Случай в Нанкине

Это произошло в столице провинции Цзянсу городе Нанкине. Там, после ярмарки встретились два торговца шелком; первого звали Болин,  второго Тензин. Оба торговца удачно сбыли свой товар на ярмарке. Их кошельки были туго набиты монетами. Вечером они собирались отправиться в свои города; Болин в Лиян, а Тензин в Данту. Они хорошо знали друг друга, так как неоднократно встречались на рыночных площадях и беседовали, согласовывая цены на разные сорта и расцветки шелковых тканей.

Эта ярмарка для обоих торговцев была особо удачной, ибо никогда еще не было таких высоких цен и таких удачных сделок.

- Послушай, - обратился Тензин к Болину, собиравшему пустые столы и вешалки, на которых ранее были разложены и развешаны ткани. – А не обмыть ли нам столь удачную торговлю пропустив по стаканчику байцзю (крепкий алкогольный напиток близкий к водке)? Ведь не каждый месяц ярмарка бывает столь удачной?

Болин на мгновение задумался, а потом ответил:

- Пропустить по стаканчику за удачную торговлю было бы, конечно, не плохо. Но моя жена Зензен запретила мне пить даже пиво после того как в прошлом году я потерял деньги, которые мы копили на покупку новой мебели.

- Вот ведь совпадение! – воскликнул Тензин. – Мне моя дорогая Лилинг тоже запретила пить вино после того как я потерял в прошлом году ожерелье из речного жемчуга, которое купил ей в подарок. Но согласись, Болин, что за такую удачу в торговле, что сопутствовала нам вчера и сегодня, грех не выпить!

- В этом ты прав, Тензин! Но я дал слово моей Зензен, что если и выпью, то только дома, и только под ее присмотром.

- Но, Болин, я ведь не говорю, что мы должны напиться. Мы и выпьем по маленькому стаканчику байцзю и все!

- Ох, - вздохнул Болин. – Даже не знаю. Звучит, конечно, заманчиво, тем более, когда мы прибудем домой, то не только хмель, но сам запах от байцзю выветрится. Пожалуй, за удачную торговлю выпить можно!

- Тогда после того как соберем весь инвентарь, давай сходим в чифань (харчевню) к старому Ли и пропустим по стаканчику.

- Хорошо, - согласился Болин. – Но только по одному стаканчику, не больше.

- Конечно,  – кивнул Тензин. – Мне не нужны неприятности с моей Лилинг.

- А мне с моей Зензен! – перевязывая веревкой сложенный навес, сказал Болин.

В харчевне у старого Ли было людно, но, тем не менее, хозяин отыскал свободный столик для новых посетителей. Старый Ли помнил, что эти два торговца шелком когда подопьют, становятся очень щедрыми и оставляют хорошие чаевые.

- Что будут пить мои почтенные гости? – поинтересовался хозяин.

Тензин и Болин переглянулись и в один голос ответили:

- Мы выпьем только по стаканчику байцзю и все!
Хозяин кивнул и ушел. Уже через минуту перед торговцами шелком стояло два маленьких стаканчика с байцзю.

Тензин подняв свой, произнес тост:

- Выпьем, мой друг, за удачу в торговле, пусть она и дальше сопутствует нам!

- Хороший тост! – поддержал Тензина Болин. – За это и выпьем.

Торговцы одним махом опрокинули стаканчики, в которых байцзю было всего-то по одному маленькому глоточку. Сначала они посмотрели друг на друга, потом на пустые стаканчики, и Болин, словно прочитав мысли Тензина, крикнул:

- Хозяин!

На его крик пришел старый Ли.

- Чего угодно моим дорогим гостям? – спросил он.

- Мы решили выпить еще по стаканчику байцзю. Торговля была уж очень удачной, чтобы отметить ее лишь одним глотком!

- Понимаю! – потирая руки ответил Ли и  ушел.

И снова перед торговцами появилось два маленьких стаканчика с байцзю.
Теперь тост произнес Болин:

-Тензин, давай выпьем за наших верных жен! Ведь только благодаря нашим женщинам мы столь успешны! Если бы не их забота, разве мы смогли бы так разбогатеть?

- Не смогли бы! – подтвердил Тензин. – За наших жен!

Он махом опрокинул свой стаканчик. Болин также не заставил себя ждать.

- А наши дети? – сказал Тензин.

- Что наши дети? – переспросил Болин.

- За них тоже нужно выпить! Ведь мы живем и торгуем только ради них!

- Хозяин! – крикнул Тензин. – Еще по стаканчику байцзю!

Когда третий стакан был выпит, Болин ударил себя по лбу.

- Забыл! – сказал он.

- Что забыл? – спросил Тензин.

- Нам еще обязательно надо выпить за родителей и предков. Ведь это благодаря родителям и всем предкам мы так счастливы и богаты!

- Согласен, - кивнул Тензин. – Родители – это святое!

- Хозяин! – крикнул Болин. – Еще по стаканчику!

Потом они выпили за их дружбу, за славный город Нанкин, за Императора, за Поднебесную, за харчевню старого Ли и здоровье хозяина. Через пару часов у них на  столе теснились пустые бутылки из-под байцзю и тарелки с закусками.

- Я на этой ярмарке заработал рекордное количество денег! – кричал Болин, потрясая своим туго набитым кошельком.

- У меня та же история! – показал свой кошелек Тензин, швы которого трещали от натуги.

- Хозяин! – крикнул Болин. – Еще бутылку байцзю!

За соседним с торговцами столом сидел человек со шрамом на скуластом лице. Его звали Шэнли. Шэнли был грабителем, который совсем недавно освободился из городской тюрьмы. Он внимательно слушал потерявших всякую бдительность торговцев. Украдкой поглядывал на пристегнутые к их поясам кошельки и радовался количеству выпитого Болином и Тензином вина.

Глаза обоих налились кровью от большого количества выпитого. Болин и Тензин сначала громко кричали и произносили тост за тостом, но потом оба как-то сникли, и стало ясно, что их обоих клонит в сон.

- Послушай, Тензин, - обратился к товарищу Болин, - нам надо бы снять гостиницу на эту ночь. Я не могу вернуться к своей милой Зензен в таком виде!

- Это правда! Я также не хочу появляться дома пьяным. Ведь я обещал моей прекрасной Лилинг, что не буду пить вина!

- Тогда нам надо найти гостиницу и хорошенько проспаться, а завтра ехать по домам, - предложил Болин.

- Верно! – согласился Тензин.

Тут за их столик подсел Шэнли. Он обратился к торговцам со словами:

- Я слышал, что господа ищут место для ночлега. Я как раз содержу гостиницу тут неподалеку. У меня отличные номера для постояльцев! Все отзывы о моей гостинице только положительные.

- Да? – вперил глаза в Шэнли Тензин. – А дорого ли ты берешь за ночлег? Если дорого, то мы поищем другое место!

- Поищем другое место! – икнув, повторил слова товарища Болин.

- Ночь в моей гостинице стоит всего лишь два юаня с человека, - сказал Шэнли.

- Недорого! – удовлетворительно сказал Тензин.

- Тогда веди нас в свою гостиницу! Я ужасно хочу прилечь! – закричал Болин. – Только помоги мне встать, а то земля уходит из-под моих ног.

- Конечно, конечно! - засуетился Шэнли, поддерживая за локоть, встающего со стула Болина.

Торговцы расплатились за стол, оставив старому Ли большие чаевые и поддерживаемые Шэнли, вышли на воздух.

- Нам туда, - указал Шэнли вниз по улице. –  Моя гостиница находится в той стороне.

Утром, Болин и Тензин очнулись на заброшенной конюшне. Они лежали в куче гнилой соломы. У обоих были шишки на головах да синяки под глазами. Кошельки туго набитые деньгами были срезаны с их поясов.

Торговцы шелком попытались отыскать похитителя, лицо которого никак не могли вспомнить. Старый Ли, к которому они обратились, тоже не смог описать того человека с которым вечером ушли Болин и Тензин.  Он сказал, что видел того человека впервые, а лица его, так как у него плохое зрение, не рассмотрел толком. Возможно, старый Ли тогда соврал, но сейчас это уже не имеет никакого значения, ибо он давно умер.
А тогда, немного приведя себя в порядок, Болин и Тензин отправились по домам. Болин в свой город, а Тензин в свой. По дороге каждый из них придумывал историю, которую расскажет своей жене, о грабителях, что напали на него по дороге и отняли деньги. Каждый из них клялся в душе, что больше не будет пить ни вина, ни пива. Знаете, так и случилось, ни Болин, ни Тензин больше не пили ни байцзю, ни вина, ни даже слабого пива. Горький опыт отрезвил обоих торговцев лучше всяких наставлений...


Рецензии