Мой третий спектакль. Бал-маскарад

Предисловие. Как я писала, в юности я ездила на спектакли. Так что, чисто технически данная опера не первый мой спектакль. Но! Ездила я с матушкой и в юности. А самостоятельно в театр я начала ходить сравнительно недавно. И вот с этих пор и отсчитываю свои спектакли. Пока это оперы и рок-оперы. Надеюсь, что попаду на спектакль или оперетту. Хотя заработок не позволяет пока. Но... но... Ну а вдруг?

12 января дорогой для меня человек (не спрашивайте - не отвечу) пригласил меня на оперу "Бал-маскарад" Дж. Верди. Согласна, я не настолько романтична, чтобы просто сидеть и наслаждаться прекрасной музыкой и пением. Ну вот не могу я без критики! Может, потому что не слишком люблю оперу - больше оперетту и спектакли (трагедии или комедии - мне неважно, лишь бы это была классическая постановка без дурацких нововведений и "нового прочтения").

Описывать театр и его места общего пользования не буду - уже описывала, когда писала про "Аиду". А о самой опере буду писать, как дилетант, уж прошу прощения.

Итак, увертюра. Если честно, музыка меня не захватила. Да, неплохо, но для меня не более. Вообще не очень понимаю классическую музыку. Для меня в кайф, когда она в аранжировке: рок и классика - это такой драйв! Кайф и улет! Словом, все это время я просто устраивалась на месте, обменивалась со своим хорошим знакомым мнениями (темы были отвлечены от оперы), пока нам вежливо не указали на неуместность нашего поведения.

1 сцена.

Весьма удивило, что декорации и сами участники были осовремененны: офис с пластиковой мебелью и ноутом, мужчины. Сюжет: славословие правителя - графа Ричарда (кто такой - понятия не имею, к истории он никакого отношения не имеет), после ему на подпись приносят приговоры, среди которых был приговор некоей гадалке Ульрике - кто-то за нее, кто-то против. После того, как граф решил, что сам проверит и приглашал составить ему компанию. Вызвались некоторые. После все разошлись. Остался сам граф и его друг - Ренато. Пока они обсуждали поход к Ульрике, в ход пошел коньяк из-под стола секретарши (как я поняла в дальнейшем, это был или была Оскар - неключевая фигура, но важная), сигареты, телефон на столе. Вместе с тем против самого графа Ричарда зреет заговор.

2 сцена.

Декорации должны обозначать бедняцкий квартал. Люди в одежде бомжей и нищих, с тюками, сумками и прочими атрибутами "дна". Некая знатная мадам пришла к гадалке унять ревность некоего своего властителя (как я поняла позже - мужа, Ренато). Ульрика направляет ее в "ужасное" место за "волшебной травой". Явление графа Ричарда, который хочет проверить Ульрику. Дама (это Амелия, жена Ренато) скрывается. Ричард хочет знать свою судьбу. С ним пришли несколько людей. Пока они валяли гадалку по сцене, та предрекает Ричарду смерть от руки друга, а также сообщает, что против него уже составлен. Ричард ей не верит.

3 сцена.

Квартал "красных фонарей" с атрибутами: декорации слева представляют собой нечто вроде подиума публичного дома: витрины с проститутками, по центру - стол с декаданствующими маргиналами: гопники, маргинальные дамы, низовой элемент - пиджаки, кожаные куртки. То самое "ужасное" место? У колонн курят гопники, за столом оттягиваются от наркоты (?) другие. Амелия не может решиться войти в это место. Но присаживается за стол и покупает чек наркотика (!). Это и есть "волшебная трава"? Странное дело, но по сюжету она нигде больше не фигурирует - чеховское "ружье" не выстрелило. Гопники расходятся, появляется Ричард.
Милая романтическая сцена, в которой он просит ее о любви, она признается, что любит его и просит уйти. Появляется Ренато. Амелия скрывается в темноте. Ренато предупреждает графа о заговоре, жену он не замечает. В порыве спасения Ричарда Ренато обменивается с ним пальто (Ричард был в светлом, Ренато в темном). Ричард убегает. В это время появляется толпа заговорщиков, которые хотят убить Ричарда. Но узнают в нем Ренато. Замечают Амелию (почему она потихоньку не сбежала - неясно). ренато узнает Амелию - он опозорен: его друг украл у него жену. Толпа заговорщиков смеется над ним, набегают репортеры с камерами и корреспонденты с блокнотами. Ренато в тяжких раздумьях: предать друга или отомстить за позор. Он приглашает заговорщиков назавтра к себе.

Забавно в такой постановке слышать о рыцарях, графах, гадалках, колдунах и "защити меня, господи", глядя на женщину в современном платье, на шпильках, в очках, шляпе, болониевом плаще, мужчин в пальто, а также всяческих корреспондентов с камерами и блокнотами.

Антракт.

4 сцена.

Декорации: комната ребенка. Слева мальчик в матросском костюме начала 20 века играет с железной дорогой, вокруг разбросаны пара игрушек. В комнате Амелия и Ренато. Ренато хочет ее убить, чтобы отомстить за свой позор, она умоляет его хотя бы проститься с сыном. Ну прямо Анна Каренина в интерпретации Верди! Амелия с сыном уходят с соизволения Ренато - проститься. Сам Ренато бесится - мечется по комнате, хочет убить Ричарда: "В благодарность за спасение ты меня опозорил" - по-моему, было несколько наоборот: сначала интрижка с женой друга, а уж потом предупреждение о заговоре и спасение Ричарда переменой одежды. Наверно я чего-то не понимаю. Ренато начинает думать, что убить надо именно Ричарда, а Амелию уже нет.

Приходят два заговорщика. Ренато в обнимку с портретом Амелии объявляет, что готов принято участие в заговоре, клянясь жизнью сына. Среди пришедших двух заговорщиков один хочет убить, потому что Ричард отобрал зАмок (его играет лысоватый актер в плаще с тростью - весь спектакль он хромает; надеюсь, что с актером все в порядке, и хромоногий заговорщик - это роль), другой - потому что Ричард убил его брата (его играет молодой актер в пальто покроя шинель). как и раньше - осовремененно: мужчины в костюмах, галстуках, Амелия в платье, на шпильках, также попеременно появляются очки. Кто из троих убьет Ричарда предлагается решить жребию. Тянуть его предлагают вернувшейся Амелии. Она вытягивает Ренато. Хромоногий заговорщик навис над ней, как демон возмездия. В это время секретарша - Оскар - приходит с приглашением от Ричарда на бал-маскарад. Теперь уже Амелия нянчится со своим портретом. Зачем эта сцена - тоже не могу понять.

Сцена 5.

Декорации - офис. Ричард хочет отправить Амелию и Ренато в Англию - "нас разделит океан". Так граф чего, властитель чего Ричард? Вот этот океан меня вообще в тупик поставил. Ричард все стенает о любви к Амелии. На заднем плане секретарша - Оскар - мечется, наверно, от любви к Ричарду. По крайней мере, по мимике я так поняла. Потом она передает Ричарду записку от неизвестной дамы, в которой его предупреждают, что на него готовится покушение. Без перехода в левой кулисе богатый стол с едой - шведский стол. Гарсоны в черных костюмах снуют туда-сюда, официанты за столом в белых рубашках и передниках. По центру входят маски. В этой постановке это именно маски: мужчины в костюмах, женщины в бальных платьях, но на лицах маски известных ныне персонажей политики и сцены: Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Барак Обама, Лукашенко, принц Гарри, Роуэн Аткинсон, Мирей Матье, , Элизабет Тейлор, Мерилин Монро, Ксения Собчак, Юлия Тимошенко и прочие другие. Смешно, да. Амелия в маске принцессы Дианы. Секретаршу - Оскара - убеждают сказать, в каком костюме будет Ричард - Ренато усиленно его преследует по всей части сцены. Поначалу Оскар молчит. Но его убеждают, что этим он окажет услугу Ричарду. Оскар говорит про костюм в черном и красном. В это время на балконе по центру выходит бородатый скрипач. Под его исполнение дуэт Ричарда и Амелии: она признается, что записку писала она и выгоняет Ричарда, он не уходит. В итоге Ренато его убивает. Ричард, хватаясь за сервировку стола, падает рядом, опрокидывая на себя посуду и фрукты. По ходу дела он всех прощает, умирая. В это время выносится 4-ярусный торт. Пока Ричард помирает, гости кидаются к торту, на него никто не обращает внимания. Ричард умер. Все.

Собственно, я не поняла, что я прослушала. Нет, голоса прекрасные! А мимика и телодвижения Оскара так вообще вызывают улыбку. Но вот сам сюжет и, тем более, осовремененная постановка... Получилось нелепо. И как-то скомкано. Особых чувств у меня страсти на сцене не вызвали. Какие-то вялые страсти, неправдоподобная злость, нелепый заговор, который только случайно удался. Я больше поверила лысоватому заговорщику, который жаждал отомстить за отобранный зАмок, чем его оппоненту, который хотел мстить за убитого брата. Нет, такую оперу лучше слушать, не видя. Потому что голоса, повторяю, прекрасны, а вот оформление - у меня вызвало смех. Несоответствие и диссонанс - это то, что я ощутила.

У Михаила Серышева была роль небольшая. Но было удовольствием видеть его не только на рок-концерте на сцене, но и в постановке оперы.

Короче говоря, у меня были растрепанные чувства - непонятки полные. Но долгая беседа после спектакля с моим знакомым принесла мир моей душе. Если не из-за оперы, то хотя бы вообще. Надеюсь, своим невежеством я не отбила у него желания приглашать меня снова.


Рецензии