С Крещенским Сочельником!

Крещенский Сочельник - последний день колядований на Руси, последние святочные гадания. Под Крещение наши прабабушки собирали снег и раскладывали его в погреба и колодцы. Считалось, что в этот день он обладает особыми целебными свойствами, которыми наделит и сохранит свежей воду в колодцах до следующего года.


Одним из излюбленных способов гаданий в эту ночь было предсказание по звукам. Для этого незамужние девушки после захода солнца выходили на крыльцо или порог дома, вслушиваясь в тишину. Если вдалеке слышалось чье-то пение или лай собаки, то это к скорой свадьбе, топот копыт - к дальней дороге или переезду. Самым страшным считалось услышать колокола или стук топора, ведь считалось, что это к беде или кончине.


        Я нашла себе подругу:

        Во поле – седую Вьюгу,


        Отыскала мила друга

        Для совместного досуга:


        Ветра буйного в степи

        Бесшабашней не найти…


        Для безудержной пирушки

        Я ещё нашла подружку:


        В призрачном ночном лесу

        Рыжехвостую Лису.


        С нею мы, как две сестрицы,

        Как же тут не веселиться?


        На все стороны пойду

        И ещё кого найду:


        Ворона – ночного гостя

        На раките, на погосте…


        Или Дождик, что всех мочит,

        В гости сам идти не хочет -


        Я на воле отыщу,

        На свой праздник притащу!


        На весёлую на тризну

        По прощанию с Отчизной!


        И вперёд – в чужие дали,

        Поминайте, лишь, как звали:


        В даль туманную уйду…

        Может, там и пропаду.


Также популярным было гадание предсказывать судьбу по обрывкам услышанных фраз. Ах, как любили этот способ наши с вами пра-прабабушки! Для этого они ходили подслушивать под окна соседей. Если кто из них слышал скандал, то это означало, что впереди её ждет трудная и беспокойная судьба, а услышать молитву — наоборот, было добрым предзнаменованием благополучной судьбы в будущем.

       

        Светлый терем, строгий лик,

        На печи лежит старик,

        Ишь покряхтывая.

        В небе месяц молодой

        Звёзды на небе гурьбой:

        Эх, загадывай


        Про Судьбу и жениха,

        Про корову и быка,

        Да про свадебку.

        Ветер стелет снег к земле:

        Видно утром - быть пурге

        Спозараненку.


        На сегодняшний момент

        От сватов спасенья нет -

        Хоть метлой взашей.

        Девка - любо хороша:

        Откликается душа,

         Улыбаясь ей!


        Но кручинится старик:

        - Дочка, молодость - лишь миг,

        Проходящая.

        Даром время не теряй,

        Выбери - не прогадай:

        Подходящего.


        Он был в молодости хват:

        И работник и солдат -

        Ближе к Богу стал.

        На земле свободной жил,

        Батюшке-царю служил -

        Пусть живёт до ста!


Также девушки обращали внимание на фразы, сказанные хозяевами дома, под окнами которого они подслушивали. Знаковыми для девиц были такие слова, как «Готовьсь», «Сбирайся», «Иди отсюда»: эти слова предвещали скорое замужество, а вот «Стой», «Останься», «Присядь» - означали, что сидеть услышавшей подобное в девках ещё ох, как долго, если вообще не всю жизнь...


Девушка, услышавшая заветные слова - предвестники скорого замужества, спешила спрашивать у первого попавшегося прохожего мужского пола его имя. Считая, что так будут звать её суженого.

    

        С Именем заветным,

        Что вчера узнала,

        На сердце приметном

        Легче-то не стало...


        Как его утишить?

        В дальней стороне,

        Коли кто отыщет -

        Знак подаст ли мне...


        Так покой не сыщешь -

        Лишь неупокой...

        Коль меня услышишь -

        Помани рукой.


Среди девушек и юношей было еще одно популярное святочное гадание. Они собирались большой компанией, в центр ставили чашу с водой. Ёмкость накрывали белым платком, а на дно клали различные предметы или украшения так, чтобы было легко опознать, где чей предмет. Гадальщики пели песни для вхождения в процесс предсказания.


Погоню кобылу

Я кнутом вперёд.

Бог с тобой, мой милый, –

Грусть моя уйдёт.


Как туман, неслышно

Ляжет на поля.

Словно грудью дышит

Сонная земля.


Этою землёю

Ветер во степи

Повенчал с тобою –

Так что уж, терпи.


Мне ж печаль и подлость

Уж не по плечу:

Закушу я гордость,

Как узду. Лечу


Вскачь лихим кумиром

По степи седой.

Оставайся с миром,

Да и он с тобой…


В продолжении песнопения кто-то из них, специально заранее назначенный, доставал что-либо из-под платка на каждый куплет. Тот или та, чей предмет был вытащен сам решал, что означает предсказание.


Основными любителями гаданий были естественно молодые незамужние девушки. И конечно больше всего их интересовали гадания на суженого. О будущем супруге девицы хотели узнать как можно больше: цвет волос и глаз, имя, возраст, рост, откуда он родом и каков его род занятий. Гаданий на эту тему было множество. Например, с помощью петуха девицы старались определить, кто из них первой пойдёт под венец. Для этого они возле каждой гадающей насыпали по жмене пшена. Считалось, к какой из них петух подойдет и начнет клевать зерно, та ранее остальных и выйдет замуж.


 Шью я платье белое,

  по подолу — кружево.

  Ты вернулся, смелый мой!

  Здравствуй же, мой суженный!


  Воротился с доблестью,

  честь в бою не выронил.

  Руки в обе стороны

  широко раскину я!


  Здравствуй, здравствуй, мой родной!

  Дождалась тебя я.

  Расшивала я канвой

  понапрасну саван.


  Принимай в объятия

  да целуй неистово

  и уйдём с рассветом мы

  за луга росистые.


  За луга росистые

  да поля широкие:

  нас они не выдадут

  ни друзьям, ни ворогам.


  Думала придётся

  надевать мне саван

  тот, что ночью шила,

  слезой поливала,


  Ведь пойти за ворога

  я живой не стала бы.

  Я живой не стала

  да меня б не стало.

  Превратился бы наряд

  подвенечный в саван.


  Бог меня не выдаст

  замуж за другого,

  а с тобой я не страшусь

  ничего иного.


  За курганы дальние

  нам уйти удастся,

  будет наша свадьба,

  будет наше счастье!


  Пусть летят все мимо

  горести-напасти!

  Здравствуй, мой любимый,

  Радость моя, здравствуй!


Также чтобы узнать, кто первой из незамужних девушек обретет семейное счастье, существовало гадание на скорлупе грецких орехов. Для этого в скорлупки вставляли маленькие обрезки свечей, зажигали и пускали плыть в таз с водой. Чья свеча первой догорит, та скоро встретит своего суженого, а чья свеча потонет - та из них останется незамужней до конца своих дней.


       - Где ты летал,

        Где пропадал?

        Сокол, ответь мне ответь.

        - В дальние дали

        Ветры угнали:

        Там не желал я стареть!


        - Где ты скитался,

        С кем там ты знался?

        Всё про тебя хочу знать!

        - Страны чужие,

        Люди лихие -

        Что мне о том горевать?


        Вот притомился

        И воротился,

        Только с подбитым крылом:

        С неба упал,

        Крылья сломал -

        Нет, не томлюсь о былом.


        Радости взлёта,

        Тайны полёта

        Больше уж не испытать…

        Примешь такого,

        Полуживого? –

        Вот что хочу я понять!

        ....................


        - Где же мой сокол,

        Всё ли высоко?

        Юность минула-прошла…

        Осень всё ближе,

        Чай, не увижу

        Взмаха родного крыла…


Какие только способы не придумывали девушки, чтобы узнать о своем суженом?


Например, девушки бегали к колодцу или реке, набирали полный рот воды и бежали обратно в дом. К той, которая успевала донести воду до крыльца, не проронив ни капли - считалось, скоро непременно приедет жених свататься, а у той, что проливала воду от кашля ли, испуга или ещё чего-то - ей в ближайшем будущем можно было на замужество не рассчитывать.


        Свет моей Души:

        Радость ли, печаль...

        Знай, всё неспроста.

        Верь.

        Верь и не спеши.

        Не спеши тушить

        Свечи, что зажгла.


        Что зажгла тебе,

        В твой ненастный час.

        Час, когда кругом мрак и пустота...

        Верила Судьбе.

        Верила, ждала —

        Пусть твердили все,

        Что ты не поймёшь...

        Не поймёшь меня.


        Что ж,

        Знаю, я — права.

        КрУгом голова.

        Но любовь жива...

        Не убить её.

        Свет не погасить.

        Свет далёких звёзд.

        Звёзд, что нам всегда

        Светит по ночам.


        Знай.

        Знай и не спеши,

        Коли веришь — жди:

        Будет счастье нам!


Как я уже писала ранее, сны также использовплись при гаданиях на суженого. Наши прабабушки верили, что во время крепкого сна душа покидает тело, отправляясь в потусторонний мир. До сих пор незамужние девушки не упускают случая сказать фразу: «Сплю на новом месте, приснись жених невесте».


Ночь в Крещенский Сочельник была особенно популярна для подобных гаданий и заговоров.


После Крещения гадать было запрещено - девушкам разрешалось только смотреть на воду. Но наши пра-пра- и здесь находили для себя способы...


______________

Прим. в статье использованы только авторские стихотворения.

С Крещенским Сочельником, Друзья!
Мира и Добра вашему дому!


Рецензии