Актер Василий Лановой

О нем не раз говорили, что он красив, как Бог, и талантлив, как черт. И это не было преувеличением, только констатацией очевидного. Он такой от рождения, поцелованный высшими силами. Именно эти силы не дали ему погибнуть в оккупации и сберегли его от мест лишения свободы в послевоенное время. Наверное они знали, что удел Василия Ланового – нести людям добро и свет, стать легендой кинематографа, и сыграть на сцене не один десяток персонажей.

Слава пришла к актёру Василию Лановому после съемок в картине «Алые паруса» и закрепилась последующими работами – «Офицерами», «Анной Карениной» и многими десятками других.

Родился Василий Лановой 16 января 1934 года в Москве. Отца звали Семен Лановой, маму Галина Лановая, они были простыми крестьянами, выходцами из деревни Стримба под Одессой. Спасаясь от голода, они уехали в Москву в 1931-м, к родному брату Семена, который приютил родственников, и помог устроиться на работу. В 1937-м у Василия родилась сестра Валентина. Девушка после школы тоже училась в театральном училище, служила актрисой в Доме актера, потом заняла пост директора ЦТ.

Летом 1941 года родители решили отправить детей к бабушке и дедушке на Украину, подышать воздухом, попить свежего молочка, оздоровиться. Василий с сестрой прибыли в село 22 июня 1941 года. В этот же день грянула война, и детям пришлось узнать все ужасы оккупации, которая застала их в деревне у бабушки и дедушки. Родители потеряли с ними связь, и три с половиной года абсолютно ничего не знали о судьбе детей. Василий однажды чуть не погиб. Один из фашистов подарил ему красочный ремень, мальчик тут же напялил его, и пошел на улицу. Там его увидел другой немец, и приказал вернуть, но мальчик был против такой несправедливости, и не подчинился приказу. Тогда фашист дал короткую очередь из автомата, поверх его головы. Перепуганный мальчуган быстро снял ремень, и отдал его оккупанту. После этого он целый год заикался и мочился в постель, но зато остался жив, ведь немец мог просто расстрелять его.

Родители Василия остались в Москве, и работали на химзаводе, где им пришлось вручную разливать по бутылкам противотанковую смесь и «коктейли Молотова». Буквально через пять дней, все, кто выполнял эту операцию, получили поражение нервной системы ног и рук. Рабочие были немедленно отправлены в санаторий, они очень долго лечились, но все равно остались инвалидами. У мамы была первая группа, у отца вторая, они плохо передвигались. Но когда услышали новость об освобождении Украины, мама немедленно отправилась в путь, и спустя пару недель привезла детей в Москву.

И снова парнишка оказался под защитой высших сил, которые не дали ему пропасть в трудное послевоенное время.
Родители работать не могли, потому что имели инвалидность, пенсии не хватало даже на самое необходимое, и Василий решил помочь семье с пропитанием. Вместе с такими же сорванцами, он на коньках догонял грузовики с продуктами и воровал овощи.В те времена это было серьезным преступлением, и грозило приличным сроком. Многие из его друзей действительно оказались в тюрьме, откуда и не вернулись. А Василию снова повезло.

Во время одной из прогулок по Москве Василий увидел объявление, приглашавшее зрителей в Дом культуры лихачевского завода. Там ставилась постановка «Том Сойер», и Вася с другом пошли ее посмотреть. Они были в полном восторге от увиденного, да еще и от того, что артистами были такие же ребята, как и они сами. Друзья попросились записать в кружок и их. Прошло совсем немного времени, и Лановой уже принимал участие в постановке «Дорогие мои мальчишки», которую ставили в 1948-м, на той же сцене.

Затем Лановому предложили сыграть центрального персонажа в постановке «Аттестат зрелости». Эта работа принесла ему первую заслуженную награду, он стал обладателем первой премии на Всесоюзном конкурсе самодеятельности в 1951-м. Василию в тот год исполнилось семнадцать, он как раз получил школьный аттестат и золотую медаль. Парень решил попытать счастья в Щукинском училище. Он был одним из ста пятидесяти претендентов, желающих учиться в этом вузе. После тщательного отбора добро было дано только двоим, среди которых оказался и Лановой. Члены приемной комиссии были в восторге от этого юноши. Он был стройным, статным, красивым, и соответствовал героическому образу.

Но Василия терзали сомнения – как-то слишком легко досталась ему эта победа. Молодой человек решил снова попробовать свои силы, на этот раз на журналистском факультете МГУ. Он и туда поступил без особых усилий.

Студент-первокурсник МГУ Василий Лановой получил приглашение на съемки картины «Аттестат зрелости», причем его звали на ту же роль, которую он совсем недавно играл в театре. После выхода ленты на экраны, Лановой получил первую известность, его начали хвалить критики и зрители. Только после этого он окончательно решил связать свою биографию с миром кино. Лановой уходит из МГУ и восстанавливается в «Щуке», где его преподавателем стала Цецилия Мансурова. Еще в годы учебы он сыграл главную роль в фильме «Павка Корчагин, поставленного по роману Николая Островского «Как закалялась сталь».

Диплом об окончании Щукинского училища Лановой получил в 1957-м, и буквально сразу поступил на службу в театр им. Вахтангова. У него был достаточный опыт, чтобы играть заметные роли, но режиссер театра не сразу доверял молодым талантам, и долго испытывал их на незначительных образах. Василию надоело такое положение дел, и он решил искать себе новое место, где бы по достоинству ценили его талант. Его позвали в «Современник» и театр имени Моссовета, и только после этого режиссер Рубен Симонов понял, что может лишиться талантливого артиста, и сразу начал предлагать ему роли главных героев в новых спектаклях. Их было много, в самых разных жанрах, от классики до современности, но в любой своей роли Лановой выглядел очень живо и органично. Прошло совсем немного времени, и и театр получил нового ведущего актёра.

В этот самый период Лановой начинает выступать на радио, читая поэмы, участвуя в радиопостановках и литературно-музыкальных композициях. Его голос слышался в «Митиной любви», «Высоких звездах», в поэме «О любви». У него появилась огромная масса поклонников, которые восторженно принимали каждое выступление своего кумира. Критики рассыпались в хвалебных рецензиях, и это было не преувеличение, а дань таланту настоящего профессионала.

Съемки в кино Василий Лановой возобновил в 1954-м, когда принял предложение сыграть Павку Корчагина в одноименном фильме. После первого проката стало понятно, что лента очень понравилась, впоследствии создатели и актёры были неоднократно награждены. После выхода ленты на артиста обрушился успех.

Сразу за этим успехом пришла еще большая известность и любовь зрителей. На экраны вышла картина «Алые паруса». Потом была эпизодическая роль в «Полосатом рейсе», и более значимые в фильмах «Анна Каренина», «Война и мир». На рост популярности артиста в большой степени повлияли ленты «Анна и командор», «Дни Турбиных», «Петровка, 38». Все картины заняли свое почетное место в российском кинематографе.

Пик популярности настиг актёра в 1971 году, после выхода фильма «Офицеры», где его героем стал красный командир Иван Варавва. Эту картину до сих пор считают лучшей зрители нескольких поколений, по ней старались воспитывать своих сыновей и внуков, потому что лента не только призвана будить патриотизм, но и пробуждать в мужчинах их лучшие качества, которые к сожалению, у многих наших современников отсутствуют. По версии «Советского экрана» картина была признана фильмом года, а исполнитель главной роли получил звание лучшего артиста 1971 года.

В картине звучит песня «Вечный огонь» в исполнении Владимира Златоустовского. За все эти годы ее исполняли разные певцы и артисты, она звучит со сцены во время торжественных концертов, посвященных Дню Победы. Часто исполняет ее и Василий Лановой вместе с актрисой Аллой Покровской, которая сыграла в картине супругу Алексея Трофимова — Любовь Трофимову.

Творчество артиста очень часто пересекалось с военной тематикой. В 1979-м зрители могли увидеть документальный проект «Великая Отечественная», который снял Роман Кармен. Озвучивание этого фильма принадлежит Лановому. За эту свою работу артист получил Ленинскую премию.

В 80-е годы Ланового стали реже приглашать сниматься. Он занялся преподавательской работой в Щукинском училище, и по-прежнему выходил на сцену родного театра. Спектакли с его участием «Посвящение Еве», «Милый лжец», «Лев зимой», имели неизменный успех у зрителя.

В 90-х годах Василий Лановой продолжает получать предложения от режиссеров и снимается в нескольких проектах. В 2004-м ему предложили роль главного героя в фильме «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко». Он примерил на себя образ Константина Багрянородного.

В 2005-м Первый канал презентовал ленту «Брежнев», где главную роль получил Сергей Шакуров, а Лановой стал Юрием Андроповым. Были у него и совместные проекты с супругой – Ириной Купченко. Они засветились в фильмах «Бедные родственники» и «Дом на Озерной».

В 2013-м Василий Лановой примерил на себя мантию кардинала Ришелье в «Трёх мушкетерах». Режиссером картины стал Сергей Жигунов.

В 1985-м вышла книга мемуаров Ланового, которую он назвал «Счастливые встречи», спустя некоторое время артист выпустил еще одну – «Летят за днями дни…».

В 1995-м Василий Лановой возглавил общественный фонд «Армия и культура», который занимался проведением благотворительных акций. На протяжении десяти лет артист руководил Международным детским фестивалем «Артек».

Известна и его позиция по украинскому вопросу. В 2014-м он призывал Януковича использовать данную ему власть, и навести в стране порядок. Поддержал Лановой и Президента РФ Путина в его позиции по Крыму.

Лановой входит в попечительский совет «Бессмертного полка». Эта акция проводится уже несколько лет, и охватывает очень много населенных пунктов
 страны. Лановой и Купченко тоже выходят на улицу с портретами своих родителей.

В жизни Василия Ланового было три официальных брака. Первый раз он женился в студенческие годы на однокурснице Татьяне Самойловой. Их семейная жизнь длилась три года, но после того, как Татьяна пошла на аборт, они развелись. У актеров должны были родиться близнецы.

Второй раз Лановой снова женился на актрисе – Тамаре Зябловой. Они расписались в 1961-м и были счастливы в браке на протяжении десяти лет, пока в 1971-м Тамара не погибла в ДТП. Потом оказалось, что женщина была беременна, и это сообщение повергло Ланового в новую волну отчаяния.

Через год личная жизнь актёра начала налаживаться. В 1972-м он женился на Ирине Купченко. Их разница в возрасте составляет четырнадцать лет, но это никогда не мешало супругам быть счастливыми. В 1973-м они стали родителями сына Александра, в 1976-м у них родился еще один сын – Сергей. Старший выучился на историка, младший на экономиста.

После учебы в МГУ Сергей работал в Минфине РФ. Он не был женат, но имел внебрачную дочь в Архангельске. В 2013-м Сергей Лановой умер из-за остановки сердца, и теперь заботы о внучке лежат на Лановом и Купченко. После окончания школы она собирается ехать в столицу и поступить в институт.

В 2016-м артиста позвали на роль в эпизоде картины «Тайна Снежной королевы». В 2017-м канал НТВ представил зрителям фильм «Чужой дед», где в роли главного героя снялся Василий Лановой.

Кроме съемок в кино, Василий Семенович ведет и активную концертную деятельность. Со своими сольными концертами он побывал в разных городах России, осенью провел поэтический вечер в Карелии.

Двадцать восьмого января 2021 года, в возрасте 87 лет Василий Семенович Лановой скончался. Причиной смерти стала новая коронавирусная инфекция COVID-19. Заразился Василий Семенович в конце декабря 2020 года, а в начале января 2021 был госпитализирован вместе с женой. В последний день жизни 28 января состояние актера резко ухудшилось и его подключили к аппарату ИВЛ. Однако жизнь на аппарате была недолгой. Василий Лановой скончался в этот же день — 28 января около 23 часов. Соболезнования по случаю смерти актера на следующий день выразили Путин и Собянин.

Избранная фильмография

1954 Аттестат зрелости
1956 Павка Корчагин
1961 Алые паруса
1965—1966 Война и мир
1967 Анна Каренина
1968 Солярис
1970 Любовь Яровая
1971 Офицеры
1974 Анна и Командор
1980 Петровка, 38
1980 Огарёва, 6
1992 флеза Князя тьмы
2000 Рыцарский роман
2006 Офицеры
2013 Три мушкетёра
2014 Линия Марты
2016 Чужой дед


Интервью Василия Ланового: «Если не будем жёсткими, нас быстро сожрут!»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Василий Семёнович, сегодня в обществе крайне противоречивые настроения. Либерально настроенная часть говорит: «Нужно быть дипломатичными. Зачем ссориться со всем миром?» А кто-то, наоборот, поддерживает жёсткие силовые методы: «Больше уважать будут!»

Василий Лановой: Если не будем жёсткими, нас быстро сожрут! Мы должны понять: на нашу страну столько ртов открывалось... Те же американцы всё время твердят: «А почему это Россия должна таким гигант­ским земельным участком обладать?» (Лановой повышает голос.)

А ваше какое дело?! Мы же не спрашиваем, почему у вас есть это и то! В мире всегда были и будут желающие поживиться Россией! И каждый раз Россия даёт по мордам этим людям!
 
Тут никаких «дипломатических» соплей нельзя распускать. Потому что так будет продолжаться и дальше. Ещё бы - такая площадь, такие богатства! Когда мы говорим об отношениях России с враждебно настроенным Западом, чего тут либеральничать?! О чём тут можно рассуждать?! Выше интересов государства нет ничего. Всё остальное - преходящее.

АиФ - А если говорить о том, что творится внутри страны? Звучат мнения, что демократию у нас только на словах декларируют, а на самом деле в стране диктатура. 

Посмотрите, что делается сегодня в мире, что творят либералы и прочая шваль! К чему приводят расхлябанность, «разгул свободы»! Поэтому я за сильную государственную власть. Иначе... (Напевает.) «И по камешкам, по кирпичикам растащили нашу благода-ать».   

В такой огромной стране, как Россия, только отпусти вожжи... Через день всё распадётся, растащится по кусочкам! Если государство не имеет железной руки, тогда страдает вся страна. Только в сильной стране будут на достойном уровне и промышленность, и культура, и наука, и образование. 

АиФ - Россия была крайне ослаблена после развала СССР. Едва стала подниматься с колен в нулевых, как санкции сильно ударили по нашей экономике... А сегодня, по-вашему, положение нашей страны...

- ...Страна с колен поднимается... (Делает акцент на следующих словах.) И, как бы все они там на Западе ни крутились, слава богу, возрождается великая Россия! Я думаю, для них это тоже хороший урок - и Европе, и Америке, и всем другим шведам! Не цепляться к нам, не бодаться с нами! Иначе у самих начнутся проблемы. 

АиФ - В этом году исполняется 45 лет фильму «Офицеры». А вам каким запомнилось военное поколение? 
Это было великое поколение. Великое! В фильме «Белорусский вокзал» есть песня «Мы за ценой не постоим». Вот это поколение не постояло. Победили в страшной войне! Подняли страну, уже через два года карточки отменили! Восстановили производство... Невиданно! Потому что все тогда были государственниками. Патриотами. Держава для них была важнее частных интересов!

Мы вечно обязаны военному поколению за подвиг и за спасение Родины. Тут двух мнений быть не может. Ну разве что у подлецов... (Говорит с паузами.)

Я слышал тут одного ублюдка, который сказал: «Не надо было защищать Ленинград. Надо было сдать, и не было бы никаких потерь». (Сильно повышает голос.) Каково это было слышать тем, кто выдержал, вынес ЭТОТ УЖАС? К сожалению, сегодня такие идиоты встречаются... Но это не русское племя. 
Я несу портреты мамы и папы в «Бессмертном полку». И, пока силы будут, буду нести.  
 
У нас великие военные картины были - «Летят журавли», «В бой идут одни «старики». А то, что сегодня иногда снимают… (Вздыхает.) Об этом даже говорить не хочется… 

АиФ - Василий Семёнович, «АиФ» выпустил «Дет­скую книгу войны». Это дневники детей, переживших кошмар военного времени - блокаду Ленинграда, оккупацию, тяжелейшую жизнь в тылу. Сейчас мы работаем над её аудиоверсией. И, как только вам привезли это издание, вы сами пере­звонили и сказали, что готовы участ­вовать в этой акции. Почему вы так быстро согласились?
 
Я 3,5 года был в оккупации на Украине. Мама и отец отправили нас, как и каждый год отправляли, отдыхать к бабушке и дедушке под Винницу. Через две недели они должны были приехать... Мы - две мои сестры и я - у­ехали из Москвы 20 июня 1941 года. 22 июня в 5 утра мы сошли на станции Абомеликово, а над нами летели сотни самолётов бомбить Одессу… Вот так для меня началась война. Мне было 7 лет, младшей сестре - 4 года, старшей - 10. Родители не приехали ни через год, ни через два, ни через три... 

10 апреля 1944 г. была освобождена Одесса, немцев выбили. И они снова побежали через нас - в Бессарабию…  Мама приехала к нам только в конце мая 1944 года. Я побежал встречать её на станцию, обогнал двух сестёр. Вижу: два вола тянут арбу. На арбе сверху сидит женщина. Худю-ющая! С громадными глазами. И... я пробежал мимо. Не узнал маму! А Дмитрий, хозяин волов, крикнул: «Васылька, це ж мамка твоя! Куды ж побиг?» Я вернулся. Долго смотрел на неё. Она смотрела на меня. Вот эти мамины глаза я помню всю жизнь… И, когда Дмитрий меня поднял и швырнул к ней наверх, мама вцепилась в меня и не отпускала. Наши родители разливали противотанковую жидкость на химическом заводе в самом начале войны… «Жидкость Молотова» «била» по нервной системе, были поражены нервы рук и ног. Родители остались инвалидами на всю жизнь…

Всё, что связано с войной, у меня в памяти осталось буквально по дням... Она для меня оказалась самым главным событием в жизни. Поэтому для меня лучшая поэзия - военная, лучшие песни - военные. Я выпустил пять дисков военных песен и стихов. Для меня самая большая святыня - вклад наших родителей в нашу Победу... 


Рецензии