Фашистский кружок 2

                Авторская ремарка:
                Уважаемый читатель, Вашему
                вниманию предлагается серия
                рассказов под общим
                названием "Фашистский кружок"
                Начинать чтение можно
                с любого рассказа.
                Сюжетные линии везде
                разные. А вот главные
                герои везде одни и те же.      
Фашистский кружок 2
1945 год. Ноябрь. Германия.

-  Андрюша, боевой онанист, ну-ка, иди сюда.

Вот  так, совершенно не по уставу, обратился ко мне мой ротный командир, лейтенант Сорокин.

В ответ я хотел так же не по уставу выкрикнуть

-  Заткнись, козёл.

Но я не выкрикнул. И послушно пошёл туда, куда меня невежливо позвали. Потому что Сорокин воевал, а я принимал участие лишь в одном бою. Уже после победы. Недобитки пытались прорваться на Запад к американцам. Дурацкие слухи утверждают, что их плен будто бы гуманнее.

Сорокин имеет два ранения. А я одно. Его ранения из-за отваги. Моё из-за дурости...

...Самое ужасное, насчёт онаниста он тысячу раз прав...

...Неделю назад, в казарме, после отбоя, я грешил в койке. Укрылся с головой одеялом. Зажмурил глаза. Представил, как немецкая актриса Дорит снимает платье через голову. Так делают москвички на пляже в Серебряном Бору. Но под платьем у Дорит, в отличие от москвичек, не купальник под названием "пловчиха ГТО", надёжно защищающий нравственность, а самое изысканное дамское бельё, какое я видел на манекене рядом с разрушенным авиабомбой домом, где на первом этаже,
судя по всему, находился магазин для фемин. Такое бельё нравственность защищать категорически не может. Только  атаковать...

...Нарисованная моими грёзами Дорит, страстно дыша, подошла ко мне. Положила руки на мои плечи...

...И в этот самый интригующий момент, кто-то резко сдёрнул одеяло и в казарме зажёгся невыносимо яркий свет...

...Вокруг моей койки стоят сослуживцы и ржут...

...Я даже руку от причинного места убрать не успел...

...Так стыдно мне никогда ещё не было...

...Несмотря на то что я, казалось бы, был полностью оглушён и опустошён происходящим, я заметил некую деталь...
...Все койки в казарме за исключением одной были были пусты. Ну, ясно же, их владельцы собрались вокруг меня.
Непустая кровать принадлежала Лёше Андрееву. Он демонстративно не покидал постель...

...Лешу за три дня до моего грехопадения пропесочили на комсомольском собрании, за то что он встречался с девушкой из местных Девушку зовут Ингрид. Ей двадцать лет. С Лёшей у них всё серьёзно. Однако на собрании, где комсорг сказал бойцу, что создавать семью с немецкими овчарками советским людям невместно (прямо так по старорежимному и брякнул "не-вме-стно"), Лёша понуро кивал и соглашался.
После комсорга  выступил Мерабий разъяснил по-свойски:

-  Ребята, ну "инъекцию" местному бабцу вставить можно. Жениться нельзя...
***

...Автора гнусной выходки в мой адрес я вычислил без труда. Там и вычислять нечего. Юра Репин. Однофамилец, но не тёзка почтенного художника.

Тем более, Юра позже мне и сам признался. С хамоватой улыбочкой на устах.
Этот самый Репин появился в нашей роте недавно. Он был направлен к нам из госпиталя. Его ранили в конце апреля при штурме Берлина.
Юра воевал в составе штрафбата. Он же вор-рецедевист. Попал на фронт прямо из лагеря.

Уголовник старше меня всего лишь на полгода. Ему скоро девятнадцать лет. Но уже герой. Искупил вину перед родиной кровью, к тому же он кавалер ордена Красной Звезды.

Он у нас и появиться не успел, как оброс всякими полезными связями. Познакомился с местными рыбаками. И они его переправляли на другой берег Эльбы. Там где американские казармы.

Обычной дорогой через мост нам проход заказан. Красноармейский патруль нас к мосту на пушечный выстрел не пустит. Хотя по потсдамскому соглашению союзники могут ходить в гости  к друг другу беспрепятсвенно.

Но в наших штабах решили, что советским солдатам и офицерам незачем шастать в американские вертепы.

Американцев к нам пускают. А нас к ним нет.

Насчёт моста, то есть легального перехода в западную зону оккупации, мне известно доподлинно. Потому что раз в месяц выпадает наша очередь дежурить сутки на пункте пропуска. Там всё серьёзно. Пулемётные гнёзда, обложены мешками с песком. У часовых приказ с запада пропускать всех военных. Гражданских  не пропускать. С востока не пускать никого. За исключением тех, у кого спецразрешенеие. Образец спецразрешения у начальника караула...

...В случае неподчинения приказано стрелять на поражение...

...Но для таких как Юра Репин пластилиновые запреты чушь. Плюнуть и растетреть.
Он и с американцами успел дружбу свести. Среди них нередко попадаются выходцы из России. Потомки белоэмигрантов.

Вечером после праздника великого октября я согласился пойти с Юрой в самоволку.
Мы переправились на лодке через речку. Юра купил плавстредство всего лишь за три банки тушёнки...

...У американцев было весело. Они очень обаятельные. Мы пили Уиски. Это их шмурдяк. Против водки оно, разумеется, несерьёзно. Хотя по крепости Уиски Водке не уступают. Пьют американские мужики эту свою дуриловку по бабьи. Пьют и не стесняются, что по бабьи. Разбавляют Уиску черным лимонадом. Называется лимонад Кока-Кола...

...В книгах я встречал название Виски. Но там его пили благородные люди. Вряд ли бы они польстились на то чем меня угощали американские бойцы...

...А когда перевалило за полночь, союзники включили кинопередвижку и на белом экране появились непристойные кадры. Голые женщины целовались с такими же голыми женщинами.

К своим восемнадцати годам, прожитым на белом свете, я ещё ни разу не видел обнажённых дам (разорванных видел). Поэтому оторопел. Особенно меня поразило, что на лобке у дам такие же волосы как и у мужиков...

... На обратном пути я молчал. На реплики Юры отвечал невпопад...

...А когда я, добравшись до койки, нырнул под одело с головой, Юра обо всём великолепно догадался. Подговорил ребят. Дождался нужного момента...

...И вуаля, как говорят французы...   

*** 

...Как только я вошёл в комнату к Сорокину, я полагал, что самое паскудное в моей жизни свершилось неделю назад.

В комнате на полу лежало нечто. Сначала я даже не понял что это. Но вглядевшись, не поверил своим глазам. Однако им приходилось верить. К горлу подступала тошнота. Руки затряслись. Мелькнула дурацкая мысль, что в ближашие сто лет у меня точно не будет желания дрочить...

***

...День пятнадцатое ноября тысяча девятьсот сорок пятого года начинался как обычно.

Шесть-тридцать, подъём.

Пробежка вокруг казармы. Лёгкие физкультурные упражнения. Затем,  водные процедуры. Чистка зубов.

И самое приятное для меня - завтрак.

Его готовит фрау Марта. Ей лет пятьдесят. Прибилась к нам неизвестно откуда. Командир роты Сорокин отказался её гнать, несмотря на негласные просьбы начальства. В конце концов начальство на присутствие женщины закрыло глаза.

Живёт фрау Марта в коптёрке.

Сначала она помогала на кухне. Но постепенно наш штатный повар сержант Зинченко уступил ей своё место.

На завтрак яичница с колбасой и с салом. Чай, кофе.

Удивительным образом солдаты из чайной культуры стали предпочитать кофе.
Сержант Мераб Чкония рассказывал, как зимой сорок четвёртого года в Восточной Пруссии, заблудившись в разведке, нашёл наше расположение по запаху чая.
Сначало пахло кофе. Мерабий понял, что здесь немцы. Надо делать ноги. А когда запахло чаем, стало ясно, это ж свои. Сержант поспешил на запах. Так и есть.
Наши окопы...

...После завтрака политзанятия. Всего час. Сорокин  прочитал передовицу "Правды". Очередные мысли товарща Сталина. Никто его не слушал. Травили шёпотом байки и анекдоты. Потом докладчик сообщил, что через пять дней в городе Хрюнберг начнётся суд над бывшей верхушкой всея Германии....

...После сообщения Сорокин хотел уточнить название города, где состоится суд, но нужную бумажку не нашёл. Выругался. Отпустил нас на перекур...

После политзанятий и перекура началась боевая подготовка. Успевшие повоевать, повторяли урок с неуспевшими (такими как я), по установке растяжек. Руководил процессом всё тот же Чкония...

...Не обошлось без реплик в мой адрес...

...Когда я случайно упустил из рук учебную гранату "лимонку", сразу несколько голосов, не сговариваясь, выразили вслух мысль, что растяжки ставить, оно позаковыристее будет, чем ялду гонять...

...Мысль прозвучала и по-русски и по-украински и по-белорусски. Слова произнесённые по-узбекски, по-армянски и по-азербайджански, полагаю, имели схожий смысл...

...А у меня уже заурчало в желудке, то есть, пора готовиться к обеду. Но тут в наше расположение приехали фургоны. Там, под зачехлённым кузовом, установлены скамейки. Машины  предназначены для перевозки личного состава.

Скорее всего повезут на стрельбы. Обед выдадут сухим пайком, что прискорбно. Горячая пища всё-таки убедительнее.

Но повезли не на полигон. Повезли в деревушку Киферсдорф. До неё от нас километра два. Вряд ли больше.

Привезли. Сорокин  гаркнул своим оперным басом:

-   Выходи строится.

Мы построились. Накрапывал дождь. Стояли минут десять. Зябко. Приехал трофейный легковой "Опель". Из него вылезли военные в папахах.

Раз папахи, то это начальство. Причём высокое. Сорокин подал команду "смирно", уже собрался строевым шагом подойти к самой тостощёкой папахе. Но папаха успокаивающе подняла ладонь и наш командир на полусогнутых подскочил к ней по-свойски, не соблюдая ритуал.

Они о чём-то негромко поговорили. Сорокин вернулся к нам и спокойно не по уставу сказал:

-  Хлопцы, оцепляем вон тот дом - и показал рукой какой именно.

Размышляя над вопросом "когда же будет обед и в какой форме, сухпай или по-человечески", я занял позицию, указанную мне сержантом Чкония. Как раз возле калитки...

...Прошло  ещё минут десять. Я успел основательно продрогнуть. Пожалел что нацепил шинель, а не ватник. Рядом в трёх метрах стоял рядовой Вася Коноваленко. Хохол из Чернигова. У него ватник. Хохлы они хозяйственные. Не то что мы, легкомысленные москвичи.

Коноваленко что-то жевал. Видать успел шмыгнуть перед выездом к тёте Марте. Выцыганил сухарики...

...Совершенно неожиданно мне выпала амнистия от холодрыги. Открылась калитка и просунутая голова Чконии произнесла:

-  Рядовой Алексеев, за мной. Коноваленко, стать возле калитки.
Я последовал за сержантом. Мы вошли в дом. Миновали прихожую. Оказались в гостиной.

Мне уже не раз доводилось бывать в местных жилищах. Всегда в составе патрулей. Мы проводили обыски. Искали оружие. Прятавшихся от плена солдат и офицеров вермахта. Иногда находили. Иногда нет.

Сначала я думал, что такие дома принадлежат фашистским главарям. Но осмотрев одну деревню, потом другую, осмотрев маленький городок, я увидел что других домов нет. Все строения добротные, большие основательные. Так, где же, в таком случае, живут местные простолюдины? Те, кого, согласно учению Карла Маркса, эксплуатируют капиталисты.

Как-то раз, в ходе очередного обыска, я спросил Сорокина, чьи это дома.
Он спокойно ответил:

-  Вот этот дом школьного учителя.

-  Наверное директора школы? - хотел уточнить я.

-  Нет - ответил командир - дом директора на другом конце села, а это учитель географии.

-  У обычного учителя географии, такой дом? - удивлённо воскликнул я.

-  Рот закрой - по-отечески шепнул мне двадцатичетырёхлетний командир - за такие фразы тебя за хобот и в цугундер. Не надо врагами восхищаться...
Я осмотрелся в теперешнем доме. Хорошая мебель, цветочков много. Вот только несвойственный бардак. Пара стульев валялась на полу. И полочка оторвана, висит на одном гвозде. Для нас, русских, это нормально. Для немцев вопиющий беспорядок. 

-  Постой пока здесь, Андрюша - тем временем молвил шёпотом Мераб.
Если шёпотом, то можно обойтись без официоза. Вместо рядовой Алексеев, просто Андрюша.

И минуты не прошло, как раздался голос Сорокина из соседней комнаты, очевидно кухни:

-  Андрюша, боевой онанист, ну-ка, иди сюда.

Я, поморщившись, вошёл. Как и ожидалось это была кухня. Ко мне спиной стояла женщина. В форме, на плечах майорские погоны. У меня сжались кулаки. Сорокин в присутствии женщины назвал меня онанистом.

Я что если ему зарядить с носка по морде? 

Так, как меня учил Лёша Смирнов. Лейтенант, как раз, очень удобно для меня расположился.  Он нагнулся, что-то рассматривая на полу. И при этом дымил своей легендарной трубкой.

Я уже стал примериваться. Как подойти.

На полу лежало нечто (Сорокин на это и смотрел). Из-за женщины майора я толком не мог рассмотреть, что именно там лежало.

Похоже на порванный мешок с мясом.

Стало быть, мы имеем дело с банальными воришками. Как же я от них устал.

Красная Армия нанимает местных жителей на вспомогательные работы. Например, разгружать вагоны.

К нам из Союза приходит много грузов. В том числе продовольствие. Местные живут, хоть и в великолепных домах, но впроголодь. Вот и позарлись...

...Я сделал полшага в сторону, выбирая позицию для атаки на  Сорокина. И тут моему взору открылась вся картина.

На полу лежал никакой не мешок. Там лежала девочка Зильке. Её тельце было распорото от паха до горла...

...Про атаку на Сорокина я мгновенно забыл. Ещё полумал, что такие картины заставят меня полностью отказатья от греховных занятий...

***   

...Немецкое имя Зильке я услышал впервые. Даже не знал что в Германии такие имена есть. Например, Карин, Эльза, Анна, Анна-Мария, были известны мне ещё со школы. А вот Зильке...

...Ещё вчера она крутилась с детворой возле нашей казармы. Сразу после ужина. Ребятня небезоснавательно надеялась разжиться чем-нибудь съестным. Благодушные солдаты из далёкой России, выходя после столовой покурить, обязательно возьмут с собой бутерброды.

Среди детворы большинство мальчишки. Поветухи всего мира имеют поверье, если мальчиков рождается существенно больше чем девочек, быть войне...

...Наша соседка по московской коммуналке, тётя Лида, санитарка из роддома, говорила ещё восемь лет назад:

-  Одни пацаны родються. Вот уже три смены ни одной девчонки. Чую быть войне...

...Война вроде и кончилась, но по инерции мальчики рождаются чаще...

...Дети играли в войну. Зильке была медсестрой. Двенадцатилетний Клаус изображал из себя советского офицера. Потому что Мама Клауса, Берта, сшила ему рубашку из обрывка нашей формы...

...Рядом с Клаусом его брат Томас. Согласно легенде, тоже боец красной армии. Вот только одежонка у него обычная. Не хватило русского отреза на всех.
Клаус и Томас допрашивали пленного немецкого солдата. Его изображал мальчик Вилли. У Вилли что-то похожее на форму вермахта. С такими отрезами здесь дефицита нет.

-  Тлим пипим нипим? - Якобы по-русски задал пленному вопрос Клаус.
Томас, ничтоже сумнящийся, перевёл слова Клауса на немецкий. При этом мальчик старательно пытался изображать  русский акцент. Сидевший рядом со мной капитан Шмаков из Смерша, захохотал.

Шмаков великолепно говорит по-немецки.

- Что он ему сказал, товарищ капитан? - спросил Вова Баклюков.


Капитан, всё ещё давясь от смеха, ответил:

-  Где ночует твоя немецкая дивизия?

-  А мне маманя из дома пишет - вмешался в разговор Витя Пономарёв - что в нашем
Изюме дети в войну не играют. Считают, это западло. Войну они у нас своими глазами видели. А эти видать не насмотрелись...

-  Изюм это где? - Полюбопытствовал Давик из Таджикистана.

-  Под Харьковом - ответил Витя...

... Десятилетняя Зильке в это время перевязывала грязной тряпкой голову "раненому красноармейцу"...

..И вот Зильке лежит здесь передо мной...

...Неожиданно к горлу подступила тошнота. Неожиданно потому, что видеть трупы мне уже приходилось. И не только видеть. Переносить, складывать, закапывать.
Весь октябрь наша рота в составе целой бригады провела в Венгрии. В районе озера Балатон.

Там было тепло несмотря на октябрь. Температура до двадцати пяти градусов. Мы даже в Балатоне купались.

Однако наша главная задача, собирать по полям и лесам трупы бойцов, погибших ещё в январе сорок пятого года. Немцев и мадьяр в отдельною кучу. Для наших красноармейцев отвели место на другом берегу Балотона. Их нужно было складывать аккуратными рядами. Так же аккуратно закапывать. Каждому отдельная могила.

А как различишь врагов от наших?

Трупы основательно истлели. Не поймёшь какая форма на мертвецах. К тому же почти на всех ватники. Ведь погибали они зимой.

Немцы тоже предпочитали в наших ватниках воевать.

Во-первых, тепло.    

Во-вторых, вшей нет.

Вши охотно квартировали в овчиных тулупах. Овчина материал органический.
А в ватнике вата. Он потому и ватник. Вата бездушный материал изобретёный человечеством.

Немцы снимали ватники с наших бойцов. Пленных или погибших. Не брезговали раскапывать братские могилы. А однажды, зимой сорок четвёртого, как рассказывал Мераб, они атаковали наши позиции, когда их наблюдатели в бинокли заметили, что приехали несколько грузовиков с ватниками. Верхнюю одежду сложили в одном из блиндажей.

Немцы, несмотря на отсутствие численного превосходства, атаковали наши окопы. Выбили оттуда красноармейцев. Захватили заветный блиндаж и на руках с ватными трофеями, столько сколько смогли взять, назад к себе...

...Тогда на Балатоне многие тела лежали вповалку. Без труда можно догадаться, что это последствия рукопашных. Надо было внимательно осматривать погибших, чтобы понять кто есть кто.

Сначала меня безудержно рвало. А недельку спустя, ничего. Привык. Огромное спасибо местному вину. Токай. Без него кушать никак не получалось...

...Утверждение, что человек привыкает ко всему очередной раз нашло своё подтверждение...

...А сейчас снова тошнит. Не хватало вырвать прямо на пол. В присутствии дам.

Объяснение этому явлению простое. Там лежали мужики, а здесь ребёнок.
Глаза открыты. В них ужас. Точно такой ужас был в глазах моей сестрёнки Лены.

Летом сорок второго я её вёл в садик. И вдруг она увидела возле мусорного бачка крысу. Зверёк встал на задние лапки, чтобы дотянуться до какой-то вкусняшки. А Ленку пришлось брать на руки. Иначе она наотрез отказывалась идти дальше... 

-  Андрей, сейчас, я её преподниму - вывел меня из воспоминаний Сорокин - а ты тем временем подложишь вон то покрывало.

Пока мы с Сорокиным совершали манипулции с телом девочки, женщина майор диктовала женщине сержанту.

Женщину сержанта я сразу и не увидел, она сидела вглубине помещения:

-  Нож вставлен между наружными половыми губами на десять сантиметров вглубь тела. Далее убийца совершил вспарывающее движение вверх до грудной клетки...
Вот что диктовала женщина майор...

***

...Всё-таки Сорокин не конченная свинья. Видя моё бледное лицо, он сам взял девочку на руки и вынес наружу. Очевидно к грузовику...

...У Сорокина длинный боевой путь. На детские трупы успел насмотреться через край...

...Родители девочки находились в подвале дома. Их били долго, без затей, но сильно. Переломаны рёбра. Потом преступники отрезали им все пальцы на руках садовыми ножницами.

Не ошибусь если предположу, что пули в затылок муж и жена восприняли как избавление...

***

...Обедать нас привезли в казарму. Еда горячая, как положено. Но я давился, а не ел. Кусок не лез в горло. Однако, желая показать всем, что я мужик, я питался, изображая спокойствие...

...Едва поели, снова команда "по машинам". На этот раз едем в другую соседнюю деревушку. Уферсдорф. Прямо на берегу реки...

...Там целых три дома подверглись нападению. Выживших нет. Пытали и детей и взрослых, поливая кипятком. А одной из женщин (очень красивой) спалили ноги огнемётом, когда она была ещё жива...

...Некоторых девочек и взрослых женщин убили тем же способом что и девчушку в селе Киферсдорф...

...Мы, солдаты, стояли в оцеплении. Но в отличие от первой деревушки, никто не ругался если мы на короткое время отлучались. Поэтому я всё рассмотрел  своими глазами.

Часа через два меня и Володю Баклюкова подозвал сержант Чкония.

-   Так, ребята, начальство поручило капитану Шмакову из СМЕРШа провести расследование. Он облюбовал вон тот домик. Будет там жить - сержант показал рукой на ближайшее строение - вам нужно навести в доме порядок. Вымыть полы, так чтоб блестело как у кота сами знаете, что. Ну, мебель расставить, если надо починить, и так далее. Всё. Выполнять...

Рядовой Баклюков безстрасно уточнил:

-   А что делать с кусочками тел? - он старался говорить, как можно спокойнее - вон я видел, когда был внутри, мизинец чей-то, рядом остатки внутренностей...

Сержант прервал солдата:

-   Убрать всё...

***

...Прошло добрых три часа, прежде чем дом пришёл в нужный начальству порядок. Как раз к этому времени приехал Шмаков. Вместе с ним была та самая женщина майор.

Вид у капитана крайне недовольный. На кабриолете сломался механизм установки брезентовой крыши. Поэтому оба офицера промокли до нитки. Шёл дождь.
Машину поставили под навес. капитан распорядился, чтобы мы с Баклюковым забрали вещи из машины. Мешок картошки. Чемодан с личными вещами. Сидор, с торчащим носиком чайника...

...Когда вещи были перенесены в дом, капитан с доброй улыбкой попросил нас:

-   Ребятушки, картошечки пожарьте. Там в сидоре сальцо. А пока она жарится, чайку сообразите...

...Ещё полчаса спустя я и Володя на кухне чистили картошку. В метре от нас за столом сидели капитан и дама-майор. Они вели интересную беседу. Такую, что я со своим сослуживцем навострили ушки...

...Майор спросила:

-  Я слышала вы были разведчиком-нелегалом в Германии, правда?

-  Да. Было такое - улыбнулся в свои пшеничные усы товарищ Шмаков - с двадцать девятого по сорок третий год.

-  И что? Потом отозвали в Москву? - задала следующий вопрос, отхлебнув душистого чая, собеседница.

-  Нет. Мы самостоятельно добирались. Через Швецию. Наш отряд потерпел провал. Как это часто бывает из-за глупой случайности. Местные мальчишки лазали по чердакам. Отлавливали диких голубей.

-  Для чего? - Прервала майор капитана.

-  Таково задание местного Гитлерюгенд. Голуби разносчики заразных болезней. Детишки тренировались на голубях.Чтобы когда повзрослеют, перейти на людей. И вот эти голубинные враги обнаружили нашу рацию.

-  А как простые мальчишки поняли, что это рация, а не какой-то непонятный прибор?

-  Ох, Надежда Петровна, немецких детей в школе учили быть бдительными. На уроках показывали фото как выглядят английские, американские и советские рации. Короче говоря, гестапо устроило засаду. За рацией явился я лично. Нужно было передать шифровку в центр. Еле ушёл. Отстреливался.

Возникла пауза. Слышались звуки, как помешивают чай ложечками. Первой заговорила дама.


-  Сейчас все местные жители такие паиньки, что просто непонятно, а с кем мы воевали четыре года. Кто вешал людей по всей Европе. Расстреливал...

-  Для меня самого это загадка, Надежда Петровна. До тридцать девятого года, когда Германия напала на Польшу и началась мировая война, немцы были люди, как люди. Я в то время работал на заводах фирмы "Сименс". До войны мужики в курилках говорили в основном о футболе. "Ах, как вчера играл "Гамбург" против "Баварии". Помнишь пас в начале второго тайма. Ах, что за пас. Шедевр, а не пас. Жалко гола не было. Мюллер мазила. Попасть в ворота на смог". После начала войны о футболе забыли. Но разговоры не менее страсные. "Лётчику с высоты кажется, что окопы это нитки", говорил кто-то из вчерашних фанатов. "А он бомбочкой точнёхонько прямо в окоп. Наши летуны с пятикилометровой высоты бомбами в ведро попадут. После налёта авиации, пшеков шлифует артилерия. Потом очередь пехоты. Пехота атакует, а в польских окопах уже одни жмуры. С кишками наружу"...

-  Но может так не по всей Германии было? - перебивает Шмакова Надежда Петровна.

-  По всей, по всей - горько усмехается Шмаков - у НКВД целая сеть по всему рейху и наша группа только одна ячейка этой сети. Все докладывали одно и тоже. Да и я по многим заводам поездил. Поставщики фирмы Сименс. Покупатели продукции. Везде примерно одна картина. А вечером после работы зайдёшь в пивную, почти все посетители со значками да со свастикой. Столы сдвигают незнакомые люди. Пиво рекой. Полируют шнапсом. Тосты за победу германского оружия. Я потом записался в любительский театр. Думал хоть там найду противников войны. Всё таки творческие люди. Тонкая организация души. Какое там. Я сошёлся с одним старичком. У него польская фамилия Пиотровский. Актёрствовал на профессиональном уровне. К тому же тонкий знаток живописи. Часами мог с упоением рассказывать о голландской школе. И этот Пиотровский однажды огорошил меня. Говорит "для Германии сейчас звёздный час. Немецкая нация самоутверждаеться через войну". Как будто немцам не через чего больше самоутверждатся. Лучшие автомобили в Европе. А дороги? Но нет. Все помешались на войне. Остальные эстеты, члены театрального кружка ничем не отличались от Пиотровского. Забросили классику. Перешли на пьесы современных нацистских авторов...

...Володя тихонько ткнул меня в бок.

-  Чисти картошку. Что ты вылупился?

Я и в правду так увлёкся речью Шмакова, что совершенно забыл зачем я здесь. Пришлось срочно вспоминать. Я вновь начал чистить корнеплоды. Но речь продолжал слушать.

-  Я очень надеялся на Францию - развивал свою мысль капитан. - В сороковом году Гитлер напал на Галлов. У них оружие не намного устопало немецкому. Я думал они дадут нацистам отпор. Но хорошее оружие, этого мало. Нужна ещё смелость. А у французских солдат её не было никак. Они боялись умирать. С такими мыслями войну не выиграть. Им бы мужество наших советских воинов. Но мужество не деньги. В кредит не дашь. Франция сдалась быстро. В Германии полки магазинов стали ломиться от французских разносолов, косметики, одежды. Всё по очень доступным ценам. Немцы окончательно свихнулись. Поверили в свою безнаказанность. Это только в сорок третьем году, после курской битвы, их изобилие куда-то исчезло. А фермер не смел даже курицу зарезать без разрешения местного начальника. А ещё раньше началась тотальная мобилизация. Все те, кто смотрели на войну из кинотеатров, получили возможность понюхать пороху. Лица у бюргеров стали значительно печальнее... 

...Я до сих пор вспоминаю девчушку по имени Софи Шолль. Двадцать два года. Студентка университета в Мюнхене. Она и несколько её друзей изготовили листовки с призывом одуматься. Но в сумашедшем доме быть нормальным человеком очень опасно.

Дословно я, конечно, не вспомню, но смысл текста в листовках был такой: Мол не может быть так, что весь мир  не прав, а одна Германия права. Немцы, писала она, нам придётся платить по счетам, которые предназначены Гитлеру. Он ведёт наш народ и страну к гибели - капитан примолк, вздохнул и продолжил - и ведь таки привёл их Гитлер страну к гибели. Теперь-то мы это мы видим. Германии кирдык. А судьба народа всё ещё под вопросом. Вполне возможно, что их вырежут вот таким способом, что мы сегодня лицезрели. 

-  А что было с Софией? - спросила майор.

- Софию схватили. Судили шутовским судом. Приговорили к смерти. Приговор исполнили в тот же день. А уже на следующий день её одногруппники по университету устроили собрание. Аплодировали её смерти. Радовались, что изобличили предательницу родины. Принесли стул. Туда посадили чучело. По замыслу чучело изображало Софи. И стали читать её же листовки. Но не те что она разбросала в университете. Другие. Они предназначались для расклейки по городу. Их полиция нашла в её доме, в городе Ульм. В тех прокламациях было написано, что Гитлер преступник. Что граждане рейха, не только те, кто его поддерживает, но и те, кто пассивно наблюдает становится  соучастниками преступления. Соотечестсвенники - писала она - во всей Европе люди вздрагивают при звуках немецкой речи...

...Вот эту листовку командиры местной ячейки Гитлерюгенд и решили обыграть:
Вальтер Гросс, секретарь ячейки, как написано в протоколе собрания, прокричал "Да мы соучастники фюрера. Мы и фюрер один народ. И то что делают наши воины-герои являются преступлениями только для недочеловеков. Это всё равно, как скотина, ну там коровы и бараны, предъявляли притензии людям, за что они их едят...

-   Какой кошмар! - снова перебила майор капитана.

После чего воцарилась тишина. Её прервал Шмаков.

-   После собрания чучело сожгли, а стул на котором оно сидело тщательно помыли с хлоркой. Самое интересное, что этот Гросс работает сейчас в американском секторе. В комитете "Новая Германия". Проводит антифашистские митинги. Он выступил инициатором, чтобы во Франкфурте-на-Майне одну из улиц назвали в честь Шоль. Софи Шольштрассе.

-  И что амиериканцы не знают о его прошлом? - Спросила Надежда Петровна.

-  Знают - ответил капитан - просто Гросс талантливый агитатор. Настоящий профессионал. Ему всё равно за кого агитировать. Главное, что всё у него проходит с огоньком, с юмором, с задором...

...Надежда Петровна сделала вид что сплюнула. А Шмаков продолжал:

-  Я тут на днях за Эльбой встречался с одним британцем. Его зовут Марк. Мы вместе, здесь в Германии, в сорок первом году, провернули одну совместную операцию. Впрочем, не суть. Так вот я спросил у Марка, была ли София их агентом. На это Марк ответил, что был уверен, мол девица Шоль агент советский. И я ему верю, что он так думал. Но Шоль точно не наша.. Выходит девочка сама, своими мозгами дотумкала, что её страна сошла с ума...

...Воцарилась пауза, мы с Баклюковым тем временем загружали картошку на огромную сковороду.

Молчание нарушила женщина.

-  Степан Васильевич, скажите, что  теперь будет с Германией.

-  А ещё не решили. Пусть немцы спасибо скажут, что их под нож не пустили, как скотину. Мы всё-таки гуманисты. А вот дадут ли немцам обустроить своё немецкое государство, об этом решение пока не принято. На сегодняшний момент, ноябрь сорок пятого, к ним присматриваются. Вот что ещё хочу сказать. Могу гордится тем что я советский человек. Если бы нам дали такой же приказ как немцам, напасть на чужую страну мы бы такой приказ выполнять отказались...

...Я хмыкнул. И тут же испугался не громко ли получилось...

...Вроде не громко. Степан Васильевич Шмаков на меня внимания не обратил.
А я про себя подумал:

-   Вроде неглупый мужик, а в конце такую чепуху смолол. Ну, как бы отказались выполнять приказ??? Напали бы как миленькие. И расстреливали бы всех подряд, если бы потребовалось...

...Больше ничего интересного я не услышал. Когда картошка была готова, Шмаков поблагодарил нас и отпустил. И мы с Володей помчались в свою казарму. По дороге  Володя рассказал, что провёл почти полгода в немецкой окупации. Немцы, по его мнению, одни без оружия в России ни за что бы никуда не пошли.  Их бы грохнули если не партизаны, то простые смертные.

Я махнул рукой...

***               

2022 год Июль. Россия. Подмосковье.

...Что может быть весомее прожитой жизни???

...Деньги???

...Власть???

...Таланты, которыми наградил Господь???

К чему деньги, власть, таланты, если жизнь уже прожита? Осталось совсем чуть-чуть.

Мне девяносто шесть лет. Я почти  не встаю с кровати. Реальность и галлюцинации нередко спорят в моей голове между собой. Я частенько не могу понять. Грезится ли мне то что я вижу или слышу? Или это происходит  на самом деле?

-   Дедушке пора памперсы менять - кричит моя правнучка Лиза.

-  Ну, поменяй - отвечает её мать, моя внучка Лариса.

-  Почему опять я? - раздражённо интересуется правнучка.

Мне бы не хотелось чтобы это было действительностью. И словно проявляя милость, что это всё-таки игры моего воображения, я слышу по случайно включённому звуку в моём телевизоре.

-  Продолжаются бои за город Изюм.

-  Слава Богу, это глюки - думаю я про  себя. - Ну, какие бои за город Изюм? Кто же будет в двадцать первом веке воевать? Значит и памперсы менять не станут. Не хочется правнучке лишний раз свой срам показывать...

...Ей всего семнадцать лет. Жизнь только начинается. Я помню, когда она играла в песочнице. Как я её водил в детский садик. Десять лет назад я был ещё ого-го-го какой резвый. А ещё я помню, когда Лизе было лет пять она поразила нас взрослых такими словами. Уже не помню по какому поводу, по телевизору показывали, как в тридцатых годах взрывали Храм Христа Спасителя. Мама Лизы печально задала вопрос
"И за что России такие испытания?".

Лиза ответила "мама помнишь как ты говорила, что в церкви пукнуть нельзя, Бог накажет. А тут смотри не только пукнули, совсем церковь сломали. И не нечаянно. Нарочно"

Я пробовал поразить воображение Лизы тем, что рассказывал о своём прадеде Власе. Он родился в сердине девятнадцатого века. Когда Тургенев, являлся современным российским писателем. А Толстой и Достоевский были всего навсего молодыми литераторами. Посещали литературные кружки для начинающих.

Деда Влас, как я его называл, прожил долгую жизнь. Умер перед самой войной, в сороковом году.

-  Вот - говорю, Лиза, - ты видишь меня, твоего прадеда, а я видел деда Власа, своего прадеда. Он в детстве и юности был крепостным у графа Воронцова. А потом

у графа Шереметьева. Потому что Воронцов проиграл Власа в карты...
...Я думал Лиза спросит "кто такие крепостные?". Но она попросила  купить ей мороженное. Из чего я сделал вывод, что она не слушает мои рассказы...

...Я в её возрасте тоже не особо прислушивался к воспоминаниям дедушки Власа. Хотя кое-что в моей памяти всё-таки осело. Как барыня Екатерина приказала крестьянке Серафиме встать на большую раскалённую сковороду. Потому что муж Екатерины Сергей завёл шашни с Серафимой.

Серафима через год умерла, не дожив до двадцати лет. Извела её барыня...

...Наши жизни вспыхивают и гаснут, как исокки моего табака перед телевизором. А в телевизоре идёт бесконечный сериал.

Родители и взрослые в лучшем случае пытаются объяснить нам, что там было в предыдущих сериях. Но разве мы слушаем? Нас интересует исключительно, то, что будет.

Я начал смотреть этот дивный сериал в тысяча девятьсот двадцать девятом году. Родился я в двадцать седьмом. Но кто помнит себя в пелёнках? Никто. Любой человек помнит себя лет с двух. Тогда из репродуктора звучало:

                ...Утро красит нежным светом
                Стены древнего Кремля...

...Теперь, когда Боженька, уж скоро выключит мне сериал вместе с "телевизором", из соседней комнаты, где обитает Лиза, доносится:
               
                ...Малиновая Лада, малиновый закат
                Ты хочешь на Канары, а везут тебя за 
                МКАД...

...В моей комнате тоже телевизор. Но не от Боженьки. От фирмы "Сони". Там часто появляется толстощёикий господин с вечно злыми глазами. Вряд ли с такими глазами можно говорить о добре. Я этого господина не слушаю. Звук в телевизоре почти всегда выключен. Но сам телевизор никто не выключает. Потому что, если погаснет экран, мне станет страшно...

...Мне всегда хотелось возразить телевизору словами Лёши Андреева, моего сослуживца по красной армии...

С Лёшей мы встречали в тысяча девятьсот девяносто пятом году. Нам всего по шестьдесят девять лет. Юнцы.

Леша спросил:

-  А чем наша страна занималась до девяносто первого года, пока не рухнул СССР? Космос? Это хорошо. Войну выиграли? Прекрасно. А сколько лучших крестьян угробили? Что важнее космос или крестьяне. Для вас космос. И почему никто до сих пор скрупулёзно не подсчитал, от кого мы получили больше всего потерь? От самих себя или от внешних врагов? Мне кажется от самих себя во много раз больше...

...Тогда я с Лёшей пытался спорить. я ж патриот. А теперь я даже не знаю жив он или нет. В девяносто пятом он погостил с месячишко в России, а потом укатил назад к себе в США...

...С Лёшей получилась такая история. В ноябре сорок пятого, когда произошло пять нападений на дома немцев с жестокими убийствами, мы с Лёшей служили в одной роте. Он был влюблён в немку Ингрид. Но начальство через комсомол передало ему, что немок любить нельзя. А это плохо, когда кто-то вам указывает кого можно любить, а кого нет..

...Руководить расследованием убийств поручили капитану Шмакову. И он, откушав картошечки, приготовленной мною и ещё одним бойцом, раскрутил всё в одночасье...

...Шмаков обратил внимание, что все жертвы имели отношение к концлагерю, находившемуся в местных окрестностях.

Уцелевших узников концлагеря, а это люди со всей Европы, Голландия, Югославия, Франция, СССР, собирались отправить по  домам. Но дело затягивалось. То вагонов не хватает, то паровозов. Жили эти узники в бывших казармах вермахта. Казармы за Эльбой. В американском секторе. Шмаков взял отпечатки пальцев с мест преступлений.

Договорился с американцами, что сравнит отпечатки с жителями казарм. Для этого он взял нашу роту в помощь. И мы легально через мост отправились к американцам.
Очень многие отпечатки совпали. Больше всех отпечатков принадлежало некоему Энверу Кароглаичу. Жителю Боснии. Как потом выяснил Шмаков, в ходе допросов, он и являлся главным затейником всех налётов. Лично пытал и убивал. Остальные были лишь на побегушках.

Прежде всего Кароглаич мечтал казнить некоего Бруно Шварца. Бруно врач. Работал в концлагере. Ставил опыты над узниками.

Однажды, это было осенью сорок третьего года, он пил шнапс с начальником охраны Генрихом. Когда язык у доктора стал заплетаться, Генрих предложил свернуть банкет. На что Бруно заревел:

-  Ни-ког-да. Я в норме. Мало ли что язык заплетается. Я ещё оперции проводить могу.

В ответ Генрих снесходительно улыбнулся.

-  Нн-не веришшш - снова взревел Бруно и оглянулся.
За открытой дверью было видно как кто-то со шваброй мыл полы в коридоре. Это был Кароглаич. Ещё за месяц до этого он партизанил в Югославии. Но попал в плен. Оказался в концлагере.

Бруно попросил Генриха вызвать охрану...

...Через десять минут Энвер лежал на операционом столе. Бруно не стал утруждать себя мытьём рук и прочими мерами подготовки к операции.
Без наркоза удалил у боснийца селезенку. Затем одно из рёбер. И в конце вырезал мошонку. Караглаич уже не кричал. Потерял сознание.
На следующий день, ближе к обеду Бруно пришёл на работу. Обе руки у него заняты. В левой открытая бутылка пива, из которой он делал глубокие и жадные глотки. В правой закрытая бутылка пива. Доктор прижал её к голове. Почему? А потому что холодненькая.

Увидев забинтованного Кароглаича на койке, Бруно удивился.

-  Что делает здесь этот симулянт? - закричал эскулап.
Бруно совершенно ничего не помнил о вчерашнем...

...Не удивительно, что чудом выживший Энвер наметил его как цель номер один...

...Но не сложилось...

...Прибрал Господь Бруно...

...Причина смерти доктора не свойственно военному времени...

...Инфаркт...

...Мирный инфаркт...

....Без микроскопа видно, что основания для расплаты у Энвера Кароглаича имеется изрядно...

...Шмаков даже достал водки из сейфа и они выпили...

...Тем не менее капитан приказал расстрелять его. И заодно всех тех кого передали американцы...

 ...Среди них были и жители нашей страны. СССР. Две женщины и трое мужчин. Кстати, их отпечатков ни на одном из мест преступления не было. Американцы передали их, что называется до кучи. Коли уж ваши советские, забирайте тоже... 

...Шмаков приказал и их расстрелять. На всякий случай. Приказ тут же выполнили. Расстреляли...

...У той же стенки вместе с Кароглаичем и остальными...

...А мы при помощи Юры Репина зачастили нелегально посещать американские казармы...

...Однажды нас пригласили на свадьбу. Рядовой Смит женился на местной девушке Алисе Мюллер. Лёшу как будто молнией ударило. Почему американцам можно, а нам нет? Нет. Нет. Ни-ког-да...

...Такая простенькая проверка на вшивость и наша Родина её не прошла. Америка прошла...

В голове Лёши созрел план, как сбежать к американцам. Это не так просто. Союзники запросто выдавали перебежчиков назад.

Что сделал Лёша?

Он спёр у Шмакова список советской агентуры в западном секторе (сейф ему помог открыть Юра Репин).  И вместе со своей девушкой Ингрид, а также списком, ночью на лодке отправился туда куда зашло солнце. Искать его свет...

...На следующий день Шмаков лично явился на американскую военную базу.

Каково же было его удивление когда он увидел в кабинете начальника база своего знакомца. Знакомец имел форму морского пехотинца с погонами колонеля.
Этот самый знакомец в августе этого года пытался выдать себя за пленного немецкого солдата. Но сами немцы его и сдали. Потому что он говорил на их языке с явным русским акцентом. Шмаков пару раз врезал ему по рёбрам. И плут тут же сознался, что он не той масти.

В первую же ночь плут сбежал. И вот теперь американский колонель...

...Шмаков сделал вид, что не узнал  собеседника. Собеседник сделал тоже самое...
...Советский капитан изложил суть вопроса. У вас наш перебежчик. Просьба выдать.

-  Нет у нас никакого перебежчика - на чистейшем русском языке ответил собеседник.

-  Тогда надо прочесать окрестности - тоном не терпящим возражениий произнёс капитан.

-  Мы не будем этого делать - безстрасно парировал американец.

-  В таком случае мы сделаем это своими силами. Прошу разрешения войти на вашу территорию с ротой красноармейцев.

-   А Хо-Хо не Ху-Ху? - с безукоризненной вежливостью осведомился колонель.
Вместо ответа капитан встал и вышел. Никто его не остановил.

...Шмаков возвратился в советский сектор...

...А зря...

...Лучше бы взял ещё более секретные документы, чем были у Лёши и свалил бы к американцам...

...Ведь он мог бы. Такие документы у него имелись...

...Вместо этого он пришёл с покаянием к начальству...

...Всю ночь в пытошной его отчаянно били, чтоб не разбрасовал секретную бумагу где попало...

...А перед рассветом расстреляли..

...Тоже, на всякий случай...

***

...В Америке Лёша трудился батраком у фермера. Денег ему и Ингрид хватало, чтобы сначала арендовать, а потом выкупить дом. Путешествовать по всему миру...

...Леша и мне помог. Купил для меня эту квартиру. Раньше мы в бараке жили...

...В Россию он приезжал вместе с Ингрид. В том году они вдвоём отметили золотую свадьбу. Они опровергли утверждения семейных  психологов о том, что всякая любовь умирает в среднем через семь лет...

...Их любовь была жива и через пятьдесят. И такая же свежая как в первые дни...
В аэропорту Лёша сказал по-немецки своей жене.

-  Я Алексей Андреев, а он Андрей Алексеев.

Не нужно знать язык, чтобы это понять.

Ингрид устало улыбнулась. Ясно, что слышит она это далеко не впервые...

***

...Опять слышу как собачатся внучка с правнучкой...

-  Зачем ты якшаешься с этими либерастами? Разве ты не понимаешь, что там убивают наших мальчиков? - кричит внучка.

-  А ничего что наши мальчики поехали туда убивать других мальчиков и заодно девочек? - отвечает вопросом на вопрос правнучка...

...Я недоумеваю. Какие мальчики? Какие девочки? Куда поехали? Зачем? Звук же в телевизоре выключили. Поэтому я не знаю ничего. А если бы и знал. Память у меня, как у всех стариков. То что было вчера или даже сегодня, не помню. То что было много лет назад помню отлично....

Внучка уже в крик:

-  Вот грянет русский бунт бессмысленный и беспощадный

Правнучка:

-  А разве жизнь у нас другая? Такая же бессмысленная и беспощадная...
Внучка:

-  Вот дерьмократка выискалась. А утебя какая жизнь? Офигенно духовная? Из медучилища тебя попёрли. Из кулинарного попёрли. В магазин не успели взять, уже недостача. Наверное скоро на трассу встанешь дальнобоев ублажать...

Правнучка.

-  А то я не помню. Я хоть маленькая была, но помню. Ты сама на трассе стояла.
Внучка.

-  Да, сука ты, стояла. Тебя ж одевать, обувать, кормить надо было. Ты хоть это понимай. Вроде не дура.

Правнучка.

-  Да не дура. Я на трассу не пойду. Я когда совершеннолетней стану, сниму квартиру и буду в интернете на сайте интим-сити высталяться...


Рецензии
И сюжет интересный, и форма соответствует, и взгляды на прошлое и настоящее у меня те же. Но "диванным патриотам" читать такое нельзя, это может изменить всю их такую стройную картину мира. Хотя, пожалуй, я слишком оптимистичен: не изменит! Не поверят. Не захотят поверить.

Олег Поливода   18.04.2023 10:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте,

Вспоминаю, как на лекциях по научному коммунизму молодая преподавательница в американских джинсах, говорила нам "Ребята, я хочу вас научить не просто запоминать исторические факты, а научить думать".

Это было советское время. Перестройкой даже не пахло.

Знаете что я ответил бы ей, сейчас, симпатичной женщине в американских джинсах, имея за плечами мой сегодняшний жизненный опыт?

"Дорогуша, если вы и в правду научите нас думать, мы прямо отсюда, из аудитории с табличкой "научный коммунизм" пойдём штурмовать здание обкома КПСС.

Огромное спасибо Вам за отзыв.

Василий Владимиров   19.04.2023 09:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.