Автор идеи и голод

(юридические сказки)



      Дело было не у нас и не с нами, а совсем в других краях. Жили -были в одной деревне слепой и безногий. Бедствовали, да и жили, как придется. Однажды проснулся безногий и видит: в огороде ходят дикие козы. Разбудил он слепого. Тот говорит.
- Бери ружье, забирайся мне на плечи, говори, куда идти.
Так они и сделали. «БАХ!» - раздался выстрел. Одна из коз упала. Принесли они добычу в дом, и безногий стал варить мясо. Безногий помешивает. А слепой то и дело спрашивает:
-Готово, готово?
-Нет, не готово, - отвечает безногий, а сам берет все по кусочку.  Да так и съел все мясо, остались кости да  сурпа.
- Вот теперь готово, - говорит безногий. Попробовал еду слепой и закричал:
- Что ты мне даешь? Тут одни кости. А безногий   ему отвечает:
- Я увидел дичь. Я подстрелил ее. Я сварил мясо, поэтому мне положено съесть большую часть. От тебя потребовалось только физическое усилие, а от меня - острота взгляда, мастерство охотника, поварский талант. Долго они спорили. Но никто их рассудить не смог.
               А как вы их рассудите? 

         Эта сказка о проблеме, как справедливо разделить полученный результат между участниками дела.  От каждого по способности, каждому по труду.  В поисках ответа мыслители строили разные модели общественного устройства. Приверженцы социализма считают, что справедливое распределение можно организовать. Для этого надо национализировать средства производства и вести тщательный учет и контроль. Но сознательно все организовать, продумать все до последней детали- это задача непомерной трудности, это нереально.
     Для учета и контроля требуется непомерный аппарат. А главное, что контроль означает вмешательство в дела каждого человека. А несвободный человек неспособен творить.
Либералы - за свободного человека и, значит, за частную инициативу. Жизнь сама расставит людей на лестнице успеха, распределит корпоративный результат.
      В нашей сказке два человека, которые чувствуют свою обреченность, так как здоровые охотники ни с чем возвращаются с охоты, бедствуют в голодное время. Но счастье улыбается им, они догадались соединить свои способности и получили РЕЗУЛЬТАТ. Возникает конфликт при дележке. Можно оправдать безногого (голод – непреодолимая сила) но у Аристотеля есть определение порядочного человека, как человека, который довольствуется  меньшим, чем ему положено. Каждый в таком случае берет с общего блюда, заботясь только о том, чтобы другому не досталось меньше.
     Теперь о вкладе каждого. Безногий проявил разнообразные интеллектуальные способности, но главную идею, соединить способности, предложил слепой, значит, он вложил в дело не только физические способности, но и интеллект. Он автор идеи.
        Таким образом, вклад каждого был решающим, и мясо следовало разделить поровну. И еще, несправедливость в жизни разделяет людей. Перед угрозой голодной смерти они должны помириться и жить дальше в мире и согласии.


Рецензии