Действие 4

За "Квадратным столом" приглашенные участники дискуссии:
 
Душа.
Тело.
Человек.

Ник-то.
-Уважаемые читатели и зрители! Я приветствую вас в моей студии. Разрешите представить вам моих гостей. Справа от меня госпожа Душа.
( Душа, в ярком костюме, встает, приложив руку к области сердца, кланяется.)
- Слева, я думаю, вы уже узнали моего постоянного гостя, это - господин Человек. (Человек в тех же джинсах, клетчатой рубашке. Встает, потрясает поднятыми руками, кисти которых сцеплены, приветствует собравшихся.)
Ник-то.
(Указывает на госпожу, сидящую слева от Человека.
-Хочу вам представить нашу гостью, госпожу Тело.
(Тело, дама в сером костюме, с гладко зачесанными назад волосами, уверенная в себе, порывистая в движениях. Пол её трудно определить.)
Тело.
( Резко встает с места, что-то выкрикивает, машет руками перед собой, показывая "крест" отрицания.)
- Господин ведущий, прошу Вас, не называйте меня госпожой!
(Ник-то в замешательстве умолкает, смотрит на Тело.)
Пауза. Медленно произносит.
Ник-то.
- Хорошо, хорошо... Простите, а как я должен к Вам обращаться?
Тело.
- Зовите меня товарищ Тело.
(Садится в кресло. Ник-то удивленно смотрит на товарища.)
Ник-то.
- Товарищ Тело, а почему Вам не нравится так, как я Вас представил - « Госпожа»? Слово « Товарищ» для вас, насколько я понял, очень важно...
Тело.
- Понимаете, господин ведущий, дело все в том, что я не приемлю обращение « госпожа» ко мне по очень принципиальным соображениям.
(Ник-то перебивает Тело.)
Ник-то.
- Простите, что перебиваю Вас, товарищ Тело, но мне очень стало интересно, что это за такой принцип у Вас? Будьте так добры, поясните его нам, всем тут присутствующим. Надеюсь, это не секрет?
Тело.
(осматривает присутствующих.) Небольшая пауза.
- Нет, это не секрет. Все просто. Я не терплю это слово - господин... Какой я господин, я товарищ!
Ник-то.
(сидя, обращается к Тело.)
- Скажите, товарищ Тело, хм..хм.. предполагаю…. Кажется, я понял, здесь вплетаются элементы вашей философии? Не так ли?
Тело.
- Вы правы, господин ведущий. Я думаю, что позднее я объясню Вам и всем вашим гостям, что я имею в виду.
Ник-то.
- Интересно, интересно... Мне кажется, я уже догадываюсь, почему так... Пауза. -Интересно. Странное сегодня начало нашей беседы. Не правда ли?
(Обращается ко всем присутствующим.)
-Ну, хорошо, продолжим. С гостями мы познакомились. Теперь хочется продолжить это знакомство… Традиционно, в начале, здесь, за моим "Квадратным столом", я предлагаю участникам представиться. Рассказать немного о себе. Пожалуй, начнем с Вас, госпожа Душа. Вы не возражаете?
Душа.
- Господин ведущий, у меня есть предложение. Товарищ Тело уже положило начало своему представлению, может, позволим ему продолжить? А то, как-то получилось не совсем понятно. Это только мое соображение, если само товарищ Тело не против.
(Смотрит в сторону Тело.)
Ник-то.
- Нет, я не против. А Вы, товарищ Тело? Может быть действительно, так и поступим, продолжите себя представлять?
Тело.
(встает, затем вновь садится, вздыхает, снова встает)
-Хорошо, если Вы так считаете, то я могу и продолжить.
Ник-то.
-Вот и прекрасно. Продолжайте.
Тело.
(Задумчиво)
-Я, как-то была у Вас на программе в качестве зрителя. Тогда у Вас был гость, господин Бог. Вы задали ему вопрос, ( после небольшой паузы), рассказать о его деятельности. Бог ответил, что он Создатель, Творец. Для меня было очень приятно, когда он сказал еще, что создал меня по своему подобию. Это было сильно сказано и мне есть чем гордиться, все же по Его подобию!
Ник-то.
(улыбается, смотрит на всех присутствующих)
-Значит по Его подобию...
(пауза, смотрит в сторону госпожи Души.
Та улыбается, тянет руку, просит слова.)
Тело.
(как бы не замечая никого, с гордостью)
-Да, я Его подобие. Я творец, я созидаю, я делаю так, как и Он! Я очень сложно устроено. Во мне функционируют одновременно, взаимосвязано тысячи функций. Все мои органы и процессы, протекающие в них, четко скоординированы моим главным биохимическим аппаратом под названием мозг. Я своими анализаторами воспринимаю мир и посредством сложнейших химических реакций запускаю механизмы биомеханического реагирования, что приводит к изменению мира. Как этим не гордиться?
Душа.
(встает с места, обращается к Телу.)
-Позвольте, товарищ! Что Вы тут нам рассказываете? Наш Господин взял кусок глины и слепил Вас. Вы же не будите отрицать, что Он вдохнул в Вас меня - Душу! Что Вы представляли бы без меня? Да, ничего! Вы же просто были бы пугалом, подобием, но не Его, а того, что ставят на огородах. Только я могу дать вам, куску праха, жизнь!
Тело.
(немного раздраженно)
-Слышало я про это... Только это ничего не значит, в том смысле, который Вы приписываете себе. Он вдохнул искру, зажег меня, запустил химические процессы. . Вы же не будите отрицать то, что говорят среди нас: « В здоровом теле - здоровый дух.» Заметьте, не здоровая душа, а здоровый дух!
Ник-то.
(встает, поднимает вверх правую руку)
-Стоп, стоп! Мне кажется, что вы переходите к спору. Вы пытаетесь здесь разрешить вопросы, которые так давно существуют между вами. Простите, я забыл вас, (обращается ко всем участникам "Квадратного стола"), предупредить, что сейчас мы рассматриваем только ваши установочные понятия, понимания самих себя. Мы не должны переходить грань, за которой начинаются оскорбления и выяснения, кто первый, а кто второй.
Тело.
(несколько смущенно)
-Простите, господин ведущий. Я излагало все так, как Вы просили. Я представило себя, так, как я понимаю. Я не хотело, это госпожа Душа... (умолкает, пауза)
Собственно говоря, я уже все изложило.
Ник-то.
(с каменным лицом, смотрит в зал)
-Хорошо, понятно.
(обращается к госпоже Душе)
- Я так думаю, что Вы хотите добавить что-то, к тому, что Вы уже поведали нам.
Душа.
(взволнована, встает с места)
-Я сожалею, что высказалась так резко в адрес товарища Тело.
(обращается к Тело)
-Простите.
(Тело принимает обращение, снисходительно делает жест рукой в знак примирения. Душа продолжает, теребит в руках платочек)
- Я не могу согласиться с товарищем в том, что Дух и я - Душа, разные субстанции. Не согласна и с тем, что моя функция была только воспламенить физикохимическую куклу, чтобы она стала двигаться. С этим я не согласна категорически! Я нахожусь в Теле совсем для других целей, целей более высоких, которые дал мне наш Творец. Я реализую Его планы, я вошедшая Его мудростью в футляр, которым является товарищ Тело, продолжаю Его дело.
Ник-то.
(останавливает Душу)
-Простите, я вынужден вновь прервать Вас, госпожа Душа. Что-то не получается сегодня у нас приятной беседы. Мы все время натыкаемся на взаимные упреки-колючки. Я понимаю, что эта тема не так проста, как кажется. Здесь больше вопросов, чем ответов... Собственно говоря, потому я и собрал вас здесь, за моим "Квадратным столом", чтобы выяснить ваши позиции. Понимаю, что вам очень сложно, вот так, вне человека, вести диалог. Давайте попробуем дать слово нашему гостю, господину Человеку.
(обращается к Человеку)
- Вы не против?
Человек.
-Я давно живу на земле... Меня всегда волновало то, что является для меня, пока, неразрешимой проблемой. Откуда я, зачем, и куда я уйду? Во мне уживаются, как это ни пародоксально, несовместимое, противоречивое, но тем не менее, взаимосвязанное, вечное и бренное. Меня смущают рассуждения обеих моих составляющих. Я в замешательстве.
Наш Творец создал меня, и те споры, колкости Души и Тела в адрес друг друга просто неуместны.
(Подскакивает госпожа Душа, машет руками, почти кричит)
Душа.
-Да, что же это тут происходит? Господин Человек, позвольте, как Вы можете умолять мое значение и сравнивать меня с куском глины?
(Человек смотрит на Душу, спокойно продолжает)
Человек.
-Госпожа Душа, прошу Вас успокойтесь, что Вы так волнуетесь? Я же уже сказал, что такие равносторонние реплики не приведут нас к пониманию всех вопросов.
Душа.
(Раздраженно, почти сквозь зубы)
-Да, вылечу я из вас двоих... И, что? Во что вы превратитесь? Прах! Подумайте над этим, господин Человек.
Человек.
(Смущенно смотрит на присутствующих, обращается к ведущему)
-Ник-то, Вы собрали нас здесь, за Вашим столом, чтобы окончательно рассорить? Мы начинаем кидаться друг на друга, зачем Вам это?
Ник-то.
(Встает, пауза, смотрит на членов дискуссии)
-Да, тема сложная. (Пауза)
- Но, я хочу вам заметить, что я, собственно говоря, достиг той точки "кипения", когда наступила пора... (пауза)
-Признаюсь, что я специально спровоцировал вас на этот спор. Мне хотелось показать, как сложны ваши отношения, как много вопросов, которые остаются между вами нерешенными до сих пор. Не знаю, сможем ли мы их разрешить в этот отрезок времени, но попытка - не пытка, как говорят среди людей. (улыбается)
- И так, настала пора, когда я буду задавать вам мои вопросы, они могут быть не совсем удобными... Я не жду ответов, вы можете промолчать, но постарайтесь их хотя бы осмыслить. Ваши поиски ответов на вопросы будут вертеться в ваших головах. Вам, конечно же, известно, что я, Ник-то, обладаю качествами проникать повсюду, видеть все, понимать непонятное. Я буду знать все, о чем вы думаете, какие находите для себя ответы. На основании этого я дальше буду строить свое интервью с вами. Не удивляйтесь, я знаю, что это для вас выглядит не очень-то обычным. Я постараюсь направлять ваши мысли и то, что у вас в головах будет вызывать сомнения, я буду озвучивать. Вы будете отвечать себе сами на ваши вопросы. Но, не надейтесь на мои подсказки. Все будет зависеть от вас.
(Все удивленно смотрят на Ник-то.)
Ник-то.
-Вы согласны с моим предложением?
(Все кивают головами.)
-Теперь я задаю вам первое задание. Постарайтесь осмыслить все то, что каждый из вас нам здесь представил. Задавайте себе вопросы, ищите в себе ответы. Не смущайтесь, если вы будите заходить в тупик. Думайте, ищите, представляйте варианты. Философствуйте, сравнивайте, используйте свой опыт, пользуйтесь фактами и научными достижениями. Постарайтесь использовать вашу интуицию. Вспомните все, с чем вы сталкивались, что было для вас непонятным и необъяснимым. Не забудьте мистику, религии, поднимите пласты истории. Не пугайтесь! Дайте волю своему мышлению, пусть будут, казалось бы, фантастические, самые невероятные идеи. Заставьте свое творчество работать. Понимаю, сложно будет вам находить ответы, больше, в тысячи раз больше, будет возникать вопросов... Но, это единственный путь, который может вам дать представления о себе. Ну, что? Начали!
Гаснет свет на сцене. На экранах каждого участника возникают различные картины мультипликации, они текут в порядке и хаотично. Участники не догадываются, что их мысли проецируются на экраны за их спинами. Трудно уловить смысл движения мыслей по этим кадрам, но все - же иногда возможно фиксировать некоторые сцены.
Ник-то с интересом наблюдает за происходящим, следит за мимикой участников, его мало интересуют экраны с мультипликацией, он понимает, что происходит в головах интервьюируемых. Он замечает на лице Человека мимолетную улыбку. Ник-то поймал этот момент, ему было интересно, что же заставило Человека улыбнуться. Ник-то вернул текущие мысли Человека, остановил этот момент на экране, где, во всей красе своего оперения, предстал - петух! Вот так дела!
Ник-то.
(Встает с места, делает жест рукой, показывает, что он желает приостановить процесс размышления участников. Все смотрят на Ник-то)
-Дамы и Господа, товарищи! Минуточку внимания. Я хочу привлечь ваше внимание к одному очень курьезному факту. Посмотрите на экраны, которые расположены у вас за спиной. Что же мы видим на экране господина Человека?
(Все с удивлением рассматривают красивого петуха)
-- Господин Человек, простите, что я не предупредил вас и всех участников моей студии об этом маленьком трюке... Я остановил вас на том месте, когда вдруг у Вас возник образ петуха. Мне показалось, что это очень важный момент в Ваших рассуждениях. Пусть он покажется отчасти смешным, но стоит на этом моменте остановиться. Могли бы Вы вспомнить, о чем Вы подумали, когда в Вашем сознании возник этот образ. С чем Вы его связали? Вспомните, пожалуйста, расскажите нам. Я думаю, что это послужит нам уроком...
Человек.
(Смущенно краснея, несколько несвязанно, пытается рассказать о том, почему возник у него в мыслях петух)
- Простите, может это покажется не совсем корректным... Я подумал о старой "головоломке", меня всегда мучил вопрос... Вы же знаете,- смотрит на Ник-то.
-Ну, эта тема, кто первый - "Яйцо или курица"...
Ник-то.
(Подбадривая, протягивает руку к Человеку открытой ладонью вверх)
-Ну, ну продолжайте!
Человек.
-Так вот я и подумал... Как могла возникнуть курица, когда не было яйца, она его еще не снесла... Хорошо, была курица... Ну, допустим, яйцо было впереди курицы... Но не может выйти курица из яйца, оно будет "пустым"! Вот тут я и подумал про петуха.
(Смущенно опускает голову, молчит. Все смотрят то на экран, то на Человека, то на Ник-то. Ник-то улыбается, разводит руки, делает легкий поклон головой.)
Ник-то.
-Вот теперь мне понятно, (хитро улыбается), почему возник петух. Я хочу Вас спросить (обращается к Человеку), а почему Вы прекратили развивать эту мысль? Простите, поясню, я имею в виду ввод третьего персонажа в вопрос "Курица-яйцо". Это интересная идея, возможно, поможет подойти к какой-то гипотезе. Нет, простите, это не подсказка, это только мое предположение развития мысли...
Человек.
(С легким беспокойством)
-Я думал об этом... Но, посчитал, что это очередной тупик. Здесь у меня возникло больше вопросов, чем ответов... Я вспомнил утверждения различных ученых, что все же, в начале, было яйцо... Они относят нас к периоду динозавров, которые несли яйца... Только мне показалось это смешным, кто же я тогда был раньше? Динозавр или яйцо? Нет, говорят другие, в начале была прокурица и только потом появились яйца. Опять вопрос, а прокурица откуда? Вот тут-то и возник "Петух"..
Ник-то.
-Мне кажется, что Вы что-то не договариваете. Я Вас понимаю, не знаю, понимают ли нас слушатели и читатели...
Человек.
(Несколько задумчиво)
-Не знаю, не знаю. У меня возникло такое ощущение в этот момент, когда я подумал о "Петухе", что моя вся жизнь и состоит в том, чтобы искать... Знаете, а это очень интересная "игра" задавать себе вопросы и искать ответы. Это так увлекает! И еще... Все человечество занято этой игрой. Ему никогда не будет скучно! Я присоединился к этому процессу, как только родился! Я знаю только одно, что я буду играть в эти игры, хотя понимаю, что мои поиски пока тщетны, но я уверен, что придет время и я смогу понять все вопросы!
Ник-то.
(Встает, хлопает в ладоши)
-Браво! Браво, господин Человек! (Госпожа Душа присоединяется к аплодисментам) -Я смотрю, что госпоже Душе понравились рассуждения
Человека.
Душа.
(С восхищением)
-Да, я понимаю господина Человека, мне очень близки его мысли. Я соучаствую в его изысканиях, более того, я придаю ему силы, питаю его надеждой, подключаю творчество в мышлении. Он со мной един!
Тело.
(Подскакивает, кричит)
-Позвольте, но вы оба забыли про меня! Что же вы значите без меня? Только в здоровом теле может быть здоровый дух! Я не могу согласиться с тем, что я не участник, более того, не главный участник процесса познания. Почему вдруг вы забыли обо мне. Да я, да я... (задыхается, ловит воздух, машет руками)
Ник-то.
-Вот мы вновь вернулись на прежнюю тропу... Товарищ тело, успокойтесь. Мне кажется, что все понимают немного больше, чем вы себе представляете... Я уже это отмечал на мыслеэкранах наших участников. Рад тому, что Вы считаете себя одним из участников процесса мышления! Замечу, и это касается всех, когда вы осмысливали то, о чем я вас спрашивал, ваши мысли всегда тесно сплетались, пересекались, логично взаимодействовали...
Человек.
(Возбужденно)
-Так Вы наводите нас на мысль, что мы единое целое?
(смотрит на всех присутствующих.)
Ник-то.
(Улыбается)
-Я этого не говорил.
(Тело хмуро смотрит на всех, заметно его раздражение, недовольство.
Ник-то замечает это и обращается к Телу)
- Товарищ Тело, Вам я чувствую, не совсем понятно. У Вас остались вопросы. Понимаете... (подскакивает госпожа Душа, обращается к Телу)
Душа.
- Ну, что Вам не понятно? Ну, представьте себе, что здоровое Ваше Тело принадлежит, точнее, Вы содержите в себе Душу убийцы или насильника, грабителя или просто аморального типа. Как Вы после этого можете утверждать, что в здоровом теле здоровый дух. Или, вот еще пример... В больном теле, в очень больном поселилась сильная, просто могучая душа, которая способна глобально мыслить, решать задачи, находить ответы, рождать идеи, с помощью которых можно сдвинуть горы! Трудно с этим не согласиться...
Тело.
(Взволновано, но уже чувствуется понимание и согласие)
Да, я согласно, но только частично... Что же вы, мои дорогие коллеги, как можете вы без меня-то?
Человек.
(Улыбается)
-Да, кто же с Вами спорит-то? Я лично, надеюсь и коллега, госпожа Душа, согласимся с тем, что Вы правы. Я думаю, я должен поблагодарить нашего ведущего Ник-то за то, что он собрал нас здесь, в этой студии и дал нам возможность еще раз прочувствовать, как мы взаимосвязаны и неразделимы. Когда приходит глубокое осмысление того, где кроется глупость, когда заучено, не задумываясь повторяют такое, как "В здоровом теле - здоровый дух"... Спасибо Ник-то и за то, что он уловил такую мелочь, как тот "Петух"... Кто Он, вот в чем вопрос? Ник-то дал нам еще раз понять, не обижая никого, что мы вместе - единое! Мы найдем ответы только тогда, когда мы вместе.
Ник-то.
(Встает, улыбается, протягивает руки, как бы обнимая всех)
-Я очень рад, что мы здесь, в этой студии, нашли понимание друг у друга! А это значит, что мы еще встретимся и продолжим наши заседания, но уже на другие темы.

Занавес.


Рецензии