Особенности восприятия скульптуры

Особенности восприятия скульптуры (на примере "Вольтера, сидящего в кресле" Жана Гудона, "Танцовщицы с цимбалами" Антонио Кановы и "Мадонны Пацци" Донателло)

Скульптура в отличие от картины при изменении угла зрения ракрывает свои новые стороны. Поэтому только при движении зрителя вокруг скульптуры раскрывается её "драматургия" во всей своей полноте. То, что ты увидел во время движения напоминает художественный фильм. Так "Вольтер, сидящий в кресле" Жана Гудона, когда подходишь к нему сзади с левой его руки, внимательно кого-то слушает, слегка подавшись вперёд и  повернув к нему голову. Но помере нашего дальнейшего движения вокруг его кресла он задумывается над мыслью невидимого собеседника, отведя глаза в сторону и углубившись в себя. А когда мы, обойдя его, смотрим на него со стороны его правой руки в его глазах зажигаются искорки вдохновения и мы становимся свидетелями рождения его собственной  идеи. Так что скептическая улыбка старика становится вначале задумчивой а затем  вдохновенной улыбкой мудреца. Этот эффект особенно заметен при освещении скульптуры справа.

Для того, чтобы открыть для себя движение, сокрытое в скульптуре тоже нужно двигаться вокруг неё. Так "Танцовщица с цимбалами" Антонио Кановы в берлинском музее Боде  начинает грациозно кружиться на носочке с поднятыми руками вокруг своей оси при быстром движении вокруг неё против часовой стрелки. Если это движение осуществлять с камерой по подымающейся спирали вокруг неё, что пока ещё не сделал никто, красота этого танца раскроется во всей своей полноте. Первоначально она стояла на специальном вращающемся постаменте. На нём она вращалась в зале как балерина в музыкальной шкатулке. Её танцем в 19-м веке могли насладиться в Вене посетители русского дипломата графа Андрея Разумовcкого, по заказу которого была выполнена эта лучшая "Танцовщица" Кановы.   

Картина ракрывается тоже как кино  - только при движение взгляда по плоскости от одной детали к другой. Это хорошо показал Андрей Тарковский в "Солярисе", "Андрее Рублёве" и "Жертвоприношении". Приближение или удаление к скульптуре или к картине (иконе), порой тоже многое меняют: взгляд иногда перестаёт быть печальным (Владимирская икона Божией Матери). И ещё при движении слева направо мимо картины приветливое выражение улыбки может переходить в грустное ("Мона Лиза"). Это касается также борельефов и горельефов. Так в горельефной иконе "Мадонна Пацци" Донателло, тоже хранящейся в музее Боде, взгляд справа передаёт особенную утончённость лика Мадонны. (Можете сами удостовериться в этом, посмотрев фильм  "Donatello - Schоеpfer der Renaissance" на youtube).   


Рецензии