Коснувшись крылом детства. Глава 3. Детство

               


                ПАВЛОДАР  50-60 годы

           С детства я был непоседой. Наша семья проживала в домике сторожа и уборщицы во дворе областного отдела народного образования  города Павлодара. Как только начал с четверенек вставать на две ноги, не было никакого удержу. С каждым шагом стремился расширить горизонты познания окружающего мира. Бабушка, чтобы я немного дал ей заняться по хозяйству, переворачивала тяжелую табуретку и привязывала верёвочкой меня за ногу к табуретке. Неожиданный грохот летящей мне в след табуретки по ступенькам крыльца заставлял её оторваться от хозяйственных дел.
            - Что ты за неслух, - причитала она, занося меня обратно в комнату.  Неслух уже несся по двору, на ходу совершая шкодливые дела.
            - Вы не видели мальчика в красной маечке? -  спрашивала она рабочих, которые строили из горбыля сарай для дров и угля возле дома. А красная маечка мелькала уже на другом конце улицы...
Мои родители озаботились найти применение моей энергии в мирных целях. Первое что они пытались сделать в этом направлении, когда я достиг возраста первоклашки, это отвести меня в танцевальную группу дома пионеров. Под баян я выплясывал молдавский танец, взявшись за руки крест-накрест с девочкой.  А согласился пойти на танцы с одним условием, что я буду танцевать матросский танец. В настоящем матросском костюме.
 
          Но до матросского танца дело не дошло, поскольку мне надоело прыгать в паре со своей важной партнершей - на танцы я больше не ходил, как бы меня не уговаривали.
Когда с танцами было покончено, мама отвела меня к своей ученице по педагогическому училищу. Мама в училище преподавала русский язык и литературу. В городе казалось, не было места, где с неподдельной радостью и теплотой ее встречали ученики.
         Учительница музыки линейкой по столу отстучала какую-то мелодию и попросила меня повторить. Повернувшись к маме, она сказала:
         - Из него выйдет толк.
          Начались постановки пальцев на пианино и гаммы. Это нудное дело мне надоело и однажды во время урока, когда моя мама и учительница разговорились в соседней комнате, я потихоньку вылез из окна класса, где стояло пианино - благо это был первый этаж школы. На этом мои занятия музыкой закончились.
Книги. Научился читать задолго до школы. А уроки проводила моя старшая сестра, где я за партой сидел рядом с плюшевым медведем. Быстро преуспев в чтении, начал глотать книгу за книгой. Особенно любил Маршака, Чуковского. Позже перешел на более серьезных писателей Марк Твен, Чехов, Гоголь. Нравилось сидеть в читальном зале, между серьезными книгами любил листать журналы Мурзилка, Веселые картинки.
Школа принесла разочарование - вместо чтения книг и писания букв начались палочки и закорючки. Так продолжалось полгода. Интерес к учебе был в первое время отбит напрочь.
            
            Под одеялом одной рукой держал батарейку с лампочкой в другой руке книга. Читал Гайдара.
            Начал рисовать. Отдали в кружок рисования. Несколько дней рисовали яблоко. Прорисовывали тени.  Рисовали карандашом, яблоко получилось объемным. Дальше предложили рисовать вазу. Терпение кончилось. Не хватило усидчивости.
           Во втором и третьем классе стало интереснее, учеба вошла в норму. Папа отвел меня в дом юного техника. Дом располагался в старом купеческом здании из бревен, дореволюционной постройки. Ездить на автобусе приходилось через весь город. В целях экономии, а это было целых два пятака, ходил пешком. В коридорах стояли модели фрегатов, боевых кораблей, у потолка висели модели самолетов и ракет. На кораблях можно было разглядеть лесенки и боевые рубки, спасательные шлюпки и круги. Рассматривать их было очень интересно.  Занятия очень нравились и увлекали все сильнее и сильнее. Научился сам вытачивать пропеллер самолета. Для этого сначала вытачивал из буковой дощечки заготовку, затем размечал с учетом шага винта и размеров. Затем тщательно стачивал лишнее и получался почти готовый винт модели. Далее полировка и тщательная балансировка, и вот уже стою и любуюсь своим произведением. Здесь я научился запускать компрессионный двигатель. Работа в кружке увлекала настолько, что даже учеба в школе стала на второй план. Тут мне был поставлен ультиматум - прекратить занятия в кружке и выправить все провалы в учебе. Пришлось налечь на учебу. Вскоре математика и русский язык снова подружились с юным техником, отлученным на некоторое время от техники.
 
             Школа, в которой я учился, была построена по московскому проекту. Для обычной средней десятилетки это здание, как посчитало городское руководство, было избыточным и затратным. В пятиэтажном здании школы были просторные классы, большой актовый зал с высокими потолками, замечательный спортивный зал. В нашем районе была построена другая, более скромная школа. А старое здание школы было передано педагогическому институту. После окончания четвертого класса мы, ученики, перешедшие в пятый класс, кроме того, еще и перешли в новое здание школы. Здание было попроще и всего трехэтажное. Начались серьезные предметы - математика, геометрия…
             Нельзя было сказать, что школа №3 в то время относилась к элитным учебным заведениям, как сейчас принято говорить. Коллектив учителей подобрался очень сильный благодаря усилиям директора школы Новокшанова Алексея Карповича.  Алексей Карпович был очень добрым человеком, но вместе с тем очень строгим. В настоящее время школа потеряла былую славу и реальные успехи своих учеников, хотя носит нескромное названием «Гимназия №3 для одаренных детей». На современном сайте школы обозначена цель: «Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности в духе казахского патриотизма». Готовить хороших специалистов или национальных менеджеров – большая разница. По моему убеждению, подтвержденному жизнью,  у талантливых, любящих свою профессию учителей  получаются одаренные ученики.

            Вместе с одноклассником Володей Ереминым мы сбежали с уроков - захотелось приключений, и мы их получили. Перед окончанием урока решили выйти из укрытия в туалете. Но у выхода прорвало трубу и коридор залито водой. Володя был в валенках, а я в ботинках.  Посадил его на закорки и начал медленно выходить по луже в коридор школы. На выходе в коридор уперся во что-то, вернее в кого-то. Поднял голову – и о ужас, директор школы грозно нас спрашивал:
           – Это что такое?
         Не сносить нам головы. Но все обошлось мирно, в кабинете директора сознавшись и раскаявшись, мы пили чай и рассказывали, как преодолевали водную преграду. Алексей Карпович взял с нас слово, что больше не будем сбегать с уроков, и отвел нас в класс прямо к окончанию  урока математики.
           Математика в жизни учителя Ивана Андреевича Дика, занимала первое место. Очень строгий и очень требовательный учитель. Его тройки и четверки стоили многого - пятерки ставил очень редко. Благодаря его стараниям математика стала в моей учебе на первое место. Позже, изучая высшую математику в военной академии, вспоминал его добрым словом.
          Учитель химии Георгий Готлибович Ваккер свой предмет также считал самым главным.  Хочу сказать, что каждый учитель считал свой предмет особенным и требовал серьёзного к нему отношения.
           Учительница русского языка и литературы Крючкова Людмила Васильевна вела уроки и приучила к хорошему литературному языку.
          Физику преподавала Терентьева Валентина Михайловна. Впоследствии это стал один из моих любимых предметов.
          И наконец, учитель рисования и черчения Борисов Евгений Иванович. Это был увлечённый и помешанный на технике и авиации человек. Благодаря нему мы, мальчишки прониклись его любовью к технике, к небу. Многих его увлеченность повела по жизни и помогла выбрать профессию.
       
         Страна готовила поколение созидателей. Впереди было освоение космоса, создание новой техники, покорение мирного и военного атома.
          Чтобы созидать, нужны хорошие инженеры, талантливые учителя, грамотные медики. Люди любящие свою профессию, постоянно совершенствующиеся.
          Ну и конечно кроме хороших знаний и умений нужна хорошая мотивация. Интерес к жизни и профессии. Современное обучение и воспитание превратили в получение образовательных услуг. Без правильного воспитания не может быть эффективного обучения.   Тем более вместо творческого обучения предмету свели к угадыванию.
        ЕГЭ дает плоды.  Уже в ближайшее время, получившие образование через ЕГЭ, начнут преподавать в школах ВУЗах. Лавинообразный процесс нужно остановить. Дискуссии, обсуждения, прогнозы…


Продолжение http://proza.ru/2023/01/18/1883


Рецензии
У нас Вами, Александр, было похожее детство. Я всю жизнь очень много читаю, не могу без этого жить. И я очень благодарен нашим замечательным учителям, тогда учёба была совершенно другой, без ЕГЭ, вообще не понимаю, как могли внедрить в школы этот дебилизм? Р.Р.

Роман Рассветов   12.08.2023 13:48     Заявить о нарушении
Да, действительно, формирование человека начинается с детства. И кто окажется рядом, тот и окажет влияние на выбор дальнейшей жизни. А моя автобиографическая повесть здесь http://proza.ru/2022/12/08/1554 .
С уважением,

Александр Щербинко   12.08.2023 16:40   Заявить о нарушении
А прямо сейчас и прочитаю, спасибо! Роберт.

Роман Рассветов   12.08.2023 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.