Дорогой Новый год

«Веселье новогоднее припомнили сегодня мы
И улыбнулись вновь в который раз…»

     Из телевизора, по You Tube звучала песня Юрия Лозы из сборника «10 лучших песен про Новый год», а я в это время занимался готовкой на кухне, предвкушая через несколько часов встретить Новый год. Лично я, когда занимаюсь кулинарией, так сказать, деятельностью по приготовлению пищи, отдыхаю мозгами, то есть думаю, о чём хочу, вспоминаю какие-то моменты, немного фантазирую, но, самое главное, отдыхаю душой и получаю удовольствие от процесса приготовления блюд.
  Как правило, праздники я беру на себя, то есть освобождаю своих близких от кухни, продумываю праздничные блюда, стол, закупаю продукты и занимаюсь готовкой. Но об этом я напишу позже, когда-нибудь.
  Для меня, как ни странно, Новый год - это не очень мною любимый праздник, потому что мои родители не привили мне к нему любовь. Я вырос в такой семье, где Новый год был праздником для взрослых, а не для детей, и подарок я получал по талону (новогодней открытке) в организации, где работали мои родители. Сейчас в это трудно повереть, но в 60-е, 70-е годы, как мне казалось, народ не очень-то веселился, встречая Новый год: не было выступления президента по телевизору, потому что телевизор был только в одной из пяти квартир, а то и меньше, не было фейерверков, потому что их не производили, а продавали в лучшем случае бенгальские огни и хлопушки, которые срабатывали через раз и которые надо было до праздника ещё успеть купить. Но зато появлялись умельцы, способные смастерить мигающие разноцветные гирлянды из трёхвольтовых лампочек, которые раскрашивали пастой из шариковых ручек.  А ещё изготавливали пиротехнику, т.е. «бомбочки» из «пудры» или стружки магния, которую смешивали с марганцовкой для эффектного «бух» и яркого вспыхивания. Вот и я, вспоминая всё это под песню Лозы, припомнил веселье новогоднее, когда мне было 11 лет, а значит произошло это в 1973 году.
  В том году, в летние каникулы, от безделья, я записался в кружок «Умелые руки» по теме «Ракетостроение», где мастер-учитель показывал нам, ребятам, как из нескольких слоёв газеты, с помощью силикатного клея, изготовить корпус ракеты, хвостовые стабилизаторы (крылья) из пластиковой или деревянной линейки и камеру, куда будет помещаться запал. Через несколько дней я изготовил модель небольшой ракеты, которая успешно совершила свой полёт на твёрдом топливе, а я усвоил технологию её изготовления. После этого у меня появилась идея изготовить самостоятельно свою ракету, которую я запущу на Новый год. Но сразу встал вопрос, где взять запал для её запуска.  Кто-то советовал использовать порох, кто-то киноплёнку, которая горела как порох, но проще всего было достать куски магния от авиационных колёс на вторчермете, куда мы, пацаны, периодически наведывались, чтобы чего-нибудь добыть: гильзы от патронов, использованные запалы для гранат, сломанные клинки от сабель для изготовления ножей и другой полезной всячины.
  К воплощению своей идеи я привлёк пару приятелей со двора, потому что одному было сложно напилить напильником 250-граммовый стакан магниевых опилок. Мало того, я разработал двухступенчатую конструкцию восьмидесятисантиметровой ракеты, которая вначале должна была взлететь, а потом в воздухе взорваться. А чтобы ракета могла вертикально взлететь со стартовой площадки по направляющей - гладкому штырю, отполированному наждачной бумагой до блеска и воткнутому в снег, я изготовил из толстой медной проволоки скользящие кольца, которые закрепил на корпусе ракеты.
  К началу зимы корпус ракеты был готов и покрашен в серебрянку. Вдоль всего корпуса через трафарет красной краской было написано СССР.  Даже конус ракеты, изготовленный из пластиковой крышки дефицитного шампуня, покрашенный также в красный цвет, выглядел как настоящий. Оставалось за малым, так сказать: засыпать и утрамбовать в верхнюю ступень напиленную пудру магния, смешанную с дымным порохом, который я выменял у сына охотника на значки. Следующий, тонкий слой был из дымного пороха. В середину я вставил пластиковую трубку от стержня шариковой ручки. Внутри этой трубки был засыпан тот же порох для того, чтобы она послужила запалом для верхней ступени. И чтобы разделить ступени, я залил тонким слоем мебельный лак, из которого и торчала эта трубка стержня с порохом. Когда лак застыл я засыпал магниевой стружкой отсек нижней ступени, слегка утрамбовал и для быстрого воспламенения магния самый нижний слой, миллиметра три, я засыпал серой от спичечных головок. Запалом служила вставленная в камеру сгорания пеньковая верёвка, пропитанная в селитре, и обмазанная смесью из пороха и ПВА. Низ ракеты также был залит лаком, из которого торчал запал. Верёвка-запал должна была сгореть, а образовавшееся отверстие послужить соплом ракеты. Ракета, как мне казалось, выглядела потрясающе!
  Всё было готово, и мы с пацанами с нетерпением ждали Нового года, договорившись, что тех, кого родители не уложат спать, выйдут на улицу.
  И вот этот день настал. Я заранее уговорил своих родителей, чтобы до 12 часов ночи мне разрешили не спать, потому что мы с пацанами будем запускать мою новогоднюю ракету. Как ни странно, мои строгие родители разрешили мне досидеть до начала боя курантов по радио и выйти ночью во двор нашей «хрущёвки». Я, гордый и довольный, что воплощаю свою мечту, убедил родителей смотреть в окно и не пропустить такое событие. Помню, как отец, уже проводивший не раз Старый год, стоял с наполненной рюмкой возле окна на первом этаже, где мы жили, и с интересом наблюдал с гостями за процессом установки ракеты. Из пацанов нас было только трое, кого выпустили родители: Юрка, по кличке Рыба, Олег, который жил над нами, на втором этаже, и я. Несколько наших соседских ребят «пялились» из окон своих квартир и кричали из форточек: «Давай».
  Мы втроём, в свете подъездной лампочки, в снегу вырыли яму, воткнули штырь и аккуратно насадили ракету. Я посмотрел на окна полутёмного дома, потому что многие жильцы уже спали и попросил ребят отойти подальше, мало ли что. Поджог запал и отбежал в сторону к пацанам. Поначалу верёвка как-то неохотно вспыхнула, но видно было, что «заработала». Я считал секунды: одна, две, три, четыре, пять и …..
  Вначале с шумом из сопла появился яркий холодный огонь и, как нам показалось, ракета даже готовилась взлететь, но потом шандарахнуло так, что стёкла на окнах первых и вторых этажей вылетели как при бомбёжке, а пламя взметнулось на все пять этажей, а то и выше. И где-то вверху раздался второй «бах». Послышался шум разбитого стекла – значит вторая ступень отделилась и тоже сработала!  Не успел я понять, взлетела всё-таки ракета или нет, как выскочил мой отец в белой рубахе, трико и тапках на босые ноги, схватил меня за пояс и я, перевернувшись в горизонтальное положение, как в невесомости, махая руками, поплыл через крыльцо, подъездный пролёт и оказался приземлённый в нашей квартире на диване.  Дав мне подзатыльник, он приказал, чтобы я не выходил из комнаты, а сам стал с матерью занавешивать тряпками окна с выбитыми стёклами. Зима всё-таки.  Я же спрятался между диваном и сервантом и только слышал, как на улице ругались соседи, а мой отец обещал всем вставить стёкла.
  Как ни странно, на утро отец, разбудив меня, ругать не стал, а велел идти в мастерскую к дяде Яше-немцу и заказать стёкла по размерам, которые он мне дал, а после я помогал ему вставлять эти стёкла в рамы соседям. Помню только, что папа часто потом говорил, что этот Новый год обошёлся дорого, но запомнился надолго. Вот так!


Рецензии