Явленное миру Слово. Гл. 2

      Явленное миру Слово.Гл.2   
 Глава вторая «Великие предшественники…»
  Название главы говорит и продолжает мысль о роли Псалтири в Православном Богослужении  и  отражении Великой  - Особой Книги Ветхого Завета в русской поэзии.
Потому главу можно в какой-то степени «преддверием» неким считать.
 А ещё о предшественниках Солнца Русской Поэзии и всеобъемлющего «Пророка»...   
 Блажен, кто к злым в совет не ходит,
Не хочет грешным вслед ступать
И с тем, кто в пагубу приводит,
В согласных мыслях заседать,
Но волю токмо подвергает
Закону Божию во всем
И сердцем оный наблюдает
Во всем течении своем.
Как древо, он распространится,
Что близ текущих вод растет,
Плодом своим обогатится,
И лист его не отпадет…
 Так воплотил пером своим мысль первого псалма сказавший, что Господь явил миру  Две Книги: отражающую Величие Творца - природу и отражающее Мудрость Его - Писание. 
    Слагатель од и учёный  - Михайло Васильевич Ломоносов. Даже в небольшом отрывке – приведённые здесь произведения довольно большие – потому приводить                в контексте исследования полный текст не всегда получится – звучит мысль о «награде» за благочестивую жизнь не только здесь и сейчас  –  но и в будущем – в Вечности…
И словно «вторит» ему в мир через тридцать с лишним лет пришедший, создавший оду, что будет на несколько языков переведена, - Гавриил Романович Державин. О самой оде чуть позже. Впрочем, «вторят» оба поэта первому псалму, говорящему, что надо избегать путей греха. 
 Блажен тот муж, кто ни в совет,
Ни в сонм губителей не сядет,
Ни грешников на путь не станет,
Ни пойдет нечестивым вслед.
Но будет нощию и днем
В законе Божьем поучаться
И всею волею стараться,
Чтоб только поступать по нем.
Как при потоке чистых вод
В долине древо насажденно,
Цветами всюду окруженно,
Дающее во время плод,
Которого зеленый лист
Не падает и не желтеет:
Подобно он во всем успеет,
Когда и что ни сотворит.
Но беззаконники не так:
Они с лица земли стряхнутся,
Развеются и разнесутся,
Как ветром возметенный прах.
Суда Всевидца не снесут
И не воскреснут нечестивы,
И грешники в совет правдивый
Отнюдь явиться не дерзнут…
  «Путь нечестивых - погибель», забвение -  то, что называют родом захудалым…
Примерно лет двадцать назад были созданы поэтические сборники, посвящённые Книгам Священного Писания, объединившие поэтов очень разных времён – от века восемнадцатого до века Серебряного. О чём свидетельствует это,  разъяснять, наверное,  надо лишь «разменявшим» совесть, мысль и  убеждения либералам.  Мало-мальски же культурный русский человек сам понимает.  И сразу - лишь при взгляде на оглавление                в глаза бросается имя Г.Р.Державина – потому что примерно четверть, если не треть стихов сборника его пером создано.
Это о самом авторе говорит – о его великих произведениях, о нерушимых жизненных принципах, что ко двору не очень приходились. Как было уже сказано,                к произведениям чуть позже обратимся...
Возникает ещё невольная ассоциация с тем, что очень большая часть самих псалмов создана была Царём Давидом…
Псалтирь! Многие знают, наверное, что это не только Великая и Таинственная Книга Писания, но и струнный музыкальный инструмент, который в последнем псалме упоминается. И играл на нём псалмов слагатель, соединяя текст божественный                с музыкой. Да и музыка изначально к богослужению восходит …
    Перед нами задача – соединить Свящённые Тексты Псалтири, в поэзии «пересказанные», и Образ Слова, что было в Начале.
Потому снова обратимся к произведению Г.Р.Державина, созданному на основе                18 псалма:
1:1. Начальнику хора. Псалом Давида.
1:2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук
Его вещает твердь.
1:3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
1:4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
1:5. По всей земле проходит звук их, и до пределов
вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу…
И назвал поэт произведение своё: «Доказательство творческого бытия».
Какие мудрые слова! Словно звучит через века мысль, что и советских учёных задуматься заставит о том, что мир мог быть создан только Единой Любящей и Мудрой Рукою.                (О Б.В.Раушенбахе  мы уже не раз вспоминали).
 Небеса вещают божью славу,
Рук его творенье твердь;
День за днем течет его уставу,
Нощи нощь приносит весть.
Не суть речи то иль гласы лиры,
Не доходит всем чей звон;
Но во все звучит глагол их миры,
В безднах раздается тон.
Се чертог горит в зыбях эфира,
Солнце блещет как жених,
Как герой грядет к победам мира,
Мещет огнь очей своих.
С одного края небес лишь сходит,
Уж сретается в другом.
Нет вертепов, он куда не вводит
Теплоты своим лучом.
Всем закон природы зримый ясный
Может смертным доказать:
Без творца столь стройный мир, прекрасный
Сей не может пребывать.
 И разве не звучит в главном произведении русской литературы словно «продолжение» этой мысли?! …
 Не суть речи то иль гласы лиры,
Не доходит всем чей звон;
Но во все звучит глагол их миры,
В безднах раздается тон...
 Иначе бы на земле звуков благодатных, боговдохновенного искусства быть не могло.
 И, конечно, не может не звучать здесь Вечная Истина -  Дух дышит, где хочет - оттого Славу Божию «вещают» не только Небеса, но и всё мироздание поднебесное…
 В любой букашке и любом листе,
В мерцаньи звёзд и на земле унылой,
Куда ни глянь – повсюду и везде
Таится Оживляющая Сила –
 скажет через полтора века Иеромонах Роман...
И вот напоследок псалом 81
1:1. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
1:2. доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
1:3. Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и
нищему оказывайте справедливость;
1:4. избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
1:5. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все
основания земли колеблются.
1:6. Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
1:7. но вы умрете, как человеки, и падете, как
всякий из князей.
1:8. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
 И на ум невольно приходит:
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
 Знаменитое гневное  обращение к  «Властителям и судиям» - произведение, что и в годы безбожные многие знали – только непонятно, как «объясняли» тогда. Мысли и чувства, «сверхактуальные» и для времён Ветхого Завета, и ныне. (См. также  «На страже правды и справедливости»). Да и вообще, как сказал один из исследователей этой Загадочной Книги, Псалтирь словно от «лица» читающего написана  - иными словами словно каждому «говорит» о том, как должно в жизни поступать, чтобы с Богом встретиться…
Кстати, небольшое по объёму стихотворение создано было как будто «заодно» в то время, когда трудился поэт, словно «присутствуя» при Днях Творения, над главным произведение всей жизни – одой, которая, как было уже ранее сказано, переведена была на несколько европейских языков и даже – на японский. Ода с всеобъемлющим названием «Бог». (См. также «Великий поэт и бессмертная ода»).
 …Хаоса бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал;
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе Самом Ты основал.
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты свет, откуда свет истек.
Создавый все единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек…
 Кажется, создано произведение на основе многих Книг Священного Писания и снова говорит, напоминает каждому из нас  о том, что без Творческого Начала не было бы жизни на земле…
«Всякое дыхание да хвалит Господа!» - эта главная мысль последнего псалма, да и всей Книги, наверное, воплотилась, конечно, в русской, боговдохновенной поэзии. 
А про воплощения Образа Слова – уже после пушкинского «Пророка» мы далее побеседуем…
(Продолжение следует...)


Рецензии