?
– Это либо легко, либо невозможно»
(Сальвадор Дали)

Она вошла…

Этой миловидной художнице 36 лет. Она вошла – и солнце сквозь облака озарило нашу комнату. Совпадение? Думаю, нет: художники – они такие, особенные. С рождения и по сей день она живет на улице Тамбасова, любуется пейзажами нашего парка, озера, усадьбой Новознаменка, Готическим домиком, другими достопримечательностями Сосновой Поляны. И творит…
Наталия росла в хорошей семье: родители – инженеры, дедушка – машинист метрополитена, который имеет редкую награду «За безаварийный пробег на локомотиве
1 000 000 км», бабушка – бухгалтер. Все технари. Откуда же тогда выросли творческие руки у нашей героини? Источник все-таки нашли: оказывается, дедушка по отцовской линии работал архитектором, а бабушка была скорняком, и каким: делала, как сейчас бы сказали, авторские меховые шапки, и, разумеется, с элементами фантазии.
Наташа училась в Детской школе искусств Красносельского района:
– С большой любовью я вспоминаю своих преподавателей: Нину Дмитриевну Сухорукову и Николая Потаповича Катещенко, помню, как он проводил занятия на пленэре – для меня это было чем-то космическим. Мне очень нравились масляные краски, но я думала, что никогда не осилю живопись.

А потом пошло-поехало… В перспективе между Детской школой искусств и дальнейшим развитием маленькой Наташи нарисовалась такая связь: петербургская художница Наталия Тарасова – член профессионального Союза художников и Союза акварелистов. Окончила с красным дипломом Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна по специальности «художник декоративно-прикладного искусства». Одновременно она сочетает несколько видов творчества: живопись, альфрейную роспись, декоративные панно и золочение. В 2008 году она создала собственную студию декора интерьера.
Большинство ее картин написаны маслом, где есть импрессионизм и экспрессия. Излюбленное направление художника – пейзаж. И будь то берег залива или парк, центр города или спальные районы, автор с любовью передает красоту и великолепие нашего города, наполняя картины романтизмом, добротой и очарованием.
Основная творческая задача художницы – передать чувства и ощущения с помощью цвета и манеры написания. Картин много: она выполняла росписи для резиденций на Валдае («Долгие бороды»), в Ачипсе и Москве, в том числе ее фрески есть в Газпроме. Ее картины украшают стены поэта Андрея Усачева, экс-вице-губернатора Сергея Козырева и солиста Мариинского театра Тимура Аскерова.

Волшебная сила вдохновения

В процессе экспонирования своих картин Наталия проводит мастер-классы – такая манера общения с посетителями давно уже вошла у нее в привычку:
– Все мои мастер-классы бесплатные. Что хочется изображать на этих занятиях? Конечно, виды Петербурга. Но вот беда: когда я стала искать трафареты с видами нашего города, столкнулась с тем, что их нет. Есть виды Парижа, каких-то других мировых городов, а нашего города нет. Парадокс!!! Пришлось все трафареты создавать самой. Для этих занятий я выбрала технику граттаж – это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, закрашенных восковыми мелками и залитых тушью. Другое название техники – воскография. Произведения, выполненные в граттаже, отличаются контрастом белых линий рисунка и черного фона и похожи на ксило- и линогравюру. Кстати, в России граттаж впервые использовал Мстислав Добужинский в работах 1920-х годов – так появились его фантастические, экспрессивные произведения. У нас на мастер-классе тоже получаются красивые картинки или открытки, и все участники уходят довольные.

В последние годы имя художницы стало появляться в анонсах ее персональных выставок. Вот некоторые:
«Маскам рад», Санкт-Петербургский Союз художников 2021,
«Свежий ветер», Ухта, краеведческий музей Кремса, 2021,
«Гармония Петербурга», Санкт-Петербург, музей Анны Ахматовой «Серебряный век», 2021,
«На все грани», Санкт-Петербургский Союз художников, 2021,
«С любовью к Стрельне», Стрельна, Львовский дворец, 2021-2022,
«Маскам рад» и «Пейзажи Ломоносова», Ломоносов, библиотека семейного чтения, 2021–2022,
«Весенние коты», Ломоносов, библиотека семейного чтения, 2022,
«Мартовский кот», Санкт-Петербург, Галерея Брюллова, 2022,
«Петербург и Венеция», Санкт-Петербург, библиотека Д. Гранина, 2022,
«Движение», Галерея УЖЕ, Санкт-Петербург, Биржевая линия, 12, 2022,
«Цвет, свет и запах Петербурга», Сестрорецк, библиотека Михалкова 2022.

И вы думаете, это всё? Четыре года она участвует в конкурсах и других (неперсональных) выставках. Я бы и не писала о них, но ведь почти всегда наша героиня занимает призовые места!!! Здесь и «Лето», и «Котомания», и «Молодость Петербурга», и «Образ искусства» и другие.

«А король-то голый!»

Беседы с творческими людьми всегда интересны. В какой-то миг мы окунулись в современное искусство. И, конечно, речь зашла о непонятном. Или не понятом?
– Открываете очередной номер случайного журнала и читаете новость об очередной сделке на аукционе, где картина «известного современного художника» продана за несколько миллионов долларов, и впадаете в ступор. Почему непривычная картина, где пара мазков и четыре точки, обозначена шестизначной цифрой? Как это можно объяснить?
– Современное искусство – сложная штука. С одной стороны, все ждут от художника чего-то нового и актуального, отражающего нашу действительность. Такие работы дорого стоят, если они встречаются, но это редкость. Чаще мы встречаемся с эпатажем в современном искусстве.
– А как Вам водопад из унитазов, смонтированный в 2009 году в китайском городе Фошань? И ведь он огромный – 10 000 горшков, по-моему. Или скульптура «Большая глина № 4» Урса Фишера? Или инсталляции с фекалиями в тартуском художественном музее? Считать ли такие инсталляции искусством?

– Сейчас общество разделилось на две группы: людей, настроенных благосклонно, и людей, настроенных враждебно к таким инсталляциям. Непонятное заставляет остановиться. И первые считают себя носителями некоего секретного знания, с помощью которого они способны наслаждаться современным искусством. А где оно, это «секретное знание»? Король-то голый!!!
– Все эти надуманные инсталляции – это, безусловно, некий пиар. Это как некоторые телевизионные программа со «звездами», которые ведут себя непотребно, – тут то же самое – привлечь внимание. Здесь искусства, как такового, нет, это именно эпатаж. Так же, как и в театрах сейчас идут спектакли, на которые я бы не пошла: много эпатажа, смотреть такие постановки нормальному человеку неприятно. Искусство должно нести созидание, человек созерцающий должен получить заряд положительных эмоций; должен произойти взаимный обмен. Картины депрессивные, на мой взгляд, ни к чему.
– А военные полотна?
– Войну нужно изображать. Это важно для памяти поколений, для воспитания патриотизма у гражданина. А надуманный деструктив – зачем он?
– А Вам нравится «Крик» Мунка? Почему так вознесли это искаженное лицо?
– Это тоже эпатаж. Он увидел очень яркий закат и нарисовал свои эмоции, восклицание. Изначально картина называлась «Крик природы». А дальше понеслась раскрутка: назвали просто «Крик», как некий ужас, больше цепляет… В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия. В верхнем левом углу этой версии есть надпись на норвежском, карандашом, которая переводится как «такое мог нарисовать только сумасшедший».

На позитивной ноте

Впрочем, не всё так плохо. Сейчас много интересных современных картин, выполненных в различной технике, с использованием необычных материалов, и если у автора есть вкус, то это достойные работы, на которые хочется смотреть еще и еще, и даже расшифровывать. Хороший пример – картины Владимира Кожевникова, Владимира Баженова, Елены Арцутановой.
– В наше непростое время открываются новые галереи, и меня это радует, – продолжает Наталия. – Например, «Линии» на Васильевском острове. Внутреннее современное убранство «Линий» похоже на лофт, под крышей которого расположились коворкинг-зона, кафе, филиал библиотеки им. Маяковского, лекторий, выставочные пространства, салоны красоты, студия вокала и гончарная мастерская. Здесь проходят мероприятия для детей и взрослых. Еще мне нравится, что сегодня библиотеки работают совершенно по-другому: устраивают выставки, проводят образовательно-развлекательные мероприятия, причем для самой разной читательской аудитории. В моем детстве выставки в библиотеках выглядели непрезентабельно, а сейчас я вижу, как они преобразовались в многофункциональные центры, и там стало очень интересно: приглашают писателей, актеров, проводят мастер-классы – это здорово! Будущее у нас интересное. Самое главное – мы должны поддерживать друг друга в творческих начинаниях.

Уходя, Наталия Дмитриевна рассказала о своей семье. Муж – дизайнер-полиграфист. Познакомились давно, еще в институте, и с тех пор не расстаются – так однажды их связала общность интересов. У них двое детей, которые, надеемся, тоже будут нас радовать своими красивыми картинами.

***
Одни утверждают, что красота – категория условная. Другие – что она нечеткая. В романе Достоевского «Идиот» Ипполит спрашивает у князя Мышкина:
«– Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет красота? Господа, – закричал он громко всем, – князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пересказал… Вы ревностный христианин? Коля говорит, вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему…».

Понятно, что в этом отрывке Достоевский подводит читателя к красоте духовной. А для меня, когда я смотрю на полотна художников, красота – это еще и гармония. И тогда все становится на свои места.
Берегите художников.


Рецензии