Коснувшись крылом детства. Глава 5. Эпилог

               
                ПУТЬ В РАДИОЭЛЕКТРОНИКУ


                БОРИСОВ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ
            Однажды в выходной день в парке возле школы услышал высокий звук ревущего мотора. Ребята из старших классов под руководством Евгения Ивановича завели двигатель, и серебристый самолет взмыл в воздух. Больше от этого меня было уже не оторвать. На следующий день пришел в кружок юных авиамоделистов в детском клубе «Искорка». За мной потянулись одноклассники.  Навыки, полученные раньше, пригодились, и первый мой планер получился летающим. Чтобы получилось что-то более серьезное, пришлось пролистать журналы. Журнал «Моделист-конструктор» стал любимым.
          Решили спроектировать самолет похожий на ЯК-12.  Долго корпел над фюзеляжем и крыльями, вытачивая лонжероны и нервюры. Несколько других учеников занимались двигателем и шасси. После долгой коллективной работы, наконец, начал вырисовываться облик самолета. Полгода трудились над моделью. В воскресенье, собрав все необходимые принадлежности, двинулись с самолетом в поле за городскую черту. Двигатель завелся легко. Самолет взмыл, плавно набирая высоту. Однако нашей ошибкой был большой бак с горючим. К сожалению, двигатель до выработки топлива работал долго и за это время самолет поднимался все выше и выше. Стрекот двигателя замолк. Но самолет, попав в восходящие потоки, быстро удалялся и вскоре исчез из виду. Мы долго бежали по степи пока не поняли, что нам его не догнать.

                РАДИО
               Потеря нашего самолета сильно огорчила.
           — Вот бы сделать его управляемым по радио, - произнес Евгений Иванович. Начали искать в технических журналах схемы радиоуправляемых моделей, и я окунулся в мир РАДИО.

           Поняв всю сложность темы, решил начать с малого. В журнале «Юный техник» нашел статью о том, как сделать детекторный приемник. В стеклянную пробирку намешал свинец, серу и всего того, что требовал журнал. На спиртовке все это нагрел, и началась реакция - комнату заволокло ядовитым дымом. Разбил пробирку и достал спекшийся металл. Самое трудное это было изготовить самодельный динамик. На бумажный рупор намотал тонким проводом необходимое количество витков. Из картона сделал держатель рупора и подковы магнита с красным и синими полюсами. Если провести батарейкой по контактам этого устройства, то раздавался сильный шорох. Динамик работает!  Для надежности проверил его через радиоточку. Динамик заговорил громким голосом на казахском языке.
             Две катушки и бумажный конденсатор контура детекторного приемника легли на стол. Антенну протянул с крыши соседней пятиэтажки. Самодельный кристалл стал работать в качестве детектора. Долго перемещал катушки между собой. Тишина. Проверил, правильно ли собрал схему. Поменял местами подключение конденсатора и долго искал проводом точку на кристалле. И, о чудо! Приемник заговорил. Тихо и с искажениями звучала музыка.
           Поверил в свои силы и в возможности радио. Дальше начал заниматься в радиокружке. Занятия в авиамодельном кружке не бросал, благо, что они были в соседних помещениях.  Дальше начались ламповые приемники, и появившиеся транзисторы начали вытеснять у радиолюбителей лампы. Первый приемник на одном транзисторе звучал уже громче и ловил несколько станций.
          Но Евгений Иванович Борисов неугомонно продолжал «заражать» нас новыми техническими новинками, появляющиеся в то время. Киносъёмка в то время казалась, была сказочно недоступна. В детском клубе «Искорка» появился новый кружок киносъёмки. Незамедлительно попал туда и я. Научились снимать, правильно подбирать освещение, экспозицию. Снимали школьный концерт самодеятельности.
           Движущиеся изображения окружающей нас жизни на экране без звука, под стрёкот проектора были недосягаемым чудом. Долго мешали растворы проявителей, мерили и подбирали температуру растворов. Процесс обработки обращаемой кинопленки был настолько сложным, что иногда получали брак. Пленка с размывами и разводами все равно смотрелась с огромным интересом.  После киносъемки фотографирование стало более простым процессом. Купленный родителями легендарный и не убиваемый фотоаппарат «Смена» позволял делать хорошие и качественные снимки. В кружке фотодела, где руководил все тот же неугомонный Евгений Иванович, научился работать с химикатами в процессе проявления пленки. Евгений Иванович несколько раз показал самый сложный процесс – как печатать снимки, после нескольких неудачных попыток у меня, наконец, получились неплохие фотографии. Увлечение кино и фотосъемкой перешло и во «взрослую» жизнь.

                Подробно описывая технические вопросы с одной целью: может быть юных недорослей, прочитавших это, заинтересуют муки творчества, радость и огорчения при работе с техникой, азы инженерных профессий.
Учителя прививали вкус к жизни к творчеству, интерес к технике во всех ее проявлениях. Воспитывали в нас уважение к знаниям, мотивировали добывать знания и докапывается до глубины технических вопросов. Школа, которую я описал, давала вектор дальнейшего пути, выбора профессии. А выбрав и выучившись на любимую профессию постоянно совершенствоваться. Все мои одноклассники, пройдя эту школу, выбрали и получили прекрасные профессии. Трое окончили казанский авиационный институт, один из нас - московский авиационный институт.  Практически все получили хорошее инженерное образование и заняли достойное место в жизни благодаря нашему учителю. Учителю с большой буквы – БОРИСОВУ ЕВГЕНИЮ ИВАНОВИЧУ, который к величайшему сожалению, скоропостижно скончался в относительно молодом возрасте.


Рецензии
Это доказательство того, как важно в школьные годы чем-то увлекаться, Александр Васильевич! Царствие Небесное Евгению Ивановичу! Р.Р.

Роман Рассветов   12.08.2023 14:27     Заявить о нарушении
Спасибо дорогой Роман, замечательный был человек.

Александр Щербинко   12.08.2023 16:35   Заявить о нарушении
Абсолютно согласен! Роберт.

Роман Рассветов   12.08.2023 21:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.