Колокольчик на тракте звенит о тебе

Щепинские рассказы, или Яшкины были.

- семейная хроника -
                = Сибирский тракт и судьбы людские =
                * быль *



В лунном сиянии снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.
В лунном сиянье ранней весною
Помнятся встречи, друг мой с тобою.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенел,
Этот звон, этот звон
О любви сладко пел.
Помнятся гости шумной толпою,
Личико милой с белой фатою.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Звон бокалов шумит,
С молодою женой
Мой соперник стоит.
В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.

"...И то, что перечёркнуто и отринуто князем, замарано чернилами. В 1970 году в "следственном" отделе институте МВД г. Киева, была проведена работа и удалось восстановить текст, который был вымаран... Вполне возможно, что текст в письме был по случаю вымаран цензурой, это не удалось познать нам. И мы точно не знали в начале, стоит ли его включать в наш рассказ, но в связи с возрастом и нездоровьем, предчувствием скорого окончания нашего земного пути и тем, что вряд ли нам будет возможность по случаю вновь обратиться к этой теме, и потомкам, мы решили всё таки напечатать, для многих, слишком многих критиков и явных властных врагов декабристов, эти строки. К сведению читателей, сам декабрист, князь Щепин-Ростовский Дмитрий Александрович, никоем образом, что он подчёркивал своим поклонникам и тем более Великому поэту России А.С. Пушкину, что он вовсе не поэт!Он только скромный историк событий, констатирующий в своих строках, словах и фразах, то непосредственное,что он лично сам пережил, в чём соучаствовал и при чём лично присутствовал и неиначе! Может быть поэтому поэты не восприняли его и обозвали, как к сожалению и мы потомки, его произведения историка...стихами.Нет практически и в его стихах лирических вспышек любви после смерти в Петровском Остроге его супруги и сына Вани. Если и есть единичные списки, то они все крайне трагичны и более нам неизвестны по причине того, что он в эти трагические дни сжёг многое, и если-бы не его товарищи, то как "поэт" и историк он наверняка погиб и перестал существовать. Боец в жизни, князь страж и воин в произведениях.
И просим, не испрашивать от нас каких либо объяснений и пояснений. Скажем одно, как считал сам князь, что в его речах, имеет смысл каждое слово, точка и запятая, во многом в его произведениях еть тайный смысл и тем более отчёт для своих родных и товарищах имевших счастье общаться с ним лично. Бенкендорф знал своё дело на отлично и чтобы обойти цензуру и волю сатрапа, приходилось часто под некими словами, строками в письмах, а их истинный смысл знали только близкие декабристу люди. Именно по этой причине мы, видя некоторые иногда очень резкие "несоответствия" в строках и словах, столбцах, кажущиеся по своему виду как-бы не правомерными и особой казуистике, не рифмованными, и как-бы не имеющие смысла на первый взгляд, мы оставляем всё как есть и без правок и изменений. Исключение: утраченные от тяжести времён и гнёта безалаберщины историков. Многие письма, документы, а это письма участников восстания, в большей степени рядовых, солдат и младших офицеров Гвардии, у нашей беде погибли в блокаду Города Ленинграда, когда оные свидетельства были привезены нашими родными из Бердичева и Житомира, в город Ленинград для их публикации в одном из изданий партийных органов печати-газет. Четверо из них,  в их числе двое детей, погибли в блокаду и захоронены на мемориале Пискарёвского кладбища. Истина важнее клеветы на декабристов. Да будет так... "- автор

Колокола гудят набатом
Динь-динь-динь,омертвела Душа
Кандалы Храмов тяжки для Бога
Русь на паперти с нами всегда

Наша Русь, вся закончится вскоре
Мы погибнем от маленькой лжи
Потому, что мы верили в Бога
И в Свободу несчастной Руси...
1825г.
 

Романс «В лунном сиянии» (он же — «Динь-динь-динь» и «Колокольчик») продолжает в русской песенной культуре ямщицкую тематику, начатую романсом «Вот мчится тройка удалая…» в 1828 году, когда Алексей Николаевич Верстовский положил на музыку отрывок про ямщика из стихотворения Фёдора Глинки. Об истории создания романса вообще мало что известно, кроме того, что гений был влюблён и его без ответная любовь чуть не привела к трагедии...


... И всё-таки вымышленные созвездия многих песен и исполнения в Обществе, часто придуманы поклонниками то одних, то других лиц. Мы устали оправдывать и отвечать на запросы, напоминать каждому издателю, что стихотворение декабриста Князя Дмитрия Александровича " Сибирский тракт ", или " Колокольчики...звон по тракту" ныне прозвание "Динь-Динь-Динь и прочие, было написано в 1830-35 году в трёх вариациях, уже будучи осуждённым гос. преступником на каторге в Сибири.(как впрочем и стихотворение " Крутится Шарф голубой", хотя и без обозначения точной даты записи, а их несколько вариантов, но по времени они исходят от 1820 к  1821 году) Скорее всего, из того же источника, как упоминается не единожды князем в письмах к своей матушке Кн.Ольге Мироновне, он услышал тему и  песню под звуки шарманки на базаре г.Кадис, от спившегося русского моряка высаженного за какой-то проступок с фрегата и переписанного им на своё усмотрение почти полностью переработав  и отказавшись от матерного лексикона, почти изменив её содержание, исключение - этот  звон, этот звон, так схожий со звоном корабельного колокола - рында.
Окончательно уже тема сформировалась, переписана и ожила в душе декабриста, как он писал матушке кн.Ольге Мироновне, случилась  абсолютно случайно, когда по дороге на каторгу в рудники, думы и сами размышления осужденных государственных "преступников" были разрознены и печальны. При том частенько, сами, не спешившие повозки с возничими в пути по тракту, и конвой  на лошадях, с заключёнными, обгоняли почтовые тройки с  высокомерными курьерами-фельд-егеря доставлявшие срочные донесения и даже заключённых на поселение. При этом их почтовые тройки, почтовики- имели при лошадях колокольчики. Их-то мелодия - напоминали отголоски звона корабельного колокола - РЫНДА, а декабрист Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский, как мы знаем, был офицером на корабле "Нептунус" в 1820 году,  и  звучание колокольцев раздававшаяся в ночной морозной тиши на большие расстояния и привели поэта к созданию стихотворения.
Переписка же, с поэтом А.С. Пушкиным, которому декабрист однажды направил свои стихи и рассказы, не произвели на великого столичного поэта особого впечатления. Он раскритиковал сии произведения написанные князем и по этой причине их заочное знакомство, кроме трёх писем, не состоялось, а переписка оборвалась по сути так в общем-то и не начавшись... Декабрист, через Муравьёвых, по их совету даже попытался и попробовал отправить стихи в Англию своим товарищам и знакомым семьи, но и там их не удалось напечатать по причине нам не известной, и более декабрист не пытался издать свои мемуары..
========================================
Это, уже  Юрьевские стихи...не песни, по крайней мере мы их не слышали...

Уходят плети, век пощад
Нет больше тюрем и чинов
Народ, крестьяне все молчат
Покров Свободы надо мной...
1911 год.

В который раз терзает сердце
В раздумьях матушка, отец
Мне не хватило дней для детства
И Сил ...бессмертным ныне стать...
1911г.
Эти стихи боль и страх...но, думается не о себе и своей Душе, а о матушке России и её несчастном народе, о своей несчастной и любимой Серафиме, о народе, который по предчувствию поэта, находится в преддверии большой трагедии и беды. Любовь Юрьева к  Серафиме Юрьевне Гончаровой ( никакого отношения к  роду Н.Гончаровой не имеет-автор) окончилась трагедией, девушка бросившаяся к нему на встречу, попала под копыта мчавшейся кареты и погибла, травмы ею полученные оказались столь жестокими и смертельны, что доктора, как не старались спасти юную деву, этого им не удалось.(в  С.Петербурге-автор) Было ей всего лишь девятнадцать лет. Как нам было известно из писем поэта, сама она из приюта, и это неоспоримый факт, родители её умерли ещё молодыми от чахотки в  1900 году. Поэт был очень опечален и страдая отошёл от сего мира суеты и печали.Очевидно, что эта семейная трагедия спровоцировала и конечно сильно ускорила  его душевную болезнь, а  начавшиеся страшные боли и нездоровье Души, окончательно сгубило талантливейшего поэта и композитора, способного музыканта. Сохранились письма поэта к Серафиме. В 1960 году, наша семья  созвонившись, их передала  в литературный музей Пушкина администратору, или секретарю, старый батюшка не помнил точно.
Как знаем, Поэт перестал встречаться не только с друзьями, но и с родными, жил самостоятельно и почти в полном одиночестве, не выходя даже в свет, редко общаясь и разговаривая  даже со старым  посыльным по имени  Климентий, как говорили наши родные, слуги своей тётушки, приносящего для него готовые блюда от родных.
Думается, что это выражено и в поэзии загубленного горем и тяжестью вины-совести Юрьева,а также в его музыке и романсах, то есть, это скорее и более обращение к нам, как РЕКВИЕМ его судьбы и предостережение нам и нашим потомкам, это осторожное завещание своему русскому народу и Отечеству - России. Это его прощальная исповедь, трагический реквием поэта по своей жизни, яркой и безжизненно одинокой...

фото Кн.Щепин-Ростовский

P.S.

В дни блокады в Ленинграде погибли от голода и бомбёжки наши родные:
1. Щепина-Ростовская Лидия Фёдоровна 1911г.р.-31 декабря 1941 г.
2. Щепина-Ростовская Нина Александровна 1935г.р.- январь 1942г.
3. Щепина-Ростовская Анна Владимировна 1884г.р.- 1942г.
4. Щепин-Ростовский Николай Александрович 1933г.р. - 1942г.
 Письмо от них передала нам, уже после блокады их знакомая Галина Петровна Короткевич, работница одного из заводов.


Рецензии