2. 4. Очень странная История

Наука признаёт эпизод в ПВЛ про Ольгу фольклорной вставкой. Что, никакой информации  из неё получить не удастся?

В 941 году Киевский князь Игорь, сын Рюрика, потерпел поражение от Византии в морском бою, греческий огонь оказался непреодолим. В 943 он взял реванш, получив с Царьграда отступное. Но добычу пришлось делить на слишком многих участников похода, поскольку Игорь призвал на помощь русам сухопутные славянские племена. Плюс Император одарил также печенегов, чтобы те не поддержали нашествия.

В 945 Киевская дружина была недовольна своим содержанием. Игорь отправился взять дань с древлян, сбор сопровождался насилием. Наибольшая часть Киевской дружины ушла домой, Игорь с оставшимися попытался взять дань ещё раз.  Из Повести временных лет, писаной монахом Нестором: «Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то вынесёт все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит“. И привязав Игоря к двум деревьям, разорвали его надвое. Вдова Ольга, оставшись с трёхлетним наследником Святославом, много, изобретательно и жестоко мстила древлянам:
1. Закопала в землю живьём послов древлян.
2. Второе посольство сожгла живьём в бане.
3. На тризне по князю Игорю опоила и перебила до 5 тыс. древлян.
4. Сожгла столицу древлян Искоростень с помощью голубей и воробьёв.
Из этой истории следует целый ряд выводов и предположений.

1. Писал хронист от имени и в интересах династии Рюриковичей, от имени и в интересах христианской Церкви. От древлян никто не писал.

2. Подробность: поляне (на их земле Киев встал) и др. племена в 943 шли на Византию по суше пешочком. Русы ехали по Днепру и морю. Русь – водная дружина, остальные – нет.

3. Киевская Русь вроде как создана Олегом Вещим не позднее 885 года. По другим версиям существенно раньше. А тут вблизи Киева земли древлян и у них свой князь Мал. Игорь – князь водной дружины. Мал – князь народа, занимающего территории и Игорь ему – не суверен.
В 943 Игорь с многими сухопутными племенами ходил на Византию. Древляне, ближайшие соседи Киева, не ходили. Игорь мог пригласить племена в поход, но не мог понудить.

4. В 945 был финансовый кризис. Дружина оказалась без содержания. Решили взять с древлян. Воля дружины выше воли князя, поскольку дружина и без князя – войско, а князь без дружины – изгой.

5. Обычай, что водная дружина обирает соплеменников земледельцев, к 945 году не устоялся. Если что когда ранее брали, то дань малую и добровольную, по уговору. Более того. Весьма вероятно, что хождение дружины в полюдье осенью носило характер торговых сделок: русь с товарами (зерно, меха, кожи и т.п.) сходит за море и привезёт товары заморские; рассчитается по прошлогодним обещаниям. Естественно, часть выгоды удержит себе. И неоспоримо, что торговая прибыль возникла много раньше, чем дань.
И если обирать чисто насилием, то еду и меха станут прятать, станут прибедняться. Плюс вариант князя Игоря.
Опять же, шарахаться всей большой дружиной по малым селеньям смысла совсем мало.

Русы даже первый сбор 945 осуществляли с насилием. Значит, древляне не считали, что должны что-то дать в компенсацию за неучастие в походе. Князь шёл не в традиционное полюдье, шёл отобрать (наказать).

А за второй сбор не устрашились разорвать Игоря надвое. Хочешь 2 дани – стань двумя князьями. Игорь древлянам никто. Это просто хищник, пытавшийся ограбить местное население. Вовсе не верховный князь, отец и защитник.

6. В 945 наверняка был мощный кризис власти. Игорь вряд ли пользовался непререкаемым авторитетом и абсолютной популярностью. В 941 дружину сгубил, в 943 взял мало и на много ртов. Хронист пишет во славу Игоря (точнее, во сокрытие позора): отпустил дружину. А мы должны верить, что в момент насилия, в момент отъёма имущества (а зиму как обобранные переживут?), князь великодушно, но безрассудно отпускает дружину. А с поля боя князья дружины не отпускали? Не, может кто забыл перед походом в зеркало посмотреться или огород удобрить.

Можно предположить другое. Водная дружина русов только что в 943 получила помощь родственных сухопутных племён в походе на Царьград. В 941 без них не справилась и получила горький урок. Князь же предлагает ограбить родственных древлян, пусть хоть они и не ходили, как врагов. Но отступное-то раньше брали с чужих народов. Похоже, это первый случай на Руси (после дробления стало обыденным) организованного грабежа соплеменников.

Скорее всего, дружина отказалась участвовать в этом позоре и бросила князя. Да и что могли дать древляне? Разве что немного зерна. Они не участвовали в международной торговле, не было у них злата-серебра. Когда соображения нравственности находят подкрепление материальными соображениями, они становятся особо твёрдыми.

Игорь оказался меж двух огней. Идти за дружиной в Киев нет смысла: публично унизят. Да ещё после Олега (в сравнении), который потрусил Византию, но не своих. Оставаться – риск, но всё же шанс вернуться в Киев с добычей, хоть частично реабилитироваться.

7. И в 946 явно был кризис власти. Дружина без средств, недовольна. Игоря бросили, что вполне можно считать как «низложили». Князя убили, наследнику 3 года, Ольга – не воевода и уж тем более не мореход. А Нестор пишет, что вдова с малолетним сыном повела Великую вольную дружину мстить за свои бабьи обиды. Хронист христианский гарантированно вводит нас в заблуждение (корректно выражаемся), а на деле «врёт как сивый мерин» (по делу выражаемся).

7.1. Закопала живьём послов в землю. Зверство несусветное. Столетия до Ольги древляне растили зерно и разводили скот, поставляли речным русам еду. Жили выше Киева по течению Днепра. Единственный реальный строительный материал тех времён – бревно. Единственный реальный источник тепла – дрова. Русы навряд ли смогли бы построить Киев и сварить кашу без древлян. Дружина никак не могла позволить Ольге оставить войско (речное сословие) без пропитания, без брёвен, без дров. Тогда воинам летом придётся не в торговые и военные походы ходить, но поля сеять и скот пасти. Кизяки на отопление и варку собирать.

7.2. Убийство послов – большое бесчестье. Таким действом Киевская дружина могла бы поставить себя на уровень животных, с которыми нельзя говорить и договариваться. Могла бы спровоцировать неприятие со стороны всех славянских племён. Могла бы лишиться статуса силы высшей, собирающей, способной возглавить общий поход как в 943г.

7.3. Сожгла второе посольство живьём в бане. Опять зверство немыслимое. Баня – это древнейшая традиция, это определение этноса, это элемент самоидентификации народа. С кем в бане парился, пред тем нагим был, без оружия, риз и венца, тому оказал особое доверие. Нельзя эту великую пользу (традицию) в такое подлое зло обращать. Это же новые правила установятся: баня – место обмана и убийства. И последствия окажутся вовсе не в масштабе потери мужа Ольги. Мы до сих пор, бывает, решаем в бане особо деликатные и сложные вопросы, заключаем устные доверительные договорённости.
Смех смехом, но именно так (грубое нарушение традиций) и выглядит начало конца государства и народа. Если племена скажут, что с такими «партнёрами» в баню идти нельзя и присесть на одном гектаре невозможно …

7.4. Перебила 5 тыс. человек на тризне. И кто после этого на другую тризну по столь коварным зверям придёт? Введут новую традицию: вместо уважительного поминания павших оправляться на могилах подобных «героев». И никто не обрадуется.

7.5. Сожгла город голубями. До Ольги, равно как и после, тысячи великих и умелых полководцев сожгли тысячи и тысячи городов, крепостей, селений. И почему-то ни искуснейшие китайцы, ни хитрые греки, ни грозные хеты, - никто не додумался, что города можно брать птицами без потерь собственного войска. Домохозяйка Ольга додумалась.

Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов. Эту же легенду поведал скальд Снорри Стурлусон в Саге о Харальде Суровом «Круг Земной».

7.6. Сплотить дружину могло то обстоятельство, что землепашцы древляне подняли руку на водных русов. Вот это серьёзно, это не бабье горе. Но чтобы сжечь столицу древлян Искоростень, дружине вовсе не требовалось разрешение вдовы.

7.7. Затем она оказывается повелительницей над Великой морской дружиной и регентшей над всей Русью, включая Новгород и Киев. Подсказываю важную подробность: ещё эта баба была Владычецей Морскою и сама Золотая Рыбка служила у ней на посылках.

Нестор изложил нам не хронику, он сочинил притчу. Заимствованные мифические сюжеты, полное непонимание экономики, незнание обычаев правителей и воинов выдают его «с головой». А реальные кризисы власти попытался скрыть. Кто заказчики? Ох, и «секрет Полишинеля».

8. Мелочные красноречивые подробности.

8.1. Если Святослав убил брата своего Глеба якобы за христианские убеждения, то не в возрасте 3 года. Значит, на момент смерти Игоря было минимум 2 живых наследника. Нет, так получается из официальной версии.

8.2. Сколько всего у Игоря было несколько жён; сколько жён и детей было живо на момент смерти князя, неведомо. У внука Игоря Владимира Святославовича было 6-7 жён, 13 сыновей и не менее 10 дочерей (в те времена девочек особо не учитывали). И это только доживших до возраста дееспособности. Вряд ли у Игоря было намного меньше.

Вряд ли у Рюрика было мало жён и детей, братьев Игоря, равных ему по рождению. Разница в том, что очень толковый воин и политик Олег Вещий, лидер дружины, над Игорем опеку взял. Наука всё ищет, был ли Олег родственником Игоря. А какая разница? Этой княжьей родни в землю легло бессчётно и безвестно. Власть брали не родовитые, а толковые и энергичные.

8.3. Отец Святослава Игорь родился в 878, разорвало его в 946, т.е. прожил 68 лет. И что, был настолько беден и незнатен, что за всю жизнь познал единственную жену?

В 903 Игорю привезли жену Прекрасну из Пскова (в замужестве Ольга), которой было 13 лет. Кстати: с рождения у русов могли быть родные русские имена. А как «из грязи в князи», то имена могли меняться на скандинавские или иные почётные. Игорю было 25. Ольга родилась в д. Выбуты, 12 км от Пскова, была незнатного рода. Сын Святослав родился в 942, когда Ольге Псковской было 52 года. Ну, а 38 лет чем супруги занимались? Всё недосуг обратить внимание друг на друга было, всё в заботах. Тут надо видеть либо диво дивное, ретроспективно вымоленное монахами-летописцами (источники во славу династии и Церкви переписали) либо простую очевидную истину: Игорь, как и все князья тех времён, был женат на многих жёнах и, вероятно, имел много сыновей. Что, за 30-40 лет мужской активности Игорь так никого и не породил? А в 64 года от 52-летней жены произвёл аж воинственного Святослава, потом «в довесок» Глеба христианина. Только представьте, как в те времена выглядела женщина 52 года. В 30 старухой считали. «Бабий век короток», - помним мы с тех пор.

И весь приплод Ольги за 38 лет куда-то трудами праведных монахов потерялся.
Мать моей бабушки была из подмосковья. Она рожала 18 раз, выжили и создали семьи четверо. И всё же это удвоение населения за одно поколение.

8.4. А потом, согласно совершенно правдивым писаниям, Ольга киевская Императора Византии умом и красотой соблазнила и чуть рабом своим не сделала. Хитростью от брака уклонилась, став крёстной дочерью Императора. Ага. Цесарь размечтался о вдове из деревни Выбуты шестидесяти семи лет от роду с двумя детьми. Но Басилевс, знать, ликом и умом не вышел и остался без вожделенной красавицы.

8.5. Если мы принимаем датировки, то должны принять, что Святослава в 942 рожала другая женщина. Причём весьма вероятно, что и отцом был не Игорь 64 года. Причём Игорь в 941г. в момент зачатия, возможно, получал тумаков от греков на море, о прелестницах думать не успевал.

8.6. По русским летописям Ольга и Святослав (4 года) бьют древлян уже в 946 и живут в Киеве. По трактату «Об управлении империей», гл. 9, Константина Багрянородного (Императора Византии) мать с сыном живут в Новгороде, подальше от Великой дружины. Второе куда как вероятнее, поскольку запросто могли прибить «на всякий случай», чтоб не возникло проблем в будущем.

9. Что можно было унаследовать после Игоря? Власть над территориями и населением – нет! Он сам ею не обладал, его «подданные» разорвали. Власть над торговой водной дружиной – в принципе не наследуется.
Понятия «престол» как власть над территориями и людьми, ещё не было. Было понятие «княжение», т.е. право руководить дружиной. Есть дружина – есть о чём разговаривать. А нет дружины, то и не заикайся про власть и дань.

10. Святославу 3 года. Никто не может знать, будет ли он сильным князем, способным вести дружину. И никто не может знать, доживёт ли он до совершенных лет. Дружине нет никакого резону признавать его право. Дружина способна одномоментно выдвинуть из своих рядов десятки воевод, что будут для войска эффективны и полезны. И поскольку селения руси раскиданы весьма широко по рекам, сотни местных лидеров уже признаны (они необходимы для поддержания порядка). Это бояре, там в правители так запросто не проскочишь. Все всех знают, не пропустят. Это в их власти решить вопрос, кто будет Великим князем. А какая-то баба Ольга может им предъявить наследника, продиктовать волю … Плевком бы утопили.

11. Дружине не было никакого резону трепетать перед памятью Рюрика. В 860-м Аскольд и Дир водили Киевскую водную дружину на Византию, взяли добычу. Рюрик в 862 сидел на торговой новгородской заставе Старая Ладога. О подвигах неведомо. Какие блага, какую добычу он сумел дать Киевской дружине – не понятно. Если Олег Вещий в 907 удачно сводил киевлян на Византию, то Игорь ему всего лишь воспитанник. Весьма вероятно, что у Олега были свои дети, хотя письменных упоминаний о них нет (монахи подчистили?). Так мудрый Олег не пожелал своим детям участи Великого княжения …

12. Вопрос престолонаследия не стоял на повестке дня. Что там будет через лет 15-20, когда княжич подрастёт, никто не знал. А вот избрать того, кто сегодня дружину водить станет и вопросы решать, было совершенно необходимо. И уж никак не бабу, потому как жёны сидели дома взаперти и ничего не смыслили ни в обычаях воинства, ни в географии (как куда ходить), ни в торговле, счёте, языках, ни в битвах. Тут даже воспитанница «Института благородных девиц» деревни Выбуты не потянет. Стоило только заикнуться, что войско Ольга поведёт, так никто и не слез бы с печи, чтоб себя не позорить и шеей не рисковать. Да никакая из баб такую глупость и пикнуть бы не посмела.
Фигурирует воевода Свенельд. Может, именно он и водил дружину на Искоростень, но к эфемерным детям Игоря это вряд ли относится.

13. Обычай многожёнства показывает нам, что вдовы в принципе могли обладать только «птичьими» правами. После смерти мужа на улицу не выгнали, - вот и радуйся.
В период же когда официальная версия получала «научное» обоснование, царствование Анны Иоанновны, престолонаследие через женскую линию в Российской Империи стало обыденным. Надо было обосновать, что женщина на престоле (да пусть хоть в роли регентши) – это не дурость последней степени (как в Древней Руси), а норма.

14. Ольга взяла детей князя Мала и воспитала как своих. Дочь Малуша впоследствии стала женой Святослава, матерью князя Владимира, сын Добрыня стал легендарным воеводой, прообразом былинного богатыря. Детей воспитать – вот это реальное бабье дело.
 
Малушу некоторые источники называют рабой. Но в христианских летописях так зачастую именовали всех язычников в наказание, что веры не знали. Опять же, дети князя (Святослава) и служницы (несвободной Малуши) могли наследовать престол. Получился равноапостольный князь Владимир «Красно Солнышко», Креститель Руси. Это ещё раз подчёркивает малое значение и невысокий статус матери.

15. Женщина в Древней Руси – это не субъект права, это объект права. В детстве принадлежит отцу, в замужестве  мужу. Впервые к общему столу допустили только при Петре.

16. Это чего монахов в писаниях так разнесло? Такие мифические сюжеты на Ольгу переложили. Греки тоже упоминают Ольгу, но не приписывают ей великих чудес или безграничных властных полномочий. Мать архонта Святослава и не более того. Архонт – чиновник, начальник. Не Цесарь и не Каган.

Она вроде как в 957 приняла христианство в Царьграде. Ух ты! Но это частное личное решение. Это не народ принял христианство, но одна женщина (т.е. не полноправная) и престарелая (т.е. негодная). Она нужна была русским монахам как исторический пример, что Вера творит чудеса и домохозяйка (будущая христианка) может управлять хоть языческой дружиной, хоть огромным государством. И даже обязательная для всех правителей транспортная теорема, банальная реальность, ей «по боку», Вера есть.

По правилам Церкви человек не может быть канонизирован при жизни. Вот когда умрёт, да пройдёт время, когда умрут все современники, когда появится уверенность, что никто не сможет вытащить на свет Божий ничего компрометирующего, тогда возможна канонизация.

Повесть временных лет писана примерно в 1117 году спустя много лет после жизни Ольги, по тем же церковным канонам. Писана, когда уже никто не мог схватить монахов за язык. И всё равно монахи оказались не в состоянии написать что-либо достоверное. Они излагают наивную монастырскую ложь. Это не правители, не воины, не купцы, это никто из числа тех, кто мог определять решения тех времён, мог что-то понимать в устройстве общества, отношений.

17. Датировки, события Игоря, Ольги и Святослава – явная «нескладуха», гарантия подлога. Относительно других князей таких очевидных «ляпов» нет. В «правлении» Ольги спрятан большой кризис власти, то ли вычеркнутое поколение Рюриковичей, то ли разрыв (смена) династии. Вот так, уже на сыне Рюрика История даёт сбой. Монахи даже даты, чтобы Ольга по их версии не рожала в 52 года, и то подчистить не сумели. Писали-то для своих, таких же монахов, кто не выдаст.

Святослав мог быть ей не сыном, а внуком. Мог быть лидером дружины и сыном названным, которому она отдала в жёны воспитанницу Малушу. Ольга Святославу – преемственность (легитимность), Святослав Ольге – гарантии высокого статуса и почётной старости.

Мог Святослав стать сыном Ольги и через убийство её собственного сына Глеба христианина. Не «смерть за смерть», а «жизнь за жизнь». Такой древний воинский обычай был у сарматов, аланов и сегодня поминается у их потомков осетин. По геному они тот же Р1Н, что и русы.

И зачем-то Святослав всю жизнь водил дружину в дальние военные походы, на престоле сидеть не хотел. Уж больно его поведение напоминает линию воина-лидера, не правителя-администратора. Да неужели к бродяжничеству он пристрастился-научился, пока дитём с матерью в Новгороде без дела сидел? А ведь жить походной жизнью, да ещё и войско беречь – наука совсем не простая. Если с детства ходил – потянет. Если у матери под юбкой в Новгороде прятался – не сможет. И греки зовут его всего лишь архонтом, т.е. начальником.

Ольга и сын её Глеб приняли христианство. Святослав до смерти оставался язычником.

И почему-то после Игоря следует период применения князьями киевскими чисто славянских имён. К чему бы это?

Очень трудно найти Истину в писаниях. Есть шанс потерять связь с действительностью.

18. И всё же материальный вывод возможен. Некоторые учёные полагают, что писание про поход Олега Вещего в 907г. есть вымысел. История Ольги – вот пример монастырского вымысла. Никакой монах не мог придумать про поход Олега подробностей: цепь поперёк залива (бухты), корабли обходят преграду по суше на колёсах, 12 равноделимых гривен на уключину.

Выходит, под писаниями про Олега Вещего есть реальная историческая основа.


Рецензии