Сад Эрмитаж в моей судьбе

               
  Вот уже более тридцати лет я в меру сил и способностей служу в необыкновенном театре под названием «Сфера», расположенном по адресу Каретный ряд, дом 3, а точнее в одном из исторических зданий Сада «Эрмитаж», территория которого издавна связана с театральной жизнью Москвы. Стоит только заглянуть в интернет, как обнаружишь множество любопытных фактов, связанных с именами ярких личностей вписавших славные страницы в историю здешних мест. Однако замысел моего повествования состоит в ином: в попытке поведать читателю именно о моем знакомстве с сим заповедником столичной культуры.
  Спешу заметить, что торить дорожку сюда я начал еще в далекие 60-е годы, когда вместе с другими одноклассниками приезжал брать напрокат костюмы для школьной самодеятельности.  Услугами этой солидной организации пользовалась вся Москва и Московская область. Это был настоящий кладезь для служителей Мельпомены разных уровней и возможностей. За многие годы существования здесь скопились тысячи единиц хранения. Видимо, театры, не скупясь делились с прокатом костюмами из отслуживших спектаклей, снятых с репертуара. С таким роскошным арсеналом можно было замахнуться на любую классическую постановку. Правда, к большому огорчению почитателей богомерзкого праздника Хэллоуина, они навряд ли подобрали для себя что-нибудь подходящее.                Волей судеб, по прошествии времени, мне довелось был свидетелем печального финала этой богатейшей коллекции.
  Мой приход в труппу «Сферы» (в апреле 1992 года) совпал с обретением театром дополнительных площадей, требующих ремонта и реконструкции. Именно в этот период перед новыми хозяевами предстали  складские помещения некогда знаменитой прокатной организации, расположенные под крышей второго этажа, в аккурат над нынешним зрительным залом. Открывшаяся картина поражала своей отчаянной запущенностью. Большая часть костюмов была безжалостно свалена в кучи, обильно полита  чем-то липким и не подлежала восстановлению. Часть того, что удалось спасти, оставили в нашей костюмерной, а часть отправили в детские дома. Больно было лицезреть столь незаслуженную кончину сценических туалетов, даривших радость не одному поколению артистов и зрителей. Очевидно, последние владельцы доставшегося им «по случаю» уникального театрального наследства не обладали необходимыми для этой работы навыками и умением. Напоследок у них сработал расхожий жлобский принцип ---«ни себе, ни людям». 
  Отрадно, что чудом уцелевшие и доведенные до ума сказочные костюмы Деда Мороза на протяжении многих лет использовались артистами нашего театра во время новогодних компаний, а доставшийся лично мне расшитый камзол не раз способствовал     воплощению образа Петра Первого на различных городских мероприятиях.
  О своем переходе в труппу театра «Сфера» по приглашению его основателя Екатерины Ильиничны Еланской я уже писал у себя на канале и повторяться не вижу смысла. Упомяну лишь одно любопытное обстоятельство. До того, как зрительный зал обрел после реконструкции теперешнее лицо, это было обычное концертное помещение с портальной сценой для выступления заезжих коллективов, в числе которых, между прочим, и отметился своим участием 4-й курс актерского факультета школы-студии МХАТ (выпуск 1975 года). Зажигательный дипломный спектакль «Моя прекрасная леди» был успешно сыгран на этих подмостках для сотрудников Института востоковедения в канун Международного женского дня. (Позднее эта постановка прочно и надолго вошла в репертуар Нового драматического театра, созданного на базе нашего курса).   Праздник искусства состоялся при активном участии моей мамы. Будучи заместителем председателя месткома, она вдохновила руководство института на поддержку данного мероприятия. Радость от встречи была обоюдной.
  Вот и получается, что еще до появления в этих стенах театра «Сферы» мы с моим однокурсником и ее будущим руководителем народным артистом России Александром Коршуновым, являясь студентами-выпускниками, уже осваивали данное театральное пространство. Очертания сохранившегося портала легко угадываются за спинами зрителей четвертого сектора, напоминая о прошлых временах, связанных в моей памяти с зарождением в Москве Нового драматического театра, труппу которого составляли воспитанники профессора В.К. Монюкова. Поскольку собственное здание у молодых артистов появилось не сразу, для репетиций временно использовали помещение летнего Зеркального театра. Директорский штаб во главе с директором-распорядителем М.С. Дорном размещался по соседству в одной из пристроек исторического здания. 
  Не исключено, что у театралов-знатоков в сознании невольно может возникнуть параллель с первыми шагами в искусстве Московского художественного театра. Ведь именно на территории Сада с триумфом был впервые сыгран спектакль «Царь Федор Иоаннович», ставший отправным событием в многолетней истории прославленного коллектива.  Увы, в дальнейшем параллели уже не просматриваются. Но тогда нам было чем гордиться. Стать основателями еще одной театральной единицы в Москве в середине 70-х, доверяли далеко не всем.   
  В годы временного базирования будущего театра, Сад представлял собой довольно запущенный уголок, и в этом была его прелесть. Трогательно воспринимался не богатый, но обязательный набор парковых развлечений: беседка-читальня, пневматический тир и непременная эстрада-ракушка с лавочками для зрителей перед ней. Атмосфера, царившая здесь, вполне соответствовала изначальному смыслу, заложенному в названии. Ведь Эрмитаж в переводе с французского означает место для уединения. Однажды, идя на репетицию, я застал на эстраде выступление военного духового оркестра. Время позволяло мне задержаться и прислушаться. Марши сменялись вальсами. Деревья в осеннем убранстве гармонично дополняли звучавшие мелодии. Малое количество собравшихся зрителей не смущало музыкантов, и они играли с душой и полной отдачей. Тот наполненный яркими красками и чарующими звуками день остался в памяти навсегда.
  Теперь в Саду проходя шумные и пафосные фестивали. Толпы народа бродят по аллеям в поисках развлечений. На месте Зеркального театра красуется здание «Новой оперы».  Деревья и кустарники, возникшие «самосевом», вырублены. Газоны подстрижены. Перед центральным входом в наш театр растет и набирает силу каштан, посаженный коллективом в память об основателе - -Екатерине Еланской. Всюду следы обновления.      
Простоявшее более ста лет недостроенное детище Якова Щукина в этом году подверглось сносу. Проектов его модернизации и освоения было немало, в том числе довольно дерзких, но все теперь в прошлом. Страшно даже представить, какого монстра возведут на освободившемся месте.         


Рецензии