Этюд

Я не гоняюсь за словами,
Не строю фразы впопыхах –
В них страсть, омытая слезами,
Любовь, сокрытая в мечтах.

Лечу на тройке вдохновенья
В мир неизвестностей седых,
Где бьют ключи воображенья
В долинах истин роковых.

Там, одурманенный смятеньем,
Я погружаюсь в вещий сон,
Где слышу тайных дум движенье
И голосов нестройных хор.

Где вижу вехи мирозданья,
Пожары, войны и кресты,
Победы, взлёты, увяданья
В бесплодном чреве суеты.

И слёзы встреч и расставаний,
И шрамы обожжённых чувств,   
Эскизы сказочных преданий
На фоне таинств и безумств.

И вот, собрав всё воедино
И звуки с красками смешав,
Низвергнусь в творчества пучину,
Канон и логику поправ.


18.01.2023


Рецензии
Замечательная находка:Звуки с красками смешав"
Василий Кандинский, выступая за синтез искусств, объединял живопись с музыкой.Он видел звук и слышал цвет
http://newstyle-mag.com/art-guide-february-2021/

Коломбина Арлекинская   17.04.2023 05:43     Заявить о нарушении
Ничего удивительного ведь, как в радуге семь цветов, так и в музыкальной гамме семь основных тонов. Поэтому композиторы вполне могли бы записывать свои темы цветовыми переливами.

Александр Онищенко   17.04.2023 09:30   Заявить о нарушении
Во времена моей 18-летней учебы в различных музыкальных заведениях о синестезии не упоминали даже на "Истории искусств".
"Музыкально-цветовая синестезия, также цветной слух (синопсия) — разновидность хроместезии (типа синдрома Шерешевского), при котором музыкальные звуки вызывают у человека цветовые ассоциации.

Речь идёт о некой связи абсолютной высоты музыкальных звуков и/или тональностей с определёнными цветами. Следует различать зрительное восприятие, образность мышления и собственно музыкально-цветовую синестезию: образностью мышления в той или иной степени обладает каждый человек, тогда как синестетический цветной слух явление довольно редкое, и, по словам некоторых современных музыкантов, обладателей такой способности, — довольно неприятное и трудноконтролируемое, главным образом из-за повышенной чувствительности к окружающему человека в повседневной жизни информационному шуму.
Синестетиками в музыке были Скрябин, Римский-Корсаков, Чюрлёнис и Мессиан, из наших современников — Томас Кёнер (нем. Thomas Köner), Kanye West, певица Marina and The Diamonds или погибший при трагических обстоятельствах Джон Бэланс из Coil. Они воспринимали или воображали тональности окрашенными в определённые цвета. Например, симфоническая поэма Скрябина «Прометей (Поэма огня)» была задумана композитором со специальной исполнительской строкой «Luce» (то есть «Свет») и исполняется иногда с использованием светомузыки. Музыкант и художник М. Чюрлёнис пытался передать в своих картинах недоступный этому жанру мир музыки
Французский психолог Теодюль Рибо (1839—1916) приводит три гипотезы происхождения цветного слуха, которые уже в его время (то есть в XIX веке) были общеизвестны. Он пишет: «По эмбриологической гипотезе это могло бы быть следствием неполной дифференциации между чувствами зрения и слуха и фактом случайного оживания такой особенности, которая в некоторую отдаленную эпоху была, может быть, общим правилом в человечестве. Анатомическая гипотеза предполагает сообщения или анастомозы между центрами зрительных и слуховых ощущений в головном мозгу. Затем есть физиологическая гипотеза нервной иррадиации и психологическая, видящая здесь ассоциацию».
Сторонники синестетичности цветного слуха придерживаются, главным образом, «физиологической гипотезы», если воспользоваться дефиницией Рибо. Есть, однако, и серьёзные возражения, ставящие под сомнение саму идею такого рода синестезии и предполагающие наличие лишь образных ассоциаций. Для синестезии известны случаи наследования (а физиологические признаки более вероятно наследуемы, нежели устойчивые ассоциации), например, Владимир Набоков и его жена Вера Слоним оба были синестетиками, как и их сын Дмитрий.

Существует и музыкально-педагогическая система В. Б. Брайнина, посвящённая связям между относительной (ладовой) высотой музыкальных звуков и определёнными цветами спектра. В этой системе предусмотрено развитие цветного восприятия ступеней модальных ладов у детей. В работе Брайнина, однако, говорится лишь об объективных предпосылках для возникновения образных ассоциаций, а не о подлинной возможности развития синестетического восприятия.
Петербургский музыкант и художник В. В. Афанасьев предложил собственную математическую теорию аудиовизуальных стимулов на основе не интуитивных связей звуков и цветов, а общих законов гармонии между цветами и между нотами. На основе этой теории он разработал и запатентовал собственную систему светомузыки, ставящую цвет в соответствие звукам, которая применялась, например, на концерте в Капелле к годовщине смерти Пушкина. Элементы той же системы предлагалось применять и для преобразования изображений в музыку

(Из Википедии)

Коломбина Арлекинская   17.04.2023 12:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.