Остров Лесбос

Предисловие. Это также , как и все мои публикуемые вещи, - реальное биографическое путешествие.

В апреле 2015-го 20-го числа занесло меня ... на Лесбос! Во как я метнулась! Захотелось вдруг на родину легендарной Сапфо. Но вдруг - это желание возникло примерно в первой половине января. Потому что полететь "вдруг" - это большое разорение. В прямом смысле - чем ближе к дате вылета, тем дороже приобретаешь авиабилеты. А в январе билеты в Грецию на период апреля по вполне адекватной цене... И вот - задумано - сделано! Я в Митилини - в столице острова Лесбос!  До отеля доехала с ветерком. В прямом смысле. На скутере. Но не сама за рулём. Вёл хозяин отеля. Я сзади за него уцепилась. Со скутером получилось спонтанно. Договорённости не было о встрече в аэропорту. По прилёту я дождалась автобуса. Море плескалось в 10 метрах от автобусной остановки. Аэропорт, можно сказать - на море. Через 15 минут подкатил автобус. У меня получилась 20-минутная автобусная экскурсия по городу.  За 2 евро. Только без сопроводительного текста. Автобус буквально скакал по горам и пригоркам. Я только успевала вертеть головой по окнам направо+налево. И горки улеплены  аккуратненькими домишками. И море - отовсюду видать море. Автобус довёз меня до центра, до порта. Дальше меня водитель послал указующим перстом наверх, в горку. И я пошла. Пошла. Но одна я никогда не иду. Не то, что ищу попутчиков. Нет. Они сами меня находят.  Как-то так получается. Потому что когда я начинаю вопросы задавать - как добраться, - мне непременно хотят конкретно помочь. Практически всегда. В любой точке мира. Мне каждые пять минут нужно обязательно справляться: а туда ли я иду? не сбилась ли с маршрута? Пристаю к местным жителям, потрясая перед ними распечаткой букинкома. Народ попался очень любезный. Откликнулись моментально. Тут же позвонили со своего телефона в отель. Сказали, что их турист в пути. Хозяин им ответил, куда меня послать - в хорошем смысле слова! - к близлежащему кафе. С тем, чтобы забрать меня оттуда. Это я потом сообразила. А тогда, когда переговоры закончились - про кафе я подумала, что это ориентир, который рядом с отелем. Я простилась с душевными людьми, не забыв поблагодарить. Но до кафе я не дошла. Я вновь через 10 шагов стала консультироваться с жителями. И теперь меня окружили отзывчивые люди. Никто не знал, где эта улица, где этот дом, - отель то есть. Но все стремились помочь. И в этот момент подкатывает на скутере - хозяин отеля - молодой крепкий парень, - одним словом - эллин. Называет моё имя с фамилией.  И усаживает на своё транспортное средство, позади себя. Через 5 минут меня доставили в отель. Окна из номера прямо в сад. С лимонными и апельсиновыми деревьями. Лимоны, можно сказать, стучались в мои окна. На следующее утро я сорвала небольшой лимончик и - прям с дерева - в чай нарезала. Какой аромат поструился!  
20-го только заселилась, скорее в душ, напилась чая с кофе - у меня забронированы аппартаменты, а это значит - в номере кухонный уголок с плитой, раковиной, холодильником. С чаем и кофе не особо оттягивалась, скорее к морю хотелось. Море от отеля совсем близко. Берегом дошла до территории разрушенной крепости. Археологическая достопримечательность. Крепость на крутом скалистом обрыве. Прямо над морем. Я нашла себе хорошенькое местечко с хорошим обозрением. Разместилась. И созерцаю. Кругом море. Эгейское. С высоты видно, как красиво плещется внизу. Разноцветное. Бирюзовое, тёмно-синее, зелёное, голубое...
На первое своё лесбосское утро я отправилась осматривать окрестности. Углубилась чуть дальше крепости. Сегодня сил побольше. Вчера-то я была с дороги да с бессонной ночи. А сегодня мы бодры, веселы... Ну вот, иду чуть дальше крепости - всё вдоль моря. Неожиданно обнаружила островок полудикого пляжа. Внизу под обрывом. С самодельным навесом, лавочками. Немолодые мужчины и женщины весело плескались. Я сверху наблюдала за ними. Они не смущались стороннего наблюдателя. Иду далее.  Неожиданно налетел дождь. Я на ходу оглядываюсь , ищу какого-либо спасительного навеса. И вижу: чуть в глубине от дороги несколько крытых беседок. Доскакала до одной из них. Скрылась от дождя. Но ветер - пронизывающий. Когда я пробиралась к беседке, я отметила про себя - это же сосновая роща! А к соснам у меня особое, трепетное отношение. Ещё с далёких детских лет, проведённых в Латвии у открытого и неоткрытого Балтийского моря... И тут - меня окружили сосны!  Не глухой лес, конечно. Больше напоминает парк. Но какой же воздух - дух сосновый! В моей беседке следы былого костра.. Кострище завалено сосновыми ветками, шишками. Все прелести вкушаю: сосновый аромат, дождь, Эгейское море плещется в 30-ти метрах... Где-то вдалеке погромыхивает гром... Проблемы возникли неожиданно... И с той стороны, откуда меньше всего ожидаешь... Собаки нарисовались. Бездомные собаки.  Много собак. И все они  очень голодные. А у меня в сумке полдник. Из сырной московской нарезки. Собачки наступали постепенно. Я бы сказала - интеллигентно: сначала заслали одного разведчика, рыженькую лопоухую собачку невеликого роста. Метров в 16 от меня она уселась и наблюдала. Потом приблизилась метров на 7. И  - резко убежала. Её товарки бегали чуть дальше.  Собачки передумали брать меня в плен. Удалились. На память мне пришёл спектакль театра на Юго-Западе "Собаки". Даже породы такие же я увидела в этих эллинских собачках...  Однако в беседке сидеть становится холодновато.  А дождь всё сыпет. Надо пока что скрываться от дождя. Что тут можно предпринять? Как подогреться? Вспомнив Высоцкого - "бег на месте"? подскоки на месте!..


21-го днём я предприняла вторую серию прогулки. Пошла опять в сторону сосновой рощи. Почти сразу произошла встреча с собачками. Их тут целая прорва... Трижды пришлось отбиваться. Самая нервная собачья стая - первая. Тщательно охраняла свою территорию. Я немножко уже была в курсе дел местных бездомных собачек. У каждой группировки - свои владения. У них тут всё поделено. Потому что пройдя одну собачью "заставу", и получив от неё порцию "внимания", я вступала на территорию владений следующей группировки. Зашибись! Тут свои собачьи законы! И на чужую - они ни гу-гу, не пустят! Всё схвачено. Я уже сказала, что самая сильная, агрессивная - первая меня встретила - на центральной части крепости. Может, потому что - в центре? Во всём мире - центр - самое влиятельное, самое крутое и самое дорогое место! И предназначено только для сильных мира сего! Это я мыслю по логической цепочке...  Остальные  собачьи группировки, с которыми я имела счастье дальше столкнуться - более или менее спокойные.  Ну что ж, видно и это мне предначертано пройти. Иду и думаю - это после первой заставы - а сколь их тут ещё-то будет? резвых неласковых животных? А не поворотить ли назад и пойти цивильными улочками? Но как подумала, что назад идти и встречаться вновь со свирепой первой стаей.... Сейчас-то они уже успокоились, отстали от меня и улеглись вдоль дороги как ни в чём не бывало.. Ладно. Продолжаю победное шествие в порт... Всё позади. И собаки тоже. В сосновой роще спугнула одинокого бегуна... Пошла к морю ближе. Тут огороженная спортивная площадка. Разминаются молодые люди. Один, наиболее подготовленный отжимался стоя на руках перпендикулярно земле, ногами строго в небо. Красиво смотрелся. Стоял ровнёхонько. Иду далее. Добрела до цивильной митиленской набережной. Присела на лавочку, любуясь красивым видом порта. В этом месте залив имеет причудливую форму - трапециевидную. Напротив меня театр, который я ещё днём отыскала. Вся противобережная панорама - ряд тесно прижатых друг к другу домишек. И эта панорама мне так напомнила набережные амстердамских каналов, а также - набережную старого порта в Марселе... Архитектурно очень сходная картинка. Аккуратненькие не громоздские домишки выстроены подряд: отели, кафе, банки, соборы, театры... Медленно спускается закат. Почти 8 вечера. На лавке уже прохладно. Скоро двину к отелю. Возвращаться буду через лабиринт узких улочек. По берегу вдоль моря мне до порта идти минут 40. А центральными улочками - минут 10-15. Я быстро сориентировалась - на удивление - с первого раза. Сообразила и легко различаю топографический рисунок улиц. Ещё днём в центре - рядом с собором - я напала на апельсиновое дерево. На верхних ветках много прекрасных плодов. Решительно и без стеснения обтрясла дерево. Но - аккуратно и без фанатизма. С целью сбора сочных плодов. Три апельсина мне удалось стрясти. Тут же помыла и два съела. Шикарные фрукты. Как тут на Лесбосе всё просто! Всё идёт в руки само собой! Ррраз - довезли  с ветерком на скутере, ррррраз - добрела до крепости (хотя, по правде - крепость было видать от моего отеля...) Но зато набрела на сосновую рощу, на дикий пляж под скалой. Потом - рррррраз - и апельсиновое вкусное дерево предо мной возникло! Ррраз - сбила три плода! И жажду утолила.  Натуральный свежий экологически чистый продукт. Вот они, дары Греции, где всё есть! Дальше - у меня был ещё подарок. От дяденьки - торговца фруктами. Я не просила. А выбрала банан и положила на весы. А он мне показывает знаками - бери так, в подарок. Я не воспротивилась подарку. Поблагодарила. Ррразы продолжаются дальше.  Шла-шла и  раз - набрела на археологический музей. Посетила. Интересно. Увлекательно. Но мне нужен театр. Конечно. Как в любой точке мира. Иначе не очень комфортно. И я нашла театр. Кто ищет, тот всегда находит. И тут что-то будет 23-24-го. Я попадаю! На Лесбосе драму буду наблюдать. На языке эллинов! Как это романтично! Символично! Мне ещё лет 6 назад - в мою прошлую поездку по Греции - объясняли ещё один корень возникновения моего имени. Элиа - это значит - Греция.  И я, как мне поведал Эфтимиос - гид моего прошлого греческого тура - получаюсь по-гречески - Элиа!..

 Кстати, про собачек дополнение. Может создаться ощущение, что кроме собачек мне более не о чем рассказать из своего текущего путешествия в Лесбос. Это не так. Просто собачья тема на Лесбосе меня затронула очень конкретно. И плотно. Так плотно я никогда не общалась с таким "подвидом" животных. Да, с бездомными меня ещё не сводила судьба... Сильно меня тут впечатлила собачья тема. .. Но и кошечки попадались в Митилини. Но эти - вовсе безобидные, бессловесные, очень флегматичные. Именно такая компания кошечек мне попалась на пути, когда я прогуливалась по городу, вдоль аккуратных двориков. На ступеньках одного из домишек достойно восседали сфинксами в ровный ряд штук 6 или 7 кошечек. И такие спокойные. Позволили сфотографировать себя, не нарушив своей милой статичной мизансцены. Более того, они великодушно воззрились в объектив, когда я навела на них камеру. Позировали...
Перехожу к другим сюжетам. Ещё в афинском аэропорту я попыталась выяснить , как обстоят текущие театральные дела в Митилини. У меня было 3 часа до вылета на Лесбос. И я решила использовать это время в информационном смысле. Нашла в аэропорту будку турофиса. Показываю девушке бумажку с ? о современном театральном состоянии в столице острова Лесбос. Вопрос на греческом, чтоб она не слишком напрягалась со мной. Прочла. Посмотрела на меня, как на сумасшедшую. Это в первую очередь. А во вторую - обиделась за Афины. Что я миную эту чудесную столицу даже не задержавшись. Мол, летите в Митилини, ну и летите. Там и будете выяснять про театр. Я не стала с ней спорить. И уточнять, что была в Афинах лет 6 назад. И театр посетила. Смотрела какую-то современную комедию на греческом. В Митилини для меня успешно разрешился театральный вопрос.


Дополнение номер два к собачьей теме. На меня так живо реагировали собачки - почуяли инородного человека. Не греческого происхождения. Хотя и с греческими корнями в имени. Они не нюхали туристов. Это не попсовое место. Вернее, тут ходят периодически туристы. Если точнее - ездят на авто. К машинкам собачки не подбегают почему-то. Даже к припаркованным. И курортные пляжи тут имеются, только чуть дальше - на север и юг от Митилини. Это я решила остаться в центре столицы. Вот для собачек я и была в новинку. Местных они привечают, те их подкармливают. Но, правда, когда я на следующий день шла к крепостной стене, собачки были уже более дружелюбными. Они весело виляли хвостиками и сопровождали меня метров 10.


22 апреля долго спала. До полдесятого. Наверно, в честь ДР дедушки Ленина. Пока заваривала кофе, присела за комп - зафиксировать возникший поток мыслей. Увлеклась час с небольшим. А тут дождь зарядил. Прогулка моя откладывается. У меня зонта нет. (Но вечером я у хозяев стрельнула зонтик). Пережидая дождь, нашла по интернету мелодии 60-х. Душевная музыка. Через час направляюсь к крепости. Уселась на камушек на обрыве - такая красота открылась мне! Прекрасные морские воды я наблюдаю через большие бойницы разрушенной крепости. Солнце греет, ветер обдувает, чудный аромат разнотравья!  Полтора часа здесь наслаждалась. Тишина. Покой. Никого. Захотелось испить кофе. Вперёд, в отель, на свою кухню. Через 20 минут от души напиваюсь свежесваренным крепким кофе с орешками, с Верунькиным печеньем. Которым она снабдила меня перед отъездом. Шоколадное печенье её выпечки. По подобию печенья из маккафе. Шикарное. С кусочками шоколада. И - вновь на свежий морской воздух. Теперь решила обойти крепость с другой стороны. И тут - сосны, сосны! И - собачки! Ну сказка, а не отдых!! О Лесбос!!! Ты даришь мне сплошные чудеса! Но на третий день пребывания на Лесбосе я уже набралась богатого  опыта в общении с собачками. Меня уже не напугать. Я учёная. И уверенная, и бесстрашная.. А звери это чуют и усваивают. Меня уже не пугает толпа злобно лающих собак. Я мысленно, аудио-визуально даю им установку: стоять! Не приближаться ко мне! И что интересно - отходят, слушают мою команду! Их не смущает мой иностранный язык. Они понимают русский! Сделала круг - полукруг около крепостной стены и  неожиданно вышла на вчерашнюю сосновую рощу. Разглядела свою беседку. Спустилась сквозь сосны и через дорогу подошла к тому дикому пляжу, который вчера открыла. А сегодня спустилась по ступенькам и конкретно исследую его. Такой чудный островок! Берег в огромных камнях, но зайти в воду можно чуть правее, Там безопасно. И весь этот крошечный пляж защищён и от ветра, и от глаз большой скалой. 4 лавочки. И прямо в скальной стене я вижу иконки, несколько иконок, свечки горят - в нишах скалы, и эти ниши заделаны оконцами. Может, я набрела на священный пляж... Может, по местному поверью это местечко святое? Так или иначе - я тут уютно  примостилась на лавочке и любуюсь морским пространством. Красиво обозревается панорама. во все 4 стороны: горы с многочисленными деревушками, леса хвойные, Эгейское море и развалины старой Генуэзской крепости - Castle. Чаек целые стаи. Наблюдаю такую картинку: одна проворная чайка на лету из моря схватила рыбку, а штук 10 её товарок метнулось к ней - отобрать добычу. И у птиц - всё по законам джунглей - правят бал сильные мира сего...Так воевали чайки, бились за несчастную маленькую рыбку. Чайка, у которой была зажата хладнокровная особь, не вынесла атаки, -  рыбка вывалилась из клюва. Но была мгновенно подхвачена ловкой птичкой и - вновь продолжается борьба. Кто победил - мне уже сложно было разобраться. Пока следила за птичьими боями, несколько купальщиков сменилось. Теперь я перевела своё внимание на пловцов. Они делают красивые заплывы, причём - на дальние расстояния.


23-го выдался очень солнечный день. Нацеливаюсь на дикий пляж. Не забыв прихватить хозяйский зонтик. Вот, что  в этот день я поняла про собачек. У них тоже подразумевается сиеста. Часы позитивного отдыха. Как и у местных людей. В этот день все собачьи заставы я пересекала в полдень. Собачки мирно почивали, не шелохнувшись. На меня тоже не реагировали. Сиеста у местного населения, по моим соображениям, длиться здесь часа 3-4. Потому что проходя в 2 часа дня накануне через ряд торговых точек, я видела на дверях замки. Я подумала, что магазины уже на сегодня закрыты. Каково же было моё удивление, когда в полдесятого вечера здесь шла бойкая торговля.
  В этот солнечный день - 23-го - я поползла исследовать скалистый берег дикого пляжа. О, нашла превосходную тихую нишу. Облюбовала себе это местечко в скалах - среди больших камней, которые хорошо защищали меня от ветра. Принимала солнечные ванны часа 4. Немножко подгорела лицом. Но так хорошо я расслабилась! У меня отличное место было для релакса: через "окна" больших валунов просматривается спокойное море, волна поэтично бьётся о камни. Таласотерапия... Это сказочно!.. В другое "окно" из моей "чаши Афродиты" - тоже часть морской стихии с парусниками, а дальше - горы, горы, черепичные деревушки, леса, леса на вершинах... К 5-ти часам я созрела для купания. Но - купание - это сильно сказано. Я буквально проплыла метров 6, причём, три туда и три обратно. Вода прозрачная, чистейшая.  И в этой прозрачной водичке я разглядела кругло-остреньких морских ёжичков. Их тут несчитанное множество. Таятся среди водорослей. Здесь надо бы делать заплывы в резиновых тапочках. А я на босу ногу нырнула когда оступалась о дно - всё переживала, что обеспокою ёжиков. Но не задела ни разу. Надо сказать про температуру воды в это время года. Водичка очень бодрящая. 17-18 градусов. Но сильно нагревшись на солнечном берегу, я входила в море. Энергично плавала.
Вечером у меня театр.   
Только что возвратилась после просмотра театрального действа. Всё-таки я на всю голову контужена театром!.. Но как я счастлива этой контузией! Я получаю по полной программе: театр - мой стиль, мой формат, мой образ жизни! Не буду утверждать, но, наверно, - каждому даётся то, что ему надо!!  А мне нужен театр - и на сцене, и в жизни. Без театра мне не жизнь, - почти как по Гоголю: невеста без французского - не невеста. А я без театра - не я. Хандрю, страдаю, маюсь и места себе не нахожу. Без театра как-то не того-с... Не Эля Захарова, а "потяни меня за палец"... А нынче созерцала музыкальную драму на греческом. К сожалению, программок не было, я сфотографировала афишу, вернусь в Москву, попытаюсь распознать - "чьих кистей" работа, что за драматургический материал и кто поставил. В тот день давали мелодраму, семейно-бытовая греческая история. Актёры - они и музыканты. После спектакля тут же, даже не передохнув, они дали концерт. Я тоже задержалась послушать. И заслушалась - такие красивые  трогательные мелодии, такие голоса проникновенные.  И зал весь подпевал музыкантам. Я наблюдала такое мощное единение исполнителей и зала атмосфера царила очень тёплая,  душевная. Я слушала целый час на одном дыхании.

На следующий день понеслась вновь к морю - в 11 часов была на своём месте. Можно было и пораньше, но я долго "оттягивалась" за чашкой кофе. Причём, не одной чашкой.  Сегодня море бунтующее. Вчерашняя моя "чаша" на половину заполнена водой. Я отползла повыше на скалы. Соорудила себе другую нишу. И - тоже превосходную.  Эстетически красивую. Волна настолько мощная, что до меня долетали брызги. Как классно сидеть и наслаждаться картиной прибоя, снующими лодочками, парусниками, катерами и большими пароходами. И тишина вокруг. Никто не нарушает мой покой. Сижу в своей "чаше" одна. С книжкой "Когда Ницше плакал".
На следующий день опять облюбовала себе "чашу" на берегу. Меня не оттащить от моря. По 6 часов нахожусь здесь. Набираю еды с собой. И ТАК мне комфортно! С морем, с чайками, с солнцем, с книжкой,  с дождём. Дождик стал накрапывать, потом разлился в ливень, я выскочила из своей "чаши" и скорее до крытой беседки. Благо недалеко - минут пять. Там отсиживалась с моим "Когда Нише плакал".  Беседка-читальня. Третье место... После дождичка вернулась на пляж и решила выкупаться. Шикарно. Тут чудо, а не погодка! Климат сногсшибательный. Выхожу в 11 на прогулку, беру несколько видов одежды, потому что может быть и жарко, - и тогда в одном топике хорошо, но и возможен прохладный ветер, под которым в самый раз в двух лосинах и в двух футболках. И ещё рубашка с кофтой сверху. А вечерами я тут и вовсе в пальто, тёплый шарф и в сапоги закутываюсь. И шорты пригодились, я их одевала поверх лосин - для утепления.  Вот такой он остров Лесбос - переменчивый и климатически виртуозный...
Собачки уже  - все мои лучшие друзья! Узнают меня! Я с ними разговариваю... на русском. Они понимают, повизгивают, хвостиками виляют. Хорошие, милые. Их тут все подкармливают. Я каждый раз вижу - приезжает женщина на машине и проходит все "собачьи лежбища", привозит им мясо, другую еду. По побережью очень много собачьих палаточек - я вначале думала, что там бомжики местные живут. Вход в палаточки завешан тряпочками, а рядом, перед входом -  ведёрки, мисочки. Как раз для еды. И вообще, пока я прогуливаюсь, наблюдаю очень часто картину, когда машины останавливаются у собачьих "застав" и оставляют еду бездомным животным. Какие душевные, добрые греки. И очень весёлые, бесшабашные. Жаль, что у них тоже бардак в правительстве.
Сегодня и вчера меня преследовали мужчины.  Разные. Вчера - дедушка на меня запал. Сегодня - мальчик с собачкой, а попозже - дядька лет 30-ти. Ходили по пятам, можно сказать. Тут не принято одной прогуливаться. Я и так, и сяк - показываю всем своим существом, всеми своими мимическими мышечными сокращениями и суровым неласковым взором, что мне надобно одной быть на природе, мол, я так хочу!..  не внемлят!.. Замедляю шаг, резко разворачиваюсь и иду в другую сторону - вновь не доходит.  Хотелось как можно мягче, нежнее пояснить моим "поклонникам"... Не получилось мягкого объяснения... Деда я отучила от себя резким воззванием в даль: "Марио!!" - Это я будто своего друга зову, и он вроде как должен сейчас подбежать - судя по моему многозначительному призыву. Дед тут же слинял. С 30-летним "ухажором" получилось более напряжённо. Я так витиевато ходила лабиринтами - это в сосновой роще моей - разными тропками, а мужик всё не отстаёт - примерно, метрах 20-ти - и тоже вихляет за мной. Потом решила выйти к проезжей дороге. И этот туда же. Я резко останавливаюсь у бордюра, смотрю в морскую даль. Этот тоже останавливается. И тоже пялится в морскую даль. Я иду в обратную сторону. Не отстаёт.  Ну вот КАК ещё дать понять, что дама не хочет! Видно, без грубого окрика мне не обойтись с настырным преследователем... Громко восклицаю со строгими нотками: "Мужик, тебе чего?" Он тупо посмотрел. Понятно, что он в русском не волочёт. Но по моему неприязненному тону можно было однозначно догадаться, что в данной ситуации он - второй лишний. Потом я смогла его запутать - я могу очень быстро и бесшумно передвигаться. Мужик потерял мой след. Я довольная вновь уселась в беседке, но на этот раз прямо у проезжей дороги. На всякий случай. И правильно сделала! Смотрю - тот же преследователь идёт прямо ко мне в беседку. А у меня страха вообще не было. Вот не страшно и всё. Я только зла на него была, что он мне отдыхать помешал. И вот сейчас, когда ему оставалось до моей беседки метра три, я придумала для него стррррррашное испытание. Я подпускала его ближе, ближе - как снайпер. Хотя - снайперу ни по чём и дальние расстояния для выстрела. Нет, стрелять в него мне было нечем, кроме как гневными глазами. И нож я не пустила в ход. Хотя был с собой ножичек - я брала его для консервных баночек. Я просто сделала - я закричала жутким голосом: "Аааааааааааааааааааа!!!". Я знала, что это подействует на дяденьку. Потому что я специально взяла очень низкую, тревожную октаву. На лице его отобразился такой испуг! Он поднял обе руки - будто сдаётся - и мгновенно пронёсся мимо, не оглядываясь. Какая я изобретательная! Какая искусная победа!! Вот это триумф на Лесбосе! Кстати, на Лесбосе скорее надо было ожидать атаки со стороны девушек, а не мужчин... "Или это не Лесбос?"


Вечером смотрела в театре на большом экране видеозапись оперы "Паяцы" Леонковалло. Постановка Метрополитен-опера. Замечательно поставлена опера. К своему стыду я толком и сюжет не знала. А вот на Лесбосе случилось для меня такое открытие! Потрясающе!
Выхожу из театра - дождик накрапывал. А на полпути к отелю - такой ливанул! Не зря я с собой таскаю зонтик хозяйский. Сегодня он меня выручил дважды. А дождь всё хлещет - сейчас уже около двух часов ночи. Надеюсь, прольётся за ночь и настанет чудесное ясное утро. Даже если и хмурое утро - всё равно: с ясным сознанием!!
И действительно, дождь пролился  за всю ночь, а утро такое ясное! Я вновь поспешила к морю. И сразу почувствовала, что климатически сегодня представится возможность позагорать, тепло, ясно и главное - безветренно. На солнце присутствовала три часа - до двух дня. Купалась, конечно. Потом уже нестерпимо стало на открытом  солнце и я отправилась в сосны. Какая тут благодать! В тенистой хвое нежарко,  А воздух - это такая лечебная терапия для загруженных мозгов и уставшего в московской постоянной сумасшедшей суете физического тела. Вот начиная с 20 апреля я выгуливаю себя на морской и хвойно-лесной природе - и чувствую, как я отдыхаю в полной мере. Никуда не хочется двигаться, кроме как к морю и к лесу. Видно, за последние отпускА я слишком активно перемещалась - часто и на дальние расстояния. Не сидела на месте - по Рио-де-Жанейро, по Сан-Паулу  колесила, потом на Новый Год по Гон-Конгу, а месяц спустя по Милану. Теперь, видно, настала пора действительно приостановиться, и в полную силу отдохнуть на Лесбосе у моря.
В связи с собачками вспомнился эпизод, про который рассказывала мама, Метельская (в девичестве - Сахарова) Татьяна Сергеевна - Верунькина бабушка по моей линии. В детстве они с сестрой Лёлей самостоятельно каждый день отправлялись в детский сад. Маме - 5 лет, а Лёле - 2 годика. Одни - через пол-Орехово-Зуева шли. И на их пути в одном и том же месте вставала преграда. В виде стаи собак. Девочки, конечно невообразимо боялись собак. Страх был жуткий. Собаки тявкали и пытались набрасываться. Мама рассказывала - они с Лёлькой вцепятся друг в друга и идут медленно сквозь собачью стаю. Можно себе представить, как страшно им было преодолевать это место каждый день...

27 - в последний полный день пребывания на Лесбосе я решила провести ударно. С 9-ти утра "ударила" собой по скалистому морскому побережью. Решила, что полезнее принимать солнечные ванны пораньше. До зенита солнца. И правильное решение. Разлеглась в своей "ванне Афродиты". Тишина. Покой. Море смирное. Только волны лениво перекатываются.  И я ленива в своём ложе... Хорошооооооооо!.. Чуть позже выкупалась - с удовольствием отдалась волнам. Тут интересный народ проживает. Наряду с "самцами", ищущими лёгкий добровольно-взаимный секс. Я ранее уже описывала своих сексуальных преследователей. Но они совершенно безвредные. Как только они понимали, что их не хотят, незамедлительно удалялись. Связь против воли тут не подразумевается! И это правильно! Тут, на  Лесбосе, я вижу мужских особей и с глубокой харизмой на челе. Есть очень целеустремлённые спортсмены. Бегают, гоняют на горных велосипедах, тренируются, разминаются. И мне приятно наблюдать за ними. Они-то по сторонам не стреляют, не выискивают, не выслеживают уединённо-прогуливающихся женщин. У них другие задачи. И это прекрасно, когда у людей определённые цели. Это вдохновляет! А какими прекрасными парфюмами они ароматизируют! Оооооо, это сказка!!  Вчера какой-то крутой спортсмен на велосипеде карабкался в гору - а гора - под 60-70 градусов. .. Вот это да!


Когда жара стала одолевать, я отступила в сосновую прохладу. Море с моей лавочки прекрасно просматривалось - расстояние метров 20. Я скрывалась в соснах, - на некотором возвышении - таков рельеф поверхности в этой местности. В сосновых зарослях прохлада, аромат разогретой солнцем хвои... В книге дошла до места, где доктор Брейер в кафе-кондитерской вместе с З. Фрейдом поедали шоколадный торт и лимонные пирожные со взбитыми сливками. И у меня слюна пошла... Экая я впечатлительная!.. Через полчаса я двинула к центру. В кондитерскую. Я знала, где эта точка. Часто проходила мимо. А сейчас целенаправилась туда. Купила шоколадное пирожное с розочкой из взбитых сливок сверху. И в "сердце" розочки - глазированная вишенка. Именно о таком пирожном я и возмечтала, сидя на лавочке с видом на Эгейское море, с книжкой "Когда Ницше плакал". Вернулась в отель, тут же заварила крепкого кофе и продегустировала лесбосское шоколадное пирожное. Отличный выбор! Вкусно! И вновь - к морю. Жара уже спала. Собачки утром ещё кинулись ко мне с приветственным лаем. А я им: "Хелло! ...я хочу быть вышей старшей сестрёнкой! рассказывайте скорее все ваши секреты!" ... Это из роли, из роли...  Они мне в ответ все, как по команде, повернулись хвостами... Скрытные, не захотели делиться сокровенным... Но я не в обиде...
На диком пляже я каждый раз наблюдала ловцов омаров. Я не уверена, что правильно называю эту особь - это многоножка розового цвета. Может, это кальмар... Их ловят легко, специальными  палками с острым изогнутым наконечником. Поймают, а потом эту добычу жестоко долбят об камни. Долго и нещадно стучат этим уже полуживым существом. Я как услышу характерный стук, аж сердце содрогается. Лучше не видеть и не слышать.  Один ловец - Миша - завёл разговор, приглашал на ужин. По-гречески приглашал и на греческий ужин. Он как услышал, что я из России - представился Мишей. А по-гречески - Михаилос, вроде бы. Не помню. От греческого ужина с Мишей я отказалась.


27-го в 3 часа отправилась на 2-ю серию приморской прогулки. Вода уже совсем тёплая. Дважды я делала заплывы. Хорошо! Вечером пошла гулять по улицам. Получилось, как у Миронова в "Бриллиантовой руке". Заблудилась слегка. Но хорошо так прогулялась. Почувствовала колорит лабиринтов улиц Митилини. Плутала-плутала по бесконечному клубку этих извилистых улочек! А потом неожиданно вышла к площади Сапфо. А неподалёку - супермаркет. Зашла. В сырном отделе купила в развес массу - творожную. Но мои надежды не оправдались, что это творог. Творог, но только солёный. Тут же, на набережной, около площади Сапфо, опробовала творог.  Правда, вкусный и свежий. Такой творог хорошо в овощные салаты добавлять.


В последнее утро проснулась в 6.50. И тут же к морю. Два с половиной часа наслаждалась. Потом в отеле напилась кофе с остатками шоколадного кремового торта. Ещё поброжу на территории крепости. На территории музейной части крепости. Я туда всё не попадала - они работают до 15.00. Это моё самое морское время. На территорию крепости я так и не попала. Они сократили свой рабочий день. С 8 до 10. Вместо - до 15. Ммммм-дааа. Ну что ж, знать, не судьба. Порелаксировала в скалах. Далеко от отеля не ходила. Приземлилась с внешней стороны крепости. С видом на остатки башни, - она - башня - вернее, то, что осталось от башни - притарчивает из моря на расстоянии метров в 30-ти от берега. Там, по ходу, была и крепостная стена, глубоко огораживающая город со стороны моря. Остатки крепостной стены тоже просматриваются. Я присела на высокий берег с хорошим обозрением. Внизу плещется море. Вода такая прозрачная, все камушки видны, водоросли, весь животный и рыбный мир Эгейского моря. Когда выписывалась из отеля, у хозяина попросила продать один плод с его лимонного дерева. Он рассмеялся и сорвал мне два. Говорит - бери так, без денег. Я поблагодарила. Не спеша двинула к порту, к автобусной остановки. Время ещё было до отправления автобуса. Посидела на припортовой набережной. У меня улётный день получился сплошь на свежем морском воздухе. Я уже говорила, что рано - с 8 утра посидела на своём излюбленном месте дикого пляжа, потом после сдачи номера вновь отправилась к морю. Позже - в ожидании автобуса - на центрально набережной, на площади Сапфо. Всё утро и весь день спокойно протекали, а потом - и вечер. День закономерно, с полным правом, сменил утро. Автобус в сторону аэропорта ехал вдоль побережья. Я бросала прощальные взгляды на водное пространство. Успешно зарегистрировалась на двухсерийный  рейс. Времени ещё час с небольшим оставался. И я опять двинула к морю. Аэропорт прямо на море расположен. Через дорогу - буквально в 10-ти метрах от здания аэровокзала. Я облюбовала себе большой прибрежный камушек и уютно расположилась на нём. Тишина, покой... Волшебно. И весь сегодняшний день, так прекрасно начат с явным релакс-уклоном -  и протекал не суетливо, в естественном ритме созерцания... Лёгкий расслабленный настрой продолжался и в афинском пересадочном аэропорту. У меня было 5 часов ожидания до вылета в Москву. Ехать в центр Афин мне не хотелось. Я нашла себе несколько местечек для медитаций. И перемещалась время от времени. Вся территория афинского аэропорта утопала в зелени! Это просто чудо! я вышла из здания аэровокзала в 18 часов, и провела прекрасных три с половиной часа! Тут и аккуратные скверики с подстриженными кустиками, с цветущими благоухающими растениями, цветами, деревцами. А воздух! Здоровый греческий воздух! Солнце ещё сильно припекало. Я расселась на премиленьком газончике, с видом на горы. Какая красота! Вот такой улётный день - в прямом и переносном смысле! Таких релакс-медитационных вылетов за всю историю моих путешествий ещё не наблюдалось! У меня до сих пор приятный шлейф ощущений от всего вчерашнего  дня... Вобще - всё пребывание в этом месте Лесбоса - именно там, в этом отеле, - а он немного удалён от центра, но зато - в шаговой близости от исторической достопримечательности - Генуэзской крепости. И ещё - мне был доступен чудесный дикий пляж. И сосновый парк, обрамляющий крепость. В этом парке я скрывалась от жарких солнечных лучей. Наблюдала бегунов-стайеров. Которые обдавали  приятной волной дорогого ароматного парфюма Пако Рабанне. Гламурные бегуны тут тренируются. И вообще - в моём районе Митилини жизнь текла размеренно, спокойно, будто в деревушке. По утрам петушки пели, Хозяйки громко переговаривались со своими соседями, обсуждали свои насущные дела. Сады какие тут цветущие, плодоносные! Лимонные деревья, апельсиновые, мандариновые, лаймовые... Грейповых не видела. Но выкушав купленный на фруктовом базаре белый грейп, с восхищением отметила для себя, что он абсолютно не горький! А сочный и полностью съедобный! Я имею в виду - не цедру. А белые и плёночные перегородные "ткани". В Москве нам предлагаются совершенно другие грейпы. Мы это всё-всё счищаем - и плёнки, и белую прослойку, что между цедрой и сочной мякотью. Хотя теперь - после греческий грейпов  - московские покупные я уже не смогу назвать сочными! И про апельсины скажу то же самое! Тут, в Греции это сплошной сок, а не фрукт! Вот - а ещё - в 5-ти метрах от моего отеля - частная пекарня, откуда с самого раннего утра струился чарующий аромат свежеиспечённых сдобных булочек, круассанов, печенюшек, злакового хлебушка... Булочки всякие и разнообразные. На любой вкус. С корицей, шоколадом, с всевозможными фруктовыми начинками - и, конечно же - натуральными фруктами или ягодами, а не с противными резко-пахучими химическими наполнителями, которыми нас щедро потчуют в Москве! На булочной теме заканчиваю пока что описание моего прошедшего путешествия.

А , вот ещё - вспомнила! Когда я была в театре - 23-го апреля, я говорила, что после драматического представления последовал концерт с прекрасной мелодичной греческой музыкой. И вот во время концерта девушки, курирующие это представление, обходили все зрительные ряды, - обносили всех присутствующих стаканчиками с анисовой настойкой. Это их национальный напиток. Алкогольный, но своего рода - лечебный. Но я не рискнула попробовать, лишь пригубила, но дальше своих губ и челюсти не пропустила эту лечебную жидкость. Не смогла. При всём своём почтении и уважении к нации эллинов. Я их даже греками не обзываю. Потому что давно знаю (из курса зарубежной истории своего второго ВУЗа, у меня был превосходный препод - Харитонович Дмитрий Эдуардович, автор многих известных книг и учебников по Древней истории. Хотя - в первом моём ВУЗе преподаватели истории не менее известные - Каргалов Вадим Викторович,  Левандовский Анатолий Петрович, Сергей Сергеевич Миронов. О, я их всех вспоминаю добрым словом...), - так вот - сами греки не любят, когда их называют греками. Они - эллины. Мои, то есть - Элины. Шутка!..


Рецензии