Особенности восприятия скульптуры
Скульптура в отличие от картины при изменении угла зрения ракрывает свои новые стороны. Поэтому только при движении зрителя вокруг скульптуры раскрывается её "драматургия" во всей своей полноте. То, что ты увидел во время движения напоминает художественный фильм. Так "Вольтер, сидящий в кресле" Жана Гудона, когда подходишь к нему сзади с левой его руки, внимательно кого-то слушает, слегка подавшись вперёд и повернув к нему голову. Но помере нашего дальнейшего движения вокруг его кресла он задумывается над мыслью невидимого собеседника, отведя глаза в сторону и углубившись в себя. А когда мы, обойдя его, смотрим на него со стороны его правой руки в его глазах зажигаются искорки вдохновения и мы становимся свидетелями рождения его собственной идеи. Так что скептическая улыбка старика становится вначале задумчивой а затем вдохновенной улыбкой мудреца. Этот эффект особенно заметен при освещении скульптуры справа.
Для того, чтобы открыть для себя движение, сокрытое в скульптуре тоже нужно двигаться вокруг неё. Так "Танцовщица с цимбалами" Антонио Кановы в берлинском музее Боде начинает грациозно кружиться на носочке с поднятыми руками вокруг своей оси при быстром движении вокруг неё против часовой стрелки. Если это движение осуществлять с камерой по подымающейся спирали вокруг неё, что пока ещё не сделал никто, красота этого танца раскроется во всей своей полноте. Первоначально она стояла на специальном вращающемся постаменте. На нём она вращалась в зале как балерина в музыкальной шкатулке. Её танцем в 19-м веке могли насладиться в Вене посетители русского дипломата графа Андрея Разумовcкого, по заказу которого была выполнена эта лучшая "Танцовщица" Кановы.
Картина ракрывается тоже как кино - только при движение взгляда по плоскости от одной детали к другой. Это хорошо показал Андрей Тарковский в "Солярисе", "Андрее Рублёве" и "Жертвоприношении". Приближение или удаление к скульптуре или к картине (иконе), порой тоже многое меняют: взгляд иногда перестаёт быть печальным (Владимирская икона Божией Матери). И ещё при движении слева направо мимо картины приветливое выражение улыбки может переходить в грустное ("Мона Лиза"). Это касается также борельефов и горельефов. Так в горельефной иконе "Мадонна Пацци" Донателло, тоже хранящейся в музее Боде, взгляд справа передаёт особенную утончённость лика Мадонны. (Можете сами удостовериться в этом, посмотрев фильм "Donatello - Schоеpfer der Renaissance" на youtube).
Свидетельство о публикации №223011901255
Вы затронули очень интересную тему -"Особенности восприятия скульптуры"...
Скульптура,в отличии от картины- объёмна,она не висит на стене,её можно обходить
со всех сторон и как Вы верно заметили, она начинает "двигаться"вместе с нами и
открываться, каждый раз по новому, создавая иллюзию, что она живая, меняет
выражения лица, меняет смысл, заключённый в ней и здесь,как Вы верно отметили,
очень важно освещение, потому что свет творит чудеса,в зависимости от освещения
всё меняется- это касается и живого человека- он может быть красив и страшен, в
зависимости от света, как тот, падает на него.Скульптура- это застывшая поэма и её
восприятие зависит от воображения человека, его импрессионизма, ну конечно в первую
очередь- таланта скульптора, художника,Портрет, например, Мона Лизы...Его чудо в
том, что глаза там- живые, они смотрят на тебя, всё время следят за тобой и ты
находишься во власти этих глаз, их загадочного выражения,волшебства...
За скульптурой "следить"ещё интереснее,она объёмна,всё это очень интересно и загадочно.
Надо стараться увидеть и разглядеть тонкий скрытый замысел скульптора, художника,
которые вложили столько чувства, сердца, мастерства в свои произведения,которые
мы имеем счастье видеть и разгадывать их тайну!
Спасибо, дорогой Владислав за Вашу интересную работу!
С теплом и улыбкой!
Людмила Иоффе 24.10.2024 12:16 Заявить о нарушении
Сердечно благодарен Вам за Вашу восхитительную рецензию, в которой Вы так красиво развили мысль об особенности объемного восприятия скульптуры!
Скульптура «начинает "двигаться" вместе с нами и открываться, каждый раз по новому, создавая иллюзию, что она живая, меняет выражения лица, меняет смысл, заключённый в ней, и здесь <...> очень важно освещение, потому что свет творит чудеса, в зависимости от освещения всё меняется - это касается и живого человека - он может быть красив и страшен, в зависимости от света, как тот, падает на него. Скульптура - это застывшая поэма и её восприятие зависит от воображения человека, его импрессионизма...»
Для меня лучший пример такого глубокого сердечного восприятия является Ваше стихотворение «Вечный Роден!» в котором мы становимся свидетелями того как "Поцелуй" Родена оживает и живёт «от века и до века!» в сердцах всех влюблённых в искусство!
Так что меня властно потянуло в музей, в котором я не был уже давно.
Ещё мне очень понравилось, как Вы написали о глазах Мона Лизы: «Портрет, например, Мона Лизы...Его чудо в том, что глаза там - живые, они смотрят на тебя, всё время следят за тобой и ты находишься во власти этих глаз, их загадочного выражения, волшебства...» Они тут же предстали предо мной!
С теплом, улыбкой и благодарностью!
Владислав Плеханов 24.10.2024 13:18 Заявить о нарушении