Фантазирую над реальными предметами

Ниже приводится запись моей беседы с корреспондентом газеты "Семеновский вестник" Еленой Демидовой от 11 ноября 2010 года, когда я учился на 5-м курсе филологического факультета НГПУ.

***
Как-то гуляла по страничкам своих знакомых на сайте «ВКонтакте» и случайно обратила внимание на графу «Любимые книги» в разделе «Личная информация». «Их нет», «Не люблю читать», «Что это такое?», «Ненавижу книги» – такие ответы в основном, попадались мне на глаза. Печально… Homo-reader (человек читающий) превратился в вымирающий вид. Но, к счастью, его представители пока еще встречаются. И даже среди молодых. Предлагаю вашему вниманию разговор со студентом филфака Нижегородского педагогического университета, начинающим писателем Александром ГРАДУСОВЫМ.

- Саша, твой выбор факультета заслуживает уважения. Ты осмелился поступать на филфак и бороться за место в группе с девушками. Ведь в последнее время практически только барышни стремятся получить диплом филолога. Как живется в «малине»?

- В девчоночьей среде чувствую себя, как рыба в воде, причем в группе я единственный представитель сильного пола. Спасибо моим старшим сестрам: во время прощания со школой они помогли мне определиться с выбором университета. Наша фамилия вот уже тринадцать лет без перерывов не покидает стены НГПУ. Мне тогда не хотелось нарушать традицию.

- И сейчас ты на финишной прямой – на пятом курсе. По зубам, значит, оказался гранит гуманитарной науки?

- Да, хорошо об этот камень заточились зубы. Главное, в самом начале учебы успеть втянуться, не упустить момент. Только я не собираюсь без отдачи пользоваться дарами наук. Ведь филолог вправе таковым называться, когда что-то создает сам, а не ограничивается изучением голой теории. От нас должна быть польза. Филологический факультет издает журнал «Филоня» (филологический обозреватель наблюдений и явлений), там студенты и печатают свои труды. А в качестве гонорара получают бесплатно номер журнала. 

- Плоды твоего труда уже пожинали наши читатели. В газете публиковались произведения, вышедшие из-под твоего пера. А рассказ «Памятный образ» вызвал неоднозначную реакцию…

- Многие, наверное, подумали, что это написал сумасшедший. Друзья долго отговаривали меня отправлять письмо с рассказом в редакцию. Все удивились, в том числе я сам, что его напечатали. Но в глубине души я обрадовался: меня поняли. Кстати, этот рассказ я немного отредактировал, убрал из него особо «крутые» обороты.

- Согласись, из ниоткуда образы «несчастной женщины, с детства считавшей удары своего сердца», «целую вечность бьющейся головой об стену блондинки» не могли возникнуть?

- «Памятный образ» почти полностью вымышлен, а основан на рассказах моего реального дяди из Саранска. Писал я его под впечатлением после прочтения произведений М. Салтыкова-Щедрина и Г. Маркеса. Это одни из моих любимых писателей. Когда-то Маркес сказал, что фантастика входит в реальность на равных правах. Я ценю эту мысль. Поэтому для героев его романов вполне естественно улетать на простынях и не удивляться этому явлению, а всего лишь жалеть утраченные простыни. А от Салтыкова-Щедрина я здесь позаимствовал формы гротеска. Кстати, его «фаршированная голова» («История одного города») – хорошая аллегория из нашей современной жизни.

- А к какому бы стилю ты отнес это свое произведение?

- Это что-то из разряда фантастики (в прямом смысле). Но не фэнтези со всякими гуманоидами и упырями, которое обожает современная молодежь. Я фантазирую над реальными предметами.

- Недавно ты принес в редакцию рассказ «Ранние проводы». Он, по-моему, полная противоположность «Памятному образу», написан в стиле реализма. Ты пока еще находишься в поисках творческого пути?

- Да, пока я пробую себя в разных жанрах. Пишу все, что получается. Студенты-филологи очень много читают. У меня, например, все пройденные произведения в голове аккумулируются, и на ассоциациях с прочитанным рождаются собственные сочинения. А темы беру из жизни. «Ранние проводы» повествуют о прощании человека с детством, причем главной героине, пережившей несчастья близких, пришлось рано повзрослеть. На создание этого произведения меня вдохновили работы современного писателя-реалиста А. Варламова. Кстати, «Ранним проводам» многие мои знакомые дали хорошую оценку.

- Над чем сейчас корпишь?

- Две недели назад закончил писать «День в эстетике постмодернизма». Этот рассказ перекликается с «Памятным образом», но смысл в «Дне в эстетике…» более глубокий. Здесь на меня повлияли Л. Улицкая и В. Пелевин. Нереальная ерунда, собственно, у меня получилась, но мне нравится (смеется). В запасе есть еще два рассказа, более приземленных. В «Двух объявлениях» пишу о неразделенной любви девушки к парню. Молодой человек разбивается на мотоцикле, девушка узнает об этом, увидев его портрет в черной рамке на школьном стенде. Это как бы первое объявление. А второе – мать девушки подает в газету объявление о розыске дочки. Рассказ «На фольклорной практике» – молодежный и юморной. Здесь свое дело сделала проза В. Шукшина (еще один мой любимый писатель и режиссер). Рассказ напичкан архаизмами и историзмами. Кстати, эта повесть получилась самой объемной – целую школьную тетрадь заняла.

- Ты пишешь рассказы от руки?!

- Ну да, по старинке. Сидя за клавиатурой, я не успеваю «запечатать» мысли. Потом, конечно, своим рукописям придаю современную форму.
 
- Саша, ты заикнулся, что студенты филологи много читают. Об этом все наслышаны. Приоткрой завесу, назови конкретные цифры.

- За это сорокаградусное лето я прочитал все произведения тридцати зарубежных авторов и сделал конспект, который разместился на двухстах печатных страницах.

- Столько читал разве что Ленин…

- Нет, до него нам еще далеко. Владимир Ильич – настоящий гигант мысли. К слову скажу, мое кредо – жить и работать по-ленински. А начать мне есть с чего: дома скопил небольшую библиотеку – шестьсот книг, куда входят практически все тома библиотек всемирной литературы, мировой литературы для детей, которые приобретал в букинистических отделах. Сдам «госы», начну потихоньку эти книжки осваивать.

- А какому делу собираешься посвятить жизнь?

- Может быть, пойду учить детей уму-разуму. Как раз сейчас прохожу практику под наставничеством учителей русского языка и литературы Н. Г. Куклиной и Л. Л. Осокиной в родной Овсянковской школе. Пока в профессии не разочаровался, с детьми работать нравится. А будет время – буду писать. 

- Ну и последний вопрос. Что для тебя писательство – самовыражение или поиск форм общения с человечеством?

- Это самовыражение, которое приводит к контакту с читателем, я бы так сказал. Каждый день каждого отдельного человека насыщен событиями. Жизнь – это пьеса, действия в которую можно дописывать постоянно. А писатель фиксирует все на бумаге, пропуская эти действия сквозь призму своих взглядов.

У Александра мало свободного времени, что даже встретиться со мной он смог лишь в свой день рождения, когда был посвободнее. И после беседы первым делом побежал не именины отмечать, а в магазин… выбирать лучший подарок – книгу.


Рецензии